Interested Article - Уильям де ла Поль (судья)

Уильям де ла Поль ( англ. William de la Pole ; умер 21 июня 1366 ) — английский финансист, купец, и королевский ростовщик, второй судья суда казначейства в 1339—1340 годах, рыцарь-баннерет с 1339 года. Богатый торговец шерстью, Уильям стал королевским ростовщиком и основал род де ла Полей , который благодаря своему мастерству финансиста за одно поколение поднял свою семью из относительной безвестности до одного из важнейших родов королевства.

Вместе со старшим братом Ричардом Уильям занимался торговлей гасконским вином, а позже стал одним из помощников дворецкого королевского двора. Позже братья разделили активы, после чего Уильям сосредоточился на торговле шерстью, а также давал крупные ссуды королю Эдуарду III , которому требовались деньги для ведения войн с Шотландией и Францией.

Уильям занимался финансированием Столетней войны за счёт доходов от торговли шерстью, но основанная им шерстяная компания прогорела из-за злоупотреблений её сотрудников, а сам он оказался под судом из-за обвинения в контрабанде шерсти. Позже был выпущен и основал новую, более успешную компанию, но позже отошёл от её управления. После того как король Эдуард III перестал нуждаться в финансировании своих военных походов, он в 1350-е годы вновь пытался судить Уильяма за прошлые прегрешения, что стоило тому части состояния. В итоге ему всё же удалось сохранить значительное состояние, а в январе 1366 года, на 5 месяцев до его смерти, Майкл, наследник Уильяма, который был рыцарем принца Уэльского Эдуарда , был вызван в английский парламент как барон де ла Поль. Позже Майкл получил титул графа Саффолка , а его потомки — титулы герцога Саффолка и графа Линкольна .

Происхождение

Обычно считается, что Уильям был средним из трёх братьев: у него был старший брат по имени (умер в 1345) и младший Джон . При этом о его происхождении существует несколько версий. В ряде источников упоминается, что отца братьев де ла Поль звали Уильям и он происходил или из , или из Халла . Это имя указывают как ряд источников Викторианской эпохи , так и историки XVII века — Уильям Дагдейл и Уильям Кемден . Один из исследователей, Чарльз Фрост, отмечает, что описание статуса отца Уильяма достаточно противоречиво: в одних источниках он назван купцом, в других — рыцарем . Также высказывалось предположение, что братья де ла Поль могли быть родственниками Уильяма де ла Поля, торговца из Тотнеса , однако документальных доказательств этого не существует .

В первой половине XIV века в Халле упоминается несколько людей по имени Уильям де ла Поль. При этому исследователь А. Харви не обнаружил никаких документальных свидетельств существования в Халле или Равенсере отца Уильяма; второй упоминаемый Уильямь де ла Поль был сыном Ричарда де ла Поля, брата Уильяма Старшего, указав, что братья не раскрывали происхождения и места рождения отца, поэтому «эта тайна остаётся неразгаданной» .

В некоторых источниках указывается, что мать братьев де ла Поль звали Елена . Также указывалось, что она после смерти мужа вышла замуж за Джона Ротенхеринга, купца из Халла . По мнению А. Харви идентификация Елены как матери Уильяма де ла Поля ошибочна и основана на неверной интерпретации завещания Джона Ротенхеринга. Исследователь считает, что братья де ла Поль были сиротами из важной семьи, а Джон Ротенхеринг из Халла и Роберт Ротенхеринг из Равенсера, оба крупные торговцы, выступали в качестве их опекунов. Большая часть собственности Джона Ротенхеринга, единственная дочь которого умерла в 1340 году без наследников, после его смерти перешла к братьям Уильяму и Джону де ла Полю .

Чарльз Фрост высказывал предположение, что отцом Уильяма де ла Поля мог быть сэр , четвёртый сын валлийского князя Грифида ап Гвенвинвина , но эту гипотезу А. Харви подверг сомнению, поскольку данное утверждение противоречит тому, что тот же Фрост называет мать Уильяма Еленой, в то время как вдовой Уильяма де ла Поля из Поуисленда была Глэдис (умерла в 1344), которая замуж больше не выходила. Сам Харви предположил, что Уильям мог быть сыном сэра Льюиса (Лливелина) де ла Поля (умер в 1294) и его жены Сибиллы, внуком сэра Гриффина де ла Поля из Лондона. По его мнению, косвенным доказательством рыцарского происхождения Уильяма является его опека крупными торговцами, а также последующая быстрая карьера, которая включала в себя тесные связи с королевским двором .

Ранняя биография

Уильям, вероятно, родился между 1290 и 1295 годами . В начале своей карьеры он был тесно связан со старшим братом Ричардом. Изначально они были купцами в Равенсере, но в 1310-е годы перебрались в Кингстон-апон-Халл . Первоначально они занимались импортом гасконского вина, а к 1317 году стали помощниками , занимаясь закупкой вин для короля . Между 1321 и 1327 годами Ричард также собирал там королевские пошлины, а в 1321—1324 братья были камергерами Кингстон-апон-Халла, финансируя строительство для защиты от набегов шотландцев, потратив на это 306 фунтов. В 1320-е годы Уильям начал всё больше экспортировать шерсти из Халла. В этот же период он начал финансировать короля Эдуарда II , который конфликтовал с королём Франции из-за Аквитании .

После того как королём Англии в феврале 1327 года стал Эдуард III , возобновилась война с Шотландией . С этого момента Ричард и Уильям де ла Поли, которые были ведущими купцами Халла, навсегда стали ассоциироваться с центральным правительством. Роджер Мортимер, 1-й граф Марч , регент королевства, назначил Ричарда де ла Поля главным королевским дворецким, занимая её до 1331 года, а 22 мая 1329 года он вместе с Уильямом получил должность дегустатора вин, причём Уильям снабжал брата деньгами для королевской службы. Поскольку в это время флорентийские банкиры испытывали временные трудности, то в июле 1327 года братья впервые в карьере стали крупными кредиторами английской короны. Так когда 29 августа Барди не смогли расплатиться с иностранными наёмниками, Уильям предоставил короне ссуду в 2001 фунт. Всего с июля 1327 по февраль 1329 года братья ссудили 13 482 фунта, что было ненамного меньше, чем короне предоставили Барди, авансировавших в 1327/1328 году 15 470 фунтов. Этот первый опыт кредитования с большими суммами принёс братьям де ла Поль выгоду в 22 %. При этом их способность конкурировать с крупнейшим флорентийским банком была основана на способности брать кредиты у других английских купцов, которые не хотели давать ссуду напрямую короне, но доверяли де ла Полям. В 1345 году Уильям признался в казначействе, что его ссуды короне финансировались за счёт займов у других купцов .

Когда в октябре 1330 года регент Мортимер был свергнут, это не привело к отставке братьев де ла Поль. Хотя они и лишились должности дегустатора вин, но Ричард сохранил должность дворецкого и появляется на рождество 1330 года среди оруженосцев королевской семьи. Но с 12 июля 1331 года Уильям и Ричард прекратили сотрудничество, а их карьеры разошлись. В заключённом ими соглашении о разделе активов упоминается состояние более 11 200 фунтов, что эквивалентно почти трети королевского прямого налога, который в 1332 году был наложен на мирян .

Ростовщик и торговец шерстью

На основании соглашения, заключённого в июле 1331 года, исследователи делают вывод, что Уильям контролировал бо́льшую часть капитала торговой компании, при этом в основном его бизнес заключался в ссудах магнатам и прелатам. Главной торговой базой де ла Поля оставался Кингстон-апон-Халл. В мае 1331 года Эдуард III превратил поселение в автономный город, первым его мэром стал Уильям, пробывший на этой должности до 1335 года. А после того, как в марте 1333 года умер последний королевский смотритель Халла, королевскую недвижимость в городе унаследовали именно братья де ла Поль. В 1388 году Майкл , наследник Уильяма, получил от неё доход в 450 фунтов .

В 1333—1337 годах Уильям внёс важный вклад в войну с Шотландией, предоставив ссуды, а также поставив армии оружие и другие предметы снаряжения. В это же время он приобрёл немало собственности в других местах Йоркшира и палатината Дарем . В некоторые новые поместья Уильяма располагались в областях, где производилась лучшая шерсть, в первую очередь, в . При этом его поместья в Западном и Северном райдингах, а также в Дареме, располагались на большой северной дороге, которая проходила через Йоркшир по направлению к шотландской границе, либо недалеко от неё. В результате их удачного расположения служащие Уильяма во время путешествия из Южного Йоркшира в Дарем могли в каждую ночь останавливаться в них и хранить товары во владениях де ла Поля .

По частично сохранившимся деловым отчётам Уильяма можно сделать вывод о причинах его коммерческих успехов. Он выплачивал комиссионные своим служащим, покупающим шерсть, в 2 раза больше, чем другие ведущие торговцы. В 1339/1340 году в Брюгге он снял 8 складов для хранения шерсти, заплатив за аренду 100 фунтов, что с точки зрения ставки за 1 мешок оказалось даже выгоднее, чем за товары в Кингстон-апон-Халле. Счета Уильяма были организованы достаточно эффективно, все расходы регистрировались на единицу товара, в результате чего на каждом этапе коммерческой операции можно было легко проанализировать затраты .

Шерстяная компания и финансирование Столетней войны

В 1336 году в Англии начали подготовку к войне с Францией , которая началось в мае 1337 году и позже получила название Столетней . Этот конфликт открыл для Уильяма огромные возможности. Судя по всему, он разработал схему финансирования войны, связанную с шерстью, для управления которой он создал шерстяную компанию, которую и возглавил вместе с лондонцем Реджинальдом Кондуитом. Она была вполне работоспособна, если бы всё шло по разработанному де ла Полем плану, но этого в итоге не произошло. Основной причиной стали злоупотребления сотрудников Уильяма и нетерпение королевских послов в Брабанте , которым требовались деньги для оплаты армий континентальных союзников Эдуарда III. Торговая компания получила монополию на эскспорт шерсти, право закупки её в кредит, а также контроль над доходами от таможни. Ожидалось, что в Дордрехт в Брабанте будет отправлено 30 тысяч мешков шерсти (средний годовой экспорт), за что получит аванс в 200 тысяч фунтов. Однако сотрудники компании злоупотребили своими полномочиями по принудительному выкупу, что помешало собрать полную сумму; при этом не менее 4400 мешков были ввезены контрабандно. В декабре 1337 года компания предложила заплатить королевским посланникам треть обещанной суммы, хотя если бы не контрабанда, они бы могли получить половину. В результате королевские посланники конфисковали всю партию, что ускорило крах схемы. К февралю 1338 года Эдуард III убедился в том, что ответственность за случившееся несёт де ла Поль. Провал схемы нарушил график финансирования двух военных кампаний английского короля в Нидерландах в июле 1338 — феврале 1400 года, а также обрёк его на месяцы нищеты во время первого пребывания там. Английские же союзники, лишившиеся большей части обещанных денег, отложили вторжение во Францию, в результате чего стало слишком поздно чего-то добиваться там .

Крах шерстяной компании дорого обошёлся многим соратникам Уильяма, но сам он пострадал не очень сильно. В итоге он стал выдавать огромные ссуды в одиночку. С июня 1338 по октябрь 1339 года король задолжал де ла Полю 111 156 фунтов, из которых 100 700 были выплачены за границей. В итоге Уильям получил бывший особняк Барди на Ломбард-стрит , а также сделал безрассудную покупку за 22 650 фунтов поместья , включавшее в себя большую часть земель родного для него Холдернесса. Это было очень ценное королевское поместье, приносившее доход около тысячи фунтов в год. Эдуард III, который согласился на его продажу только потому, что крайне нуждался в деньгах, так и не простил де ла Полю, что тот заставил его так поступить. Кроме того, Уильям получил звание рыцаря-банyерета и в сентябре 1339 года в этом качестве был вызван в английский парламент . Кроме того, с ноября 1339 по июнь 1340 года он был вторым судьёй суда казначейства .

Испытания и невзгоды

Памятник Уильяму, возведённый в Кингстон-апон-Халле

Вторая экспедиция Эдуарда III в Нидерланды (июнь — ноябрь 1340 года) с финансовой точки зрения была ещё более катастрофичной, чем первая. Ссуды, который выдавал де ла Поль, были скромными, хотя к ноябрю 1340 года ему были возвращены 80 % долга. Оба этих факта окончательно погубили де ла Поля в глазах короля. После возвращения в Англию Эдуарда III 30 ноября все финансисты (в том числе и де ла Поль), признанные виновными в его несчастьях, были арестованы. Король конфисковал Бёрствик, который Уильяму так и не был возвращён. С апреля по июль 1341 года проходил суд над де ла Полем и Кондуитом, главами Шерстяной компании. Истинным обвинением было фактическое нарушение контракта, но контрабанда шерсти превратила его в уголовное. По итогам суда было объявлено о конфискации всего имущества, а Уильям просидел в заключении дольше других финансистов. Но в мае 1342 года его финансовая помощь вновь понадобилась, в итоге де ла Поль получил свободу .

Оказавшийся при делах Уильям вновь продемонстрировал умение заручиться поддержкой местных и германских купцов. В 1343 году, оставаясь в тени, он смог организовать новую английскую компанию, которой успешно руководил до 1345 года. Она вновь взимала королевские таможенные пошлины, в результате можно было безопасно занимать огромные суммы, необходимые королю. Уильям, судя по всему, изобрёл схему, позволяющую его компании скупать старые королевские долги с огромными скидками, недобросовестно воспользовавшись частичным банкротством короля. В итоге де ла Поль тайно смог вернуть оставшиеся ему долги, судя по всему, на менее невыгодных условиях. В итоге в 1343—1345 году королевские долги ему на сумму не менее 84 тысяч фунтов были «уничтожены». Кроме того, в компании были довольно широко распространены и злоупотребления, в том числе и подделка королевских обязательств .

В 1345 году, опасаясь, что огромные финансы, идущие на финансирование военных кампаний Эдуарда III, могут его потопить, Уильям отказался от участия в созданной им компании. Его преемники смогли достаточно эффективно финансировать поход, закончившийся разгромом французов в битве при Креси , а также длительную, но успешную осаду Кале . Их разорила эпидемия чумы 1348—1349 годов, но Уильяму в ноябре 1353 года удалось избежать ответственности по долгам компании. Эта попытка вовлечь де ла Поля в банкротство его бывших коллег была частью новой королевской атаки на него. Эдуард III теперь мог себе позволить быть независимым от финансистов, поскольку в 1350—1354 годах война немного утихла. В итоге король мог напрямую взимать таможенные сборы, а не отдавать их заранее в залог банкирам. Против Уильяма был возобновлён процесс 1341 года по обвинению в контрабанде шерстью в 1337 году, что грозило ему полным разорением. Но де ла Поль смог заключить с королём сделку, по которой он вернул Эдуарду II все непогашенные королевские долговые обязательства и отказался от претензий на Бёрствик. В итоге ему всё же удалось сохранить значительное состояние, а в январе 1366 года, на 5 месяцев до его смерти, Майкл, наследник Уильяма, который был рыцарем принца Уэльского Эдуарда , был вызван в английский парламент как барон де ла Поль .

Смерть и наследство

Рисунок 1796 года, изображающий захоронение Уильяма

Уильям умер 21 июня 1366 года и был похоронен в основанной им картезианской в Кингстон-апон-Халле. Его вдова надолго пережила мужа; имея ежегодный доход около 200 фунтов, она умерла в 1382 году. Из сыновей Уильяма второй, Эдмунд (умер в 1419), основал рыцарскую семью. Но наибольшего успеха добилось потомство его старшего сына, Майкла де ла Поля. Он удачно женился на Кэтрин Уингфилд, благодаря чему унаследовал ценные поместья в Восточной Англии , а в 1385 году получил титул графа Саффолка . Его потомки играли заметную роль в истории Англии, а в 1484 году Джон де ла Поль, граф Линкольн , был признан королём Ричардом III наследником короны, и при ином исходе битв при Босуорте (1485 год) и Стоук-Филде (1487 год) мог бы стать королём Англии .

Деятельность Уильяма де ла Поля в качестве организатора английских торговых компаний оставила неизгладимый след в английской торговле шерстью и её королевском налогообложении. Переход от свободной торговли к монополии торговых компаний и большого королевского налога на экспортируемую шерсть, ставшие следствием предприятий Уильяма, привели к сокращению экспорта. Вместо этого начала расширяться английская суконная промышленность, а производители английских шерстяных тканей смогли проникнуть на зарубежные рынки в Германии, Нидерландах и Средиземнорье .

Брак и дети

Жена: Кэтрин Уингфилд (де Норвич) (умерла 28 января 1382), дочь Уолтера де Норвича . Дети:

  • Майкл де ла Поль (около 1330 — 6 августа 1389), 1-й барон де ла Поль с 1366 года, 1-й граф Саффолк с 1385 года .
  • Эдмунд де ла Поль (умер в 1419) .
  • Уолтер де ла Поль .
  • Томас де ла Поль .
  • Бланка де ла Поль (умерла после 1378); муж: не позднее 21 февраля 1352 Ричард Скруп (1326/1327 — 30 мая 1403), 1-й барон Скруп из Болтона с 1371 .
  • Маргарет де ла Поль ; муж: с 1344 Роберт Невилл из Хорнби (умер в 1413)

Примечания

Комментарии
  1. Равенсер был главной гаванью йоркширского полуострова Холдернесс. Однако его положение было уязвимым (позже его поглотило море), поэтому Эдуард I в 1293 году новую гавань — Кингстон-апон-Халл (сейчас — Халл) .
  2. Чарльз Кингсфорд указывает, что Уильям и Ричард появились в Халле минимум в 1318 году , Фрайд указывает 1317 год , а Бурн — 1316 год, предположив, что братья могли перебраться и несколькими годами ранее
Источники
  1. Frost C. Notices relative to the early history of the town and port of Hull. — P. 31, note 'e'.
  2. Harvey A.S. The De La Pole Family of Kingston upon Hull. — P. 2—5.
  3. Kingsford C. L. // Dictionary of National Biography. — Vol. XLVI. Pocock — Puckering. — P. 49—50.
  4. Sir William de La Pole // (англ.) — 2003.
  5. Fryde E. B. Pole, Sir William de la (d. 1366) // (англ.) / — Oxford: OUP , 2004.
  6. Sir William de la Pole // (англ.)
  7. (англ.) — 2003.
  8. Bourne H. R. F. The De La Poles of Hull (1311–1366). — P. 52.
  9. Fryde E. B. William de la Pole: Merchant and King's Banker. — P. 11—13.
  10. Fryde E. B. // Oxford Dictionary of National Biography (англ.) .
  11. Sheahan J. J. General and concise history and description of the town and port of Kingston-upon-Hull. — P. 35, note 'a'.
  12. Bourne H. R. F. The De La Poles of Hull (1311–1366). — P. 55.
  13. Fryde E. B. William de la Pole: Merchant and King's Banker. — P. 14—15.
  14. Cawley H. (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 16 июля 2021.
  15. Tuck A. // Oxford Dictionary of National Biography (англ.) .

Литература

  • Bourne H. R. F. // English merchants: memoirs in illustration of the progress of British commerce. — 2nd edition. — 1886. — Vol. 1. — P. 50–70.
  • Harvey A.S. The De La Pole Family of Kingston upon Hull. — East Yorkshire Local History Society, 1957.
  • Fryde E. B. // Oxford Dictionary of National Biography (англ.) .
  • Frost C. . — J.B. Nichols. — 1827.
  • Fryde E. B. The Last Trials of Sir William de la Pole // The Economic History Review. — 1962. — Vol. 15. — P. 17–30. — doi : .
  • Fryde E. B. . — St. Anthony's Hall Publications, 1964. — (Borthwick Institute of Historical Research (25)). — ISBN 978-0-900701-26-9 .
  • Fryde E. B. . — Hambleton Press, 1988. — ISBN 0-907628-35-4 .
  • Kingsford C. L. // Dictionary of National Biography / Edited by Sidney Lee. — L. : Smith, Elder & Co , 1896. — Vol. XLVI. Pocock — Puckering. — P. 49—50.
  • Sheahan J. J. . — Simpkin, Marshall & Co., 1864.

Ссылки

  • Cawley H. (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 17 июля 2021.
Источник —

Same as Уильям де ла Поль (судья)