Interested Article - Карпцов, Иоганн Бенедикт (1639—1699)

Иоганн Бенедикт Карпцов (также Иоганн Бенедикт Карпцов II , нем. Johann Benedict Carpzov , 1639—1699) — немецкий лютеранский теолог и филолог , профессор и многократный ректор Лейпцигского университета ; один из наиболее известных оппонентов пиетизма .

Биография

Карпцов был старшим сыном лейпцигского теолога и пастора церкви св. Фомы и Елизаветы Вурфпфенниг. Получив всеобъемлющее домашнее образование, он экстерном закончил школу св. Фомы и в 1654 году в тринадцатилетнем возрасте был записан в студенты Лейпцигского университета , посещая лекции по поэтике, Фридриха Раппольта по диалектике, Кристиана Фридриха Франкенштейна по истории, Якоба Томазия по моральной философии и Филиппа Мюллера по математике; при этом уже в том же году Карпцов смог приобрести степень бакалавра свободных искусств. В 1655 году он продолжил обучение в университете Йены , слушая лекции Кристиана Хемница, Иоганна Фришмута и Иоганна Андреаса Бозе и участвуя в филологических и гебраистических диспутах.

В 1657—1658 годах Карпцов изучал теологию в Страсбурге , считавшемся тогда оплотом лютеранской ортодоксии ; среди его учителей значимы, прежде всего, , известный своими библейско - герменевтическими трудами, Себастиан Шмидт — один из зачинателей библейской теологии, и историк Иоганн Генрих Бёклер . В 1658 году Карпцов предпринял образовательное путешествие, посетив виднейших лютеранских и реформистких теологов-гебраистов своего времени: Тобиаса Вагнера в Тюбингене , Мартина Цайлера в Ульме , Иоганна Генриха Урсинуса в Регенсбурге , Иоганна Михаеэля Дильхера в Нюрнберге , Теодориха Хакшпана в Альтдорфе и Иоганна Генриха Хоттингера в Гейдельберге ; во Франкфукте-на-Майне он присутствовал на коронационных торжествах императора Леопольда . Приняв участие в заключительном диспуте в Страсбурге, он отправился в Базель к известному гебраисту .

Вернувшись в Лейпциг, в январе 1659 года Карпцов получил научную степень магистра на философском факультете и в следующем году читал лекции по древнееврейскому языку . В то же самое время он продолжил обучение на теологическом факультете у в свое время известных Иоганна Хюльземана, Иеронима Кромайера, Мартина Гайера и Иоганна Адама Шерцлера. В 1662 году Карпцов получил место субботнего проповедника в городской церкви св. Николая и в следующем году — степень бакалавра теологии. Вместе с тем в 1665 году он перенял кафедру этики на философском факультете. В 1668 году ему удалось добиться степени лиценциата по теологии и перенять кафедру гебраистики; в своих лекциях он ориентировался на работы Иоганна Буксторфа-младшего, признавая его лучшим истолкователем библейских текстов. Десять лет спустя, в 1678 году Карпцов получил также степень доктора теологии и ещё год спустя — пост ректора Лейпцигского университета (повторно — в зимние семестры 1691/1692 и 1697/1698 годов), а также пастора церкви св. Фомы . Наконец, в 1697 году он занял место скончавшегося Валентина Альберти в качестве наставника саксонских и польских стипендиатов, асессора духовной консистории как директор книжной комиссии, каноника мейсенского соборного капитула и университетского децемвира.

Заболев гриппом с тяжёлыми осложнениями, Иоганн Бенедикт Карпцов скончался 23 марта 1699 года и был похоронен в церкви св. Фомы.

Идейное наследие и борьба с пиетизмом

Карпцов, воспринимавший себя в качестве защитника истинного основанного на Формуле согласия лютеранского вероучения, на протяжении всей своей университетской карьеры интересовался, прежде всего, проблемами ветхозаветной экзегезы и гомилетики с особым уклоном в гебраистику . Так, он регулярно читал лекции о Талмуде и в целом по theologia judaica , и с 1684 по 1693 годы воплотил целый цикл лекций о «ветхозаветном евангелисте» Исайе . Интерес в этом свете представляет критическое высказывание Августа Германа Франке — одного из студентов и затем оппонента Карпцова — о недостаточном внимании лейпцигских профессоров к практике истолкования библейских текстов. Вероятно, это противоречие объясняется не столько желанием Франке по-новому структурировать изучение теологии, обратившись к новозаветным текстам, и указывая при этом на преимущества собственного метода, но ещё более — стремлением подчеркнуть индивидуальную морально-назидательную пользу изучения Библии. Однако именно этот аспект был для ортодоксальных теологов вроде Карпцова абсолютно неприемлемым: «Эти люди, которые только говорят о благочестии и набожности, и мало либо совсем не заботятся о вероучении, совершенно не сознают, что есть благочестие и набожность».

Фактически, при непосредственном участии Карпцова Лейпцигский университет превратился во второй половине XVII века в один из центров «гебраистическо-талмудистской учёности» ; также и поддержанное Карпцовым основание академического семинара collegium philobiblicum в 1686 году свидетельствует, скорее, об интересе к экзегетической теме. Публикация комментариев к ветхозаветным и раввинистическим текстам, среди прочего, комментариев его страсбургского учителя Себастьяна Шмидта к Мишне , трактата De Ieiuniis Маймонида с латинским переводом, Pugio Fidei Рамона Марти или Horae Hebraicae et Talmudicae Джона Лайтфута принесла Карпцову известность далеко за пределами Лейпцига и была одной из причин его сотрудничества с Acta eruditorum . Современники особо отмечали также ораторский дар Карпцова как проповедника, называя его «лейпцигским Златоустом ». Вместе с тем следует заметить, что критическая текстология , составлявшая основу методического подхода Карпцова, к его времени и, особенно, начиная с 1700 года всё более уступала место радикальной исторической критике Библии.

Несмотря на то, что Карпцов, как и большинство теологов его времени, изначально симпатизировал усилиям Шпенера и Франке по организации собраний для чтения Библии (так называемых collegia pietatis ) и даже одно время рекомендовал их посещение, начиная с 1687 года он, в качестве представителя городской церковной администрации, решительно выступал против стремительно набиравшего популярность и всё более радикализировавшегося пиетистского понимания веры. Кружки, предлагавшие обсуждение библейских текстов на немецком языке и открытые для всех желающих, быстро вышли за пределы университета, привлекая многочисленную простонародную и даже женскую публику. Столкнувшись с потерей интереса горожан к посещению церковных проповедей и враждебностью собственных студентов к научному изучению Библии, лейпцигский теологический факультет попытался защитить свои позиции, объявив пиетизм вводящим в заблуждение учением. Острая форма конфликта, выразившаяся в открытых взаимных обвинениях после смерти последователя Франке студента Мартина Борна и ещё более драматично — в так называемых «пиетистких волнениях» , потребовала даже правительственного вмешательства: специальные слушания в Дрездене летом 1689 года установили нарушение общественного порядка; как следствие, курфюршеский эдикт от 10 марта 1690 года запрещал всякие пиетистские собрания. В итоге, значительная часть пиетистов во главе с Франке покинула Лейпциг, также и Шпенер, потерявший доверие двора, год спустя занял место пробста в Берлине . Кроме того, под удар попал коллега Карпцова Христиан Томазий , вставший на защиту Франке; вовлечённость Томазия в этот конфликт была одной из причин его «изгнания» из Саксонии.

Хотя работы по гомилетике и опубликованные проповеди Карпцова пользовались значительной популярностью и служили целям обучения студентов-теологов вплоть до середины XVIII века, впоследствии возобладала резко негативная оценка его деятельности, базирующаяся на суждениях его оппонентов. В пылу публицистической борьбы фигура Карпцова, как одного из наиболее ярких представителей поздней лютеранской ортодоксии, превратилась в однозначно реакционного и ограниченного в своих суждениях противника пиетизма и позднее — всей эпохи Просвещения : особая роль здесь принадлежит программному труду Готфрида Арнольда «Unparteische Kirchen— und Ketzerhistorie» (1699). В этом смысле типична оценка, данная в 1909 году Отто Кирном в его истории лейпцигского теологического факультета, что Карпцов «как профессиональный гебраист был непредвзят и заслужен, в то время как церковный деятель в отношении пиетистов он был мелочен и несправедлив вплоть до мании преследования». Осторожная ревизия сложившейся картины началась с работы Ганса Лойбе 1924 года, подчеркнувшего реформистский характер воззрений Карпцова ; ему следует ряд новейших исследований, в частности, Детлефа Дёринга и Иоганна Вальмана, констатировавшего, что «восходящее к Готфриду Арнольду представление о мёртвой, чуждой жизни ортодоксии можно рассматривать как отжившее и окончательно устаревшее».

Избранные сочинения

  • Davids Danck= und Lob= Opfer / so er nach überstandener plage der Pestilenz GOTT geopfert / aus I. Paral.XXII,25.26.27. und 2.Sam.XXIV,25. an dem im ganzen Chur=Fürstenthum Sachsen nach verflossener Pestzeit angestellten allgemeinen großen DANK=FESTE / war der VI. Sontag Trinitatis 1681. der Christlichen Gemeine zu Sanct Thomas in Leipzig / zum exempel schuldiger nachfolge vorgestellet / von JO. BENEDICTO CARPZOV, Doct.Prof.Publ. und Pastore. Leipzig, Fried. Lanckische Erben, 1681. Druck Christoph Günther.
  • Horae Hebraicae et Talmudicae In Quatuor Evangelistas , Leipzig 1684.
  • Indroductio in Theologiam Judaiam et lectionem Raymundi aliorumque id genus autorum , Leipzig und Frankfurt 1687.
  • Imagio Pietismi , 1692.
  • Außerlesene Trost= und Leichen=Sprüche/bey unterschiedenen begräbnissen… , Leipzig 1694.
  • Auserlesene Tugendsprüche aus der Heiligen Schrift , Leipzig 1692.
  • De jure decidendi controversias , Leipzig 1695.
  • Collegium rabbinico-biblicum in libellum Ruth , Leipzig 1709.

Примечания

  1. Johann Benedikt Carpzov II. // (нем.) — 2006.
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #116458593 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Straßberger A., Eruditio—Confessio—Pietas. Aspekte im Leben und Werk Johann Benedict Carpzovs (1639—1699) // Stefan Michel und Andres Straßberger (Hg.): Eruditio — Confessio — Pietas. Kontinuität und Wandel in der lutherischen Konfessionskultur am Ende des 17. Jahrhunderts. Das Beispiel Johann Benedikt Carpzov (1639—1699), Leipzig 2009 (LStRLO 12). — S. 32—33. В то время как « ортодоксальный подход », имеющий в виду богодухновенность Священного писания и исходя из принципа sola scriptura , предполагал первенство выверенной и стройной доктрины над благочестием и набожностью ( pietas ) и подчинял субъективное переживание веры его объективации в сообществе верующих (что, в свою очередь, означает принципиальное внимание к гомилетике), пиетизм Франке ставил во главу угла личное обращение каждого, напрямую обращаясь к эмоциональному уровню понимания и предпочитая работу в малых группах, что сближает его с индивидуально-рациональным подходом эпохи Просвещения и вместе с тем обозначает одну из линий противостояния с лютеранской ортодоксией в XVIII веке.
  5. «Diese leute/ die nur von der Pietät und gottseligkeit reden/ und ümb die glaubens=articel sich wenig oder nicht bekümmern/ verstehen nicht einmal/ was pietät und gottseligkeit sey» — Johann Benedikt Carpzov: Außerlesene Trost= und Leichen=Sprüche/bey unterschiedenen begräbnissen… Vierdter Theil, Leipzig 1694, 619. — Цит. по: Straßberger, A., Eruditio—Confessio—Pietas , S. 48., Anm. 172.
  6. Там же.
  7. Gösner, A.: Lipsia vult expectari. Die Theologische Fakultät Leipzig zur Zeit Carpzovs (1684 bis 1699) // Stefan Michel und Andres Straßberger (Hg.): Eruditio — Confessio — Pietas. Kontinuität und Wandel in der lutherischen Konfessionskultur am Ende des 17. Jahrhunderts. Das Beispiel Johann Benedikt Carpzov (1639—1699), Leipzig 2009. — S. 104.
  8. Они оба были в одно время студентами Даннхауэра, Шмидта и Бёклера в Страсбурге.
  9. Ганс Лойбе замечает в этой связи, что «студенты-пиетисты использовали все свои связи с населением Лейпцига, чтобы превратить академическое движение в народное.» — Leube, Hans, Die Geschichte der pietistischen Bewegung in Leipzig. Ein Beitrag zur Geschichte und Charakteristik des deutschen Pietismus // Leube , Hans: Orthodoxie und Pietismus. Gesammelte Studien (hg. v. D. Blaufuß), Bielefeld 1975 (AGP 13), (153—267) 175.
  10. Geschichte der Stadt Leipzig. Bd. 2: Von der Reformation bis zum Wiener Kongress. — Leipzig, Leipziger Universitätsverlag, 2016. — S. 365—367.
  11. См. напр. Orde, Claus vom: Der Beginn der pietistischen Unruhen in Leipzig im Jahr 1689 // Die Universität Leipzig und ihr gelehrtes Umfeld 1680—1780 (hg. Hanspeter Marti und Detlef Döring), Basel 2004, S. 359—378.
  12. При этом термин пиетизм впервые был упомянут в официальном документообороте.
  13. О проблематичности термина изгнание по отношению к Томазию см: Matthias M., Johann Benedikt Carpzov und Christian Thomasius. Umstrittene Religions- und Gewissensfreiheit // Eruditio-Confessio-Pietas. Kontinuität und Wandel in der lutherischen Konfessionskultur am Ende des 17. Jhrhunderts. Das Beispiel Johann Benedikt Carpzovs (1639—1699). Leipzig 2009, ISBN 978-3-374-02725-5 , S. 223—247. Уже в 1894 году Эрнст Ландсберг лапидарно заметил, что при внимательном рассмотрении «его [Томазия] так называемое бегство или изгнание из Саксонии превращается в обыкновенный, хотя и вынужденный переезд» — Ernst Landsberg: Zur Biographie von Christian Thomasius. Festschrift zur zweiten Säcularfeier der Friedrichs-Universität zu Halle überreicht von Rector und Senat der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn, Bonn 1894, 15.
  14. Kirn, Otto: Die Leipziger Theologische Fakultät in fünf Jahrhunderten. — Leipzig, 1909. — S. 83.
  15. Leube, Hans: Die Reformideen in der deutschen lutherischen Kirche zur Zeit der Orthodoxie. Leipzig 1924.
  16. См. напр. Göring, Detlef: Christian Thomasius und die Universität Leipzig am Ende des 17. Jahrhunderts // Christian Thomasius (1655—1728). Gelehrter Bürger in Leipzig und Halle (hg. v. Heiner Lück). Stuttgart, Leipzig 2008. — На С. 86 он описывает проблему следующим образом: «Важнейшие и влиятельнейшие противники Томазия находились среди лейпцигских теологов, и потому они располагают до сих пор дурной славой. Их считают по определению представителями лютеранской ортодоксии и оттого глупцами, которых в конце концов смели мощные удары Томазия. Это оценка победителя истории — Просвещения, но также и пиетизма, в той же степени определяющего картину прошлого. Негативное представление об ортодоксии относится точно к самым живучим и, тем самым, вероятно, к самым неистребимым предрассудкам, по крайней мере, в популярно ориентированной историографии.»
  17. Wallmann, Johannes: Pietas contra Pietismus. Zum Frömmigkeitsverständnis in der lutherischen Orthodoxie // Pietas in der lutherischen Orthodoxie. Tagungsband zum Zweiten Wittenberger Symposium zur Erforschung der Lutherischen Orthodoxie. 8. bis 10.12.1995, hg. v. Udo Sträter, Wittenberg 1998. — S. 6-18.

Литература

  • Göring, Detlef: Christian Thomasius und die Universität Leipzig am Ende des 17. Jahrhunderts // Christian Thomasius (1655—1728). Gelehrter Bürger in Leipzig und Halle. Wissenschaftliche Konferenz des Lehrstuhls für Bürgerliches Recht und Rechtsgeschichte an der Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg und der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig in Leipzig (7./8. Oktober 2005) aus Anlass des 350. Geburtstages von Christian Thomasius (hg. v. Heiner Lück). — Stuttgart, Leipzig 2008. — S. 87-96.
  • Michel, Stefan; Straßberger, Andres (Hg.): Eruditio — Confessio — Pietas. Kontinuität und Wandel in der lutherischen Konfessionskultur am Ende des 17. Jahrhunderts. Das Beispiel Johann Benedikt Carpzov (1639—1699). — Leipzig, Evangelische Verlagsanstalt, 2009 (LStRLO 12). — ISBN 978-3-374-02725-5
Источник —

Same as Карпцов, Иоганн Бенедикт (1639—1699)