Interested Article - Мужской хор «Оптина Пустынь»

Мужской хор «Оптина Пустынь» — профессиональный певческий богослужебный коллектив из Санкт-Петербурга . Был создан в 1996 году на Успенском подворье монастыря Оптиной Пустыни на Васильевском острове . Основатель, регент и художественный руководитель хора — . Помимо богослужебной деятельности коллектив занимается изучением и восстановлением древнерусских распевов, прежде всего знаменного пения . Хор выступает в российских и международных концертных залах, на музейных и церковных площадках . В концертные программы коллектива входят православные церковные песнопения , духовная музыка русских и зарубежных композиторов, народные песни и романсы .

История

Основатель и художественный руководитель коллектива Александр Семёнов родился в 1975 году, окончил петербургское Хоровое училище имени Глинки , затем консерваторию имени Римского-Корсакова по специальности хоровое дирижирование , факультативно изучал симфоническое дирижирование и древнерусское крюковое письмо . При помощи петербургских и московских медиевистов он подготовил к исполнению значительное число древнерусских песнопений и церковных служб . Также репертуар хора расширился песнопениями восточно-христианских традиций — византийской , грузинской , сербской и болгарской , монастырскими распевами традиции Оптиной пустыни , Троице-Сергиевой лавры , Валаамского и Соловецкого монастырей, а также расшифровками песнопений раннего русского многоголосия. Семёнов является автором концертных программ, переложений и аранжировок светских и церковных сочинений, дирижёром и исполнителем в хоре .

Будучи студентом Санкт-Петербургской консерватории, я выбрал темой для диплома «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. В основу «Всенощной» композитором положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах — знаменный, греческий, киевский . Я живо этим интересовался, так и пришёл к церковному пению. — регент мужского хора «Оптина Пустынь» Александр Семёнов

Первая литургия была отслужена хором «Оптина Пустынь» 15 сентября 1996 года в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских .

В начале 2000-х хор выезжал с концертами всего несколько раз в год, выступая, в основном, в родном Петербурге, Москве, Финляндии и Швеции . С 2006 по 2014 годы хор ежегодно давал по 50-70 концертов , регулярно гастролируя по всей России и посещая с концертами страны Европы : Бельгию, Венгрию , Германию , Грецию, Испанию , Италию, Македонию, Нидерланды, Норвегию , Польшу, Сербию , Украину , Финляндию, Францию , Черногорию, Швейцарию, Швецию, Эстонию . Исполнители выступали также в Китае и Колумбии .

Ансамбль участвует в российских и зарубежных фестивалях, среди них Московский пасхальный фестиваль , Московский Рождественский фестиваль духовной музыки, «Ростовское действо» в Ростове Великом , « » в Ярославле , Festival d’Auvers-sur-Oise (Франция) , Musica Sacra International (Германия) , Millennium Sacrum (Испания), BEMUS (Сербия) , « Охридское лето » ( Македония ) , Orientale lumen (Венгрия) , Muzyka w Starym Krakowie (Польша) , Credo (Эстония) и многие другие.

Концерты коллектива проходили в Успенском соборе Московского Кремля, Софийских соборах Киева и Великого Новгорода, в многочисленных европейских соборах, в Петербургской филармонии, Государственной капелле Петербурга , Концертном зале им. П. И. Чайковского и Московском международном Доме музыки , в концертных залах более чем 35 городов России, а также в залах Laeiszhalle (Гамбург), Temppeliaukio (Хельсинки), Rikskonserter (Стокгольм), Niguliste (Таллинн) и других .

27 сентября 2016 года хор отметил своё двадцатилетие, дав по этому случаю праздничный концерт в Малом зале академической филармонии . К 25-летнему юбилею хора также был приурочен пасхальный концерт в Малом зале Филармонии им. Д. Д. Шостаковича .

Как отмечает Александр Семёнов, основной задачей коллектива остаётся пение на богослужении, а также продолжение певческо-исследовательской работы.

Надеюсь, 25-летний опыт пения в храме увенчается созданием современных церковных певческих книг. Это большая работа на будущее. Также необходимо оцифровать все древне-певческое наследие и составить полный каталог певческих рукописей. — регент мужского хора «Оптина Пустынь» Александр Семёнов

Репертуар

Коллектив создавался как богослужебный и первое время первое время пел только на церковных богослужениях Успенского подворья . C первых дней существования он занялся возвращением певческого наследия древней Руси из рукописных собраний, хранящихся в академических библиотеках, на церковные службы. Постепенно богослужебный репертуар дополнили древнерусские распевы, распевы Греции , Грузии , Сербии и Болгарии , сочинения русских композиторов, аранжировки церковных распевов .

Александр Семёнов отмечает, что «на богослужениях хор поёт по „киевскому знамени“ XVII столетия, которым с 1772 года нотируются синодальные одноголосные богослужебные певческие книги. Распевы этих книг использовались в качестве образцовых абсолютным большинством композиторов, включая П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова » .

Регент хора Александр Семёнов отмечал: «Помимо расшифровок древнерусского многоголосия хор исполняет и наиболее интересные сочинения церковных композиторов. Певческая традиция, которая сегодня устоялась на богослужениях Подворья, согласуется с эпохой многораспевности, бытовавшей в царствование Алексея Михайловича и продлившейся до конца Петровской эпохи»

Спустя несколько лет после создания коллектив начал давать первые выступления. В репертуар вошли древние распевы по корпусу синодальных квадратно-нотных книг ; одноголосные распевы — знаменный , путевой, демественный , греческие и киевские; древнерусское многоголосое знаменное, строчное и раннепартесное пение; распевы на языках оригиналов — григорианские , амвросианские , византийские распевы V—XV веков, староармянские и церковногреческие песнопения .

Ансамбль расширил свой репертуар за счёт современных церковных и светских песнопений , духовной музыки европейских композиторов , народных песен, а также оригинальных переложений произведений русских классиков, в том числе оркестровых, например, « Полёта шмеля » Николая Римского-Корсакова .

Первая концертная программа появилась в 1998 году и состояла из переложений духовных и светских сочинений, сделанных Александром Семёновым. Затем появились программы «Тысячелетие русского богослужебного пения» (2000) и «Любовь святая» (2003), с которыми хор совершил концертный тур по российским городам. В 2008 году в Германии, в историческом музее города Регенсбурга, хор представил программу «Пение древней Церкви», состоявшую из григорианских, амвросианских, византийских, армянских и грузинских распевов V—XVI веков. В 2011 году совместно с бельгийским дирижёром (создатель ) была представлена программа Ars Antiqua & Ars Nova с песнопениями композиторов старофранцузской и фламандской школы XIII—XVI столетий.

Через два года, в 2013 году, в Санкт-Петербургской филармонии были представлены «Распевы хора Государевых певчих дьяков»: песнопения времён Ивана III , Ивана IV , Фёдора Иоанновича , Алексея Михайловича и Петра I . Помимо этого, хор ежегодно выступает с тематическими рождественскими, великопостными и пасхальными программами .

В 2006 году на лейбле Warner Music вышел альбом, записанный совместно с оркестром .

На начало 2021 года у хора насчитывается 15 сольных альбомов .

Состав хора

Богослужебно-концертный состав ансамбля насчитывает 12 певчих. В выездной гастрольный состав обычно входят от семи до девяти певцов . По словам Александра Семёнова, все певчие хора православные: либо церковные, либо воцерковленные люди .

Коллектив состоит из профессиональных солистов — выпускников Санкт-Петербургской консерватории . В его составе: заслуженный артист России , солист Государственной певческой Капеллы и Мариинского театра Владимир Миллер ( бас-профундо ); лауреаты международных конкурсов Александр Горбатенко ( контртенор ), Дмитрий Шишкин ( бас ) и Борис Петров ( баритон ); Андрей Иванушкин (регент, тенор ), Виктор Хапров (бас), Никита Черников (тенор), Иван Егоров (тенор), Сергей Григорьев (регент, бас) .

С 1996 года состав менялся, однако многие певчие поют в хоре достаточно долго: регент Александр Семёнов, Виктор Хапров и Андрей Иванушкин работают в хоре с момента его создания, Владимир Миллер и Дмитрий Шишкин в коллективе с 2002 года. Остальные пришли в разное время с 2007 по 2019 год .

Примечания

  1. . МК в Тюмени (13 января 2015). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  2. Илья Барабанов. . Культурная Эволюция (15 января 2010). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  3. . ИА REGNUM (27 апреля 2006). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  4. . Капелланин. Дата обращения: 16 апреля 2021. 18 апреля 2021 года.
  5. Светлана Кошкарова. . Курган и курганцы (16 января 2015). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  6. . Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича. Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  7. . Улпресса (5 мая 2014). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  8. Reijo Lähteenmäki. (фин.) . Yle Uutiset (15 октября 2012). Дата обращения: 15 марта 2021. 23 ноября 2012 года.
  9. Mai Ottoson. (сев.-саам.) . Visa artikel. Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  10. . Коммерсантъ . Коммерсантъ Weekend (Украина) (27 января 2012). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  11. Nina Popova. . Российский курьер Центральной Европы (12 декабря 2015). Дата обращения: 26 апреля 2021. 18 апреля 2021 года.
  12. (нем.) . Steyler Missionare (17 октября 2005). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  13. (нем.) . Main Post (3 октября 2006). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  14. Europa Press. (исп.) . www.europapress.es (12 марта 2008). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  15. (серб.) . Nadlanu.com (8 октября 2007). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  16. . . Classique d'aujourd'hui, blog d'actualité de la musique classique et contemporaine (12 июня 2013). Дата обращения: 15 марта 2021. 7 октября 2020 года.
  17. Валерий Петров. . www.moles.ee . Молодежь Эстонии (28 июня 2007). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  18. . ТАСС (9 августа 2017). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  19. Игорь Корябин. . BELCANTO.RU (9 мая 2011). Дата обращения: 19 июля 2021. 19 июля 2021 года.
  20. . ИА REGNUM (2 августа 2019). Дата обращения: 15 марта 2021. 10 июля 2021 года.
  21. . Musica Sacra International (27 мая 2012). Дата обращения: 21 июля 2021. 19 апреля 2021 года.
  22. (серб.) . Glossy (20 октября 2016). Дата обращения: 19 июля 2021. 19 июля 2021 года.
  23. (польск.) . Krakowskie Biuro Festiwalowe (15 августа 2017). Дата обращения: 19 июля 2021. 19 июля 2021 года.
  24. . spbda.ru . Санкт-Петербургская Духовная Академия (28 сентября 2016). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  25. Валерия Троицкая. . Санкт-Петербургские Ведомости (6 мая 2021). Дата обращения: 20 мая 2021. 20 мая 2021 года.
  26. Светлана Алпатова. . МК в Кузбассе (20 февраля 2019). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  27. . Городской телеканал (Ярославль) (16 сентября 2011). Дата обращения: 15 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  28. . Русская Народная Линия (24 января 2005). Дата обращения: 15 марта 2021. 18 апреля 2021 года.
  29. . Министерство культуры Самарской области (4 февраля 2020). Дата обращения: 29 апреля 2021. 29 апреля 2021 года.

Ссылки

  • мужского хора «Оптина Пустынь»
  • хора «Оптина Пустынь»
  • регента Александра Семёнова о знаменном пении. «Мужская работа», № 4, 2020 год
  • Александра Семёнова ТК «Союз», 2010 год
  • с концерта хора в Красноармейске, 2011 год
  • хора «Оптина Пустынь» на портале Культура.рф, 2019 год
  • Александра Семёнова об управлении хором и восстановлении древнерусского пения, 2021 год
  • портала Belcanto.ru, 2021 год
Источник —

Same as Мужской хор «Оптина Пустынь»