Консерватизм в Иране
— национальный вариант
консерватизма
, отражённый в повестках многих политических организаций, называемых в Иране
принципалисты
(
перс.
اصولگرایان
,
ром.
Osul-Garâyân
,
букв.
последователи принципов
или
фундаменталисты
), также известные как
иранские консерваторы
и ранее упоминавшиеся как
«правые»
,
являются, наряду с
реформистами
, одним из двух основных политических лагерей в
постреволюционном
Иране. Термин «сторонники
», который используют в отношении принципалистов некоторые западные источники в иранском политическом контексте, обычно относится к фракциям,
хотя они также включает в себя и умеренных (
правоцентристов
).
Принципалисты выступают в защиту идеологических «принципов» первых дней исламской революции.
По словам иранского политика и учёного
, «Принципалисты составляют основу правого / консервативного политического движение в Иране. Они более религиозно ориентированы и более тесно связаны с
из
Кума
, чем их умеренные и реформистские соперники».
В декларации, выпущенной коалицией двух самых влиятельных религиозно-консервативных групп Ирана «
», которая служит «манифестом» принципалистов, основное внимание уделяется преданности исламу и иранской революции, повиновению Верховному руководителю Ирана и преданности принципу «
Вилаят аль-факих
».
Принципалисты отвергает
статус-кво
на международном уровне,
но стремятся сохранить его внутри страны.
Основателем принципализма является
великий аятолла
Рухолла Мусави Хомейни
или Имам Хомейни (1902—1989), лидер исламской революции 1979 года, первый Высший руководитель Ирана (1979—1989). Духовным лидером принципалистов является его преемник на посту Высшего руководителя великий аятолла
Али Хосейни Хаменеи
. Формальным лидером принципалистов считается Председатель
Меджлиса Ирана
Али Лариджани
.
Принципалисты контролировали иранский парламент в течение большей части существования Исламской Республики, но с 1989 года, когда страну возглавил аятолла Али Хаменеи ни один консервативный политик не избирался президентом. Даже 6-й президент Ирана
Махмуд Ахмадинежад
, при всей своей близости к консерваторам, считается не принципалистом или революционером, а
правым популистом
.
Согласно опросу, проведённому Iranian Students Polling Agency (ISPA) в апреле 2017 года, лишь 15 % иранцев идентифицируют себя как склоняющихся к принципализму. Для сравнения, 28 % считают себя склонными к реформистам.
Принципалисты в настоящее время доминируют в
Совете экспертов
, а также в неизбирательных институтах, таких как
Совет стражей конституции
и
судебной системе
.
Элитное
военно-политическое
формирование
Корпус Стражей Исламской революции
(КСИР), созданное в
1979 году
из военизированных отрядов сторонников аятоллы Хомейни
, хотя официально и является частью
Вооружённых сил Ирана
, фактически служит военизированным крылом принципалистов, находясь под контролем их лидера аятоллы Хаменеи. В частности, частью КСИР является полувоенная организация добровольцев «
Басидж
», члены которой осуществляют надзор за соблюдением закона и религиозных норм, а также подавляют политическую оппозицию в стране.
Содержание
Идеология
Принципалисты самим своим названием подчёркивают приверженность принципам
Исламской революции 1979 года
и хотят, чтобы власть защищала исламские ценности. Принципы, защищаемые принципалистами, основаны на политико-юридической теории Имама Хомейни, согласно которой политика и религия неразделимы, и только люди, которые верны исламским ценностям, заслуживают управления страной.
Во внешней политике, принципалисты на первое место ставят независимость Ирана от иностранных государств и хотят, чтобы власти в решении международных вопросов придерживались более жёсткого подхода, который по их мнению отвечает принципам Исламской революции.
В экономике принципалисты в основном выступают за сведение к минимуму роли государства в той степени, в которой это указано в Конституции. Они скептически относятся к глобализации экономики, считая, что выгоды от либерализации международной экономики достаются мировым державам.
Фракции
Ультраконсерваторы
, также известные как
неоконсерваторы
, состоят из мирян, связанных с
Корпусом Стражей исламской революции
. Поддерживают исламистское правительство и более агрессивны по отношению к
Западу
.
Их меньше заботят социальные проблемы по сравнению с вопросами безопасности.
К неоконсерваторам близок
Фронт устойчивости Исламской революции
.
Традиционалисты
— влиятельная политическая фракция, которая участвовала в формировании первого революционного правительства и позиционируют себя как наследники
Имама Хомейни
.
Поддерживают исламистское правительство и выступают за клерикальное правление.
Традиционалисты не склонны к компромиссам в социальных вопросах, таких как исламская одежда для женщин и запреты на смешивание полов, но они более открыты для возможного примирения с реформаторами-центристами в других вопросах, хотя и со многими оговорками.
С традиционалистами тесно связаны две самые крупные принципалистские партии:
Ассоциация воинствующего духовенства
и
Общество преподавателей семинарии Кума
.
«
»
(
перс.
کيهان
,
англ.
The Cosmos
) — одна из важнейших и самая консервативная в Иране ежедневная газета.
Регулярно выходит с 1943 года. Есть англоязычная печатная версия —
Kayhan International
. В интернете представлены три версии газеты: на
персидском
,
английском
и
арабском языках
. Главный редактор — Хоссейн Шариатмадари, одновременно являющийся официальным представителем Верховного руководителя Ирана.
«
»
(
перс.
رسالت
,
англ.
Resalat
;
букв.
«Пророчество») — консервативная ежедневная газета. Поддерживает Хаменеи и Ахмадинежада.
«
»
(
перс.
وطن امروز
,
англ.
Vatan-e Emrooz
;
букв.
«Родина сегодня») — полноцветная ежедневная газета на персидском языке, которой руководит Мехрдад Базрпаш (союзник бывшего президента Махмуда Ахмадинежада и бывший руководитель отделения организации «Басидж» в
Технологическом университете имени Шарифа
).
«
»
(
англ.
Abrar
;
букв.
«Самаритяне») — консервативная ежедневная газета на персидском языке, публикуемая в Тегеране.
«
»
(
араб.
یا لثارات الحسین (ع)
,
англ.
Yalasarat al-Hussein (AS)
;
букв.
«Те, кто хочет отомстить за кровь
Хусейна
, мир ему») — консервативная еженедельная газета и новостной сайт на персидском языке, официальное
СМИ
крайне правой исламистской военизированной организации «
».
«
»
(
перс.
پرتو سخن
,
англ.
Radiation of Speech
;
букв.
«Излучение речи») — консервативная еженедельная газета на персидском языке, издаваемая Институтом образовательных исследований имама Хомейни в Куме.
↑
Bodaghi, Ehsan (2017-05-04).
.
Al-Monitor
(англ.)
.
из оригинала
7 февраля 2020
. Дата обращения:
17 июня 2017
.
(требуется подписка)
↑
Mehdi Mozaffari.
(англ.)
// Totalitarian Movements and Political Religions. — 2007. —
Vol. 8
. —
P. 17—33
. —
doi
:
.
1 ноября 2020 года.
In fact, Iranian ‘Islamists’ of our day call themselves ‘Usul gara’, which literally means ‘fundamentalist’, but in a positive sense. It designates a ‘person of principles’ who is the ‘true Muslim’
.
Behrooz Ghamari-Tabrizi.
Women's Rights, Shari'a Law, and the Secularization of Islam in Iran
(англ.)
// International Journal of Politics, Culture, and Society. — New York, 2013. —
Vol. 26
. —
P. 237—253
. —
doi
:
.
“Principlism” or osul-gera’i first appeared in the Iranian political lexicon during the second-term presidency of Mohammad Khatami as an alternative to eslāh-talabi or reformism. Although principlists do not share a uniform political platform, they all believed that the reformist movement would lead the Republic towards secularism. One of the most common elements of their political philosophy is the comprehensiveness of the shari‘a. The responsibility of the Islamic state is to determine ways of implementing the mandates of Islam, rather than the reformist project of reinterpreting the shari‘a to correspond to the demands of contemporary society
.
Mohseni, Payam.
Factionalism, Privatization, and the Political economy of regime transformation
// Power and Change in Iran: Politics of Contention and Conciliation / El. Brumberg, Daniel and Farhi, Farideh. — Indiana University Press, 2016. —
ISBN 978-0253020680
.
Mehdi Moslem.
. — Syracuse University Press, 2002. — P. 135. —
ISBN 9780815629788
.
↑
Robert J. Reardon.
Containing Iran: Strategies for Addressing the Iranian Nuclear Challenge. — RAND Corporation, 2012. — P. 81–82. —
ISBN 978-0833076373
.
Rohollah Faghihi.
(англ.)
.
Al-Monitor
(4 ноября 2016). Дата обращения: 25 мая 2017.
7 февраля 2020 года.
Kevan Harris.
A Social Revolution: Politics and the Welfare State in Iran
(англ.)
. —
Univ of California Press
, 2017. — P. 157. —
ISBN 9780520280816
.
. — «This discourse was eventually tagged with the Persian neologism osulgarāi, a word that can be translated into English as “fundamentalist,” since osul means “doctrine,” “root,” or “tenet.” According to several Iranian journalists, state-funded media were aware of the negative connotation of this particular word in Western countries. Preferring not to be lumped in with Sunni Salafism, the English-language media in Iran opted to use the term “principlist,” which cought on more generally.».
Said Amir Arjomand; Nathan J. Brown.
The Rule of Law, Islam, and Constitutional Politics in Egypt and Iran
(англ.)
. — SUNY Press, 2013. — P. 150. —
ISBN 978-1-4384-4597-7
.
. — «“Conservative” is no longer a preferred term in Iranian political discourse. Usulgara', which can be clumsily translated as “principlist” is the term now used to refer to an array of forces that previously identified themselves as conservative, fundamentalist, neo-fundamentalist, or traditionalist. It developed to counter the term
eslahgara
, or reformist, and is applied to a camp of not necessarily congrous groups and individuals.».
↑
Randjbar-Daemi, Siavush (2012).
.
Intra-State Relations in the Islamic Republic of Iran: The Presidency and the Struggle for Political Authority, 1989-2009
(Ph.D. thesis). Martin, Vanessa (Supervisor).
. p. 11.
из оригинала
28 ноября 2020
. Дата обращения:
7 февраля 2020
.
Open access material licensed under the Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 Unported License.
Haddad Adel, Gholamali; Elmi, Mohammad Jafar; Taromi-Rad, Hassan.
Political Parties: Selected Entries from Encyclopaedia of the World of Islam
(англ.)
. — EWI Press, 2012. — P. 108. —
ISBN 9781908433022
.
Robin B. Wright, ed. (2010),
The Iran Primer: Power, Politics, and U.S. Policy
(англ.)
, US Institute of Peace Press, p. 37,
ISBN
978-1601270849
Masoud Kazemzadeh (2008), "Intra-Elite Factionalism and the 2004 Majles Elections in Iran",
Middle Eastern Studies
(англ.)
,
44
(2): 189—214,
doi
:
,
In Western sources, the term 'hard-liners' is used to refer to the faction under the leadership of Supreme Leader Ali Khamanehi. Members of this group prefer to call themselves
Osul-gara
. The word
osul
means 'fundamentals', or 'principles' or 'tenets'. And the suffix
gara
means 'those who uphold or promote'. The more radical elements in the hard-line camp prefer to call themselves
Ommat Hezbollah
.
Ommat
is a technical Arabic-Islamic term referring to people who are Muslim.
Hezbollah
literally means 'Party of Allah'. Before the rise of Ahmadinejad to the presidency in 2005, many official sources in the Islamic Republic referred to this group as
mohafezeh-kar
('conservative'). Between 1997 and 2006, many Iranians inside Iran used the terms
eqtedar-gara
(authoritarian) and
tamamiyat-khah
(totalitarian) for what many Western observers have termed 'hard-liners'. Members of the reformist faction of the fundamentalist oligarchy called the hard-liners
eqtedar-gara
.
Banafsheh Keynoush (2012), "Iran after Ahmadinejad",
Survival: Global Politics and Strategy
(англ.)
,
NY
,
54
(3): 127—146,
doi
:
,
What is important, however, is that the principlist camp now increasingly represents not just hardliners but also more centre-right factions.
Ladane Nasseri, Kambiz Foroohar, Yeganeh Salehi.
(англ.)
.
Bloomberg
(16 июня 2013). Дата обращения: 10 марта 2015.
11 ноября 2020 года.
Seyed Hossein Mousavian (2012),
The Iranian Nuclear Crisis: A Memoir
(англ.)
, Brookings Institution Press, p. 486,
ISBN
9780870033025
↑
Shaul, Bakhash
(англ.)
.
Woodrow Wilson International Center for Scholars
.
(12 сентября 2011). Дата обращения: 10 марта 2015.
14 марта 2021 года.
Etel Solingen, ed. (2012),
Sanctions, Statecraft, and Nuclear Proliferation
, Cambridge University Press, p. 222,
ISBN
9781107010444
К. Ф. Рахманова.
(рус.)
.
Издательский дом «Медина
. Дата обращения: 7 февраля 2020.
14 июля 2014 года.
(рус.)
.
Российский правовой портал
. Библиотека Пашкова. Дата обращения: 29 января 2020.
29 января 2020 года.
Shahir Shahidsaless.
(англ.)
.
Middle East Eye
(16 марта 2017). Дата обращения: 7 февраля 2020.
14 февраля 2021 года.
Iranian Students Polling Agency (ISPA) (28 April 2017),
,
Khabaronline
(перс.)
, Дата обращения:
1 июня 2017
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|subtitle=
игнорируется (
справка
)
(неопр.)
. Дата обращения: 7 февраля 2020. Архивировано 9 июня 2017 года.
, В Исламской Республике Иран «Корпус стражей» создан после февраля 1979 правящей верхушкой духовенства из преданных людей в качестве противовеса армии и для подавления выступлений против режима, с. 183.
Алексей Наумов.
. Чем занимается Корпус стражей исламской революции в современном Иране
(рус.)
.
«
Лента.ру
»
(11 июля 2016). Дата обращения: 7 февраля 2020.
19 февраля 2020 года.
↑
(англ.)
.
PressTV
(13 апреля 2017). Дата обращения: 7 февраля 2020.
↑
Sherrill, Clifton.
(англ.)
// Orbis : journal. — 2011. —
Vol. 55
,
no. 4
. —
P. 631—647
. —
doi
:
.