Interested Article - Щепин, Павел Мардарьевич

Павел Мардарьевич Щепин — артист московской труппы императорских театров; драматический актёр, оперный певец ( тенор и баритон ), режиссёр, драматург, композитор.

Сохранившаяся информации из биографии

Учился в Московской театральной школе. Пружанский А. М. пишет, что П.Щепин в 1828—1849 гг. выступал на сцене московского Большого театра . Однако есть данные, что Павел Щепин был зачислен артистом Малого театра с 23 января 1827 г . А в то время Малый и Большой театр представляли собой единую московскую труппу императорских театров, и представления давались одной труппой на обеих сценах, ещё не разделяясь на драматическую и музыкальную части.

Разностороннее дарование Павла Мардарьевича Щепина проявилось рано. Ещё будучи учеником, он со своим одноклассником, тоже воспитанником московской театральной школы Н. И. Куликовым , сочинили одноактную оперу-водевиль «Прогулки калифа», поставленную через некоторое время на сцене Большого театра 27 июня 1830 в бенефис артиста Виноградова .

В дальнейшем, поступив в Московскую императорскую труппу, он служил и драматическим актёром, и певцом — причем во многих постановках был самым первым исполнителем, — и режиссёром; сочинил два оперных либретто совместно с Н.Куликовым , а кроме того, написал музыку к некоторым спектаклям . Как оперный исполнитель обладал обширным диапазоном голоса и выступал и в теноровых партиях, и в баритоновых.

И тем не менее про этого артиста история сохранила очень мало сведений. Даже неизвестны даты его жизни, из какого сословия происходил, никакие факты биографии или ещё какие-либо иные сведения . Известно, что там же музыкантом-скрипачом служил его брат, Щепин Артемий Мардарьевич . Информация об этом сохранена в письмах А. С. Пушкина , который участвовал в его судьбе и обращался по этому поводу к управляющему конторой московских театров М. Н. Загоскину 14 июля 1830 г., будучи в Москве , одновременно упоминая роль Павла Щепина — австрийского императора в балете « Венгерская хижина » .

Всё творчество Павла Мардарьевича Щепина было неразрывно связано с московской театральной труппой, там он имел несколько бенефисов, в том числе 24 апреля 1833, разделенный совместно с выдающимся артистом московской труппы В. И. Живокини .

Пел п/у , И. Фельцмана, Ф. Е. Шольца .

Список драматических ролей П.Щепина выяснитьить не удалось. Благодаря записке А. С. Пушкина стала известна одна из ролей — император в балете «Венгерская хижина», а список работ в оперной части труппы (роли и постановки) установлен благодаря А. М. Пружанскому.

Творчество

Роли в театре

  • 1828 — « Русалка » С. И. Давыдова или К. Кавоса — Тарабар (впервые в Большом театре)
  • 1828 — «Алина, королева Голкондская» Ф. Буальдьё — Узбек (впервые в Большом театре)
  • 1830 — «Иван-царевич» А. П. Полякова — Морской чудо-молодец (первый исполнитель; роль Бабы-Яги исполнял М. С. Щепкин )
  • 13 июля 1830 — « Венгерская хижина », балетмейстер А.Глушковский австрийский император Леопольд (на сцене московского Нескучного сада , на представлении были А. С. Пушкин и М. Н. Загоскин )
  • 1831 — « » Д. Обера — Джакомо (впервые в Большом театре)
  • 1831 — «Две ночи» Ф. Буальдьё — Лорд Фингар
  • 1831 — « » Дж. Россини — Омар (впервые в Большом театре)
  • 1832 — «Лодоиска, или Благодетельный татарин» Л. Керубини — Фарбель (впервые в Большом театре)
  • 14 октября 1832 — «Рославлев», пьеса А. А. Шаховского (по роману М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», музыка А. Верстовского и А. Варламова — Зарецкий (впервые в Большом театре; в бенефис Н. В. Репиной ).
  • 1832 — «Сильвана» К. М. Вебера — Альберт
  • 1832 — «Падение Мекки» П. Винтера — Фанор
  • 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» А. Верстовского Боян (первый исполнитель)
  • 1833 — «Русский ямщик, или Сокол с места, а ворона на место», интермедия-дивертисмент — Алексей Патокин (первый исполнитель)
  • 1833 — «Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» Л. Герольда — Даниель Капуцциа
  • 1834 — « Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности » Дж. Россини — Готтардо (впервые в Большом театре)
  • 1834 — « » Д. Обера — Робар (впервые в Большом театре)
  • 1834 — «Ивановщина, или Именины пращура», шутка-дивертисмент — Днестров (первый исполнитель)
  • 1834 — «Эмма, или Безрассудные обещания» Д. Обера — Фриллер
  • 1834 — «Тайный брак, или Поединок в Пре о’Клер» Л. Герольда — Жирод
  • 1835 — « » Д. Обера — Дон Фернанд
  • 1835 — «Мельница в горах, или Союзные войска во Франции 1814 года» К. Рейсигера — Этьен
  • 1835 — « Аскольдова могила » А. Верстовского — Всеслав (первый исполнитель)
  • 1836 — «Ещё чудные встречи, или Суматоха в Сокольниках», музыка Николо Изуара Андрей (первый исполнитель)
  • 1836 — «Орлиное гнездо в Богемских горах» Ф. Глэзера — Реннер
  • 1836 — «Клятва, или Делатели фальшивых монет» Д. Обера — Андиоль
  • 1837 — «Сара, шотландская сирота» А. Гризара — Дугаль
  • 1837 — «Элиза и Клавдио» Д. Меркаданте — Маркиз Трикотацио (впервые в Большом театре)
  • 1838 — «Ганс Гейлинг, или Царь земных духов» Г. Маршнера — Стефан
  • 1838 — «Эдинбургская темница» М. Э. Карафы — Том (впервые в Большом театре)
  • 1838 — « » Д. Обера — Жиль-Перец
  • 1839 — « » А. Адана — Бижу
  • 1839 — « » А. Адана — Оливье Женкинс
  • 1840 — « » Г. Доницетти — Юстиниан (впервые в Большом театре)
  • 16 сентября 1841 — «Немой поневоле», опера-водевиль, музыка — Рибулар (первый исполнитель , в бенефис балетмейстера )
  • 30 января 1842 — «Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо», опера-водевиль Д. Т. Ленского , авторская переделка французского водевиля Ф. Лалу, О. Анисе-Буржуа и Лорана «Les pilules du diable»; музыка — Альберт (первый исполнитель; в бенефис машиниста Л.-П. Пино )
  • 1846 — « Вильгельм Телль » Дж. Россини — Карл Смелый (впервые в Большом театре)

Партнёры: А. О. Бантышев , Пётр А. Булахов , В. И. Живокини , Н. В. Лавров , М. К. Леонова , , Н. В. Репина , А. Сабурова , В. М. Самойлов , Е. Сандунова , М. С. Щепкин .

Постановки в театре

  • 1841 — « Фаворитка » Г. Доницетти
  • 1841 — «Две ночи» Ф. Буальдьё
  • 1842 — «Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо» С. И. Штуцмана (первая постановка оперы)
  • 7 сентября 1842 — « Жизнь за царя » М. И. Глинки (первая постановка в Большом театре)
  • 1842 — « Любовный напиток » Г. Доницетти (первая постановка в Большом театре)
  • 1843 — « Лючия ди Ламмермур » Г. Доницетти (первая постановка в Большом театре)
  • 1843 — « » Д. Обера (первая постановка в Большом театре)
  • 1844 — « Норма » В. Беллини
  • 1844 — «Принц-маляр, или Козимо» Э. П. Прево
  • 1844 — «Сон наяву, или Чурова долина» А. Н. Верстовского (первая постановка оперы)
  • 1845 — «Ольга, дочь изгнанника» М. Бернарда (первая постановка в Большом театре)
  • 1845 — «Илья-богатырь» К. Кавоса
  • 1845 — «Тайный брак, или Поединок в Пре о’Клер» Л. Герольда
  • 1845 — «Чёрное домино, или Таинственная маска» Д. Обера
  • 1845 — « Русалка » С. И. Давыдова
  • 1846 — « Русалка » Ф. Кауэра
  • 1846 — « » Д. Обера
  • 1846 — «Водовоз, или Двухдневное приключение» Л. Керубини
  • 1846 — « » Г. Доницетти
  • 1846 — «Швейцарская хижина» А. Адана
  • 1846 — « Руслан и Людмила » М. Глинки (первая постановка в Большом театре)
  • 1846 — « Вильгельм Телль » Дж. Россини (первая постановка в Большом театре)
  • 1846 — «Роберт д’Эвере, или граф Эссекский» Г. Доницетти (первая постановка в Большом театре)
  • 1847 — «Казак-стихотворец» К. Кавоса (первая постановка в Большом театре)
  • 1847 — « Дочь полка » Г. Доницетти (первая постановка в Большом театре)
  • 1847 — «Чертенок розового цвета в отпуску» Пьера Гаво (первая постановка в Большом театре)
  • 1847 — « » А. Даргомыжского (первая постановка оперы)
  • 1847 — «Князь-невидимка, или Личарда-волшебник» К. Кавоса
  • 1847 — « Вольный стрелок » К. М. Вебера
  • 1847 — « Лукреция Борджиа » Г. Доницетти
  • 1848 — « » Ж. Ф. Галеви
  • 1848 — «Таинственные духи, или Проклятое место» В. Мюллера
  • 1849 — «Красавица с золотыми волосами», музыка из произведений Д. Ф. Обера, Л. Герольда, Ф. Галеви, К. М. Вебера, Г. Спонтини, Адольфа Шарля Адана, А. Варламова (первая постановка оперы)
  • 1849 — «Варвара, ярославская кружевница» А. Львова (первая постановка в Большом театре)
  • 1849 — « Фенелла, или Немая из Портичи » Д. Обера (впервые в Москве, впервые в Большом театре; на итальянском языке )
  • 1849 — «Алессандро Страделла» Ф. Флотова
  • 1849 — « Ломбардцы в первом крестовом походе » Дж. Верди
  • 1849 — «Агнесса» («Отец и дочь») Ф. Паэра
  • 1849 и 1854 — « Аскольдова могила » А. Верстовского
  • 1850 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» А. Верстовского
  • 1850 — « » Э. Мегюля
  • 1850 — «Сирена» Д. Обера
  • 1850 — « Дон Паскуале » Г. Доницетти
  • 1851 — «Дина-цыганка» Ю. Бенедикта
  • 1851 — «Сватанье на Гончаровке», музыка разных авторов (первая постановка оперы)
  • 1851 — «Казачка, или Возвращение из похода» В. М. Кажиньского (первая постановка в Большом театре)
  • 1851 — «Москаль-чаровник» («Солдат-колдун»), музыка в аранжировке А. С. Гурьянова
  • 1851 — « Пан Твардовский » А. Верстовского
  • 1852 — « Весталка » Г. Спонтини
  • 1852 — « » Ж. Ф. Галеви
  • 1853 — «Клятва, или Делатели фальшивых монет» Д. Обера
  • 1853 — «Невеста» Д. Обера
  • 1853 — « Сомнамбула » В. Беллини
  • 1854 — «Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры» А. Львова
  • 1855 — « Мельник — колдун, обманщик и сват » М. Соколовского

Драматургическая деятельность

Автор либретто:

  • 1830 — «Прогулки калифа», опера-водевиль (совместно с Н. И. Куликовым )
  • 1836 — «Скряги в тисках», опера-водевиль (совместно с Н. И. Куликовым)

Композиторская деятельность

Автор музыки к спектаклям:

  • «Скряги в тисках». Опера-водевиль в 1 д. Пер. с фр. Д. Т. Ленского (премьера прошла 17 января 1836 в Большом театре в бенефис артиста оперной труппы Н. В. Лаврова )
  • «Барышня-крестьянка». Водевиль в 2 д. Н. А. Коровкина по повести А. С. Пушкина (премьера прошла в Большом театре 27 октября 1839 в бенефис Н. В. Репиной )

Примечания

  1. Щепин Павел Мардарьевич // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  2. . Дата обращения: 31 марта 2011. 13 августа 2016 года.
  3. 27 октября 2014 года.
  4. . Дата обращения: 31 марта 2011. 15 мая 2011 года.
  5. . Дата обращения: 31 марта 2011. 28 июня 2011 года.
  6. . Дата обращения: 31 марта 2011. 12 октября 2011 года.
  7. Щепкин Михаил Семёнович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  8. . Дата обращения: 31 марта 2011. 26 декабря 2010 года.
Источник —

Same as Щепин, Павел Мардарьевич