Лакота (народ)
- 1 year ago
- 0
- 0
И ( йи , й, ий, ицзу , лоло ; самоназвание «чёрные и » — ꆈꌠ, официальная транскрипция Nuosu , [ nɔ̄sū ] носу , других и — ачжэ , аси и др.; кит. упр. 彝族 , пиньинь Yí Zú , ицзу ; вьетн. Di, Màn Di, Lô Lô , зи, манзи, лоло) — народ в Восточной и Юго-Восточной Азии. Общая численность — около 8 миллионов человек. Проживают на территории Китая (7 762 272, перепись 2000 года) в провинциях Юньнань (4,71 млн человек), Сычуань (1,27 млн, главным образом в Ляншань-Ийском автономном округе ), Гуйчжоу (840 тысяч), и в Гуанси-Чжуанском автономном районе , а также во Вьетнаме (3307, перепись 1999 года) в провинциях Хазянг , Каобанг и Лаокай . Входят в число 56 официально признанных народов Китая и 54 официально признанных народов Вьетнама . Кроме того, правительство Китая в состав и включает народы фула ( кит. упр. 浮拉族 , пиньинь Fúlā Zú ; вьетн. Phù Lá ) , лати ( кит. упр. 拉志族 , пиньинь Lāzhì Zú ; вьетн. La Chí ) и пупео ( кит. упр. 普骠族 , пиньинь Pǔpiào Zú ; вьетн. Pu Peo ) , являющиеся официальными национальными меньшинствами Вьетнама.
Несмотря на то, что различные группы и называют себя по-разному (нису, сани, лоло, аже, аси 阿西…), а их говоры иногда взаимонепонятны, китайцы объединили их в единый народ. Названия народа можно разделить на группы.
И относятся к южномонголоидной (южноазиатской) расе . Чистокровные и выделяются внутри неё своеобразным комплексом признаков, схожим с индейским : сильно выступающим вперёд в горизонтальной плоскости лицом, крайне низкой частотой эпикантуса , сильно выступающим и хорошо очерченным носом, а также прямыми волосами . Но в результате ассимиляции большого количества представителей других народов — прежде всего ханьцев , а также мяо , тай и др., комплекс черт может варьировать в значительной степени .
В популяции Ляншань и ( Ляншань-Ийский автономный округ ) Y-хромосомная гаплогруппа D1a1a-M15 была разветвлением расширения тибетских групп с запада на восток на плато, а Y-хромосомная гаплогруппа O2a2b1a1a1a4a2-Z25929 происходит от многочисленных иммигрантов из Юго-Восточной Азии . Согласно выводам шведских генетиков из университета Упсалы, представители народа И , а также папуасы и меланезийцы острова Бугенвиль являются ближайшими родственниками денисовского человека из всех современных народов Земли .
И говорят на девяти разных, но родственных языках лолойской группы лоло-бирманской ветви тибето-бирманских языков . Три — носу (северные и ), (восточные и ) и нису (южные и ) — относятся к северной подгруппе лоло, куда входит ещё язык , на котором говорит часть народности ну . Юго-восточные и говорят на четырёх близких языках ( сани , , аже , ), которые входят в центральную подгруппу языков лоло. К той же подгруппе относятся языки западных и ( , близок языку лаху ) и центральных и ( ( ), близок к языку лису ) . Ранее идиомы , на которых говорят и, рассматривались как один язык, а в 1963 году китайским лингвистом Чэнь Шилинем было предложено деление «языка и» на 6 диалектов (диалектных групп) . Подобная точка зрения может встречаться и в современных источниках .
Роль лингва франка играет китайский язык .
Некоторые группы полностью переходят на китайский язык. Кроме того, бай и , группа северных и , говорят на смешанном североийско-китайском языке .
Со Средневековья используется ( классическое письмо и ), которой традиционно владели жрецы ( биму ) , а также — хранители обычаев ( дэгу ) . Бо́льшая часть населения была безграмотна: например, в районе Ляншаня в 1956 году грамотой владело 2,75 % населения. Это письмо насчитывало около 10 000 знаков и в связи с тем, что использовалось, в основном, для записи сакральных или медицинских текстов, а не для коммуникации — единый стандарт письма отсутствовал и в каждой общине использовался местный вариант . В настоящее время это письмо сохраняется в некоторых регионах, прежде всего в Ляншани, где используется параллельно с другими письменностями .
Оценки возраста этой письменности разнятся. Так, ряд авторов указывает, что она используется с XVI века . Другие же считают её значительно старше, указывая на находку в Юньнани печати со знаками этой письменности, датируемой периодом Западной Хань ( 206 до н. э. — 24 н. э. ) и находку в Гуйчжоу дощечки с надписью, датируемой периодом Восточной Цзинь ( 317 — 420 н. э. ). Знаки, схожие с символами классического письма и, встречаются на глиняной посуде культуры Луншань ( 3000 — 2000 до н. э. ) . Взгляды на происхождение этого письма также варьируют. Одни авторы рассматривают его как или же возникшее независимо, но испытавшее сильное влияние китайского письма . Другие указывают на полностью независимое его происхождение .
В настоящее время официальным является слоговое письмо ( современное письмо и ), введённое правительством Китая в 1970-е. Это письмо было стандартизовано под язык носу (северный и ) и насчитывает, учитывая диакритику , 1165 знаков .
Кроме того, в 1956 году был разработан проект письменности на основе латинского алфавита , однако в настоящее время он используется только и - христианами , число которых невелико . Для некоторых ийских идиомов используется письмо Полларда , первоначально разработанное для языка мяо . Остальные используют современное письмо и .
Для и характерна двучленная система имён, включающая имя рода (название цоси ) и личное имя . При этом, как и в китайских именах , родовое имя предшествует личному .
Родовые имена обычно двусложные — например, Зеку, Буйю, Лаха , часто начинаются на слог «А-» или «У-» — например, Адэн, Агань, Ацзы, Ачан и др., а также Убу, Уво, Учжо, Уцзу и др. На территориях в той или иной степени контролируемых ханьцами ийцы получали китайские фамилии . Так, среди правящих в Юньнани ийских кланов крупнейшие фамилии были Лун ( кит. упр. 龙 , пиньинь Lóng ), Лун ( кит. упр. 陇 , пиньинь Lŏng ), Лу ( кит. упр. 陆 , пиньинь Lù ), Лу ( кит. упр. 卢 , пиньинь Lú ), Лу ( кит. упр. 禄 , пиньинь Lù ) и Ань ( кит. упр. 安 , пиньинь Ān ) .
Личные имена обычно трёх- или двусложные — Алу, Вани, Хуши и пр. Характерная особенность системы личных имён — последний слог имени отца составляет первый слог имени сына. Аналогичный принцип сохранился у хани. Считается, что эта традиция была заложена , основателем .
Из-за скудности археологических находок и фрагментарности описаний «варваров» в китайских источниках, об истории как ицзу, так и лолойских народов в целом, известно немного. Однако в настоящее время основные этапы считаются выясненными.
Согласно китайским хроникам, в конце IV века до н. э. , выходец из царства Чу ( кит. упр. 楚 , пиньинь Chŭ ), основал среди синань-и («юго-западных варваров») государство Дянь ( кит. упр. 滇 , пиньинь Diān ). Оно находилось на территории современной провинции Юньнань с центром в уезде Куньмин. О происхождении населения Дянь известно немного. Существует гипотеза, что жители Дянь являются потомками царства Ба ( кит. упр. 巴 , пиньинь Bā ), которые в свою очередь восходят к создателям неолитической культуры Даси , предки которых в той или иной степени отождествляются с народом «цян» ( кит. упр. 羌 , пиньинь qiāng ) из древнекитайских источников. Предполагается, что язык дяньцев был тибето-бирманским . Археологические данные, прежде всего результаты раскопок могильника , позволили китайскому исследователю Фэн Ханьцзи выделить 7 этнических типов дяньцев, четыре из которых — относящиеся к правящему сословию «люди с причёской в виде пука» и в плащах — определяются как предки лолойских народов, в частности народа и . Подобные причёски («тяньпуса», букв. вместилище небесного духа ), а также накидки ( чарва ) сохранились у высшей касты ляншаньских и ( носу ).
Дянь было рабовладельческим государством, общество которого разделялось на две касты — высшую, к которой относились вожди , жрецы и воины , и низшую — к которой относились недяньцы — покорённые народы, военнопленные и пр.
Дянь как независимое государство существовало до 109 года до н. э. , когда по просьбе дяньского вана оно вошло в состав империи Хань . Однако в последующие три века было несколько крупных восстаний. Первое — в 86 году до н. э. , после которого началась война с Китаем, продолжавшаяся до 25 года н. э. Затем — в 42 году и последнее — в 176 году .
В III веке н. э. на территории Юньнани правили 8 «великих родов Наньчжуна» — Цзяо, Юн, Лоу, Цуань, Мэн, Лян, Мао и Ли. В период Цзинь (265—420) из восьми родов остались 3 — Цуань, Мэн и Хо. Род Мэн ( кит. упр. 孟 , пиньинь Mèng ) правил территорией на северо-западе Юньнани и прилегающих районах Сычуани (включая Ляншань). Археологические находки, датируемые IV — V веком , показывают, что на территории Мэн проживали как ханьцы, так и лолойское население («люди с причёской в виде пука»), причём значительной ассимиляции со стороны ханьцев не происходило. В VI веке из «великих родов Наньчжуна» остался только род Цуань.
Согласно китайским хроникам, в VI веке на территории Юньнани, западной Гуйчжоу и южной Сычуани проживали племена, известные как цуань , которые считаются потомками населения царства Дянь. Также, видимо, в состав цуань вошли и потомки соседних с Дянь государств и (Си), ассимилированные дяньцами. Цуань делились на две группы — восточную и западную, первая известна как умань ( кит. упр. 烏蠻 , пиньинь wūmán ), вторая — как баймань ( кит. упр. 白蠻 , пиньинь báimán ).
Вопрос о соотнесении умань и баймань с современными народами долгое время дискутировался. Так, ряд исследователей полагали, что умань относились к тайским народам . Однако эта точка зрения была пересмотрена в свете имеющихся свидетельств, главными из которых являются описания обычаев умань и баймань, а также записи слов из их языков в работе «Маньшу», написанной в IX веке китайским дипломатом . Их анализ позволяет исключить предков тайских народов из состава цуань и рассматривать умань как предков лолойских народов, а также родственных им народов наси и мосо , а баймань — как предков народа бай .
В начале VII века на землях цуань существовало несколько крупных подразделений («племён»), чжао ( кит. упр. 詔 , пиньинь zhào ), основу которых составляли умань. Первоначально насчитывалось восемь чжао, но впоследствии их число сократилось до 6, когда одно чжао вошло в состав первого, а другое — в состав пятого. В результате остались чжао Мэнси ( кит. упр. 蒙嶲 , пиньинь Měngxī ), Юэси ( кит. упр. 越析 , пиньинь Yuèxī ), Ланцюн ( кит. упр. 浪穹 , пиньинь Làngqióng ), Тэнтань ( кит. упр. 邆賧 , пиньинь Téngtàn ), Шилан ( кит. упр. 施浪 , пиньинь Shīlàng ) и Мэншэ ( кит. упр. 蒙舍 , пиньинь Měngshě ) .
Необходимо отметить, что названием чжао обозначались как племена, так и их правители, а в свою очередь племена назывались родовыми именами их правителей. У западных цуань не было наследственных правителей, и новый вождь-чжао выбирался советом старейшин. Характерной чертой уклада чжао было широкое использование рабского труда . Как правило, рабы происходили из военнопленных. Существовали как домашние рабы, так и общественные, которые считались принадлежащими всем.
В 649 году вождём чжао Мэншэ стал ( кит. упр. 細奴邏 , пиньинь Xìnúluó ) из рода Мэн ( кит. упр. 蒙 , пиньинь Měng ). Он сделал власть наследуемой по мужской линии, основав династию Мэн, которая правила с 649 по 902 год . Синуло переименовал своё чжао в государство Дамэн ( кит. упр. 大蒙 , пиньинь Dàměng , буквально: «Великий Мэн») и взял новое имя на манер китайских правителей — ван Цицзя. Остальные пять чжао являлись союзниками новообразованного государства и их войска выступали в совместных военных походах против китайцев и тибетцев . Однако единое руководство, в том числе военное, отсутствовало.
В 728 году на престол Дамэн взошёл Пилогэ ( кит. упр. 皮邏閣 , пиньинь Píluógé ), правнук Синуло, давший государству новое название и, соответственно, принявший титул вана Наньчжао ( кит. трад. 南詔 , упр. 南诏 , пиньинь Nánzhāo , буквально: «Южное Чжао»). В период правления Пилогэ значительно расширились границы владений и возросло могущество государства. Он захватил царство в Северном Вьетнаме, после чего добавил себе титул вана Гуйи, а позже разбил « варваров Эрхэ » и добавил титул вана Юньнани. Предполагается, что под «варварами Эрхэ» подразумеваются баймань, проживавшие в окрестностях озера Эрхай. Также в период правления Пилогэ все шесть чжао объединились в единое государство. Таким образом, Наньчжао стало занимать почти всю территорию современной Юньнани, юг Сычуани ( Ляншань ), а также территории на севере Вьетнама и Мьянмы . В 740 году Пилогэ разбил войска тибетского государства и сделал столицу в на землях баймань. В результате под властью Наньчжао оказались различные народы — древние мяо, тайские народы Юньнани и другие, среди которых баймань занимали наиболее высокое (после умань) положение.
Государство Туфань, прежде союзное танскому Китаю, не вошло в состав Наньчжао, но стало его вассалом. Это положение закрепилось в период правления ( кит. упр. 閣羅鳳 , пиньинь Géluófèng ), сына Пилогэ, которого туфаньские правители называли «Восточным императором». В этот период продолжаются войны между Наньчжао и Китаем, в которых участвует и Туфань. Ситуация изменилась в 822 году , когда империя Тан заключила новый союз с Туфань и вассалитет был разорван.
Наньчжао продолжало рабовладельческие традиции образовавших его чжао. За счёт рабского труда возводились города, строились дворцы и разбивались парки. И по-прежнему важнейшим источником рабов были военнопленные. Так как умань были скотоводами , земледелием занимались баймань, а также рабы, происходящие из различных соседних народов. В Наньчжао существовала иероглифическая письменность, потомком которой является классическое письмо и . В ходу были раковинные деньги.
В 859 году вступивший на престол Шилун ( кит. упр. 世隆 , пиньинь Shìlóng ) принял титул императора и переименовал Наньчжао в Дали ( кит. упр. 大理 , пиньинь Dàlĭ ), однако через 18 лет это название будет заменено на Дафэнминь ( кит. упр. 大封民 , пиньинь Dàfēngmín ), но спустя несколько десятилетий будет восстановлено название Дали. Во второй половине IX века шла война между Дали и Аннамом (Аньнанем), который в этот период являлся китайской провинцией. Военные действия происходили с переменным успехом, и в результате Дали в 862 году захватило Аннам и удерживало до 866 года , когда он был отбит китайскими войсками .
Первая половина X века стала для Дали периодом борьбы за власть. В 902 или 903 году последний правитель династии Мэн был убит сановником Чжэном Майсы ( кит. упр. 鄭買嗣 , пиньинь Zhèng Măisì ). В 903 году он принял титул императора, реформировал управленческий аппарат и переименовал государство в Дачанхэ ( кит. упр. 大長和 , пиньинь Dàchánghé , буквально: «Великий бесконечный мир»). Династия Чжэн правила около 26 лет. В 928 году власть была захвачена императором ( кит. упр. 趙善政 , пиньинь Zhào Shànzhèng ), который правил 10 месяцев. А в 929 году его сместил император ( кит. упр. 楊干真 , пиньинь Yáng Gānzhēn ), который правил до восстания Дуаня Сыпина в 937 году.
( кит. упр. 段思平 , пиньинь Duàn Sīpíng ) , бывший военачальник при династии Мэн, происходящий из баймань, в 937 году занимает престол, принимает титул «Святого и мудрого, просвещённого императора-воина» и вновь переименовывает государство в Дали. Династия Дуань правила с 937 по 1253 годы (с перерывом с 1095 по 1096 годы). В этот период происходит сокращение территорий государства. Южные и восточные вассалы переходят на сторону сунского Китая и Дали таким образом лишается территорий на севере Вьетнама и западе Гуйчжоу.
Кроме того, новая династия определила возвышение баймань и территориально-политическое обособление умань, которое закрепляется в 971 году «договором правителей Дали с 37 племенами умань». В этот период начинается переселение части умань, предков Ляншаньских и в горы Ляншаня. В близкие сроки происходит миграция другой части умань, предков вьетнамских и (лоло) в горы Северного Вьетнама, однако основное переселение и на территорию Вьетнама произошло позже — в XV и в XVII (или XVIII ) веках. Время обособления таких лолойских народов, как хани, лису, лаху, точно не известно, однако существует предположение, что оно произошло тоже в X — XI веках .
В 1253 году хан Хубилай захватил Дали, территории которого вошли в состав юаньского Китая. К этому периоду относится вторая миграция предков и в Ляншань . На протяжении следующих веков Ляншань, территории которого до середины XX века de facto оставались независимыми от Китая, служил своего рода убежищем для и , уходящих от притеснений со стороны властей или же активно вытесненных с плодородных земель.
На территориях, населённых некитайцами, была введена система тусы ( кит. упр. 土司 , пиньинь tŭsī ) — местных вождей, подотчётных китайскому правительству. При этом и во многом сохранили прежний образ жизни и переход к феодализму происходил крайне медленно. Так, и в Юньнани, а также на западе Гуйчжоу до конца правления династии Мин сохраняли рабство и сословно-кастовые отношения, а у и Ляншаня — до 50-х годов XX века. В Ляншани система тусы никогда не была введена на всей территории, но существовавшие тусы сохраняли положение дольше и были лишены власти ийцами только в период Китайской республики .
Обстоятельства, при которых складывалась ляншаньская группа народа и , в том числе тяжёлые природные условия в области Ляншаня, законсервировали рабовладельческие отношения и практически остановили экономическое развитие — вплоть до реформ вскоре после образования КНР в Ляншани применялось подсечно-огневое земледелие и преимущественно деревянные орудия труда. Развитие социального устройства проявлялось в постепенном усложнении сословно-кастовой системы и не привело к выраженной централизации — общество делилось на патронимии ( цоси ), обладавшие самоуправлением и формально равными правами. Время существования каст ляншаньских и точно не известно, но согласно сохранившимся генеалогическим спискам основные роды высшей касты ( носу ) насчитывают 40 или 44 поколения, а роды второй касты ( цюйно ) — 30 поколений. Если на поколение приходилось 20—30 лет, следовательно, такое социальное устройство уже существовало в период Дали.
В период правления династии Цин система тусы была отменена и декларировался переход под управление китайских чиновников. Но, несмотря на формирование феодальных отношений у и Сычуани и Юньнани, власть по-прежнему сохранялась в руках ийских кланов, взявших китайские фамилии .
Тем не менее ийские территории, фактически не зависимые от Китая, постепенно уменьшаются. Из ийских групп наиболее агрессивно отстаивают независимость ляншаньцы, оказывающие вооружённое сопротивление китайским войскам и совершающие набеги с целью грабежа и угона рабов. Для защиты от «горных варваров» в пограничных с Ляншанем районах возводились укрепления и содержался постоянный гарнизон. В начале XVIII века на этой границе находился десятитысячный контингент и на оборону ежегодно тратилась сумма, равная половине прямых налогов, собранных в провинции Сычуань.
В начале XIX века в Ляншане распространяется опийное макосеяние . Наибольшее распространение оно получает в Малом Ляншане, где к 1941 году все посевные площади были заняты этой культурой. Средства, полученные от продажи опиума, позволили закупать значительное количество огнестрельного оружия — к середине XX века у ляншаньских и имелось около 50—60 тысяч винтовок и ружей при населении приблизительно в 10 раз большем.
Во второй половине XIX — первой половине XX века произошло расширение территорий, занимаемых ляншаньцами. Так, в 1943 году было присоединено 90 % территории уезда Лэйбо , 80 % уезда и 75 % уезда провинции Сычуань.
В этот же период усилились набеги на китайские территории. Так, в 1919 году в плен было уведено 10 тысяч ханьских крестьян. В 1935 году в районе Сишань вспыхнуло восстание представителей низших каст, которые свергли и изгнали местных носу. Восстание было вскоре подавлено объединёнными силами носу из соседних районов. В том же году объединившиеся носу разбили значительные силы китайцев, вторгшихся на территорию Ляншаня, и свергли многих тусы. Союз распался в скором времени после ликвидации внешних проблем, что было характерным для подобных объединений носу.
В 1949 году , при образовании КНР , в её состав вошли и Ляншаня. Вскоре был проведён ряд реформ, крупнейшей из которых стала ликвидация рабства в 1956 — 1958 годах . Правительством Китая были проведены действия, направленные на сокращение разрыва в уровне жизни между и и ханьцами, а также на развитие экономики региона .
В период с 1952 по 1980 годы в областях компактного проживания и были созданы автономные административные единицы. Первым был образован Ляншань-Ийский автономный округ (1952) .
Общество ляншаньских и состояло из четырёх сословий или каст — носу , цюйно , ацзя и сяся , при этом сословное деление не всегда совпадало с классовым .
Высшие касты (все носу, часть цюйно и очень незначительная часть ацзя) делились на патрилинейные семейно-родовые группы ( цоси ), которые несли функцию защиты прав и интересов своих членов. Цоси возглавлялись вождями ( суи ), военачальниками ( чжахуа ) и хранителями обычаев.
Основное занятие южных и — мотыжное и пашенное земледелие (бобовые, рис , кукуруза , гречиха , таро ), северных и западных — также скотоводство (свиньи, лошади, крупный и мелкий рогатый скот), в горах — также собирательство и охота . Имели развитое кузнечное ремесло, гончарство, ткачество.
И славятся своим гостеприимством. Подают блюда в танце. Женщины носят головные украшения в форме петушиного гребешка. Традиционное торжество — три дня Праздника факелов в конце июля—первой половине августа. Почитают тигров . Традиционный музыкальный инструмент и Хунхэ-Хани-Ийского автономного округа — вид варгана под названием коусянь ( кит. упр. 口弦 ) .
У и сохраняются древние традиционные верования, близкие к старотибетской религии бон , подвергшиеся влиянию даосизма и буддизма .