Interested Article - Ленинский план монументальной пропаганды

Монументальная пропаганда (также ленинский план «монументальной пропаганды» ) — выдвинутая в 1918 году В. И. Лениным программа развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы.

Разработка плана

Нарком просвещения РСФСР
А. В. Луначарский

По воспоминаниям А. В. Луначарского , выдвинутая весной 1918 года В. И. Лениным идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639) « Город Солнца ». Одной из заинтересовавших Ленина идей Кампанеллы было украшение городских стен фресками, «которые служат для молодёжи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений» . Луначарский так передавал слова Ленина:

Я назвал бы то, о чём я думаю, монументальной пропагандой.<…> Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла.<…> В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма , также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию.<…> О вечности или хотя бы длительности я пока не думаю. Пусть всё это будет временно. Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы .

Луначарский включил ленинские замыслы в свой доклад, который он сделал 11 апреля 1918 года на заседании ВЦИК . На следующий день, 12 апреля 1918 года, Ленин, Луначарский и Сталин подписали декрет СНК « » , который предписывал Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ и заведующего Отделом изобразительных искусств Наркомпроса в срок до 1 мая 1918 года:

  • определить список и снять памятники, не представляющие исторической и художественной ценности, воздвигнутые «в честь царей и их слуг»;
  • организовать конкурс на проекты памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции» и установить первые модели памятников «на суд масс»;
  • произвести замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими «идеи и чувства революционной трудовой России»;
  • провести декорирование Москвы к празднованию Первого мая .

К обозначенному сроку — 1 мая 1918 года — исполнение декрета было фактически сорвано, чему способствовали отсутствие продуманного механизма его реализации, крайняя ограниченность во времени (менее месяца) и неопределённость вопросов финансирования мероприятий . Из запланированного осуществили лишь декорирование Москвы к Дню Интернационала — новому празднику советской России. Оформление Красной площади выполнили художники-авангардисты во главе с А. А. Весниным : башни кремля окутали красными полотнищами, а на поперечной оси площади у Сенатской башни соорудили временную трибуну . На время праздника имперские памятники закрыли чехлами, красными полотнищами и декорациями, на которых разместили эмблемы советской власти и революционные надписи .

Портрет Н. Д. Виноградова кисти С. Малютина (1919)
В. Е. Татлин, фото 1914—1915 годов

Одной из причин затягивания исполнение декрета была и ведомственная неразбериха. Так, Отдел изобразительных искусств (ИЗО) Наркомпроса, руководитель которого согласно декрету должен был войти в Особую комиссию, был создан лишь 22 мая 1918 года. Другие члены комиссии — народный комиссар просвещения Луначарский и народный комиссар имуществ П. П. Малиновский — не могли договориться о совместных действиях. Летом ситуация осложнилась из-за личной неприязни между Луначарским и Малиновским, вызванной ликвидацией Народного комиссариата имуществ республики и передачей его функций в ведение Наркомпроса; Малиновский возглавил Моссовет, с которым, согласно декрету, Особая комиссия должна была согласовывать свои действия по установке памятников . Затягивание реализации декрета вызвало резкую критику со стороны Ленина: «Удивлён и возмущен бездеятельностью Вашей и Малиновского в деле подготовки хороших цитат и надписей на общественных зданиях Питера и Москвы» — писал он Луначарскому; вопрос о ходе исполнении декрета Ленин неоднократно поднимал на заседаниях СНК. Луначарский в ответ жаловался, что с Моссоветом невозможно договориться, и просил возложить ответственность за исполнение декрета на одно из ведомств — либо Наркомпрос, либо Моссовет .

Координацию работы по установке памятников в рамках реализации поставленных декретом задач была поручена Н. Д. Виноградову , заместителю П. П. Малиновского в наркомате имуществ, а после расформирования наркомата и перехода Малиновского в Моссовет — руководителю отдела ИЗО Моссовета. Архитектора Виноградова пригласил на работу Малиновский, сам по образованию архитектор, много строивший в дореволюционное время. Однако, по словам Виноградова, мандат на осуществление руководства установкой памятников ему вручил лично В. И. Ленин. От Наркомпроса работу координировали начальник отдела ИЗО Д. П. Штеренберг (в Москве) и В. Е. Татлин (в Петрограде). Особые полномочия Виноградова, который нередко делал доклады напрямую Ленину, усугубляли межведомственный конфликт; по мнению Татлина, Виноградов на встречах с Лениным освещал ход работы по установке памятников тенденциозно .

17 июля 1918 года заседание СНК под председательством Ленина обсудило вопрос «О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства» и одобрило докладную записку Луначарского о постановке памятников, в которой, в частности говорилось: «Вся трудность осуществления этой идеи заключается в том, чтобы скорость воплощения её не могла пойти за счёт художественной стороны, ибо государство, каковым оно сейчас является, не может и не должно явиться инициатором дурного вкуса» .

30 июля 1918 года на заседании СНК был рассмотрен составленный под руководством Луначарского «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах Рос. Соц. Фед. Сов. Республики»; 2 августа окончательный список за подписью Ленина опубликовали в « Известиях ВЦИК » . Список был разбит на 6 частей и содержал 66 фамилий:

I. Революционеры и общественные деятели:
1. Спартак . 2. Тиберий Гракх . 3. Брут . 4. Бабёф . 5. Маркс . 6. Энгельс . 7. Бебель . 8. Лассаль . 9. Жорес . 10. Лафарг . 11. Вальян . 12. Марат . 13. Робеспьер . 14. Дантон . 15. Гарибальди . 16. Степан Разин . 17. Пестель . 18. Рылеев . 19. Герцен . 20. Бакунин . 21. Лавров . 22. Халтурин . 23. Плеханов . 24. Каляев . 25. Володарский . 26. Фурье . 27. Сен-Симон . 28. Роб. Оуэн . 29. Желябов . 30. Софья Перовская . 31. Кибальчич .
II. Писатели и поэты:
1. Толстой . 2. Достоевский . 3. Лермонтов . 4. Пушкин . 5. Гоголь . 6. Радищев . 7. Белинский . 8. Огарёв . 9. Чернышевский . 10. Михайловский . 11. Добролюбов . 12. Писарев . 13. Глеб Успенский . 14. Салтыков-Щедрин . 15. Некрасов . 16. Шевченко . 17. Тютчев . 18. Никитин . 19. Новиков . 20. Кольцов .
III. Философы и ученые:
1. Сковорода . 2. Ломоносов . 3. Менделеев .
IV. Художники:
1. Рублёв . 2. Кипренский . 3. Алекс. Иванов . 4. Врубель . 5. Шубин . 6. Козловский . 7. Казаков .
V. Композиторы:
1. Мусоргский . 2. Скрябин . 3. Шопен .
VI. Артисты:
1. Комиссаржевская . 2. Мочалов .

На том же заседании СНК впервые был рассмотрен вопрос о финансировании создания памятников: за бумажный макет было решено платить скульпторам 700 руб., за скульптурный макет — 1000 руб. . При участии председателя московского профсоюза скульпторов и члена художественной коллегии ИЗО Наркомпроса С. Т. Конёнкова был определён список из 50 скульпторов, которым выплатили равный гонорар и заказали изготовление памятников .

Разрушение дореволюционных памятников

Разрушение памятника Александру III в Москве
Снос памятника Скобелеву

Разрушение дореволюционных памятников началось в стране ещё до издания декрета «О памятниках республики». Так, после Февральской революции в марте 1917 года был сброшен с пьедестала памятник Столыпину . Перед сносом революционеры организовали над памятником защитника самодержавия «народный суд», а для сноса было использовано сооружение, напоминающее виселицу . В то же время в Екатеринославе сбросили памятник Екатерине II .

Ленинский план монументальной пропаганды начал реализовываться в Москве уже 1 мая 1918 года — в ходе субботника по расчистке города от завалов и разрушений одним из первых был снесён памятный крест в Кремле на месте убийства великого князя Сергея Александровича , выполненный в 1908 году по проекту В. М. Васнецова ; в сносе памятника лично участвовал В. И. Ленин . Весной того же года со сноса скульптуры императора начали разборку кремлёвского памятника Александру II ; окончательно памятник, представляющий собой крупное архитектурное сооружение, скреплявшее склон Боровицкого холма , снесли в 1928 году .

Летом того же года по частям разобрали фигуру императора памятника Александру III у Храма Христа Спасителя . Процесс разборки грандиозного памятника потребовал составления специального проекта, к которому привлекли архитектора Д. П. Осипова . Работы растянулись на несколько месяцев и были намеренно театрализованы: бронзовая статуя императора расчленялась по частям, начиная с мантии, рук со скипетром и державой и головы в короне; последней демонтировали ногу в сапоге. Весь процесс снимался на фото и киноплёнку и демонстрировался по стране. Оставшийся постамент долгое время рассматривали как будущее основание памятника «Освобождённому труду». 1 мая 1920 года на закладке нового памятника выступил В. И. Ленин; позднее на постаменте появилась надпись «Здесь будет воздвигнут памятник „Освобождённый труд“, который заложил Ленин 1 мая 1920 г.» На создание памятника был проведён конкурс, модели монументов выставлялись весной 1920 года во дворе Музея изящных искусств , лишённого имени Александра III .

В число «царских слуг» попал герой Русско-турецкой войны генерал М. Д. Скобелев , памятник которому установили в 1912 году на Тверской площади , тогда же получившей название Скобелевской . Как писали газеты, снос памятника начался летом 1918 года, якобы по инициативе рабочих завода Гужона (позднее « Серп и Молот »), без всякого принуждения со стороны новой власти; о ходе сноса памятника Скобелеву регулярно докладывали В. И. Ленину

Установка новых памятников и других объектов пропаганды

В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) — всего 70 имен. Кроме памятников отдельным лицам, план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».

Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда : «… Я был не только обрадован, но и изумлён тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план „монументальной пропаганды“ был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».

В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политики военного коммунизма , для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы ( гипс , бетон , дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные, и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он всё же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С упрочением хозяйственного положения Советской России в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохраняющихся длительное время. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом .

В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: Борис Королёв, Сергей Конёнков , Вера Мухина , Карл Зале , Александр Матвеев , Эрнест Шталберг , Сергей Меркуров , Иван Шадр , Лев Руднев , Теодор Залькалнс и другие.

А. В. Луначарский и скульптор Карл Зале на открытии памятника Гарибальди в Петрограде , 1919 год

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов, как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды», может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина:

Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…".

Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр.

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвящённый первой советской конституции , через полгода дополненный статуей свободы . По мнению некоторых исследователей, монумент Советской Конституции — одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды» . Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади.

За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград — свыше 15.

В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ).

Объекты монументальной пропаганды, установленные в рамках реализации плана

В Москве

Монумент советской конституции на Советской (Тверской) площади в Москве
Ленин выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу (ск. С. А. Мезенцев). 7 ноября 1918 года. Москва

Помимо памятников в рамках реализации плана монументальной пропаганды 1918—1920-х годах на стенах многих общественных зданий были размещены надписи агитационного характера, нередко сопровождавшиеся сюжетно-символическими рельефами и рисунками . Некоторые из надписей:

Рельеф на фасаде Центрального музея В. И. Ленина в Москве, скульптор Г. Д. Алексеев
  • « Религия — опиум для народа » — на здании 2-го дома Советов (бывш. Городской думы), на месте вынутой стенной иконы. Фронтон того же здания получил девиз: « Революция — вихрь, отбрасывающий назад всех сопротивляющихся »; прежний герб Москвы заменён рельефом-тондо с изображением рабочего и крестьянина (скульптор Г. Д. Алексеев ) ;
  • Доска с надписью « Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения » (архитектор С. Е. Чернышёв ) — на правой части фасада здания Исторического музея ;
  • « Все наши надежды покоятся на тех людях, которые сами себя кормят » с изображением рабочего, тянущего огромное колесо — на здании типографии Коминтерна (бывш. Рябушинского «Утро России») в Большом Путинковском переулке ;
  • слова П. А. Кропоткина « Обществу, где труд будет свободным, нечего бояться тунеядцев », с барельефом Кропоткина — на здании Малого театра , со стороны Театрального проезда ;
  • « Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести » — развёрнутый свиток на правой колонне портика Большого театра ;
  • « Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом » и архаизированная фигура человека с палкой на здании Большого театра со стороны Петровки ; та же надпись с изображением толпы движущихся вооружённых людей — на здании Бутырской тюрьмы ; та же надпись на стене дома № 4 на Бакунинской улице , с изображением женщины, протягивающей руку сидящему узнику с разорванными цепями (скульптор В. Червяков );
  • « Слава угнетённым, лишённым солнца, дарующим свет и тепло », с изображением лежащего на спине горнорабочего, который долбит киркой горную породу (скульптор Г. Д. Алексеев )— на здании быв. типографии Кушнерёва на Пименовской улице ;
  • Стилизованное под античность изображение с изречением Цицерона на стяге « Когда Сократа спросили, откуда он родом, он сказал, что он гражданин всего мира, он считает себя жителем и гражданином вселенной » (архитектор Э. И. Норверт ) — на здании Манежа ;
  • Рельеф, изображающий опершегося на плечо женщины старика, указывающего рукой на виднеющийся вдали на скале греческий храм, слова Л. Н. Толстого « Искусство есть одно на средств, которые служат об’единению людей » (скульптор А. Н. Златовратский ) — на здании Московского почтамта на Мясницкой улице ;
  • « Дело науки — служить людям » — на «старом» здании Университета на Моховой улице ;
  • « Наука трудящимся » — на круглом фронтоне здания бывшей Университетской церкви на Моховой улице;
  • Изображение Самсона , разрушающего храм — на угловой башне ограды Главного управления архивов, угол Моховой улицы и Воздвиженки ;
  • Доска-рельеф с изображением разрушенной стены и надписью « Дух разрушения — созидающий дух » — на Китайгородской стене , у Варварских ворот; та же надпись на доске «Пробивающий туннель» (скульптор И. С. Ефимов )— на здании НКПС (быш. Запасной дворец);
  • « Ум не терпит неволи », с изображением мальчика, машущего куском ткани — на углу ограды бывш. Вдовьего дома на площади Восстания ;
  • « И вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом блага » — на правом флигеле бывш. Екатерининского института на Суворовской площади ;
  • « Наука и искусство бескорыстно работают для блага всего человечества », с изображением композиции художника, его модели, учёных и др. — на здании бывш. конторы государственных театров, угол Большой Дмитровки и Кузнецкого переулка ;
  • Доска с надписью « Пролетарии всех стран, соединяйтесь » (архитектор С. Е. Чернышёв ) — на здании Центроархива на Бакунинской улице ;
  • « Война родит героев » (архитектор С. Е. Чернышёв ) ; рельеф «Похороны героя Парижской коммуны Домбровского» (скульптор Л. В. Блезе-Манизер ) — на здании Реввоенсовета на Знаменке ;
  • « Кто не работает, тот не ест » (скульптор И. С. Ефимов ) — на Гоголевском бульваре ;
  • Доска-рельеф со словами П. А. Кропоткина « Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят » (скульптор А. М. Гюрджан ) — на стене Рождественского монастыря .

В Петрограде — Ленинграде

Памятник Н. А. Добролюбову
Открытие памятника К. Марксу перед Смольным, 7 ноября 1918 года

Среди памятников, воздвигнутых в 20-е годы по плану «монументальной пропаганды» в Санкт-Петербурге , сохранились:

Вырезка из газеты,
Петроград , 10 марта 1919 года

К началу XXI века в Санкт-Петербурге , сооружены следующие памятники из списка входящего в «План монументальной пропаганды» :

В Киеве

В других городах

  • Саратов: памятники Радищеву и Белинскому;
  • Минск: «Красноармеец» (1919)
  • Омск: «Октябрьская революция», скульптор И. Д. Шадр (1919);
  • Калуга: памятник Марксу, скульптор И. Г. Манизер (1920);
  • Симбирск: памятник Марксу, скульптор С. Д. Меркуров , архитектор В. А. Щуко (1921);
  • Клин: «Революция», скульптор В. И. Мухина .

Примечания

Сноски

  1. Опубликован в «Известиях ВЦИК» от 14 апреля 1918 года и в «Собрании узаконений РСФСР» № 31 от 15 апреля 1918 года.
  2. Здесь и далее информация по памятникам, мемориальным доскам и знакам приведена по списку, составленному А. Стригалёвым , с необходимыми дополнениями и уточнениями.
  3. Информация о надписях агитационного характера приведена по изданию «Вся Москва: Адресная и справочная книга на 1925 год» , с необходимыми дополнениями и уточнениями.

Источники

  1. , с. 198.
  2. Стригалёв А. Рождённые революцией // Наука и жизнь. — 1987. — № 11 . — С. 50—51, вкладки VI—VII .
  3. , с. 40—41.
  4. , с. 30.
  5. , с. 67.
  6. , с. 43.
  7. , с. 30—31.
  8. , с. 32.
  9. , с. 9.
  10. , с. 364.
  11. // Известия ВЦИК. — 2 августа 1918 г.. — № 163 (427) . 18 октября 2016 года.
  12. , с. 54—55.
  13. , с. 54.
  14. , с. 70.
  15. Снятіе памятника Столыпина // «Послѣдніе новости» № 4391. — 1917. — 18 марта. — С. 4. (рус. дореф.)
  16. Алексей Байков. . Москва 24 (17 июля 2014). Дата обращения: 21 октября 2014.
  17. , с. 39—40.
  18. , с. 38.
  19. , с. 70—71.
  20. , с. 87.
  21. , с. 360.
  22. , с. 119—120.
  23. Большая советская энциклопедия. Т. 16. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1974. — С. 551.
  24. Цит. по: История русского искусства. Т. XI. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 30—31.
  25. Соболевский Н. Скульптурные памятники и монументы в Москве. — М.: Московский рабочий, 1947. — С. 41.
  26. Латушкин А. В. Памятник Н. Э. Бауману. — М.: Московский рабочий, 1986. — С. 9—10.
  27. Латушкин А. В. Памятник Н. Э. Бауману. — М.: Московский рабочий, 1986. — С. 7.
  28. Архитектор Памятника Советской Конституции — Д. Осипов, скульптор — Н. Андреев . Монумент установлен на месте снесённого памятника генералу М. Д. Скобелеву в 1918—1919 годах. Монумент был разрушен в 1941 году незадолго до начала Великой Отечественной войны. В 1954 году на этом месте поставили памятник Юрию Долгорукому (скульптор ).
  29. А. Шефов. Скульпторы Андреевы. — М.: ИД Тончу, 2009. — С. 64.
  30. , с. 361.
  31. , с. 76.
  32. , с. 72.
  33. , с. 362.
  34. . PastVu . Дата обращения: 1 мая 2021. 1 мая 2021 года.
  35. , с. 73.
  36. Вся Москва: Адресная и справочная книга на 1925 год. — М. : Издательство М. К. Х., 1925. — С. 588—589.
  37. , с. 75.
  38. Кудрявцев А. П. , Чердина И. С. С. Чернышев (1861—1963) // Зодчие Москвы. — М. : Московский рабочий, 1988. — Т. 2. — С. 148—149. — 368 с.
  39. Силина М. . Дата обращения: 19 октября 2014. 20 декабря 2014 года.
  40. Объект культурного наследия // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  41. Лисовский И.Г. Санкт-Петербург:в 2т. Т.2, От классики к современности. — СПб. : Коло , 2009. — 584 с. — ISBN 978-5-901-841-58-7 .
  42. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. — СПб. : «Паритет», 2004. — 298 с. — ISBN 5-93437-188-6 .

Литература

  • Толстой В. П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии / Отв. ред. ; Ред. колл.: Б. В. Веймарн , А. И. Зотов, Ю. Д. Колпинский , Н. Г. Машковцев ; Академия художеств СССР . — М. : Издательство Академии художеств СССР, 1961. — 56 с. — (Библиотека по изобразительному искусству для народных университетов культуры, художественной самодеятельности и школьных библиотек). — 53 500 экз.
  • Воронов Н. В. Люди, события, памятники: (Рассказы о памятниках и мемориалах). — М. : Просвещение, 1984.
  • Архитектура Москвы 1910—1935 гг. / Комеч А. И. , Броновицкая А. Ю., Броновицкая Н. Н. — М. : Искусство — XXI век, 2012. — С. 90—104. — 356 с. — ( Памятники архитектуры Москвы ). — 2500 экз. ISBN 978-5-98051-101-2 .
  • Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления / Сост., предисл. и примеч. Н. А. Трифонова. — М. : Советская Россия, 1968. — 377 с.
  • Романюк С. К. Москва. Утраты. — М. : ПТО «Центр», 1992. — С. 37—41, 87. — 336 с. — ISBN 5-87667-001-4 .
  • Художественная жизнь Советской России. 1917—1932: События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов / Авт.сост. И. М. Бибикова, Т. И. Володина, С. А. Иникова и др.; Отв. ред. В. П. Толстой. — М. : Галарт, 2010. — 419 с. — ISBN 978-5-269-01101-1 .
  • Шалаева Н. В. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — Вып. История. Вып. 59 , № 8 (337) . — С. 30—35 .
  • Лисовский И. Г. Санкт-Петербург: в 2 т. Т. 2, От классики к современности. — СПб. : Коло , 2009. — 584 с. — ISBN 978-5-901-841-58-7 .
  • Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. — СПб. : «Паритет», 2004. — 298 с. — ISBN 5-93437-188-6 .
  • Кириков Б. М. , Кирикова Л. А., Петрова О. В. Невский проспект. Дом за домом. 2-е изд., испр. — М. : Центрполиграф , 2006. — 371 с. — ISBN 5-9524-2069-9 .
  • Bulakh A. G., Abakumova N. V., Romanovsky J. V. St Petersburg: A History in Stone. — SPb: SPb University Press, 2010. — 174 с. — ISBN 978-5-288-05020-6 . .
  • Гусаров А. По Петербургу с книгой в руках. Путеводитель по Северной столице на все случаи жизни.. — СПб. : «Центрполиграф», 2013. — ISBN 978-5-227-04041-1 . .

Ссылки

  • Лебедева Е. . Русский обозреватель (7 ноября 2008). Дата обращения: 20 октября 2014.
  • .
  • .
Источник —

Same as Ленинский план монументальной пропаганды