Библиотека античной литературы
- 1 year ago
- 0
- 0
Дра́ма ( др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой ), принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и театру , предназначенный для игры на сцене. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления . К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе комедия , трагедия , драма , фарс , водевиль и т. д.
С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов: независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
Зачатки драмы — в первобытной поэзии , в которой слились выделившиеся позже элементы лирики , эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков .
Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты ( трагедия ) и забавные, почерпнутые из современной жизни ( комедия ), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты ( мистерии , школьные драмы и интермедии , фастнахтшпили , sottises ).
Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества ( короли , королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы ( Корнель , Расин ).
Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях ( Мольер , Лопе де Вега , Бомарше ), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг , Шиллер , Гёте , Гюго , Клейст , Граббе .
Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм ( Дюма-сын , Ожье , Сарду , Пальерон , Ибсен , Зудерман , Шницлер , Гауптман , Бейерлейн ).
В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшибышевский , Бар , Д’Аннунцио , Гофмансталь ).
В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Драматическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга. Драматический текст может включать в себя следующие блоки:
Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.
Дуняша. Я думала, что вы уехали. ( Прислушивается. ) Вот, кажется, уже едут.
Лопахин ( прислушивается ). Нет… Багаж получить, то да се…
Наиболее распространены два способа оформления драматических произведений: книжный и кинематографический . Если в книжном формате для отделения частей драматического произведения могут использоваться разные начертания шрифта, разные кегли и т. д. , то в кинематографических сценариях принято использовать только моноширинный шрифт печатной машинки, а для отделения частей произведения использовать отбивку, набор на разный формат, набор всеми заглавными, разрядку и т. д. — то есть только те средства, которые доступны на пишущей машинке . Это позволяло многократно вносить изменения в сценарии по мере производства , сохраняя удобочитаемость.
Драма в России занесена с Запада в конце XVII века . Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века . До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии , так и в комедии и комедийной опере ; лучшие авторы: Ломоносов , Княжнин , Озеров ; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни,русской литературы и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых « Недоросля » и «Бригадира» Фонвизина , «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова .
В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской , Хмельницкий , Загоскин , представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник . Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя , становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле ( Д. Ленский , Ф. Кони , Соллогуб , Каратыгин ) заметно стремление приблизиться к жизни.
Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги в русской литературе: А. Сухово-Кобылин , И. С. Тургенев , А. Потехин , А. Пальм , В. Дьяченко , И. Чернышев , В. Крылов , Н. Я. Соловьев , Н. Чаев , гр. А. Толстой , гр. Л. Толстой , Д. Аверкиев , П. Боборыкин , князь Сумбатов , , Н. Гнедич , Шпажинский , Евт. Карпов , В. Тихонов , И. Щеглов , Вл. Немирович-Данченко , А. Чехов , М. Горький , Л. Андреев и другие.