Interested Article - Елена Равноапостольная

Фла́вия Ю́лия Еле́на А́вгу́ста ( лат. Flavia Iulia Helena ; ок. 250—330) — мать римского императора Константина I . Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме , в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень , Животворящий Крест и другие реликвии Страстей .

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных ( Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская ).

Жизнеописание

Фрагмент скульптурного изображения Елены ( Капитолийский музей )

Точный год рождения Елены неизвестен . Родилась она в городке Дрепан в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии ), как о том сообщает Прокопий . Позже её сын, император Константин Великий , в честь матери « прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополем » . Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом , окрестности , провинция Ялова .

Как полагают современные историки [ источник не указан 2284 дня ] , Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире . Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором при Максимиане Геркулии , ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной , то есть неофициальной постоянной сожительницей .

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш ) Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого , сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно [ источник не указан 2284 дня ] .

(медная монета) с портретом Елены. Трирская чеканка ок. 326 года

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре . После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно [ источник не указан 2284 дня ] , она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено [ источник не указан 2284 дня ] , что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир ), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена « отдала часть своего дворца епископу Агритиусу » под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра .

Когда Елена обратилась в христианство, ей было уже за шестьдесят. По свидетельству её современника Евсевия Кесарийского , это произошло под влиянием её сына Константина . Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318 319 гг. в Фессалониках . В этот период Елена, вероятно, проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет . В Риме ей принадлежало обширное поместье Сессорий . В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь — Еленинская базилика ( Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене) .

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой : « венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету » . Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению . О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес .

« Путешествие святой Елены в Иерусалим »
( Альтобелло Мелоне , первая половина XVI века )

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим : « эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток » . О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий , и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века « Тольдот Иешу », в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали ей роль Понтия Пилата .

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, в 327 , 328 или 330 году . Место её смерти точно неизвестно, называется Трир , где у неё был дворец , или даже Палестина . Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она « окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына » .

Раскопки Елены в Иерусалиме

Сон святой Елены
( Паоло Веронезе , ок. 1580 года)

В возрасте около 80 лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим . Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне . То же сообщает и «Хронография Феофана »: « имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми » . Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях .

«Хронография» Феофана , год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе , где, раскопав пещеру , в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос , обрела Животворящий Крест , четыре гвоздя и титло INRI . Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века , не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы . Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста . Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак .

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397), Руфином (345—410) , Сократом Схоластиком (ок. 380—440) , Феодоритом Кирским (386—457) , Сульпицием Севером (ок. 363—410) , Созоменом (ок. 400—450) и другими .

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в « Жизни блаженного василевса Константина » Евсевием Кесарийским после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме
( Аньоло Гадди , 1380 год )

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения .

Воздвижение Животворящего Креста (неизвестный мастер, 1440-е годы)

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий :

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке , содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме « как памятник для последующих историков », а вторую отправила своему сыну Константину , который поместил её в свою статую , установленную на колонне в центре Константиновой площади . Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре ), где оставляла частицы найденных ею реликвий .

Датировка деятельности Елены

Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, — 326 год . Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина ( 25 июля 326 года ) . Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю ) .

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович , основываясь на александрийской хронике VI века , относит обретение Креста к 320 году . При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом , так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора , то есть в 325 году .

Святая Елена в британском фольклоре

Гальфрид Монмутский ( XII век ) в своей « Истории бриттов » называет Елену дочерью Коеля , легендарного короля бриттов . Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё, у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином .

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция . В походе « при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство ». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия , которые Гальфрид использовал при написании своего труда [ источник не указан 2284 дня ] . Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке ( Йорк ), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин .

Память о святой Елене

Церковное почитание

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной — чести, которой удостоились ещё только пять женщин в христианской истории ( Мария Магдалина , первомученица Фёкла , мученица Апфия , княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина ) .

Подземный придел святой Елены в храме Гроба Господня

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти и особо распространилось в Византийской империи в правление императора Константина VI и императрицы Ирины , на Западе имя Елены появляется в некоторых списках Мартиролог Иеронима Стридонского , а после перенесения в IX веке её мощей в Овиллер почитание Елены распространяется у франков .

Память святой Елены совершается:

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в храме Гроба Господня в её честь назван особый придел , который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви . В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста .

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным — его применяют как к святым императрицам ( Пульхерия , Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга ), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов . В древнерусском летописном своде « Повесть временных лет » сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого .

История мощей

Реликварий с главой святой Елены в Трирском соборе

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил :

«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…»

Порфировый саркофаг Елены

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен . Гробница примыкала к (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis , эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения . Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг , который сейчас хранится в музеях Ватикана .

Мощи святой Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство Сен-Пьер-д’Овиллер в Шампани в окрестностях Реймса ( Франция ) . В нём они находились до 1871 года , а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж , где хранятся в крипте церкви Сен-Лё-Сен-Жиль .

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130—1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме . Над саркофагом с мощами Св. Елены слева от главного алтаря церкви возвели киворий типа ротонды, в форме октогона на восьми колоннах с купольным покрытием, восходящий к несохранившейся ротонде Воскресения (Анастасис) Св. Елены на Голгофе. Внутри ротонды — статуя Св. Иоанна Крестителя. Старый саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153—1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику .

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир . В соборе хранится также Риза Господня и один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь , где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница .

Храмы

См. Церковь Константина и Елены

Географические объекты

Вулкан Сент-Хеленс

Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:

Её имя стало также названием ряда городов (см. Святая Елена (значения) ).

В культуре

Живопись и скульптура
Определение Истинного Креста
(немецкая деревянная скульптура)
Константин и Елена
(книжная миниатюра, XI век )

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музеях Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены . Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938) . Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века . Её изображают в императорских одеждах с короной на голове .

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения . Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими в византийском искусстве являются отдельные изображения Елены .

Литература

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 октября 2008. 6 сентября 2008 года.
  2. Год рождения оценивается исходя из сообщения Евсевия Кесарийского о том, что она скончалась «почти на восьмидесятом году своей жизни».(«История Константина», 3.46)
  3. Прокопий , « О постройках », 5.2.1: « Есть город в Вифинии, носящий имя Елены, матери императора Константина. Говорят, что Елена была отсюда родом и вначале это был ничтожный поселок. Воздавая ей славу, Константин одарил это местечко и именем матери и достоинством города, но не создал здесь никаких великолепных памятников, достойных императорского имени: по своему внешнему виду он продолжал оставаться все тем же, украшаясь только названием города и гордясь именем питомицы своей, Елены. »
  4. Сократ Схоластик, «Церковная история», 1.17
  5. Фрейзенбрук, Аннелиз.
  6. Все предположения историков базируются на Амвросии Медиоланском , назвавшем Елену « stabularia », то есть служанка. См. его «Слово на смерть Феодосия Великого» (De obit. Theod., 42)
  7. Иероним Стридонский в переводе «Хронологических канонов» Евсевия Памфила на латинский назвал Елену конкубиной (271-я Олимпиада). Однако более ранний анонимный источник IV века Аноним Валезия (Anonymus Valesianus, ч. 1) называл Елену женой Констанция.
  8. Точный год рождения Константина неизвестен, 272 год является наиболее обоснованной датой ( // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXVI : « Клотильда Константин ». — С. 671-729. — 752 с. — 29 000 экз. ISBN 978-5-89572-041-7 . ).
  9. . Дата обращения: 26 октября 2008. 14 июля 2014 года.
  10. Евсевий Кесарийский , «История Константина», кн. 3, гл. 47: « Ибо из не благочестивой василевс сотворил её столь благочестивой …»
  11. . Дата обращения: 28 ноября 2008. 30 мая 2015 года.
  12. Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 21
  13. Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 34
  14. от 6 марта 2008 на Wayback Machine , год 5816 (по александрийской эре ) ( 323 / 324 н. э.)
  15. Евсевий Кесарийский , «История Константина», кн. 3, гл. 47: « Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну …»
  16. Аврелий В., Извлечения о жизни и нравах римских императоров, гл. XLI: « Между тем Константин, достигнув благодаря удивительной удаче в войнах единоличного управления всей Римской империей, приказал, — как полагают, — по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою Фаусту, столкнув её в горячую воду в бане
  17. Дата обращения: 21 октября 2008. 22 ноября 2009 года.
  18. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано из 7 ноября 2008 года.
  19. Н. В. Квливидзе. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 293-297. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  20. Примерный год смерти устанавливается по следующим фактам. Елена скончалась вскоре после обретения Креста, которое датируется 326 годом . Последние монеты с её именем датируются 330 годом (выпуск в Константинополе), хотя чеканка возобновилась в 337 году после смерти Константина в период борьбы за власть между потомками Констанция Хлора .
  21. Константин находился осенью 328 года в Трире на войне с германцами. Если Елена скончалась в 328 на его руках (согласно Евсевию), то Трир вполне мог быть местом её смерти.
  22. Kann Hans-Jochim. Auf den Spuren von Konstantin und Helena. Trier, 2007. S. 21
  23. Никифор Каллист . L.8. cap. 30
  24. Дата обращения: 21 октября 2008. 22 ноября 2009 года.
  25. Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I гл. 17
  26. от 6 марта 2008 на Wayback Machine , год 5817 (по александрийской эре ) ( 324 / 325 н. э.)
  27. от 21 декабря 2007 на Wayback Machine
  28. Руфин Аквилейский. Церковная история. Кн. I, гл. 7
  29. Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 9
  30. Феодорит . Церковная история, I, 18
  31. Сульпиций Север. Хроника , II, 33—34
  32. Гермий Созомен Церковная история . II, 1
  33. Например, Паулин Ноланский. Письма , 31, 4—5; Никифор Каллист , кн. VIII, гл. 29.
  34. Дата обращения: 21 октября 2008. 22 ноября 2009 года.
  35. . Дата обращения: 21 января 2008. 29 сентября 2007 года.
  36. Дата обращения: 21 октября 2008. 22 ноября 2009 года.
  37. . Дата обращения: 29 ноября 2008. 15 апреля 2019 года.
  38. от 10 июля 2009 на Wayback Machine
  39. . Дата обращения: 29 ноября 2008. 30 сентября 2009 года.
  40. Здесь и далее в данном разделе цитаты приводятся по [www.lib.ru/INOOLD/ENGLAND/br_history.txt Гальфрид Монмутский. История бриттов]
  41. . Дата обращения: 27 ноября 2008. 25 ноября 2009 года.
  42. Живов В.М. от 3 марта 2013 на Wayback Machine
  43. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  44. . Дата обращения: 21 ноября 2014. 15 августа 2014 года.
  45. . Дата обращения: 21 ноября 2014. Архивировано из 6 октября 2016 года.
  46. Униаты используют два разных календаря: на Украине — юлианский, в диаспоре — григорианский.
  47. от 4 октября 2008 на Wayback Machine
  48. Малкова Н.А. Святая княгиня Ольга как агиологический тип // Религиоведение. 2011. № 1. С. 25-31
  49. « Повесть временных лет », год 6462: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого».
  50. Евсевий Кесарийский. от 22 ноября 2009 на Wayback Machine
  51. Jan Willem Drijvers. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 74.
  52. Liber Pontificalis . I, 182
  53. Jan Willem Drijvers . Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 75.
  54. Рунцо Д. от 23 июля 2014 на Wayback Machine .
  55. от 9 июля 2012 на Wayback Machine .
  56. Liber Pontificalis. II, 388.
  57. Johansen, Flemming. Roman portraits. NY Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1995. V. III. P.172
  58. от 26 января 2009 на Wayback Machine
  59. от 6 марта 2016 на Wayback Machine

Литература

на русском языке
на других языках
  • Helena, First Christian Archaeologist // Christian History Institute. Glimpses. Issue #73. (англ.)
  • Jan Willem Drijvers. . — Leiden: Brill, 1992. (англ.)
  • Antonina Harbus. . — DS Brewer, 2002. (англ.)

Ссылки

  • Сократ Схоластик . . — содержит рассказ об обретении Еленой Креста Господня. Дата обращения: 28 ноября 2008.
  • . Православие.ру . Дата обращения: 28 ноября 2008.
  • . Дата обращения: 28 ноября 2008.
  • Jan Willem Drijvers. (англ.) . Дата обращения: 28 ноября 2008. 23 августа 2011 года.
Источник —

Same as Елена Равноапостольная