Дарбинян, Саркис Симонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Симо́нович Дре́йден ( Донцо́в ; 14 сентября 1941, Новосибирск , РСФСР , СССР — 8 мая 2023, Иматра, Финляндия ) — советский и российский актёр театра и кино. Лауреат двух национальных театральных премий « Золотая маска » (2000, 2001), трёх высших театральных премий Санкт-Петербурга « Золотой софит » (1998, 2011, 2012) и премии Российской Академии кинематографических искусств « Ника » (2010).
Родился в еврейской семье театроведа Симона Давидовича Дрейдена (1905—1991) и актрисы (1902—1971) в Новосибирске, куда его родители были эвакуированы из Ленинграда.
Его прадеду по отцу, еврею по национальности, Шимону Дрейдену, как кантонисту было дозволено право жительства в Санкт-Петербурге . Дед — (1877—1919) — до революции 1917 года владел маленькой типографией в Санкт-Петербурге. Бабушка — Софья Ильинична Флейтман (1882—1958) также была из семьи владельца типографии.
Дед со стороны матери, Иван Донцов, был старшим дворником Казанского собора .
Скончался 8 мая 2023 года на 82-м году жизни . 5 июня 2023 года в БДТ прошла гражданская панихида, затем состоялось отпевание в храме Вознесения Христова, после чего тело было кремировано .
Окончил актёрский факультет ЛГИТМиК (1962, курс ).
С 1962 года актёр Ленинградского театра миниатюр под руководством А. И. Райкина .
В 1963—1964 годах — актёр Ленинградского театра драмы и комедии .
В 1964—1968 и в 1970—1980 годах — актёр Ленинградского Театра комедии им. Н. П. Акимова .
С 1985 года три сезона работал в высокогорной геологической экспедиции в Восточной Сибири.
В 1988 году в титрах фильма « Фонтан » в память матери назвался Донцовым, тем самым желая отделить работу в театре от работы в кино. [ источник не указан 2069 дней ] К фамилии Дрейден вернулся только в фильме « Русский ковчег » Александра Сокурова . [ источник не указан 2069 дней ]
Выступал на эстраде в России, Украине, Молдавии с моноспектаклями и в камерных постановках экспериментального характера. В 1989 г. вместе с тогдашней женой Аллой Соколовой организовал Мастерскую драматурга и актёра при ВОТМ. В 1990-х работал в Театральном музее, в театре « Приют Комедианта », галерее «Борей», в «Чаплин-клубе» (площадка «Лицедеев»), БДТ им. М. Горького .
1 февраля 2012 года Дрейден за роль в спектакле «Мой уникальный путь» в постановке Григория Дитятковского (театр « Приют Комедианта ») удостоен Санкт-Петербургской премии имени В. И. Стржельчика.
4 декабря 2012 года театральная Премия « Золотой софит » объявила Сергея Дрейдена лучшим актёром 2012 года. Он был удостоен Премии «за лучшую мужскую роль», а именно: за роль в спектакле Григория Дитятковского «Мой уникальный путь» по пьесе Брайана Фрила «Целитель верой» .
11 декабря 2012 года в Санкт-Петербурге, в Музее театрального и музыкального искусства состоялась торжественная церемония «Премия имени Андрея Толубеева ». Сергей Дрейден был удостоен награды «За легендарный творческий путь и уникальную самостоятельность в актёрской профессии». о Сергее Дрейдене:
Про него можно сказать, что не он ищет для себя театр или спектакль, но театры и режиссёры соревнуются друг с другом за право работать с Сергеем Дрейденом. Его появление в любом театре или спектакле всегда событие.
Когда началась война в 1941 году, родители Дрейдена, ленинградцы, Симон Давидович и Зинаида Ивановна, поехали вместе с театром в эвакуацию , в Новосибирск . Там семья Дрейденов оказалась вместе с семьями актёров Николая Черкасова и Василия Васильевича Меркурьева .
Родился 14 сентября 1941 года, сразу, как только поезд с работниками Ленинградского театра им. Пушкина прибыл в Новосибирск . У матери было мало молока, поэтому молочной матерью стала дочь Всеволода Мейерхольда (жена актёра Василия Васильевича Меркурьева ) — Ирина Всеволодовна Мейерхольд .
В 1944 году семья Дрейденов из Новосибирска переехала в Москву, жила на Тверском бульваре , за кулисами Камерного театра , где Симон Дрейден работает завлитом у Александра Яковлевича Таирова .
В 1948 году Дрейдены вернулись в Ленинград, где получили квартиру на улице Чайковского в доме № 43. В 1949 году Симон Дрейден был арестован как враг народа . От Сергея арест скрывали, объясняя его отсутствие важной работой в Кремле .
В детстве много болел и когда лежал в постели, слушал радиоспектакли .
Я запоминал текст, а потом играл его перед мамой. Наверное, это и стало основой. Мне уже было не отвертеться
С раннего детства любил рисовать, и, заметив это, родители отдали его в художественную школу. Рос домашним ребёнком, в первом классе не учился, был водим няней в немецкую группу на дому (сохранившуюся от старых времён). Когда его перевели в школу (школа № 203 имени Грибоедова А. С., бывшая «Анненшуле», в которой учился Иосиф Бродский и другие знаменитые люди), то через 10 минут после начала первого урока встал, взял свой портфель, собрал туда тетради, объявил: «Мне домой надо! Мне пора» — и ушёл . Спустя время Сергея как сына врага народа исключат из пионеров .
Вместе со школой в жизнь «домашнего мальчика» вошли пионерские лагеря от крупных заводов, где он проводил по три смены за лето. Матери, актрисе, самые разнообразные предприятия, где она выступала, выдавали путёвки в лагеря для сына; а она в это время ездила на гастроли, зарабатывала деньги — ей надо было кормить сына, себя и собаку и отправлять посылки мужу в лагеря .
После освобождения и реабилитации в 1954 году, отец, отбыв в лагере пять лет из десяти, вернулся к жене и уже 13-летнему сыну. Некоторое время он жил с семьёй, но вскоре переехал в Москву, видясь с сыном только во время школьных каникул .
Зимой 1955 года, получив в подарок от отца коньки , практически не умея кататься на них, мальчик упал и получил сотрясение мозга . Родители отправили сына в Комарово, в санаторий . Сергей познакомился с Георгием Товстоноговым , их номера оказались напротив друг друга . Сам Дрейден вспоминает об этой встрече так:
Мы с ним катались на лыжах, и я ему рассказывал неприличные анекдоты; он хохотал, как безумный, потому что, кроме меня, их ему никто не мог рассказать. Общался с его сыновьями, бывал у него дома, но в том возрасте не оценивал ситуацию как «О! Сам Товстоногов!» — мне это было совсем не нужно. Георгий Александрович как раз поставил «Оптимистическую трагедию», но в БДТ начал ходить, когда я стал студентом. Может быть, начал небрежно, а потом уже — очень внимательно.
Во время школьных каникул отец навещал Сергея в Ленинграде — они ходили на спектакли, на фильмы в Доме кино. Отец познакомил его со своим лагерным другом — военным кинооператором Виктором Тимковским, и Сергей начал заниматься у него в фотостудии при ДК имени Кирова .
После окончания школы собирался поступать на операторский факультет во ВГИК . Отец устроил его такелажником на « Ленфильм », так как, чтобы подать документы в приёмную комиссию, необходим был производственный опыт.
Однажды шёл по Моховой , где в Театральном институте учились его друзья, которые стали агитировать его поступать .
Сразу после окончания Театрального института, в 1962 году, пришёл в Театр миниатюр Аркадия Райкина , но проработал в нём всего четыре месяца, будучи не готов исполнять вспомогательные функции. В 1963 году театральный режиссёр Роза Абрамовна Сирота пригласила молодого артиста в Театр на Литейном , где его увидел Николай Акимов и пригласил в Театр Комедии — играть в спектакле «Гусиное перо». Эта постановка имела большой успех .
Проработав два сезона, Дрейден ушёл из театра. Месяц работал по ночам шофёром — развозил ночью хлеб, а днём сочинял пьесы и разыгрывал их со своим товарищем Вячеславом Захаровым . Вернулся обратно, когда Акимова уже не было. Работал с учеником Товстоногова Вадимом Голиковым . Потом туда пришёл Пётр Фоменко .
Также, помимо работы в театре, начал сниматься в кино. В основном в эпизодах, в фильмах: « Пока фронт в обороне » и « Четыре страницы одной молодой жизни », а также в постановках « Ленфильма ». В телеспектакле « Смерть Вазир-Мухтара » — роль Осипа Ивановича Сенковского и в телеспектакле « », где играет Прачкина .
Первая большая роль в фильме 1967 года Литовской киностудии — « Поворот », где сыграл сержанта Андрея Воронцова , спасающего литовских детей, оказавшихся в первые дни войны далеко от дома, в школьном автобусе на оккупированной фашистами территории.
В 1970-е годы Дрейден много играл в Театре комедии : Одиссей в «Троянской войны не будет» у Петра Фоменко , лакей Видоплясов в «Селе Степанчикове» у Вадима Голикова , Пашка-интеллигент в его же «Ремонте». Вместе с Вячеславом Захаровым они составляли постоянную и редкую клоунскую пару: рыжий и белый (Дрейден). Из спектакля в спектакль — от «Романтиков» Эдмона Ростана , где они были отцами семейств , до социальных одноактовок Антохина, в которых Дрейден и Захаров играли советских работяг .
Мы — партнёры до сих пор в театре, на радио — везде, известная пара, как Ширвиндт с Державиным.
В конце 1968 года Сергея Дрейдена пригласил в свой фильм « О любви » режиссёр Михаил Богин . Фильм снимался по сценарию Юрия Клепикова, и Дрейден должен был там играть маленькую роль, но исполнитель главной мужской роли приехать на съёмки не смог, и режиссёр предложил роль Мити Сергею Дрейдену. В фильм вошёл эпизод, когда Дрейден купается в проруби. С 1967 года актёр занимался моржеванием и это увлечение было решено внести в фильм. Картина имела успех у зрителей, но после эмиграции в США Виктории Фёдоровой , исполнительницы главной роли фильма, картину отложили на полку на двадцать лет. [ источник не указан 2069 дней ]
В 1973-м Дрейден вновь снимался у Богина , в ленте « Ищу человека », где исполнил небольшую роль молодого архитектора.
Играл небольшие роли в фильмах « Умные вещи », « О тех, кого помню и люблю » 1973), « Мой дом — театр », « Воздухоплаватель », « », « Полковник в отставке » (1975 года).
Ещё в самом начале 1970-х Дрейден вместе с Вячеславом Захаровым стали активно записываться на Ленинградском радио у Галины Ивановны Дмитренко . После ухода из Театра Комедии в 1980 году Дрейден много работал на радио, а после дизайнером в Институте морского флота и печатником в типографии . После рождения сына Николая в декабре 1980 года Дрейден со своей третьей супругой, драматургом Аллой Николаевной Соколовой и сыном уехали на родину жены, в Киев . Там семья жила два года, а после, в 1983 году, вернулась в Ленинград. С 1985 года Дрейден три сезона подряд работал в высокогорной геологической экспедиции в Восточной Сибири.
Одна из причин моего ухода из театра связана с тем, что мы соединились с Аллой Соколовой и стали жить семейно-театральной жизнью: сочиняли спектакли, для которых Алла писала диалоги и целые пьесы. Это было радостно. Кроме того, это давало свободу: я мог летом уезжать в геологические партии .
Про жизнь в геологических партиях Сергей Дрейден вспоминает так:
Надо было деньги зарабатывать. Носил пробы. Эти геологи были научными — докембрий их интересовал, вечность такая. И это изумительно, что вы: я был в высокогорной экспедиции. Нас — семь человек — забрасывали на вертолётах, мы подолгу не видели никого, кроме золотоискателей... Муйский хребет , Восточная Сибирь . Представляете: открытые граниты , промытые, чистенькие — просто экспонаты. Так вот, они делали сколы, а потом это всё собирается, и ты несёшь это на базу — туда, где лагерь разбит.
С 1986 года в проекте «Домашний театр» (в Театральном музее) играл в моноспектакле «Немая сцена» (импровизация по «Ревизору» Н. В. Гоголя ), где исполнял все роли. Спектакль, приуроченный к 150-летию этого сочинения и задуманный сперва как работа для экскурсантов Театрального музея и рассчитанный на нескольких традиционных исполнителей, постепенно видоизменился . В осуществлении затеи участвовали режиссёр и актриса БДТ и драматург Алла Соколова . За 8 лет существования этого спектакля Дрейден сыграл его 125 раз .
Вместе с женой играли в парных спектаклях вдвоём. В спектакле по пьесе Аллы Соколовой « » и « » Кобурна .
Возвращение Дрейдена в кино состоялось в 1987 году, когда режиссёр Юрий Мамин пригласил его на главную роль в фильме « Фонтан » по сценарию Владимира Вардунаса . Во всех своих частностях фильм достоверно воспроизводит быт и среду обитания советских граждан со всеми абсурдами и ужасами, преподанными в жанре сатирической комедии . Фильм вышел в 1988 году.
В 1990-м году вышли два фильма с участием Сергея Дрейдена: « Танк Клим Ворошилов-2 » режиссёра Игоря Шешукова и « » . В первом фильме показаны первые недели Великой Отечественной войны , где Дрейден предстаёт в роли интеллигентного, тихого, слабого здоровьем учителя физики, который ценой жизни вместе с контуженым танкистом и двумя молодыми бойцами защищал городок от натиска гитлеровских войск в танке « КВ-2 ».
В 1992 году Юрий Мамин приступил к съёмкам фильма « Окно в Париж » по сценарию Вардунаса и Аркадия Тигая и пригласил на пробы Сергея Дрейдена .
О пробах Сергей Дрейден вспоминает:
И начали парики надевать, румянить, мо́лодца из меня делать… А лица нет. Чувствую, как мне хочется встать и уйти навсегда. Юра рядом стоит и шутит, кто-то рядом стоит и шутит… Я сижу и шучу… Но свинцом наливаюсь. Так на фотопробах и остался со «свинцовым глазом». Не пойдёт. После мне позвонил Юра и сказал: «Мы найдём тебе какую-нибудь роль, что-нибудь придумаем…» Я огорчился: ведь в мыслях так и взлетал уже по Эйфелевой башне. Готов был «нырять» в роль. А мне сказали: будешь ходить в другой бассейн и в другое время. Месяц прошёл. И вдруг вечером звонит Юра и говорит: «Серёжа, я остановил съёмки. Не могу, не получается. Давай?…»
Фильм снимался весной — летом 1992 года. Съёмки проходили в Санкт-Петербурге и Париже . Главные роли исполнили те же самые актёры, которые снялись у Мамина в «Фонтане»: Дрейден, Виктор Михайлов и Нина Усатова .
Ключевым моментом [ источник не указан 1112 дней ] фильма стала фраза, сказанная героем Сергея Дрейдена, учителем музыки Чижовым , обращённая к своим ученикам, к детям, решившим остаться в Париже навсегда: «Вы родились в неудачное время, в несчастной, разорённой стране. Но это же ваша страна. Неужели вы не можете сделать её лучше? Ведь многое зависит от вас…»
В 1993 году вышли другие фильмы с участием Сергея Дрейдена: « » Бориса Фрумина , « » Юрия Томошевского и короткометражка « », снятая Геннадием Новиковым по мотивам книги Альбера Камю «Письма к немецкому другу».
В следующие пять лет Дрейден снялся в таких картинах, как « » (1994), « Цирк сгорел, и клоуны разбежались » Владимира Бортко (1997) и « Цветы календулы » режиссёра Сергея Снежкина (1998). За роль в фильме «Цветы календулы» получил приз за лучшую актёрскую работу на кинофестивале « Окно в Европу » в Выборге , в 1998 году.
Работы в кино Дрейден совмещает с работой в театре. В 1995 году его приглашают в Москву, в театральный центр имени Ермоловой , на роль Аргана в спектакле «Мнимый больной».
Через год, в 1996 году, в подвале галереи «Борей» состоялась премьера спектакля «Мрамор» по пьесе Иосифа Бродского в постановке Григория Дитятковского , где Дрейден играл Туллия в паре с Николаем Лавровым .
С 1997 г. работает в АБДТ им. Г. А. Товстоногова . И в 1998 году играет там в спектакле «Отец», по пьесе Стриндберга , в постановке Григория Дитятковского.
28 апреля 2000 года в Театре на Литейном в постановке Григория Дитятковского состоялась премьера спектакля «Потерянные в звёздах», по одноимённой пьесе Ханоха Левина , где Дрейден играл Шмуэля Спрола . Спектакль шёл несколько сезонов подряд.
В начале 2000-х Дрейден много играл в кино. В 2001 году вышли такие картины с его участием, как: « Подари мне лунный свет », режиссёра Дмитрия Астрахана , короткометражка « » екатеринбургского режиссёра , сказка-комедия « Сказ про Федота-Стрельца » Сергея Овчарова .
Главным фильмом начала десятилетия следует считать « Русский ковчег » в постановке Александра Сокурова , где у Дрейдена главная роль маркиза де Кюстина , в фильме — путешественника по эпохам России, вне пространства и времени.
Сокуров сразу предложил роль мне, и я сейчас думаю: «Если бы я отказался, жалел об этом». Это уникальный проект: в определённый день за полтора часа одним дублем надо зафиксировать камерой массу событий нашей истории. Съёмки шли с риском, напряжением, азартом
В 2003 году за роль в « Русском ковчеге » Сергей Дрейден получил приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале фантастических фильмов.
В последующие годы вышли следующие картины с участием Сергея Дрейдена: « » Григория Никулина, комедия « » Валерия Быченкова , драма « » , снятая по одноимённому рассказу Бориса Лавренёва .
В 2003 году Владимир Машков пригласил Дрейдена на роль Мейера Вульфа в свой фильм « Папа », по мотивам пьесы Александра Галича « ». Увидев Дрейдена в этом фильме, режиссёр Андрей Эшпай пригласил актёра в свою картину « Многоточие ».
В 2007 году вышел фильм Григория Никулина « », в которой Дрейден снялся с Юрием Шевчуком и уже в пятой картине — вместе с Эрой Зиганшиной .
В 2008 году режиссёр Владимир Бортко пригласил Дрейдена на роль Янкеля в свой фильм « Тарас Бульба ». Актёр поначалу наотрез отказался сниматься, но со временем согласился:
Я благодарен режиссёру Владимиру Бортко за то, что он настоял на своём. Поначалу я наотрез отказывался, но потом перечитал «Тараса Бульбу» и подумал: «Почему нет?» Кинопробы не проводились, но мы договорились с постановщиком: сделаем пробную съёмку для меня самого. После этого стало ясно: роль моя. Дорожу этим результатом
В 2009 году вышел биографический фильм о жизни Иосифа Бродского — « Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину » режиссёра Андрея Хржановского , где Сергей Дрейден сыграл небольшую, но яркую роль дяди Бродского .
В свою очередь, увидев Дрейдена в « Многоточии » Эшпая , режиссёр Борис Хлебников пригласил его в картину « Сумасшедшая помощь » на роль инженера . Сергей Дрейден:
С Борисом Хлебниковым мы ещё вне съёмочной площадки несколько раз прошли весь сценарий: я проговаривал текст и за себя, и за партнёров, и мы это долго обсуждали. Потом я просил его читать текст. По сути дела, мы провели несколько настоящих театральных репетиций: уходили в глубь материала и обменивались в связи с этим своими жизненными впечатлениями, ассоциациями. Мы играли этюды с Анной Михалковой, которая снялась в роли моей дочери. Точно так же мы репетировали с моим основным партнёром по фильму Евгением Сытым. А непосредственно перед съёмками каждый вечер в гостиничном номере Бориса мы всё подробно прорабатывали ещё раз.
За эту роль Сергей Дрейден будет удостоен премии « Ника » за лучшую мужскую роль второго плана в 2010 году.
В 2011 году К 70-летию Дрейдена была приурочена выставка «Моя жизнь в картинках» в галерее «Борей» (Литейный пр. 58), где 15 лет назад состоялась первая выставка его рисунков .
Рисунки делались Сергеем Дрейденом в разные годы на подручном материале: бумага , картонки , часто упаковочный гофрированный картон, вовсе, казалось, непригодный для художества . Все эти беглые портреты , пейзажи , жанровые картинки меньше всего фиксируют реальность: они, скорее, своеобразные сказки о ней. Преображающая фантазия художника смещает планы и масштабы, подчёркивает главное и не обращает внимания на второстепенное. Точнее, главное и второстепенное в композициях меняются местами и создают эффект отстранения, как в акимовских декорациях. Не случайно Николай Павлович Акимов , создатель Театра комедии , где начинался театральный путь Дрейдена, с интересом отнёсся к рисункам молодого артиста и поощрил его художественные опыты .
Многие рисунки были сделаны по горячим следам — это прежде всего спектакли, в которых артист участвовал, но мог одновременно видеть их со стороны. Таковы, например, блестящие зарисовки к «Селу Степанчикову». Нежные пейзажи Киева , города, где рос сын Коля . Отчий дом с красной мебелью, ёлкой, откуда увозит отца чёрный «воронок» , питерский вид из окна, улица, по которой маршируют пожарные и катят катафалки , вокзальный зал на Удельной с фигурами по-шагаловски размётанными, словно в фантастическом спектакле или во сне.
Особое место занимают в этом собрании автопортреты . В графических набросках актёр изучает свои лицо и тело, это как пробы на гибкость и пластичность собственной фактуры, своего материала для театра. Образы и роли появляются в автозарисовках как варианты сценического — не грима — лица-маски. Очарование этой художественной исповеди уникально, как уникальна сама творческая биография актёра Сергея Дрейдена .
Первый брак (1961—1965).
Второй брак (1966—1981).
Третий брак — Алла Николаевна Соколова (2 февраля 1944 — 21 декабря 2018), актриса, драматург.
Четвёртый брак — (род. 24 января 1954), президент Автономной некоммерческой организации культуры «Творческий центр Борей АРТ».
Друзьями детства Сергея Симоновича Дрейдена были актёр Пётр Меркурьев (сын актёра Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд) и писатель Сергей Довлатов .
Антреприза
Антреприза
В титрах — Сергей Дрейден:
В титрах — Сергей Донцов:
В титрах — Сергей Дрейден: