Interested Article - Ричль, Альбрехт

Альбрехт Беньямин Ричль ( нем. Albrecht Benjamin Ritschl ; 25 марта 1822 , Берлин , королевство Пруссия 20 марта 1889 , Гёттинген , Нижняя Саксония , Германская империя ) — немецкий лютеранский теолог и церковный историк , пастор . Один из представителей либеральной протестантской теологии .

Биография

Родился в Берлине в семье лютеранского пастора и композитора Георга Карла Бенджамина Ричля (1783—1858).

Учился в Бонне , Гейдельберге и Тюбингене . В Галле он попал под гегелевское влияние благодаря учению и Иоганна Эрдмана . В 1845 году он стал последователем Тюбингенской школы , но впоследствии отошел от неё, а в своей работе Das Evangelium Marcions und das kanonische Evangelium des Lukas , опубликованным в 1846 году, он утверждал, что Евангелие от Луки основывается на апокрифическом .

Испытал влияние идей Канта и Шлейермахера .

Ричль был профессором теологии в Бонне (с 1852) и Гёттингене (с 1864). Его учениками были влиятельные богословы и библеисты Адольф фон Гарнак и Эрнст Трельч .

Умер в Гёттингене . После смерти, в его доме в Гёттингене теологу поставили мемориальную доску .

Теология

Ричль считал, что религиозная вера должна основываться на истории, в частности, на исторических событиях Нового Завета . Он изучал историю Нового Завета без учета чудесных событий , он верил, что Новый Завет подтверждает божественную миссию Иисуса. Он отвергал такие доктрины, как рождение Иисуса от девственницы и Троицу .

Альбрехт Ричль — автор цитаты, которая олицетворяет сущность либеральной теологии XIX века :

Важно не то, воскрес ли Христос в Палестине – важно, воскрес ли Он в твоем сердце.

Пытаясь защитить христианство от нападок философии позитивизма , Ричль заимствовал неокантианское разделение сфер духа и материи и относил евангельское учение исключительно к первой сфере. Христианство он рассматривал в качестве этапа « общего движения человеческого духа », а в Библии доказывал приоритет устного характера послания над написанным . Он пытался продемонстрировать, что эпистемология Канта совместима с лютеранством .

Выступал с критикой эллинистических («философских») влияний в раннем христианстве, которые проникли даже в сам текст Нового Завета (например, учение о Логосе Ин. ).

Согласно христологии Ричля, вера понималась как несводимая к другим переживаниям, выходящая за рамки разума. Вера, по его словам, проистекает не из фактов, а из ценностных суждений. Божественность Иисуса , утверждал он, лучше всего понимать как выражение «откровения-ценности» Христа для сообщества, которое доверяет ему как Богу. Он считал, что послание Христа должно быть предано общине, но не в буквальном значении, что в теле Иисуса метафизически был Бог .

«Богословие нравственности»

Теологию Ричля религиоведы описывают как «теологию этической нравственности » или «теологию, основанную на нравственности» .

Главный смысл религии он видел нравственном возрастании человечества, которое и есть Царство Божие . Отсюда греховность человечества мыслилась прежде всего как нравственное несовершенство, преодолеть которое помогает вера в Бога .

Христианская жизнь Ричля была посвящена нравственной деятельности и развитию, поэтому он понимал доктрины как оценочные суждения, а не утверждение фактов . Испытавший влияние философии Иммануила Канта Ричль рассматривал « религию как триумф духа (или морального агента) над природным происхождением и средой человечества » . Идеи Ричля будут подхвачены другими, и ритшлианство останется важной теологической школой в немецком протестантизме вплоть до Первой мировой войны .

Семья

Его сыном был либерально ориентированный боннский протестант, профессор теологии (1860—1944), который опубликовал двухтомную биографию своего отца .

Сочинения

  • Происхождение древне-кафолической Церкви ( нем. Die Entstehung der altkatholischen Kirche , 1850)
  • Христианская доктрина об оправдании и примирении (1888)
  • , 1880.

Примечания

  1. Albrecht Ritschl // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. , Albrecht Ritschl // (хорв.) LZMK , 1999. — 9272 с. — ISBN 978-953-6036-31-8
  3. RITSCHL ALBRECHT // (фр.) — .
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118601261 // (нем.) — 2012—2016.
  5. Протестантизм // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. // Catholic Encyclopedia. 1 мая 2023 года.
  7. // 1911 Encyclopædia Britannica. — Т. Volume 23 . — С. 367 . 1 мая 2023 года.
  8. Никонов К. И. Глава XV. Протестантская философия и теология // Основы религиоведения. Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков , М. П. Новиков , и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994. — С. 215 ISBN 5-06-002849-6
  9. Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX — начала XX в. // , Яковлев В. П. История философии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 576. ISBN 5-222-00615-8
  10. . www.stadtarchiv.goettingen.de . Дата обращения: 1 мая 2023. 1 мая 2023 года.
  11. . www.encyclopedia.com . Дата обращения: 3 июня 2023. 9 июня 2023 года.
  12. (англ.) . www.britannica.com . Дата обращения: 3 июня 2023. 31 мая 2023 года.
  13. . www.reformed.org.ua . Дата обращения: 1 мая 2023. 15 апреля 2022 года.
  14. Руоканен М. Учение о боговдохновенности / пер. с англ. А. Асонова. — СПб: Светоч, 2005. — С.8-9
  15. Stephen Palmquist. (англ.) P. 71 (1989).
  16. Дата обращения: 17 сентября 2010. 13 апреля 2011 года.
  17. "Ritschl, Albrecht." Cross, F. L., ed. The Oxford dictionary of the Christian church. New York: Oxford University Press. 2005
  18. // 1911 Encyclopædia Britannica. — Т. Volume 23 . — С. 368 . 1 мая 2023 года.
  19. Bavinck, "Prolegomana", p.171.
  20. // Ги Бедуелл. История Церкви Пер. с фр. — М.:"Христианская Россия",1996
  21. (нем.) . www.rheinische-geschichte.lvr.de . Дата обращения: 1 мая 2023. 30 января 2023 года.
  22. . Дата обращения: 17 сентября 2010. 24 декабря 2010 года.
  23. (недоступная ссылка)

Ссылки

Источник —

Same as Ричль, Альбрехт