Interested Article - Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии (ранее — Государственный Музей истории религии и атеизма Министерства культуры СССР , Музей истории религии и атеизма АН СССР , Музей истории религии АН СССР ) — музей в Санкт-Петербурге . С 2000 года располагается по адресу: Почтамтская улица , 14/5, в 1932—2000 годах располагался в здании Казанского собора (до его возвращения Русской православной церкви ).

Музей истории религии — единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Собрание музея насчитывает более 180 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э.

История

Музей был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 года и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 года. В основу экспозиции музея легла антирелигиозная выставка, открытая в 1930 году в залах Зимнего дворца в Ленинграде. Официальное открытие музея в Казанском соборе состоялось 15 ноября 1932 года. Инициатором создания музея и его первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В. Г. Богораз-Тан (1865—1936). Не менее важную роль в организации и функционировании музея сыграл М. И. Шахнович , занимавший должность заместителя директора музея с 1944 по 1960 год. В 1976—1986 годах директором музея работал Я. Я. Кожурин .

В 1991 году Государственному музею истории религии был передан бывший дом графа С. П. Ягужинского , впоследствии принадлежавший Почтовому ведомству . В 1980 г. дом был расселен для капитального ремонта. Реставрация дома проходила с 1992 г. по 2000 г. . Здание является выявленным объектом культурного наследия народов РФ.

Постоянная экспозиция

Сегодня в Государственном музее истории религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

Зал «Буддизм» раздела постоянной экспозиции «Религии Востока»

26 апреля 2012 года в Музее после реэкспозиции открылись следующие разделы:

Детский раздел постоянной экспозиции «Начало начал»

В феврале 2011 года в музее был открыт специальный детский отдел постоянной экспозиции «Начало начал» . Это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, ориентированное на детскую аудиторию и дополняющее постоянную экспозицию. Отдел сконструирован как тотальная инсталляция — особое магическое пространство, погружающее маленького посетителя в эпоху мифологического сознания. «Начало начал» демонстрирует важный и неотъемлемый компонент религиозных представлений — представления о возникновении мира и его устройстве.

Научно-методический центр по проблемам истории религии и религиоведения

Государственный музей истории религии является общероссийским научно-методическим центром Министерства культуры Российской Федерации по оказанию научно-методической помощи в области истории религии и религиоведения для музеев России, хранящих и изучающих коллекции культовых предметов.

Одним из приоритетных направлений деятельности музея как научно-методического центра являются ежегодные музейные стажировки, дающие возможность перенять уникальный опыт музея в научно-методической, экспозиционно-выставочной, фондовой и просветительной деятельности.

Научная библиотека музея

Читальный зал научной библиотеки Музея истории религии

Отдел книжных фондов (в настоящее время — Научная библиотека) был создан в 1932 году. В настоящее время фонд библиотеки насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших книжных собраний по вопросам религии и атеизма, единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объёме представлена литература по различным конфессиям: христианству ( православию , католицизму , протестантизму ), иудаизму , исламу , буддизму , даосизму , синтоизму и т. д. В библиотеке также хранятся книги по истории, философии, психологии, археологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению. Основу собрания составили издания из запасного фонда Библиотеки Академии наук СССР , фондов общевузовской библиотеки (бывшей Университетской), Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ) в Москве, рабочего антирелигиозного университета (Ленинград), Политехнического института, Института истории и др. В состав библиотеки вошла часть книжного фонда Императорского Православного Палестинского общества (книги и журналы по богословию, церковной истории, палестиноведению), книги из личных библиотек В. Д. Бонч-Бруевича , Н. М. Никольского , Б. Я. Рамма , протоиерея И. Н. Четверухина и др. Библиотека хранит следующие виды и типы изданий: книги (священные тексты, монографии, справочные издания, сборники статей), брошюры, альбомы, каталоги выставок, периодические издания (журналы и газеты) на русском, славянском и иностранных языках.

В книжное собрание библиотеки входят издания XVII—XXI вв.

Коллекции Научной библиотеки
  • Коллекция изданий Библии Всемирного и Российского Библейского обществ .
  • Коллекция масонской литературы.
  • Коллекция богословской и дореволюционной периодики.
  • Коллекция собрания трудов духовных академий и семинарий.
  • Коллекция религиозно-философских изданий второй половины XIX — начала XX вв.
  • Коллекция старообрядческой литературы.
  • Коллекция антирелигиозной литературы 1920—1930-х гг.
  • Коллекция трудов сотрудников музея.
  • Коллекция книг на европейских языках «Rossica».

Коллекции

Коллекция Музея приближается к отметке в 200  000  единиц хранения. Включает в себя предметы религиозного культа и быта, произведения российского и зарубежного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Собрание образовано по религиозно-конфессиональному принципу. В отдельные фонды выделены коллекции филателии, тканей, предметов из драгоценных металлов, фотографий и негативов, редких книг, а также научно-исторический архив.

Фонд « Архаические и традиционные верования »

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 4 499 единиц хранения.

В собрании представлены вещественные и изобразительные памятники, характеризующие архаические и традиционные верования народов России и ближнего зарубежья, а также коренного населения Америки, Африки, Азии, Океании. Хронологические рамки собрания: VI тыс. до н. э. — XXI в. н. э.

Коллекции и комплексы экспонатов

Содержит материалы по верованиям и обрядам чукчей , эскимосов , нанайцев , ульчей , нивхов , якутов , эвенков , бурят , ненцов , хантов , манси и др: скульптурные изображения различных духов, амулеты, предметы, связанные с промысловыми, родильными, лечебными, погребальными и другими обрядами. Наиболее полно представлены материалы по шаманству сибирских народов.
  • Коллекция по традиционным верованиям народов Поволжья
Включает материалы по верованиям и обрядом удмуртов , марийцев , коми . Это ритуальная посуда и утварь из семейных святилищ, жреческие одеяния, ритуальные музыкальные инструменты, приношения семейным и родовым духам, амулеты.
Представлены материалы по дохристианским и домусульманским верованиям хевсуров , сванов , пшавов , осетин , черкесов-шапсугов , народов Дагестана и др. Это жреческие костюмы и принадлежности, жертвоприношения из святилищ, материалы, связанные с обрядностью новогоднего праздника, амулеты, ритуальное печенье.
Содержит материалы по народным верованиям населения Русского Севера , Калужской губернии и других районов: святочные маски, ритуальное печенье, купальские венки , куклы-кукушки, птицы-галюшки, материалы по свадебной и погребально-поминальной обрядности.
Включает материалы по верованиям батаков , связанные с земледельческими и погребальными ритуалами — сумки для священного риса, жреческие гадальные книги и жезлы, корабль мёртвых; меланезийские скульптурные изображения предков.
  • Коллекция по традиционным верованиям индейцев Америки
Её составляют отдельные предметы, связанные с верованиями индейцев Северной и Южной Америки — шаманские маски и наголовья, шумящие танцевальные браслеты и др.
Маски, скульптура, вооружение и другие предметов народов Мали , Камеруна , Судана .
Включает бронзовые украшения и железное оружие.

Фонд «Религии ранних цивилизаций»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 5 396 единиц хранения.

В собрании представлены памятники истории и культуры, характеризующие религии Древнего Востока ( Месопотамия , Вавилон , Египет ), Древней Греции , Северного Причерноморья , Древнего Рима . Самые ранние из них датируются VI в до н. э. Разделы собрания фонда совпадают с их делением по историко-культурной и религиозной принадлежности: Древний Вавилон , Египет , Греция и т. д.

Коллекции и комплексы экспонатов
  • Нумизматическая коллекция (VI—V вв. до н. э. — IV в. н. э.)
  • Археологическая коллекция (VI в. до н. э. — XIII в.н. э.)
  • Скульптура
Отдельный комплекс экспонатов составляет гипсовая скульптура XIX—XX вв., переданная в 1950-х гг. из Академии художеств и Государственного Эрмитажа .
  • Графика
Большую часть коллекции составляют произведения западноевропейских мастеров XVIII—XIX вв на античные сюжеты.

Фонд « Православие . Изобразительное искусство»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде около 20 000 единиц хранения.

В состав фонда входят произведения темперной , масляной живописи и графики, связанные с историей России, русской культурой и православием , отражающие особенности вероучения и культа, основные этапы истории Русской православной церкви . Кроме того собрание включает памятники по истории старообрядчества и некоторых других религиозных направлений, в том числе и не православного толка, бытовавшие на территории России ( баптисты , адвентисты и.т.д.), а также русского масонства . Отдельную коллекцию составляют музейные предметы, характеризующие политику советского государства в вопросах религии и Церкви. Специфику собрания определяет многообразие иконографического материала: образов святых, христианских сюжетов и персонажей, видов православных монастырей и храмов, портретов религиозных деятелей, представленных в живописи и печатной графике. Основная часть собрания — памятники XVII—XX вв.

Коллекции и комплексы экспонатов
  • Коллекция икон конца XVII—XVIII вв.
«Лабиринт духовный» на временной выставке в Музее истории религии, 2021
Большая часть составляющих её экспонатов представляет иконописную школу Московской Оружейной палаты . Включает иконы, созданные выдающимися мастерами Кириллом Улановым, Тихоном Филатьевым, Георгием Зиновьевым , Алексеем Андреевым, Дмитрием Логиновым и составляющие золотой фонд русского искусства.
В коллекции музея представлена одна из двух дошедших до нашего времени икон редкого иконографического типа « Лабиринт духовный » .
  • Коллекция икон мастерского письма конца XIX — начала XX вв.
Одна из крупнейших в России коллекция икон, связанных с историческими лицами и событиями: спасение императора Александра III с семьёй в Борках, освобождение крестьян в 1861 г. , Русско-турецкая и I Мировая войны , взятие Азова, рождение императорских наследников и др.
Литографии с изображениям святых и почитаемых икон, евангельских сцен, виды православных монастырей и храмов, портреты религиозных деятелей.
  • Коллекция гравированных и литографированных лубков
Представляет богатый репертуар русских народных картинок XVIII—XIX вв.: работы известных граверов-академистов Н. И. Уткина , И. В. Ческого , А. Ф. Зубова , художников граверной мастерской П. П. Бекетова и др.
  • Коллекция оригинальной графики
Рисунки К. В. Лебедева , В. Г. Перова , Ф. А. Бруни , В. М. Васнецова , М. В. Нестерова , Н. В. Неврева , Л. Н. Бенуа , Н. Д. Дмитриева-Оренбургского , О. Э. Браза и др.
  • Коллекция акварельных старообрядческих рисунков XVIII—XIX вв.
  • Коллекция советских плакатов и карикатур 1920—1940-х гг.

Фонд « Ислам »

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 1 330 единиц хранения.

Собрание фонда включает предметы культа, графику, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства. Они представляют догматику, обряды, культуру и образ жизни народов, исповедующих ислам ( Средняя Азия , Поволжье , Северный Кавказ , страны мусульманского Востока — Пакистан , Индия , Ирак , Афганистан , Ливан , Турция ). Основная часть экспонатов датируется XVIII—XXI вв.

Коллекции и комплексы экспонатов
  • Коллекция предметов культового назначения
  • Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и предметов быта
  • Коллекция религиозных настенных хромолитографий — лубков ( шамаилей ), изданных в Казани в конце XIX — начале XX в.
  • Коллекция религиозных плакатов и «народных картинок» из стран зарубежного Востока
  • Коллекция амулетов и оберегов
  • Коллекция женских украшений с религиозными символами
  • Коллекция живописных и графических произведений русских и советских художников
  • Коллекция гравюр к русскому переводу книги Д′Оссона «Полная картина Оттоманской империи » (Санкт-Петербург, 1795)

Фонд « Иудаизм »

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 1 220 единиц хранения.

Основу фонда составили предметы, поступившие из разных музейных коллекций и Государственного музейного фонда в 1930—1931 гг. Большая часть предметов ритуальной утвари принадлежит к религиозной культуре ашкеназов . Такое собрание позволяет полноценно представлять в экспозиции и выставках религиозные обряды ашкеназских общин Центральной и Восточной Европы, в частности Российской империи. Хронологические рамки фонда — XVIII — начала XX в., географические — Европа, исключение составляют несколько предметов из Средней Азии, связанные с религиозной культурой бухарских евреев .

Коллекции и комплексы экспонатов
Собрание пергаментных рукописных свитков с текстом Торы ( Пятикнижия ), укрепленных на специальных древках, насчитывает более 300 единиц хранения. Такой свиток ( сефер Тора ) наделён в еврейской религиозной культуре наивысшей святостью. В фонде, наряду с другими, представлены мемориальные вещи, в том числе, сефер Тора , подаренная еврейской общиной Николаю II .
  • Коллекция предметов, составляющих неотъемлемую часть облачения сефер Торы , и праздничной ритуальной утвари из металла
Блюда для пасхальной трапезы , праздничные светильники , в частности для Хануки .
  • Коллекция деревянных футляров для мезузы
Мезуза — прямоугольный кусочек пергамента с текстом из Второзакония . По традиции, помещённая в такой футляр мезуза прикрепляется к дверному косяку согласно заповеди: «И ты напишешь их на дверных косяках твоего дома и твоих воротах» (Втор., 6:9). Подобные футляры были особенно широко распространены в Галиции .
  • Коллекция тфилин
  • Коллекция еврейских почтовых открыток
  • Коллекция графики
Включает работы, выполненные еврейскими художниками. Например, графические листы С. Б. Юдовина на тему еврейских религиозных обрядов.

Фонд «Религии Востока»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 13 134 единиц хранения.

В собрании представлены памятники истории и культуры, характеризующие религии Востока ( буддизм , индуизм , синтоизм , даосизм , конфуцианство ). Хронологические рамки собрания: II—XXI вв.

Коллекции и комплексы экспонатов
  • археологическая коллекция из раскопок буддийского культового центра Кара-Тепе (эпоха Кушанской империи ) II—IV вв. н. э.
  • Коллекция японских свитков XVII—XIX вв. с изображениями буддийских персонажей
  • Коллекция буддийских ритуальных масок мистерии Цам и индуистских ритуальных масок
  • Буддийские танки (иконы) XVIII—XX вв.
  • Коллекция буддийской скульптуры XVIII—XX вв.
  • Коллекция буддийской ритуальной утвари XVIII—XX вв.
  • Коллекция музыкальных инструментов, используемых в буддийских ритуалах (барабаны, музыкальные тарелки, трубы из металла и кости)
  • Многофигурная композиция « Сукхавати — чистая земля Будды Амитабхи » дерево, папье-маше)
Бурятия. 1904—1905 гг. Создана монахами буддийских монастырей Тамчинского (Гусиноозерского) и Гегетуевского — по заказу известного собирателя предметов восточного искусства князя Э. Э. Ухтомского . Около 600 деталей.
Бурятия. XIX в. Около 1 500 деталей.

Фонд « Православие . Декоративно-прикладное искусство»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 4 000 единиц хранения.

Фонд содержит предметы убранства православных храмов ( Царские врата , резные украшения иконостасов , лампады, светильники), богослужебные предметы ( дарохранительницы , потиры , дискосы , звездицы и др.), произведения скульптуры и мелкой пластики, различные предметы сакрального характера (напрестольные, осеняльные, наперсные; образки, дробницы и панагии ; литые и резные иконы ). В собрании представлены памятники XVII — начала XXI вв.

Коллекции и комплексы экспонатов
  • Коллекция старообрядческого искусства
В коллекцию входят предметы старообрядческого искусства: поморское литье, намогильные доски и кресты XVIII—XIX вв.
Предметы XVIII—XIX вв., созданные в крупнейших монастырях — Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах , в Соловецком и других монастырях.
  • Коллекция евлогий
Паломнические реликвии, привезённые из Палестины и Афона в конце XIX — начале XX вв.: уникальные иконки, написанные на костях рыб из Генисаретского озера ; резные образки, выполненные на перламутровых раковинах в Вифлееме ; барельефа на кусках Мамврийского дуба и камнях из реки Иордан .
  • Коллекция медалей
Иллюстрирует как события общегосударственного значения (в память войны с Наполеоном , Крымской войны , Русско-Японской войны ), так и примечательные даты церковной жизни: закладка и освящение соборов, юбилеи религиозных организаций и т. д. Отдельный комплекс экспонатов составляют награды Русской Православной церкви , переданные в дар музею Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым и Московской Патриархией .
Подношения, сделанные царской семье к праздничным и юбилейным датам (пасхальные яйца, подносные блюда); пожертвования и вклады членов императорской фамилии в храмы.

Фонд «Религии Запада»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 27 561 единиц хранения.

Фонд включает произведения религиозного и светского искусства художественных школ Италии, Испании, Германии, Австрии, Нидерландов, Голландии и Фландрии, Франции, Польши, Чехии, Словакии и России. Экспонаты фонда — живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, а также церковная утварь и детали облачения священнослужителей — позволяют раскрыть основные этапы истории христианства на Западе в период Средних веков , Возрождения , Реформации и Контрреформации , Нового и Новейшего времени . Ранее некоторые из этих предметов находились в частных коллекциях: Лейхтенбергских , Вяземских - Шереметьевых , Юсуповых , Строгановых , М. С. Щёкина и др. Хронологические рамки собрания: XIV—XXI вв.

Коллекции и комплексы экспонатов
  • Коллекция итальянской живописи
Включает как произведения выдающихся мастеров и их учеников, так и малоизвестных авторов, чьи работы редко встречаются не только в отечественных, но и зарубежных музеях: Джироламо Джовеноне, Франческо и Джироламо Бассано, Карлетто Кальяри, Джованни Бальоне , Пьетро делла Веккьи , Гверчино , Вольтеррано , Карло Маратта , Помпео Батони и др. Жемчужина коллекции — не имеющее аналогов в российских музеях « Распятие », созданное художниками школы Джотто (начало XIV в.).
  • Коллекция испанской живописи XV—XX вв.
Произведения художников арагонской, севильской, валенсийской, мадридской школ — Жайме Матеу, Херонимо Косида, Франсиско Антолинес и Сарабья, Педро Атанасио Боканегра, Хосе Гальегос-и-Арноса , Хосе Тапиро и Баро , Цезарь Альварес Думонт и др.
  • Коллекция живописи Северной Европы (Германии, Нидерландов, Фландрии и Голландии)
Представлена работами Яна ван Дорнике, Винсента Селлара, Якоба Саверея I, Яна ван дер Хейдена , Франса Франкена II , Луиса де Колери, Адама де Колониа, Христиана Дитриха, Альбрехта Адама и др.
  • Коллекция немецкой и французской скульптуры XIV—XVI вв.
Коллекция невелика, но уникальна по ценности памятников. Её составляют шедевры пластического искусства « Дева Мария с младенцем Христом на троне» парижского мастера XIV в.; резной полихромный алтарь « Голгофа с предстоящими св. Мартином и св. Одиллией» баварского мастера 1511 г.; скульптурная группа « Пьета » и алтарь « Троица » немецких мастеров школы Тильмана Рименшнейдера начала XVI в.; деревянные полихромные скульптуры « Св. Мария Магдалина », « Св. Маврикий », « Св. Екатерина Александрийская » и др.
  • Коллекция скульптуры XVII—XX вв.
Включает произведения выдающихся итальянских, французских, австрийских мастеров и их школ: Пьера Пюже , Антуана Гудона , Луиджи Бьенеме, Фердинанда Штуфлессера, Пьетро Каноника и др.
  • Коллекция графики
Коллекцию составляют рисунки, гравюры, литографии, созданные в разных странах Западной Европы в XVI—XX вв. В числе их авторов — Маркантонио Раймонди , Джованни Вольпато , семья Пискаторов , Клаудио Стелла, Иоахим фон Зандрарт , Ян ван Лёйкен, Корнелис Корт , семья Килиан, Жан Гранвиль , Оноре Домье , Кетэ Кольвиц .
  • Коллекция декоративно-прикладного искусства
Включает предметы религиозного культа западных ветвей христианства ( католицизм и Протестантизма ): различные типы крестов (напрестольные, настенные и нательные), монстранции , Потиры , цибории, образки, плакетки, чётки и паломнические сувениры.
Включает серию с изображениями римских пап , созданную известным итальянским медальером XVI в. Джованни Поцци, а также медали с портретами религиозных деятелей разных эпох.
  • Коллекция западноевропейских витражей (XVI — конца XIX в.)

Фонд редкой книги

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 1 120 единиц хранения.

Основу фонда составляют три комплекса экспонатов. Первый — собрание инкунабул , включающее книги преимущественно богословского содержания, занимает одно из первых мест среди петербургских библиотек. Все инкунабулы — латинские. Второй — собрание старопечатных иностранных книг XVI—XVII вв. Самая ранняя датируется 1474 г. Собрание отражает культуру и религиозную жизнь Европы в период Реформации , Контрреформации и Нового времени . Третий — собрание книг кирилловской печати XVI—XVII вв., занимающее четвёртое по значению место среди петербургских библиотек. Наиболее ранним является дофёдоровское Евангелие , из изданий Ивана Фёдорова в собрании представлен фрагмент львовского Апостола 1574 г. и четыре экземпляра Библии , изданной в Остроге в 1580—1581 гг.

Коллекции и комплексы экспонатов
Сочинения Фомы Аквинского , Райнерия Пизанского и др.
Сочинения кардинала Пьера д’Альи , испанского богослова-томиста Раймунда Себундского и др. Знаменитый памятник деятельности инквизиции « Молот ведьм » Г. Инститориса и Я. Шпренгера представлен изданием нюрнбергского печатника Антона Кобергера 1496 г. Сочинение Аврелия Августина «О христианской науке», изданное ок. 1475 г. в Кракове, является одним из наиболее ранних памятников польского книгопечатания.

Фонд «Драгоценные металлы»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 3 690 единиц хранения.

Фонд «Научно-исторический архив»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 25 000 единиц хранения.

Первоначально — «Рукописный отдел».

Фонд «Ткани»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде около 7 000 единиц хранения.

Фонд « Филателия »

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 2 706 единиц хранения (более 2 000 марок).

Фонд «Фонотека-мультимедиа»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде 769 единиц хранения (более 5 000 записей).

Фонд «Фототека»

По информации, приведённой на сайте музея , в фонде более 30 000 единиц хранения.

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 сентября 2018. 3 ноября 2018 года.
  2. Абдухаликов Ф., Терюкова Е., Османова И., Дымшиц В, Гюль Э., Федотов П. Культурное наследие Узбекистана. Собрание Государственного музея истории религии. — Zamon-Press-Info Nashriyot uyi, 2017. — ISBN 978–9943–4866–2–1.
  3. По состоянию на август 2012 года.
  4. 97. Лабиринт духовный // Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии. Авт. текста: М. В. Басова . — М. : Белый город, 2006. — С. 76. — 303 с. — ISBN 5-7793-1063-7 .

Литература

  • Шахнович М. М. , Музей истории религии Академии наук СССР и российское религиоведение (1932-1961). — СПб. : Наука, 2014. — 458 с. — ISBN 978-5-02-038397-5 .
  • Абдухаликов Ф., Терюкова Е., Османова И., Дымшиц В., Гюль Э., Федотов П. "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира. Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)" 2017 г. ISBN 978-9943-4866-2-1

Ссылки

Источник —

Same as Государственный музей истории религии