Interested Article - Глёден, Вильгельм фон

Барон Вильгельм фон Глёден ( нем. Wilhelm von Gloeden ; 16 сентября 1856 , усадьба близ Висмара 16 февраля 1931 , Таормина ) — немецкий фотограф , живший и работавший в Италии. Один из крупнейших мастеров изображения мужской наготы, родоначальник гомосексуальной иконографии , предшественник перформанса .

Биография

Дом и студия фон Глёдена в Таормине

Пасынок влиятельного прусского политика барона фон Гаммерштейна . Изучал историю искусства в Ростоке и Висмаре, готовился стать художником.

Стремясь побороть обнаружившийся у него туберкулёз , в 21 год по совету врачей переехал на Сицилию и обосновался в Таормине . Занялся фотографией, в чём начинающему помог его также переселившийся в Италию двоюродный брат Вильгельм Плюшов . В 1905 году прошла первая выставка его фоторабот на территории Российской империи — в Риге .

Дом барона в Таормине посещали такие знаменитости « прекрасной эпохи », как Оскар Уайлд , Рихард Штраус , Габриеле д’Аннунцио , Гульельмо Маркони и Элеонора Дузе . Во многом благодаря успеху его фотостудии Таормина превратилась в курорт международного реноме; здесь стали приобретать недвижимость состоятельные гомосексуалы из других стран Европы . Глёден похоронен на протестантском кладбище Таормины ( фото могилы ).

Творчество и наследие

Хотя фон Глёден прославился прежде всего изображением обнаженной мужской натуры, при жизни в основном экспонировались его более традиционные фотоработы. Моделями ему служили местные юноши наподобие Винченцо Гальди (часто его любовники), но композиция фотографий, как правило, строилась с опорой на образцы античного искусства, с использованием живописной природы Южной Италии. Также ему принадлежат портреты (включая автопортреты) и пейзажи (в основном фотографии руин).

В искусстве фон Глёдена реализована лучшая возможность раздвоенной между позитивизмом и романтизмом культуры второй половины XIX века: стремление к фактической правде жизни и реалистическому воспроизведению древности сочетается в нём с романтической внеморальной идеей тотальной красоты и вечной безгрешной природы, в том числе и человеческой, воплощенной в прекрасной естественности чувств. искусствовед Чарльз Лесли

Постановочные костюмированные фотографии эфебов отражали моду конца XIX века на « живые картины » и по своей эстетике близки к неоакадемическим полотнам Л. Альма-Тадема . Барон придавал большое значение гриму и косметике, одним из первых экспериментировал с фо­то­фильт­ра­ми. Доходами от продажи фотографий делился со своими моделями (что было для того времени редкостью).

«Гипноз» (около 1900 года)
Фото из альбома «Отроки в Аркадии» (начало 1890-х)

Работы ценили Оскар Уайлд, Анатоль Франс , Габриеле д’Аннунцио, Вильгельм II , король Эдуард VII , Альфред Крупп , Рихард Штраус и др., хотя многие ценители изящного отметали их как китч . Небольшой мемуар о посещении фон Глёдена оставила Зинаида Гиппиус , также он упоминается в её дневнике «Contes d’amour» .

Фотонаследие (несколько тысяч клише) по завещанию отошло одному из его натурщиков и возлюбленных . В 1936 году 2,5 тысячи клише были уничтожены фашистской полицией Италии как порнографические , а их владелец был на короткое время отправлен в тюрьму. После смерти натурщика в 1963 году его сын продал сохранившиеся клише антиквару.

Первая монографическая выставка работ фон Глёдена в Италии состоялась в Сполето в 1978 году и вызвала общественный скандал. С 2000 года во флорентийском музее Алинари создан фонд фон Глёдена. Широко расходятся открытки с его фотоработами, издаются и переиздаются каталоги его выставок, монографии о нём; к одной из первых (1978) написал предисловие Ролан Барт .

Источники

  1. Wilhelm von Gloeden // (англ.) — 2005.
  2. Wilhelm von Gloeden // Архив изобразительного искусства — 2003.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118539817 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Frankel, Nicholas. Oscar Wilde: the unrepentant years . Harvard University Press, 2017. ISBN 978-0-674-73794-5 . P. 166.
  5. : [ 5 ноября 2022 ] / В. А. Кулаков // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 227-228. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
  6. Woods, Gregory. Homintern: how gay culture liberated the modern world . New Haven: Yale University Press, 2016. ISBN 978-0-300-21803-9 . P. 225.
  7. . 2 февраля 2009 года. // «РИСК»: Альманах. Вып. 1. — М.: АРГО-РИСК , 1995. — C.83-88.
  8. 1 февраля 2009 года. // «РИСК»: Альманах. Вып. 1. — М.: АРГО-РИСК, 1995. — C.88-92.
  9. . Дата обращения: 2 июля 2012. 4 марта 2016 года.
  10. по прозвищу Мавр ( итал. Il Moro )

Литература

  • L’innocenza morbosa dell’occhio fotografico di Wilhelm von Gloeden = The inquisitive innocence of the photographic eye of Wilhelm von Gloeden. Taormina: Nino Malambri, 1980 (каталог выставки в Таормине)
  • Pohlmann U. Wilhelm von Gloeden: Sehnsucht nach Arkadien. Berlin: Nishen, 1987
  • Weiermair P. Wilhelm von Gloeden. Köln: B.Taschen, 1993
  • Wilhelm von Gloeden, Guglielmo Plüschow, Vincenzo Galdi: et in arcadia ego; turn-of-the-century photography. Zürich: Edition Oehrli, 2000 (каталог выставки Глёдена, Плюшова, Гальди в Цюрихе)
  • Zannier I. Wilhelm von Gloeden: fotografie, nudi, paesaggi, scene di genere. Firenze: Alinari 24 ore, 2008

Ссылки

  • (англ.)
  • (рус.)
Источник —

Same as Глёден, Вильгельм фон