Один из
представителей неофициального русского искусства. Московские художники
Александр Косолапов
и
Игорь Макаревич
ссылаются на него как формообразующую силу в годы раннего развития их творчества.
«Он был самым гармоничным художником в Ленинграде.
»
В своих ранних работах художник выражал своё видение через абстрактный экспрессионизм, и тщательно изучал богатые культуры древних цивилизаций включая
Мессопотамию
,
Китай
,
Майя
,
Африку
,
Египет
и др. В добавление к развитию уникального стиля в папье-маше и живописи Ней больше всего известен оригинальным вкладом в современную скульптуру.
1995
— «От гулага до гласноста: коллекция Нортона и Нэнси Додж», Музей искусств Джейн Вурхис Зиммерли, Ратгерс университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США.
1993
— «Kunst im Verborgenen. Скрытое искусство: нонконформисты в России, 1957—1995», передвижная выставка в трёх местах: Wilhelm-Hack Museum,
Людвигсхафен
, Германия; Lindenau Museum, Альтенбург, Германия; Documenta-Halle, Кассель, Германия.
«Около пятидесяти лет назад, ещё взрослея и формируясь в качестве художника, я пришёл к понимаю, как соотносить две вещи — жизнь и искусство, определив, таким образом, свой собственный творческий метод. Я пытался понять, что означает само слово „талант“, осознав однажды, что это главное условие для человека, решившего стать художником. Оглядываясь на своих однокурсников, я видел самые разные проявления таланта. Кто-то скрупулёзно выводил каждую деталь, кто-то старался произвести впечатление глубокой интеллектуальности собственного искусства, за счёт своих невероятных теорий. Чьи-то работы в результате оказывались суховаты, чьи-то, напротив, невероятно живописны, но все они демонстрировали разные формы таланта. Тогда я задался вопросом — так чему же следовать? Я понял, что хорошее искусство вызывает положительные эмоции, и что ни наигранная интеллектуальность, ни скрупулёзное исполнение не производят должного впечатления, если автор сам не пережил, не прочувствовал то, что изображал» —
Александр Ней
.
«Александр Ней и как художник, в своём творчестве реализующий, по замечанию Александра Косолапова, „доклассическое художественное сознание“, и как целостная личность являет то видение мира, остатки которого были утрачены культурой Европы примерно в конце XV века — существование, неотделимое от способности диалога с космогоническими силами, вхождения и пребывания в них. Проявление этого в жизнетворчестве Нея — не постмодернистская игра в автора-персонажа, не жонглирование периодами и стилями в истории искусства. Единство мировоззренческих и художественных ориентиров мастера выдаёт гармония его произведений. Такое представление о духовном мире художника в искусстве уже примерно век как было многократно дискредитировано новой культурой. Но это не повод отказываться от данной модели — это повод вывести данного художника из ареала наших представлений об актуальности»
—
Александра Камышанская, 2009
.
«Я считаю искусство Александра Нея выдающимся вкладом в развитие взаимопонимания меж культурами России и Америки» —
Виталий Комар, 2015.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 8 ноября 2008. Архивировано из
11 июня 2008 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 ноября 2008. Архивировано из
5 марта 2016 года.
Богданов, Леон. Заметки о чаепитии и землетрясениях. Новое литературное обозрение, 2002.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 декабря 2014.
24 февраля 2014 года.
(неопр.)
.
www.kolodzeiart.org
. Дата обращения: 18 декабря 2021.
18 декабря 2021 года.
Камышанская А.
от 12 августа 2014 на
Wayback Machine
// Искусство. — 2009. — № 3.
Олег Сулькин.
(неопр.)
. В Новом Свете (4 марта 2015). Дата обращения: 6 июня 2015.
13 января 2018 года.
Ссылки
Источники
Глезер А.
Современное русское искусство. — Париж—Москва—Нью-Йорк: Третья волна, 1993.
В поисках смысла: Александр Ней из собрания ГЦСИ и частных коллекций. Москва: Государственный центр современного искусства, 2009.