Славин, Константин Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Константи́н Льво́вич Эрнст (род. 6 февраля 1961 , Москва , СССР ) — советский и российский медиаменеджер , продюсер , режиссёр , сценарист , телеведущий . Генеральный директор АО « ОРТ/Первый канал » с 1999 года . Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» . Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003, 2023) и Премии Правительства Российской Федерации (2017). Семикратный обладатель российской национальной телевизионной премии « ТЭФИ » ( 1998 , 2001 , 2007 — 2010 , 2014 ). Член Фонда «Академия российского телевидения» с 1996 года .
В числе работ, которыми руководил Эрнст, были « Евровидение-2009 » в Москве и церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи . Руководитель трансляций крупных государственных мероприятий, таких как Парад Победы в Москве, Главный военно-морской парад в День ВМФ в Санкт-Петербурге, инаугурация Президента России . Автор и продюсер таких проектов и фильмов, как « Русский проект », « Старые песни о главном » (вместе с Леонидом Парфёновым ), « Прямая линия с Владимиром Путиным », « Ночной Дозор », « Дневной Дозор », « След », « Прожекторперисхилтон », « Ирония судьбы. Продолжение », « Викинг », « Вызов », ночных каналов («Новый день» и «Городские пижоны») и многих других.
После вторжения России на Украину в 2022 году находится под международными санкциями 27 стран ЕС , Великобритании , Канады , Швейцарии и ряда других стран за причастность к распространению дезинформации и « антиукраинской пропаганды российских властей » .
Родился 6 февраля 1961 года в Москве . Отец — Лев Константинович Эрнст (8 января 1929 — 26 апреля 2012 ), советский учёный - биолог , доктор сельскохозяйственных наук , академик ВАСХНИЛ (1975), вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) (1992—2012), занимался генетикой , биотехнологией , селекцией сельскохозяйственных животных , а также вопросами клонирования . Мать — Светлана Ниловна Голевинова , экономист.
Детство и юные годы Константин провёл в Ленинграде , где его отец работал по назначению руководителем нового научного центра.
В 1978 году окончил среднюю общеобразовательную школу № 35 на Васильевском острове в Ленинграде. В этой же школе училась Таня Савичева (23 января 1930 — 1 июля 1944), которая во время военной блокады Ленинграда вела дневник, ставший одним из скорбных символов Великой Отечественной войны (1941—1945) .
В 1983 году окончил зооинженерный факультет Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева .
В 1983 году окончил биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова .
Получив высшее образование, работал в научно-исследовательских институтах (НИИ) , занимался генной инженерией . Был секретарём комитета комсомола одного из НИИ .
Кандидат биологических наук (1986) . В возрасте двадцати пяти лет защитил диссертацию по биохимии на тему «Динамика созревания мессенджер- РНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro » , после чего получил предложение престижной двухлетней стажировки в Кэмбриджском университете ( Великобритания ), от которого отказался .
К этому моменту Эрнст уже думал об окончании академической карьеры, чтобы реализовать детскую мечту о работе в кинематографе , поэтому подал заявление об уходе и вскоре вернулся в Москву. Новым местом его работы стало творческое производственное объединение «Видеофильм», где ему доверили снять клип на песню группы « Алиса » — «Аэробика» , следующей большой работой в качестве режиссера и продюсера стала документальная кинолента «Радио тишины» (1988) , посвящённая концерту группы « Аквариум » и Дэйва Стюарта из Eurythmics в рамках презентации первого американского альбома Бориса Гребенщикова Radio Silence . Прежде Эрнст попытался поступить на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую детского кино, которую набирал Ролан Быков , однако из пяти кандидатов, сдавших окончательный экзамен, Быков отсеял кандидатуры Эрнста и Валерия Тодоровского .
В интервью журналу « Афиша », опубликованном 6 июля 2011 года, в рамках проекта «История русских медиа 1989—2011» Константин Эрнст рассказал, что в 1988 году познакомился с Александром Любимовым на дружеской встрече, и тот предложил ему попробовать себя в телепрограмме « Взгляд », которую выпускала молодёжная редакция Центрального телевидения Гостелерадио СССР . Во «Взгляде» Эрнст проработал около двух лет, выступая интервьюером, сценаристом и режиссёром . Его первым сюжетом стало интервью с Ниной Андреевой , для которого они с Евгением Додолевым выдали себя за корреспондентов « Би-би-си » .
Кроме того, в 1989 году Эрнст снял короткометражный игровой фильм Homo Duplex и музыкальный видеоклип на песню «Аэробика» из альбома « Шестой лесничий » группы « Алиса », премьера которого состоялась в эфире «Взгляда» .
В 1989 году заместитель главного редактора молодёжной редакции Центрального телевидения Гостелерадио СССР и руководитель телепрограммы « Взгляд » Анатолий Лысенко предложил Эрнсту начать работать над собственной телепередачей.
Первый выпуск авторской художественно-публицистической культурологической телепрограммы Константина Эрнста « » вышел в эфир 5 января 1991 года — это была передача, посвящённая преимущественно кинематографу , а также культуре, музыке, моде, рекламе, значимым событиям и творческим людям . Темами выпусков становились Венецианский кинофестиваль , , съёмки фильма « Апокалипсис сегодня », жизнь и творчество кутюрье Пако Рабана , создателя рекламных кампаний Benetton , шансонье Сержа Генсбура , киноактрисы Мэрилин Монро , режиссёров Жан-Люка Годара , Вима Вендерса и Райнера Вернера Фассбиндера .
В «Матадоре» Эрнст совмещал функции сценариста, ведущего, режиссёра и продюсера, экспериментировал с подачей материала и иногда перевоплощался в героев выпуска. Нетривиальный подход обеспечил передаче успех у зрителей и высокие оценки представителей телевизионной индустрии, а в «Большом словаре русских прозвищ» Валерия Мокиенко слово «матадор» указано в качестве шутливой , ироничной характеристики Константина Эрнста .
«Матадор» выходил с 1991 по 1995 год, сперва на Первой программе Центрального телевидения , затем на 1-м канале «Останкино» и канале ОРТ . С 1990 по 1992 год передачу выпускала созданная бывшими сотрудниками «Взгляда» телекомпания « ВИD » ( В згляд и д ругие), после — продюсерский центр «Мастер TV», учреждённый Эрнстом совместно с Леонидом Парфёновым и Игорем Угольниковым . Последний телевизионный выпуск передачи был посвящён Венецианскому карнавалу , съёмки проходили в Венеции 1 марта 1995 года. Вечером после съёмок группе сообщили по телефону, что в Москве был убит бывший сотрудник «Взгляда», сооснователь телекомпании « ВИD » и генеральный директор ОРТ Владислав Листьев . В эфир венецианский выпуск «Матадора» попал в мае 1995 года .
После закрытия передачи Эрнст перезапустил «Матадор» в формате о культуре и искусстве, над которым вместе с ним работали Илья Осколков-Ценципер , Александр Роднянский и . Журнал выходил с 1995 года по декабрь 1998 года, всего было выпущено около 25 номеров . Впоследствии издание часто характеризовали как пример интеллектуального, богемного и некоммерческого «глянца» .
В книге «Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков» Евгений Додолев отмечал, что в 1990-е годы Константин Эрнст был единственным человеком, к которому Владислав Листьев прислушивался в профессиональных вопросах . Сам Эрнст рассказывал, что накануне приватизации телеканала «Общественное российское телевидение» (ОРТ) по просьбе Листьева готовил концепцию нового телеканала и что Листьев предлагал ему должность заместителя генерального директора — но Эрнст всё ещё рассчитывал уйти с телевидения в кино и ответил отказом . После приватизации ОРТ Листьев и Эрнст вместе с Кириллом Игнатьевым (ставшим впоследствии заместителем генерального директора) занимались сеткой и творческими проектами телеканала . Собранием акционеров 25 января 1995 года Листьев был назначен первым генеральным директором ОРТ .
Спустя чуть более месяца, вечером 1 марта 1995 года, Владислав Листьев был убит в подъезде собственного дома. Кандидатура нового генерального директора телеканала вызвала разногласия среди акционеров, поскольку, в соответствии с уставом, требовался консенсус всех владельцев миноритарных пакетов (49 % акций телеканала принадлежало частным лицам, 51 % акций находился в собственности государства). Один из основных миноритариев канала Борис Березовский предложил пост гендиректора Эрнсту, с которым его познакомил Валентин Юмашев , но телеведущий ответил отказом — в интервью, посвящённом 20-летию со дня смерти Листьева, Эрнст пояснил, что той весной планировал начать съёмки собственного фильма на киностудии « Мосфильм ». Однако спустя несколько месяцев он изменил решение и согласился занять только что созданную в штате руководства ОРТ должность генерального продюсера, а впоследствии объяснил свой выбор падением качества телепродукции при новом руководстве, в которое вошли люди, ранее не имевшие отношения к телепроизводству .
Став генеральным продюсером в июне 1995 года, Эрнст получил возможность определять программную политику ОРТ и начал реорганизацию, которая затронула как сетку вещания, так и отношения телеканала с поставщиками телевизионных программ . В частности, телеканал отказался от продления заключённых ранее договорённостей о пакетном приобретении телепрограмм у Ассоциации независимых телепроизводителей , установил собственную ценовую политику и учредил собственную селлерскую компанию «ОРТ-Реклама». Введённый Эрнстом подход к формированию сетки вещания начал учитывать аудиторию, которую ОРТ планировало переманивать у других каналов в конкретное время суток. Эрнст также привлёк на должность продюсера по кинопрограммам бывшего научного сотрудника Государственного центрального музея кино и Государственного института искусствознания , читавшего лекции по киноведению во ВГИКе , в Нью-Йоркском университете и на Высших курсах сценаристов и режиссёров (ВКСР) Анатолия Максимова , с которым уже сотрудничал в «Матадоре». Вместе с Максимовым он разработал для ОРТ концепцию кинопоказа .
Уже в должности генерального продюсера, в 1995 и 1996 годах Эрнст выступил продюсером серии социальных рекламных видеороликов « Русский проект », снятых Денисом Евстигнеевым . В 1995—1997 годах вместе с Леонидом Парфёновым Эрнст придумал формат новогоднего музыкального телефильма « Старые песни о главном » и выступил сценаристом и сопродюсером цикла этих телевизионных шоу. Впоследствии новогодние шоу с ремейками популярных песен советской эстрады стали для ОРТ традиционным форматом новогоднего эфира .
В 1996 году Константин Эрнст стал действительным членом Фонда «Академия российского телевидения» (Фонда «АРТ») и последующие два года вёл церемонии вручения учреждённой академией телевизионной премии « ТЭФИ ». Сам он впервые стал лауреатом этой премии в 1998 году в номинации «Лучшая продюсерская работа» за музыкальный телевизионный фильм « Старые песни о главном 3 » .
После отставки Игоря Шабдурасулова , который возглавлял ОРТ с октября 1998 года, 3 сентября 1999 года Эрнст стал временно исполняющим обязанности директора телекомпании с сохранением должности главного продюсера. По рекомендации Шабдурасулова, предложению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина и при поддержке Бориса Березовского собрание акционеров телекомпании 6 октября 1999 года назначило Эрнста новым генеральным директором ОРТ. До июля 2001 года Эрнст совмещал обязанности директора и продюсера, после чего пост главного продюсера ОРТ занял Александр Файфман . В интервью Евгению Левковичу, датируемому 2008 годом, Эрнст утверждал, что хотел в 1999 году уйти из ОРТ, но опасался, что в таком случае «канал превратится в чёрт знает что» .
На момент назначения Эрнста генеральным директором Березовский фактически контролировал информационную политику телеканала через Дирекцию информационных программ, которую летом 1999 года возглавила лояльная ему Татьяна Кошкарёва , но вскоре ситуация переменилась. После начала серьёзных разногласий между бизнесменом и новым президентом России Владимиром Путиным Березовский был лишён рычагов влияния на тележурналистов и вынужденно продал акции ОРТ Роману Абрамовичу . В дальнейшем канал покинули все близкие ему менеджеры. В показаниях, данных в Высоком суде Лондона в рамках рассмотрения иска Березовского к Абрамовичу в 2011 году, бывший глава Администрации Президента Российской Федерации Александр Волошин утверждал, что целью давления на Березовского в 2000 году было избавление генерального директора канала от его неформального влияния. По словам Волошина, после этого «Эрнст сам всё расставил по своим местам» .
По инициативе Эрнста 29 июля 2002 года годовое собрание акционеров ОРТ проголосовало за возвращение телеканалу исторического названия «Первый канал». Эрнст мотивировал смену названия несоответствием правового статуса канала понятию общественного телевидения . Право на торговую марку ОРТ сохранилось за ОАО «Первый канал». Эрнст рассматривал возможность создать под этим брендом площадку для отработки новых проектов и участия в конкурсах на вещание на дециметровых волнах .
В качестве генерального директора «Первого канала» Константин Эрнст стал одним из наиболее влиятельных людей на российском телевидении, признанным новатором во внедрении новых подходов к работе с телеаудиторией. В 2017 году американский еженедельник о шоу-бизнесе Variety включил Эрнста в список 500 наиболее влиятельных людей в мировом шоу-бизнесе .
Эрнст был инициатором эксперимента по переводу вечернего эфира «Первого канала» на вертикальное программирование в 2010 году. При этом подходе, распространённом в США и некоторых странах Европы , новые эпизоды сериалов выходят 1 раз в неделю в определённое время, что экономически целесообразно для телеканалов и производителей телешоу. В осеннем сезоне «Первый канал» представил в «вертикальном» формате сразу четыре новых сериала («Побег», «Гаражи», «Голоса» и «Банды»). Новый эпизод каждого сериала выходил раз в неделю в определённый день с понедельника по четверг. По словам Эрнста, эксперимент был призван привлечь тех, кто системно не смотрит телевизор, но готов выделить время на эпизод интересующего шоу . Новые сериалы показали сравнительно низкие для «Первого канала» рейтинги, и после окончания отснятых эпизодов телеканал вернулся к горизонтальному программированию (которое предполагает показ шоу «потоком»). В интервью Юрию Сапрыкину Эрнст отмечал, что считает попытку удачной, но условием следующей попытки введения вертикального программирования назвал участие других крупных российских телеканалов. Эксперимент Эрнста получил высокую оценку коллег, а генеральный директор СТС Вячеслав Муругов и возглавлявший ТНТ Роман Петренко поделились с журналистами возможными планами по введению вертикального программирования эфира выходного дня на основе опыта «Первого канала» .
Заметной разработкой Эрнста стала концепция вечернего и ночного эфира, которая с 2008 года позволила привлечь к телесмотрению молодую аудиторию, которая перешла в интернет . В вечернем прайм-тайме были выпущены новые юмористические шоу: пародийная « Большая разница » и информационно-развлекательный « Прожекторпэрисхилтон », в эфире которого Иван Ургант , Сергей Светлаков , Гарик Мартиросян и Александр Цекало в ироничной форме обсуждали главные темы прошедшей недели. Шоу пользовалось большой популярностью и четыре раза подряд было лауреатом премии « ТЭФИ », но было закрыто после перехода Светлакова и Мартиросяна на ТНТ в 2014 году .
Другой значимой инициативой стал ночной эфир «Городские пижоны», который позиционировался как проект для образованной молодой аудитории из крупных городов. В рамках «Пижонов» канал переводил и выпускал телесериалы и многосерийные фильмы, подобранные на основе статистики поисковых запросов, скачивания и интереса блогеров. В ночном эфире «Первого» выходили сериалы « Офис », Californication , « Грязные мокрые деньги », « Шерлок », « Подпольная империя », « Карточный домик », « Перевозчик » и др., а также документальные фильмы о деятелях искусства и культуры. Проект был успешным, сериалы получили высокие рейтинги, с 2008 по 2018 год «Городские пижоны» выходили в эфире каждый год (за исключением 2012 года) .
Шаг в сторону молодой телеаудитории нашёл отражение в рекламной стратегии «Первого канала». С января 2012 года телеканал перешёл на продажу рекламы по аудитории 14—59 лет вместо применявшейся ранее «старше 18 лет», таким образом сделав акцент на наиболее привлекательный для рекламодателей сегмент .
В качестве главы ОРТ, а затем «Первого канала» Эрнст был последовательными критиком технологии сбора статистики о телесмотрении с помощью пиплметров , на которую опирался крупнейший измеритель TNS Gallup Media (в дальнейшем — TNS Russia). Технологию он считал устаревшей, собранные данные — нерепрезентативными и ангажированными. В частности, Эрнст был уверен, что TNS системно занижал рейтинги телешоу и сериалов канала . В 2002 году «Первый» запустил собственную службу измерения аудитории по технологии CATI (сбор информации о телесмотрении посредством телефонных опросов), с 2005 — прекратил сотрудничество с TNS, став единственным крупным телеканалом, который не работал с измерителем . В 2003—2004 годах по инициативе Эрнста некоммерческое партнёрство телеканалов, рекламных агентств и рекламодателей «Медиакомитет» провело два тендера на выбор единого медиаизмерителя, но определить победителя не получилось. В 2014 году созданный при участии канала «Индустриальный комитет по телеизмерению» планировал ещё один конкурс, но из-за кризиса было решено от него отказаться .
На протяжении этих лет измеритель безуспешно пытался восстановить сотрудничество с «Первым каналом» . После вступления в силу закона, запрещающего иностранным компаниям заниматься измерением телеаудитории, TNS Russia был продан дочерней структуре ВЦИОМа , которая развивала собственные технологии измерения телесмотрения . В 2017 году измеритель, переименованный в Mediascope, смог договориться с «Первым», пообещав возможность влиять на стратегию развития компании и методику замеров аудитории . В 2019 году Эрнст официально объявил об окончании конфликта и выразил надежду на дальнейший переход от пиплметров к современных инструментам измерения телесмотрения .
« Российская газета » отмечала персональный вклад Эрнста в развитие в России благотворительности в телевизионном формате . Первые крупные проекты были запущены совместно с «Русфондом» в 2011 году . Знаковым для канала стал 10-часовой телемарафон, в ходе которого ведущие и телезвёзды собирали пожертвования в помощь пострадавшим наводнения на Дальнем Востоке . С 2014 года «Первый» начал перечислять средства, полученные в ходе платного SMS-голосования в шоу «Голос», в благотворительные фонды . Корреспондент отдела культуры «Московского комсомольца» Ян Смирницкий отмечал, что именно «Первый канал» запустил тренд на благотворительность на телевидении, сделал её массовой и простой для доноров . Поздравляя «Первый канал» с 20-летием в 2015 году, премьер-министр Дмитрий Медведев отдельно отметил благотворительные акции телеканала, которые назвал достойными самых высоких рейтингов . Спустя год Эрнст был отмечен всероссийской премией в области благотворительности для печатных и электронных СМИ «В союзе слова и добра» с формулировкой «За постоянную работу, обеспечивающую поддержку культуры благотворительности в России» .
В 1999—2005 годах Эрнст был генеральным директором российского лейбла звукозаписи REAL Records , созданного на месте «ОРТ-Рекордс». Позднее он уступил директорское кресло Алёне Михайловой, был президентом компании, а после выхода иностранных акционеров — совладельцем . За этот период под лейблом Real Records и его сублейблом Iceberg Music вышли более 300 альбомов, в том числе записи Валерия Меладзе , « Сплина », « Чайфа », « Мумий Тролля », группы « Кино » и пр. , в карьере некоторых (например, Земфиры ) сотрудничество с Real Records сыграло большую роль .
На протяжении многих лет Эрнст занимает пост председателя жюри Высшей лиги КВН — одной из популярных передач «Первого канала» .
По данным « Архива Пандоры », опубликованного в 2021 году Международным консорциумом журналистов-расследователей , Эрнст с 2014 года является бенефециаром 47 % офшорной компании Moscow Dvorik Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах . 16 миллионов долларов на покупку этой доли занял принадлежающей Эрнсту компании Haldis Corporation кипрский RCB Bank, одним из основных владельцев которого является российский государственный банк ВТБ . Также в 2014 году мэрия Москвы провела аукцион по продаже 39 кинотеатров в спальных районах Москвы , которые были проданы, как пишет Радио «Свобода» , без реальных торгов и по минимальной цене, составившей 9,6 миллиарда рублей. Приобретателем стала компания «Эдисонэнерго», через одну из кипрских фирм принадлежащая Moscow Dvorik Ltd . Компания «Эдисонэнерго» занялась сносом этих кинотеатров советского периода и постройкой на их месте торговых центров. Источники BBC считают, что этот офшор Эрнст получил за успешную работу на Зимних Олимпийских играх в Сочи . Эрнст подтвердил участие в проекте, заявив, что не совершал ничего противозаконного, но отверг предположение о том, что получение доли в офшоре связано с деятельностью на Олимпийских играх .
4 апреля 2013 года на сайте журнала « Сноб » появилось интервью журналиста Евгения Левковича с Эрнстом от 2008 года, в котором Константин Львович затрагивал ряд острых вопросов, начиная от собственной деятельности на посту гендиректора и заканчивая цензурой на телевидении. Согласно Левковичу, на вопрос об убийстве Владислава Листьева Эрнст ответил, что при всей своей неприязни к Борису Березовскому он не считает его заказчиком убийства. Со слов Левковича, Эрнст попросил остановить запись интервью на диктофон, после чего назвал сенатора и продюсера Сергея Лисовского в качестве заказчика. После разразившегося скандала «Сноб» удалил материал со своего сайта, однако текст интервью с учётом его повышенной значимости был воспроизведён газетой « Коммерсантъ » . Эрнст позже в интервью радиостанции « Эхо Москвы » опровергал слова о Лисовском, заявив, что не говорил этого «ни под запись, ни без записи» .
В качестве генерального директора телеканала Эрнст участвовал в деятельности общественных и отраслевых объединений и организаций. В мае 2002 года он стал действительным членом, Национальной академии кинематографических искусств и наук , а летом возглавил новообразованный Индустриальный комитет — объединение, предназначенное для представления интересов медиаотрасли в органах власти и лоббировании значимых для участников инициатив . Помимо Эрнста, учредителями Комитета выступили руководители телеканалов ВГТРК , НТВ , СТС , REN-TV , ТВЦ и некоммерческого партнёрства « Медиа-социум », радиостанций « Европа Плюс » и « Маяк », главные редакторы « Известий », « Газеты », « Московских новостей » и журнала Cosmopolitan , представители информационного агентства ИТАР-ТАСС , Национальной ассоциации телерадиовещателей, общероссийской ассоциации работников СМИ «Медиасоюз», « Русской медиагруппы » и компании Video International . В 2002—2003 годах Комитет выступал с предложениями поправок к закону « О средствах массовой информации » и разрабатывал профессиональные этические нормы .
Кроме того, в 2005 году Эрнст вошёл в попечительский совет фестиваля « Кинотавр » , в 2008 — в попечительский совет Высшей школы телевидения Московского государственного университета , в 2009 году — в правительственный Совет по развитию отечественной кинематографии под председательством премьер-министра Владимира Путина , а в 2013 году — в общественный совет Государственного центрального музея кино , учреждённый Министерством культуры для поддержки культурной институции .
«Русский проект» — серия социальных рекламных видеороликов , спродюсированная Эрнстом, Денисом Евстигнеевым и Петром Луциком в 1995—1996 годах и транслировавшаяся в эфире ОРТ. Евстигнеев рассказывал журналистам, что написал первые два сценария для конкурса микрофильмов к 50-летию победы в Великой Отечественной войне , но они не подошли по формату, а один из текстов случайно попал на стол Эрнсту. Идея понравилась недавно назначенному главному продюсеру, и тот предложил Евстигнееву совместно снять целую серию коротких роликов о жизненных ценностях с участием популярных советских и российских актёров. Предполагавшийся к выпуску как реклама телеканала ОРТ, «Русский проект» вышел за рамки первоначальной задумки и стал первой в России социальной рекламой, а некоторые критики усмотрели в нём успешную творческую формулировку национальной идентичности .
В качестве кинопродюсера Эрнст впервые выступил в 1998 году, став сопродюсером фильма Александра Рогожкина « Блокпост » и киноленты « Мама » Дениса Евстигнеева. Фильмы имели большой успех в России и за рубежом, получили высокие отзывы кинокритиков и награды российских и международных кинофестивалей. Не ориентированные на кинопрокат, они распространялись на видеокассетах, производством которых занималась зарегистрированная в октябре 1996 года компания ЗАО «ОРТ-Видео». Продолжая сотрудничество с режиссёрами, в 2000 году Эрнст выступил продюсером нового фильма Рогожкина « Особенности национальной охоты в зимний период », а в 2002 — сопродюсером картины Евстигнеева « Займёмся любовью », который стал первой российской кинолентой, изучавшей тему секса и молодёжной культуры .
В 2004 году Эрнст и Анатолий Максимов, по приглашению Эрнста возглавившего кинопоказ ОРТ в 1995 году, сформировали продюсерский тандем и совместно выпустили несколько коммерчески успешных фильмов, первоначально задуманных как телевизионные проекты. За драмой о моряках-подводниках « 72 метра », окупившейся за счёт многосерийной телевизионной версии, последовали « Ночной дозор » , « Турецкий гамбит », « Дневной дозор » и « Ирония судьбы. Продолжение », раз за разом повышавшие планку сборов в прокате. Сотрудничество с Эрнстом и Максимовым дало толчок кинокарьере режиссёра Тимура Бекмамбетова — после успеха дилогии «Дозоры» он получил от кинокомпании Universal Studios приглашение снимать в Соединённых Штатах боевик « Особо опасен » .
После серии кассовых блокбастеров Эрнст принял участие в работе над экспериментальными проектами — мультипликационным фильмом « Моя любовь » режиссёра Александра Петрова , номинированным на премию «Оскар» в 2008 году; полнометражным мультфильмом « Про Федота-стрельца, удалого молодца »; фильмом Сергея Соловьёва « Анна Каренина », картиной Алексея Учителя « Край », получившей номинацию на « Золотой глобус » и криминальной драмой « Чужая », снятой по сценарию писателя-контркультурщика Владимира «Адольфыча» Нестеренко .
В 2011 году вышел ещё один фильм Эрнста и Максимова — байопик « Высоцкий. Спасибо, что живой » по сценарию сына поэта Никиты Высоцкого . Работа над фильмом длилась 5 лет, в ней участвовали режиссёры Александра Митта и Игорь Волошин , а непосредственно съёмками занимался Пётр Буслов . Ещё одним «долгостроем» стал фильм « Викинг », над которым Эрнст и Максимов работали 7 лет. Премьера киноленты состоялась 29 декабря 2016 года . Историческая драма стала первой российской картиной, которая вошла в общемировую десятку самых кассовых лент уик-энда [ источник не указан 395 дней ] .
Работа над фильмом « Ночной Дозор » по мотивам одноимённого романа Сергея Лукьяненко принесла Эрнсту широкую известность в качестве кинопродюсера . Именно Эрнст, по словам режиссёра кинолетны Тимура Бекмамбетова , принадлежала идея сделать по мотивам «Дозора» большое кино с переработанным сценарием и современными технологиями съёмки . Эрнст же отмечал, что изначально видел в режиссёрском кресле только Бекмамбетова и год уговаривал старого знакомого (ещё со времён «Матадора») взяться за проект .
Вышедший в прокат 8 июля 2004 года, «Ночной Дозор» за неделю стал самым кассовым российским фильмом. Коммерческий успех картины заинтересовал дочернюю компанию студии « XX век Фокс » Fox Searchlight , и в августе она приобрела права на мировой прокат кинофильма и его сиквелов за 4 миллиона долларов. Совокупные сборы картины составили 34 миллиона долларов, в том числе 16 миллионов в России. Осенью Национальная академия кинематографических искусств и наук выдвинула фильм на соискание премии « Оскар » в номинации фильмов на иностранном языке .
В числе главных причин успеха фильма участники кинорынка отмечали продюсерскую работу, беспрецедентную для российского кинорынка рекламную кампанию и информационное сопровождение работы над фильмом, обеспеченное «Первым каналом» . Состоявшийся осенью 2004 года форум «Кино Экспо» признал Эрнста человеком года в кинобизнесе, а осенью 2005 года Эрнст и Максимов в амплуа кинопродюсеров получили ежегодную премию журнала GQ в номинации «Открытие года» . В прессе «Ночной Дозор» получил характеристику «первого российского блокбастера» и переломного момента в истории отечественного кинематографа, а в перспективе нескольких лет его успех спровоцировал значительный рост инвестиций в кинопроизводство .
В число продюсерских работ Эрнста, отмеченных профессиональным сообществом, входит конкурс « Евровидение — 2009 » в Москве, заместителем председателя оргкомитета которого он был назначен в августе 2008 года. В рамках конкурса «Первый канал» стал площадкой для отбора представителя России на «Евровидении» и выступил каналом-вещателем выступлений участников . Аудитория «Евровидения — 2009» в Европе составила рекордные для конкурса 122 миллиона человек; по данным TNS Russia , прямую трансляцию финала конкурса в России посмотрели 55,5 % всех телезрителей того дня (входящих в рецензируемую группу от 14 до 59 лет) . Участие Эрнста в организации конкурса было отмечено почётной грамотой, вручённой президентом России Дмитрием Медведевым , а телевизионная трансляция получила 5 премий «ТЭФИ», включая награду в категории «Продюсер телевизионной программы» .
В 2014 году Эрнст выступил креативным продюсером и автором сценариев церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи . В интервью он рассказывал, что в 2011 году вместе с художником-постановщиком Георгием Цыпиным и режиссёром-постановщиком Андреем Болтенко направил сценарий на конкурс, объявленный оргкомитетом «Сочи 2014» , а жюри выбрало их сценарий из числа предложенных . По словам продюсера Андрея Насоновского, которого Эрнст пригласил на должность генерального директора специально учреждённого Агентства по проведению церемоний, Эрнст взял на себя полное руководство рабочим процессом и все сопутствующие риски . Под его началом над представлением работали 12 тысяч человек из разных стран. Специально для церемонии открытия были внесены изменения в проект олимпийского стадиона Фишт : над открытым полем был возведён купол, на перекрытиях которого монтировались конструкции для подъёма людей и объектов в воздух .
Следуя традиции, церемония открытия Олимпиады в Сочи была посвящена истории и культуре страны-хозяйки: она началась с аллегорического представления разнообразия российской природы, продолжилась фильмом о символической связи России и Греции , а смена исторических эпох была преподнесена через отражающие их произведения искусства . Журналисты высоко оценили представление истории XX века, рассказанной языком русского авангарда , а впоследствии директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отдельно отмечала роль церемонии в росте интереса к представленным в собрании музея работам художников-авангардистов, который, по её словам, подтверждается статистикой продаж билетов . В сценарий церемонии не вошла минута молчания, которой Эрнст планировал проиллюстрировать годы Великой Отечественной войны : он исключил её по настоянию Международного Олимпийского комитета .
Вклад Эрнста в подготовку церемоний был отмечен государством и творческим сообществом. В марте 2014 года президент России Владимир Путин вручил Эрнсту орден «За заслуги перед Отечеством» II степени . В сентябре журнал GQ присвоил ему звания «Человека года» и «Продюсера года», а проект «Сноб» вручил премию «Сделано в России — 2014» . Сама церемония была удостоена гран-при национальной премии «Событие года», российской общенациональной телевизионной премии « Тэфи », четырёх номинаций на « Эмми » и одной награды за световое оформление . В апреле 2015 года стало известно, что оргкомитет XXIII зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане пригласил Эрнста на роль консультанта в подготовке церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских игр 2018 года .
Эрнст — руководитель трансляций крупных государственных мероприятий, таких как парад в День Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге и Парад Победы в Москве. Журналист The New Yorker отмечал заслугу Эрнста в преобразовании прямых трансляций этих событий в масштабные и эффектные шоу . Так, для съёмки парада в честь дня ВМФ в 2017 году были задействованы почти 70 телекамер, размещённых на крышах главных городских достопримечательностей, на фортах Кронштадта , на кранах, тросах, дронах, вертолётах, на моторных лодках, которые кружили вокруг кораблей ВМФ, на фюзеляжах и в кабинах боевых самолётов. По числу зрителей трансляция парада обошла даже церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи, а «Российская газета» сравнила её масштаб и красочность с фильмом Кристофера Нолана «Дюнкерк» . Над трансляцией Парада Победы в 2020 году работали более 800 человек, а съёмка велась с камер, установленных на самолётах, в брусчатке, на тросах, протянутых над площадью, на небольших роботах, которые двигались вдоль марширующих колонн .
По отцовской линии происходит из семьи потомственных железнодорожников. Его отец , учёный-животновод, генетик, был первым исключением из этого ряда .
Он встречался с театральным критиком Анной Силюнас . У них родилась дочь Александра, которая носит фамилию отца .
С 1998 по 2010 год Эрнст встречался с продюсером Ларисой Синельщиковой , возглавлявшей «ВИD», а затем созданную на его базе компанию « Красный квадрат » . Светская периодика неоднократно называла Синельщикову супругой Эрнста, но в браке они не состояли . Приёмных сына Игоря и дочь Анастасию Константин растил как своих .
С 2014 года Эрнст состоит в отношениях с , бывшей сотрудницей модного дома Ульяны Сергеенко . В 2017 году пара узаконила отношения. С 2015 года Софья стала сниматься в кинофильмах и телесериалах, включая спродюсированные при участии «Первого канала» проекты («Таинственная страсть», «Викинг», «Союз спасения», «Угрюм-река») ; в 2018 году окончила Школу-студию МХАТ и была принята в труппу МХТ им. Чехова . У Константина и Софьи трое детей: дочери Эрика (2016 г. р.) и Кира (2017 г. р.) и сын Лев (2020 г. р.) .
Один из крупнейших собирателей редких и графики . Член . Эрнст — увлечённый коллекционер комиксов . Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в интервью признавался, что разделяет увлечение главы «Первого канала» и по-дружески соревнуется с ним в покупке новых изданий .
После убийства Владислава Листьева , произошедшего в 1995 году, Эрнст решил нанять себе охрану, чтобы не повторить судьбу Листьева. По его словам, в самом начале работы на ОРТ кто-то «для острастки» обстрелял ночью его квартиру на втором этаже, разбив выстрелом оконное стекло вдребезги .
В декабре 2019 года интернет-издание «Медуза» опубликовала статью специального корреспондента Анастасии Яковлевой, посвящённую финансовым проблемам «Первого канала». Со ссылкой на многочисленных собеседников, связанных с телевизионной отраслью, автор обозначила обстоятельства, которые способствовали росту долгов главного телеканала страны. Так, из статьи следовало, что с 1990-х годов власти избегали обязательств оплачивать работу сразу двух федеральных телеканалов, и если государственный ВГТРК ежегодно получал щедрые субсидии, «Первый» (принадлежавший государству на 51 %) с 2000 года получил господдержку только три раза — в 2015, 2017 и 2019 годах и в несоизмеримо меньшем объёме. По каналу сильно ударили падение рекламного рынка и обвал рубля как следствие международных санкций за аннексию Крыма Россией . Ряд собеседников «Медузы» отмечали, что свою роль в кризисе сыграли управленческие решения Эрнста, «слишком творчески жадного, чтобы быть хорошим бизнесменом». В благополучные 2000-е и вплоть до 2014 года «Первый канал» не сильно беспокоился о расходах и вкладывал большие средства в контент: заказывал пилоты телесериалов, запускал шоу по лицензии, ставил в эфир неформатные и экспериментальные телепроекты. Поэтому вынужденная экономия после 2014 года сильнее, чем у остальных, сказалась на его рейтингах и рекламных доходах. Возможной причиной проблем «Первого канала» с получением субсидий собеседники издания также назвали натянутые отношения между Эрнстом и первым замглавы администрации президента Алексеем Громовым , курирующим работу с крупнейшими СМИ. Эрнст намного менее компромиссен, чем глава ВГТРК Олег Добродеев , и поэтому, считают источники, чиновник использует финансы для давления на него .
В опубликованной журналом The New Yorker статье «Креативный директор Кремля» ( англ. The Kremlin’s Creative Director ) московский корреспондент издания Джошуа Яффа подчеркнул роль Эрнста в формировании визуального стиля политической жизни страны при Владимире Путине . Так, Эрнсту принадлежала идея переноса церемонии инаугурации президента из модернистского Государственного Кремлёвского дворца в парадный Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца . Он же был автором идеи прямой линии с Владимиром Путиным , в ходе которой тот на протяжении нескольких часов отвечал на вопросы граждан. Государственные мероприятия, такие как Парад Победы , силами Эрнста превратились в масштабные постановки со сложной операторской работой, а церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Сочи — демонстрацией включённости России в мировой культурный контекст. Яффа также отметил вклад Эрнста в творческую составляющую эфира «Первого канала», в том числе фильмы, сериалы и телепередачи на более острые темы, чем можно было ожидать от государственного телеканала. Журналист также привёл слова Юлии Панкратовой (ведущей новостей «Первого канала» в 2006—2013 годах), которая подчёркивала непреложный редакционный стандарт: можно заниматься пропагандой, но нельзя опуститься ниже определённого уровня. Отмечая этатистские взгляды Эрнста, журналист подчеркнул, что даже транслируя официальный нарратив, «Первый канал» делает это умеренно и со вкусом в сравнении с конкурентами — ВГТРК и НТВ .
В качестве музыкального сопровождения церемонии открытия Олимпиады в Сочи 7 февраля 2014 года использовались известные произведения российских музыкантов, в том числе ремикс на композицию Земфиры «Хочешь?». Певица, которая надеялась лично выступить на открытии, обвинила Эрнста и других организаторов в нарушении авторских прав. Поддержки претензии Земфиры не получили: многие сочли это попыткой напомнить о себе в контексте игр. Юрист, который комментировал ситуацию для «Радио Свобода», отметил, что российский закон допускает использование произведений без согласия автора и вознаграждения в ходе официальных мероприятий. По словам Эрнста, он пытался урегулировать конфликт по телефону, но певица не взяла трубку . Позднее Земфира отказалась от обвинений, а её представитель сообщил, что причиной недовольства стало воспроизведение ремикса, а не оригинала .
Члены Рабочей группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (сокращённо ГРАД) при Государственной думе на своём первом заседании 3 августа 2022 года заявили, что Эрнст несёт ответственность за высказывания отдельных ведущих, не поддержавших полномасштабное вторжение российских войск на территорию Украины (в частности, Ивана Урганта и Александра Васильева), и внесли его в специальный «чёрный список». Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Кузнецов заявил, что если эти ведущие не принесут извинения за высказывания и не будут уволены, то в отставку должен уйти сам Эрнст. Сам Константин Эрнст не высказывал своё отношение к боевым действиям в открытых источниках с 24 февраля, хотя его жена Софья 2 марта в соцсетях выразила сочувствие мирным жителям Украины .
В 2022 году руководители компании «Азъ Арт ТВ», связанной с «Первым каналом», Ольга Стародубцева и Виктор Ваганов были задержаны по обвинению в хищении 500 млн рублей из суммы, выделенной на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году в России. По сообщениям СМИ, Александр Файфман — заместитель гендиректора «Первого канала», занимавшийся подготовкой к проведению чемпионата — покинул Россию накануне возбуждения дела . По состоянию на декабрь 2022 года Эрнст не был допрошен по уголовному делу, однако некоторые издания напрямую связывают с ним факт хищения и вывода денег для Чемпионата мира через офшоры .
В 2014 году Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания ходатайствовал о запрете въезда на территорию Украины 49 российским журналистам, включая Эрнста. Ходатайство в отношении 35 лиц было удовлетворено Службой безопасности Украины . Весной 2016 года президент Украины Пётр Порошенко визировал решение Совета национальной безопасности и обороны , в соответствии с которым Эрнсту и 16 другим журналистам, редакторам и руководителям СМИ был запрещён въезд на территорию Украины .
15 марта 2022 года, на фоне вторжения России на Украину , Евросоюз ввел санкции против Эрнста «за организацию и распространение антиукраинской и антиамериканской пропаганды российских властей» . Евросоюз отмечает что Эрнст является генеральным директором Первого канала, одного из крупнейших российских медиакомпаний, которая уже много лет используется российскими властями в пропагандистских целях .
6 марта 2022 года включён в санкционный список Канады «элит и близких соратников режима» за «соучастие в неоправданном вторжении России в Украину» .
9 мая 2022 года Великобритания внесла Эрнста в санкционный список, отмечая что «после вторжения России в Украину Первый канал значительно активизировал свои политические передачи, содержащие прокремлевские и интервенционные идеи» .
По аналогичным основаниям с 16 марта 2022 года находится под санкциями Швейцарии . Указом президента Украины Владимира Зеленского от 24 июня 2021 находится под санкциями Украины . С 12 декабря 2022 года находится под санкциями Новой Зеландии . 24 февраля 2023 года включён в санкционный список Австралии . Ему был запрещён въезд в эти страны, а находящиеся на их территории активы заморожены.
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|description=
игнорируется (
справка
)