Interested Article - Мистицизм

Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный ) — философское и богословское учение , а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях , интуиции и иррационализме . Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины , а в рамках религий часто отождествляемой с Богом или Абсолютом . В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма . Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму ; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций , необходимых для достижения определённого состояния разума и психики . К мистицизму относят тантризм ( индуистский и буддийский , или ваджраяну ), дзэн , каббалу , розенкрейцерство , хасидизм , гностицизм , исихазм , суфизм и некоторые другие учения.

Христианство

Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству, однако есть разные точки зрения на значение мистицизма в разных конфессиях. Так, Иоанн Мейендорф и Евгений Торчинов считали, что мистицизм более развит в православии ( исихазм ). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков , противопоставляемой «умной» мистике православных . По поводу последней Каллист (Уэр) пишет:

Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова .

Также мистицизм уникальным образом развит в ещё одной из ветвей христианства, а именно протестантизме . [ прояснить ]


Античность

Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.

Древняя Индия

В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект. Например, высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта является « мокша » — освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений; круговорота рождений и смертей в мирах) и слияние с Абсолютом ( Брахманом ). Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты — растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана .

Буддизм

Разные школы буддизма предлагают разные методы достижения мистических состояний. Искусные методы, используемые для этого, называются « упайя ».

Высшие тантрические учения ( Ваджраяна ) в русле Махаяны , к которым относят учения тибетского буддизма ( дзогчен , махамудра , мадхьямака и другие) и японского сингон , предлагают познание духовной мудрости через специальные практики распознания своей истинной природы. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

В Дзен ( Чань ) постижение мудрости происходит путём особой передачи знаний от мастера к ученику, например, с помощью коанов — парадоксальных коротких рассказов-загадок, понять и решить которые можно только интуитивно. Такое постижение порождает мистические прозрения, являющиеся важными этапами на пути к просветлению.

Китай

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шуньята) в буддизме и Дао в даосизме . Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения нирваны — слияния с вселенской пустотой.

Исламский мистицизм

Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с Богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха . Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности ( хакика ).

Суфизм в интерпретации выразителей идей неосуфизма , таких как Хазрат Инайят Хан (1882—1927), Идрис Шах (1924—1996) и других, претендует на роль универсального мистического (сакрального) знания, стоящего над религией и философией, и являющегося духовным основанием всех религиозных и философских доктрин.

Иудейский мистицизм

Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются каббала и хасидизм . Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.

Нью-эйдж

Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Целями нью-эйджевского мистицизма часто является:

Некоторые школы нью-эйджа отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты [ источник не указан 272 дня ] , в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни. Тем не менее основной целью движения нью-эйдж декларируется достижение нового уровня сознания и личностный рост .

См. также

Примечания

  1. Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 2. — 1999 (Малый академический словарь)
  2. Мистицизм // Большой Энциклопедический словарь . — 2000. // Большой энциклопедический словарь
  3. James McClenon. // / William H. Swatos, Jr., editor; Peter Kivisto, associate editor; Barbara J. Denison, James McClenon, assistant editors. — Walnut Creek, Calif.: AltaMira Press, 1998. — P. 316—318. — xiv, 590 p. — ISBN 0-7619-8956-0 .
  4. от 19 июня 2012 на Wayback Machine
  5. .
  6. . Дата обращения: 4 апреля 2011. 5 марта 2016 года.
  7. . Дата обращения: 4 апреля 2011. 6 июня 2011 года.
  8. . Дата обращения: 4 апреля 2011. 18 декабря 2010 года.
  9. . Дата обращения: 4 апреля 2011. 16 декабря 2010 года.
  10. Королёв Ю.А. . Научная электронная библиотека . Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (2020).

Литература

  • Абдурашидова З. А. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом . — 2010. — № 2 . — С. 129—135 .
  • Артемьева Т. В. Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып.17. История идейкак методология гуманитарных исследований. Часть I./ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. -СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей,2001. — С. 313—341. ISBN 5-7187-0372-8
  • Балагушкин Е. Г. // NB: Философские исследования. — 2013. — № 6 . — С. 422—474 . — ISSN .
  • Басилов В. Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма // Вопросы научного атеизма . Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1989. — С. 94—108. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
  • Шахматова Е. // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: М., 2000, с. 47-75
  • Мистицизм: теория и история. М.: ИФРАН, 2008. — 203 с. ISBN 978-5-9540-0127-3 .
  • Энциклопедия мистицизма. — СПб.: Издательство «Литера». 1996. — 480 с. ISBN 5-86617-050-7
  • Энциклопедия мистических терминов / Авт. сост. С. Васильев и др. — М.: ООО "Издательство «Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 576 с.

Ссылки

Источник —

Same as Мистицизм