Храм Исэ
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня Екатерина Петровна Риччи (урождённая Лунина ; 1787 — 8 [20] февраля 1886 ) — певица, знакомая А. С. Пушкина ; двоюродная сестра декабриста М. С. Лунина и племянница писательницы А. П. Хвостовой .
Единственная дочь генерал-лейтенанта Петра Михайловича Лунина (1746—1822) от брака с Авдотьей Семёновной Хвостовой (1760—1843). По матери была прямым потомком графа Г. П. Чернышёва . Получила домашнее воспитание в богатом родительском доме на Никитском бульваре в Москве и была ученицей знаменитого певца Мускети.
Семья иногда подолгу жила в Петербурге или за границей, где Екатерина, обладая незаурядными вокальными данными, смогла получить высшее музыкальное образование. В 1809 году окончила Филармоническую академию в Болонье и была удостоена звания первоклассной певицы и высшей награды того времени — золотого лаврового венка. После Тильзитского мира выступления Екатерины Луниной вызвали восторги парижской публики; в салоне королевы Гортензии она имела такой успех, что Наполеон I просил её петь в дружеском кружке в Тюильри .
Затем Екатерина Петровна поселилась с матерью в Санкт-Петербурге , где весь высший свет съезжался на музыкальные спектакли с её участием в дом Демидовых . Она не только прекрасно пела, но играла на арфе и клавесине и даже сама сочиняла музыку. Несмотря на довольно некрасивую внешность, Лунина слыла львицей большого света. По словам современниц, у неё были коротенькие ноги, очень длинная и толстая талия и большая голова, вообще — много непривлекательного. При этом она была большая чудачка и уверяла окружающих, что ей всего 20 лет, хотя все знали, что она шестью годами старше . Вообще про её эксцентричность в столице ходило много рассказов. После окончания наполеоновских войн Лунины снова уехали в Европу. Об их жизни во Флоренции в 1816 и 1817 годах граф Ф. Головкин писал :
Барышня Лунина со мною немного кокетничает, но, в общем, это люди довольно благородные, довольно богатые и довольно воспитанные. Обе дамы до того безобразны, что могут обратить в бегство кого угодно, но у дочери, может быть, один из лучших голосов Европы… Несмотря на 100-тысячный годовой доход, составляющий её приданое, ей ещё не удалось выйти замуж. Двадцать три раза ей делали предложение, но ни разу её отец, её мать и она сама не могли прийти к соглашению; недавно отказали князю Компасса, испанскому гранду и красавцу мужчине. Я взял её под свое покровительство, заметив, что она влюбилась в одного молодого человека, который обладает ничем кроме красивой внешности и крупного таланта к пению, не решавшегося представиться Луниным, я просил г-жу д`Альбани сделать от его имени предложение, оно было принято и всё кончилось благополучно.
18 ноября 1817 года Екатерина Лунина обвенчалась в Римском Капитолии (где в своё время она была коронована за отличное пение) с красавцем-флорентийцем Миньято Риччи (1792—1877), который был на пять лет моложе её. Перед свадьбой, благодаря хлопотам графа Головина, великий герцог Тосканский возвёл будущего зятя Луниных в графское достоинство. Приехав в Россию, супруги Риччи поселились у родителей в Москве во вновь отстроенной после пожара большой городской усадьбе на Никитском бульваре , а затем переехали в свой дом у верхней части Тверского бульвара , на углу Ситниковского переулка и Бронной.
По свидетельству М. Д. Бутурлина , супруги Риччи жили довольно открыто, в 1820-е годы «артистическая звезда графини уже померкла, голос её, хотя ещё обширный, высказывался визгливостью и был не всегда верной интонации. Муж же её пел с большим вкусом и методом, но басовый голос его был глух и несилен, отчего нельзя было ему пускаться на сцену. Граф Риччи был превосходным комнатным певцом и особенно хорошо пел французские своего сочинения романсы» . В декабре 1820 года московский почт-директор А. Я. Булгаков писал брату :
Пустился к Луниным, где была прекрасная музыка. Чудесно поет этот Риччи, а голос в роде Стефана Мондини… Любо слушать мужа с женой. Когда она была брюхата в первый раз, Миттерних сказал ей: «Дети кричат, рождаясь в свет; но я уверен, сударыня, что ваше дитя будет петь!»
Материнство Екатерине Петровне давалось трудно. Её первая беременность из-за сумасбродства отца, пожелавшего испытать любовь дочери и распустившего слух, что он умер скоропостижно на улице, окончилась преждевременными родами в Париже и болезнью. 21 апреле 1821 года в Москве графиня Риччи благополучно родила дочь Александру, но она вскоре умерла . В 1822 году скончался П. М. Лунин, оставив жену и дочь в сложном материальном положении. Все эти испытания сказывались на психологическом состоянии Екатерины Павловны. «Бедная Риччи больна, нервы расстроены, стала при мне смеяться, упала в обморок… Худа и бледна, как смерть», — писал А. Я. Булгаков.
Оправившись от утрат, Екатерина Петровна начала вновь принимать гостей в своем салоне. Когда в 1826 году в Москву на коронацию прибыл Николай I, его супруга Александра Фёдоровна пожелала послушать пение графини Риччи. В одном из писем того времени А. С. Пушкин писал: «Еду сегодня в концерт великолепной, необыкновенной певицы Екатерины Петровны Луниной» . Однажды на бале, с её кавалером по танцу, А. И. Тургеневым случился казус, о котором позже А. С. Пушкин иронически написал:
На свадьбах и в Библейской зале
Среди веселий и забот,
Роняешь Лунину на бале,
Подъемлешь трепетных сирот.
В 1828 году граф Риччи, блиставший своим голосом в салоне жены и княгини Зинаиды Волконской , увлёкшись последней, оставил жену и навсегда уехал в Италию. Когда в 1829 году в Италию переселилась и Волконская, Риччи на долгие годы стал постоянным посетителем виллы княгини в Риме.
Оставшись одна, Екатерина Петровна жила с матерью в Москве на наёмных квартирах. Из-за долгов они были вынуждены продать свой дом на Никитском бульваре (к тому времени они занимали только обширный правый флигель усадьбы) Государственному банку. Летом они жили у родственников Голицыных-Прозоровских в их имении в селе Троицкое-Раменское . В 1845 году современники отмечали уже крайнюю бедность певицы.
Не имея своих детей, графиня Риччи взяла на воспитание девочку Елизавету (1835—1919), внебрачную дочь двоюродного брата Павла Александровича Нащокина . Она стала ей как родная дочь. В старости Екатерина Петровна жила в семье своей воспитанницы и её мужа Ф. М. Дмитриева, директора мануфактурной фабрики купца П. С. Малютина. Скончалась в возрасте 99 лет и была похоронена рядом с матерью на старом кладбище в селе Троицкое-Раменское .