Бой у мыса Спада
- 1 year ago
- 0
- 0
Леонелло Спада , Лионелло Спада ( итал. Leonello Spada, Lionello Spada ; 1576 , Болонья , Эмилия-Романья — 17 мая 1622 , Парма ) — итальянский живописец эпохи барокко , работал в Риме и в своем родном городе Болонье . Знаменитый караваджист — последователь и подражатель Караваджо . Известен также под ироничным прозвищем «Скиммия дель Караваджо» ( итал. Scimmia del Caravaggio — подражатель, дословно: «обезьянка Караваджо») .
Биографические сведения о художнике крайне скудны. По словам Мальвазиа , автора знаменитой биографической книги «Фельсина-художница: Жизнеописания болонских живописцев» (Lа Felsina Pittrice: Vite e ritratti de’ pittori Bolognesi, 1677—1678), Спада получил раннее образование у Чезаре Бальоне, декоратора , работавшего между Пармой и Болоньей, который направил его к освоению искусства фрески и « квадратуры » (иллюзорному изображению архитектуры), «занятиям, которые он практиковал с Джироламо Курти, известным как Иль Дентоне, которого помнили как его учителя. Склонность Спады к иллюзионистской живописи очевидна в его первой датированной работе» .
К началу XVII века Спада стал активным членом болонской школы . Его ранние произведения отражают эстетику маньеризма , близкую другому болонскому живописцу того же времени Денису Калверту . По свидетельству Мальвазиа, Спада также часто посещал мастерскую Джованнино да Капуньяно, которому помогал Агостино Карраччи . Кроме того, с 1603 года Спада активно сотрудничал с Академией дельи Инкамминати (Accademia degli Incamminati) братьев Карраччи. К тому времени Леонелло Спада уже тяготел к академизму , поэтому внёс свой вклад в оформление декораций для похорон Агостино Карраччи в 1602 году.
В 1604 году он отправился в Лорето , чтобы расписать фресками новую сакристию святилища базилики Санта-Каза , задача, которая затем выпала Кристофоро Ронкалли , известному как иль Помаранчо.
Самый ранний из сохранившихся образцов живописи Леонелло Спада — «Образ Девы Марии и Святых Франциска и Доминика, ходатайствующих перед Христом» (1604) — показывает, что художник уже тогда подражал Лодовико Карраччи . До 1607 года он оставался в Болонье и часто сотрудничал с другими учениками Лодовико, особенно Франческо Брицио . Однако индивидуальный стиль и манера живописи Спада ещё оставались традиционными, как показывает «Чудо с рыбами» (1607).
В конце 1609 или в начале следующего года он покинул Болонью, чтобы совершить путешествие в Рим и Неаполь , а затем на Мальту , где испытал влияние живописи Караваджо. С того времени он считал себя караваджистом в компании своего покровителя и заказчика Командора Замбечари, работая над фресками в резиденции Великого Магистра в Валлетте .
До сих пор неясно, был ли Спада знаком с Караваджо или даже работал ли его помощником. Предположительно Спада был в Риме после 1609 года, когда Караваджо бежал на Мальту. К. Ч. Мальвазиа предполагал, что Спада последовал за Караваджо. Это возможно, поскольку Спада писал фрески во дворце Валлетты в 1609—1610 годах; но Караваджо снова бежал, на этот раз на Сицилию, поэтому их совпадение на Мальте должно было быть недолгим. Карло Чезаре Мальвазиa относился к этому скептически; не скрывая своего отвращения к личности Караваджо, он описывал Спада и Караваджо в равной мере «развратными» .
Имеются предположения, что для Караваджо Спада был человеком «близким к сердцу», возможно, не только метафорически. Мальвазия также рассказывает историю, что Спада позировал Караваджо для картины «Смерть Иоанна Крестителя». В страхе, что Спада может бежать и что без модели картина останется незаконченной, Караваджо запер его в мастерской, пока не завершил работу.
В 1611 году Леонелло Спада вернулся в Болонью. Безусловно, он воспользовался творческими находками Караваджо как одним из самых ярких уроков. При этом он применял караваджистские эффекты ракурсов фигур переднего плана и светотени , но вводил их в традиционный академический контекст, сделав более приемлемыми для вкусов большинства . В 1616 году он написал большое полотно для базилики Сан-Доменико в Болонье , изображающее Святого Доминика , сжигающего книги еретиков. Другие работы этого плодотворного периода — « Возвращение блудного сына » и «Эней и Анхис» (в парижском Лувре ).
Спада состоял придворным живописцем пармского герцога Рануччо I Фарнезе и в 1617 году по его заказу прибыл в Фарнезе , чтобы украсить недавно построенный театр Фарнезе. Самой поздней его работой является «Мистическое обручение святой Екатерины» (1621, Парма). Из его произведений также известны: «Чудо Святого Михаила» (в Сан-Микеле-ин-Боско, Болонья), «Св. Франциск, поклоняющийся Младенцу-Христу» (в галерее Модены), «Усекновение главы св. Христофора» и «Концерт» (в Лувре, Париж) и другие .
В качестве подписи он использовал литеру «L», расположенную поперёк меча (с итальянского Spada переводится как «меч») . В российских собраниях работы Леонелло Спада можно увидеть в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге — «Мученичество апостола Петра» , а также ГМИИ им. Пушкина в Москве — «Давид и Голиаф» . В Музее частных коллекций при Международном институте антиквариата ASG инвестиционной группы компаний хранится работа круга Спада «Саломея, получающая голову Иоанна Крестителя» .