Interested Article - Бона Деа

Статуэтка Благой богини I—II веков нашей эры. , Рим

Блага́я боги́ня ( лат. Bona Dea ) — в римской мифологии богиня плодородия, здоровья и невинности, богиня женщин. Изображения Благой богини преимущественно представляют собой женщину с рогом изобилия в одной руке и чашей со змеёй в другой. Изначально её культ проник в Рим после завоевания Тарента в III столетии до н. э. Её имя было табуировано, в связи с чем ещё у античных писателей возникали различные предположения относительно того, кем она является на самом деле. Учитывая особенности её культа, Благую богиню преимущественно отождествляют с дочерью Фавна Фавной.

Главный её храм располагался на склоне Авентинского холма . Благая богиня почиталась как знатью, так и низшими слоями древнеримского общества. Ежегодно 1 мая и в начале декабря в её честь совершались таинства, на которые допускались исключительно замужние женщины и весталки . В мае их проводили в храме, а в декабре — в доме одного из высших должностных лиц ( консула или претора ). На время проведения мистерий мужчины удалялись из дома. Оценка мистерий в «Сатирах» Ювенала , описывающих событие как развратную оргию, не находит признания у современных антиковедов .

С таинством Благой богини 62 года до н. э. связано событие, ставшее поводом для развода Гая Юлия Цезаря со своей второй женой Помпеей Суллой .

Функции

Благая богиня обладала даром прорицания. Изначально была богиней плодородия. В её функцию входило увеличение поголовья скота. Со временем её «возможности» распространили и на людей, и новые функции в конечном итоге вытеснили «сельскохозяйственную» природу богини. Имя «Фавна» стало табуированным, и его заменили на «Благую богиню». Она, согласно представлениям древних римлян, помогала женщинам обрести или увеличить потомство . Также богиня обладала возможностью исцелять различные недуги .

Когда произнесение её имени стало запретным, то среди римлян возникло множество предположений относительно того, кем на самом деле является «Благая богиня». Они собраны в « Сатурналиях » Макробия . Согласно данному античному писателю, её могли отождествлять с Фавной, Опой , Фатуей, Майей , Медеей , Семелой , Гекатой и даже Юноной .

Как бы то ни было, мистерии в честь Благой богини, а также особенности благоустройства храма, во многом повторяли миф о дочери Фавна Фавне, которая превратилась в змею, дабы избежать кровосмесительной связи с отцом . Согласно Макробию, Фавн принуждал её к инцесту, пытаясь споить и избивая миртовыми палками .

Храмы Благой богини

Схема Древнего Рима с указанием расположения храма Благой богини (Tempel von Bona Dea)

Храм Благой богини в Риме располагался на северо-восточной части Авентинского холма рядом с Большим цирком на месте современной . Культ Благой богини пришёл из завоёванного Римом в 272 году до н. э. Тарента , где она почиталась под именем Дамии . Вскоре после присоединения города к Римской республике предположительно и построили посвящённое ей святилище . Храм был как минимум дважды отреставрирован — супругой Октавиана Августа Ливией и императором Адрианом (117—138). Последнее упоминание о нём в античных источниках датируется IV столетием нашей эры .

Современникам ничего не известно о строении храма. Согласно Макробию , в нём хранился большой запас лекарственных трав. Территория вокруг храма служила прибежищем змеям, поскольку их, как связанных с культом богини, там никто не уничтожал .

Вход на территорию храма был доступен только женщинам и категорически запрещён мужчинам .

Большинство провинциальных святилищ и храмов Благой богини разрушились. Их предполагаемое время постройки свидетельствует о распространении культа в начале существования Римской империи . Храмы в честь Благой богини существовали в Аквилее , Остии , и других городах . Их руины позволяют делать вывод о наличии стены, которая не давала возможности увидеть, что происходило на территории храма. Ряд комнат, по всей видимости, использовали в качестве диспансеров . До IV столетия нашей эры они также выполняли функцию культовых лечебных центров .

Почитание

Официально на праздниках в честь Благой богини разрешалось присутствовать лишь патрицианкам и весталкам. Однако это не означало, что её не боготворили и нижние классы общества. В целом вольноотпущенникам было запрещено занимать должности жрецов, а также участвовать в богослужениях традиционным римским божествам. Исключение сделали только для Благой богини. Согласно сохранившимся античным надписям, вольноотпущенницы могли стать даже священнослужительницами культа Благой богини, а сама она пользовалась большой популярностью среди рабов .

Эпитетами Благой богини являлись «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины — «Pagana», «могучая», «светоносная», «царица» . Ей иногда посвящали рощи, часовни с очагами, а также зеркала, как орудия колдовства .

Праздники, посвящённые богине, происходили дважды в год — 1 мая и в начале декабря .

День пробуждения богини

1 мая — день пробуждения богини, который праздновался в её храме среди цветов и праздничного веселья. Римлянки, независимо от положения в обществе, собирались на мистерии , которые начинались на рассвете и заканчивались в сумерках. Во время празднеств они должны были пить в больших количествах «молоко» богини, подаваемое в «медовых горшочках». На самом деле это было не что иное, как крепкое молодое вино в специальных серебряных сосудах. Несмотря на употребление вина в больших количествах, на празднике было запрещено употреблять слово «вино», а также использовать ветви мирта , что перекликается с мифом о Фавне.

Декабрьское таинство Благой богини

Второй праздник богини праздновался менее пышно, однако не был от этого менее торжественным и даже считался более важным и значимым. Отмечался он в начале декабря. Наиболее знатные замужние римлянки и весталки собирались в украшенном виноградными листьями доме одного из высших должностных лиц ( консула или претора ) . Мужчины покидали дом. «Изгнанию» подвергались даже домашние животные мужского пола, а фрески и статуи, изображавшие мужчин, завешивались тканью. Таинством руководили весталки и хозяйка дома. Женщины настолько свято хранили тайну того, что происходило в эту ночь, что у современников отсутствует понимание сути происходившего. Известно лишь, что церемониальный шатёр, в который «укладывали спать» богиню, украшался виноградными лозами. Из храма специально доставляли статую Благой богини. В сопровождении музыки и пения гимнов совершалось жертвоприношение свиноматки .

Описание таинств Благой богини содержатся в произведениях двух современников — Ювенала (60—127) и Плутарха (46—127). В «Сатирах» Ювенала автор представил их как оргию , с самыми различными сексуальными извращениями , в то время как Плутарх более сдержан в описаниях таинств Благой богини. Цицерон в своей речи «Об ответах гаруспиков » ( лат. de Haruspicum Responsis ) указывает, что до скандала с Публием Клодием Пульхром в 62 году до н. э. не было случая, когда бы на священнодействии в честь Благой богини присутствовал мужчина . Исходя из этого, современные антиковеды делают вывод, что, вероятно, женщины во время отправления культа иногда и предавались сексуальным излишествам, однако сам культ не имеет никакого отношения к разврату. Слова Ювенала следует воспринимать с осторожностью, так как утверждение его современника Плутарха «Торжественные жертвы ей приносятся ежегодно в доме консула его супругою или матерью при участии дев-весталок» предполагает высоконравственный характер праздника .

Изображения

В ряде случаев, преимущественно в частных святилищах, посвящённых Благой богине, её изображали змеёй. Этих рептилий древние римляне наделяли защитными и целебными свойствами, также они были символом плодородия. В связи с этим они также имели отношение к культам Эскулапа , Деметры и Цереры . Некоторые римляне даже держали в доме безобидных неядовитых змей в качестве домашних животных .

Классическим образом богини являлась женщина на троне в хитоне или мантии. В левой руке она держит рог изобилия , в то время как в правой — чашу, из которой кормится обвитая вокруг руки змея. Эта комбинация змеи и рога изобилия уникальна для Благой богини и даёт возможность точно её идентифицировать .

Известные события на таинствах Благой богини

У Плутарха имеется описание двух событий на декабрьских таинствах Благой богини, которые имели историческое значение. В 63 году до н. э. оно происходило в доме консула Цицерона . Когда огонь на жертвенном алтаре погас, то из истлевших углей вырвалось настолько яркое пламя, что присутствовавшие в страхе разбежались. Весталки истолковали событие как знак того, что супруга Цицерона Теренция обязана обратиться к мужу с требованием исполнить задуманное ради спасения государства. Цицерон в данное время пребывал в нерешительности относительно того, как поступить с участниками заговора Катилины . На следующий день после заседания сената он передал заговорщиков палачу .

На следующий год таинство совершали в доме Гая Юлия Цезаря . В дом, переодевшись в наряд арфистки, проник Публий Клодий Пульхр . Предположительно молодой человек влюбился в жену хозяина дома Помпею Суллу . Вскоре он был разоблачён служанкой матери хозяина дома Аврелии . Скандал потребовал специального расследования сената в связи с оскорблением святынь .

Пользуясь своими связями и популярностью в народе, Публий Клодий Пульхр избежал наказания. Цезарь также его не преследовал. Однако вскоре будущий диктатор развёлся с супругой, хотя никакой измены не было. Согласно Плутарху, когда его вызвали на суд, он сказал, «что на мою жену не должна падать даже тень подозрения» .

Примечания

  1. , с. 139—140.
  2. , с. 151.
  3. , p. 9.
  4. Макробий. Сатурналии 2. 21—26
  5. , p. 9—10.
  6. Макробий. Сатурналии 2. 24—25
  7. , p. 85.
  8. Макробий. Сатурналии 2. 25—26
  9. , p. 237—238.
  10. , p. 402, 407.
  11. , p. 410, 429.
  12. , p. 279—282.
  13. , p. 12.
  14. Плутарх. Римские вопросы. 20
  15. , с. 507.
  16. , p. 11.
  17. , с. 140.
  18. , с. 140.
  19. , с. 507—508.
  20. Ювенал. Сатиры. Сатира шестая. 315—345
  21. Цицерон. Об ответах гаруспиков 37—38
  22. Плутарх. Цицерон. 19
  23. Kiefer Otto. // . — London and New York: Routledge , 2009. — P. 143—146. — ISBN 0-7103-0701-2 .
  24. Cumont Franz. // : журнал. — 1932. — Vol. 49. — P. 1—5. 20 ноября 2018 года.
  25. , p. 340.
  26. Плутарх. Цицерон. 20—22
  27. Плутарх. Цезарь. 10
  28. Светоний. Божественный Юлий. 6
  29. Аппиан. Гражданские войны. Книга II. 14
  30. , p. 13.
  31. , p. 12—13.

Литература

Античные источники

Источники XIX—XXI веков

Источник —

Same as Бона Деа