Interested Article - Фараон

Статуя фараона Хафра , Древнее царство . Каирский египетский музей (Египет)

Фарао́н ( др.-рус. фараонъ , ст.‑слав. фарао , от греч. Φαραώ / pharaōn ) — современное наименование правителей Древнего Египта . В течение большей части египетской истории оно не было официальным титулом , а возникло первоначально в эпоху Нового царства как эвфемизм , позволяющий обойтись без упоминания царского имени и перечисления официальных царских титулов, и особенно распространилось к середине I тысячелетия до н. э.

Термин

pr ꜥꜣ
«Великий дом»
иероглифами
O1
O29

Греческое слово Φαραώ заимствовано из Библии ( ивр. פרעה ‎ [ par‘ōh ]) ; оригинальное егип. [ p ə ɾ ə ˈ ʕ o ʔ ] буквально означает «великий дом», то есть царский дворец . С периода Нового царства (XVI—XI века до н. э.) название дворца стало иносказательно обозначать и самого правителя, а с X века до н. э. обрело статус одного из официальных наименований царя. В демотических текстах I тысячелетия до н. э. данным термином часто обозначали власть монарха, иногда даже иноземного .

В научных текстах термин «фараон» используется реже, чем в художественных произведениях и обыденном словоупотреблении, связанных с Древним Египтом .

История

Первые раннегосударственные образования — номы — появились в долине Нила не позднее середины IV тысячелетия до н. э. Довольно скоро в этих протогосударствах возникла неограниченная наследственная власть правителя, сочетавшего функции военачальника, жреца и руководителя хозяйства, и началось их укрупнение . Правителей этой промежуточной стадии условно объединяют в « нулевую династию », предшествующую тем, которые выделил Манефон . После объединения Верхнего Египта и захвата царями Нармером и Миной (Менесом) Дельты Нила (XXXI век до н. э.) агрессивный военный характер этих монархий начал смягчаться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти, особенно при Джосере и его преемниках. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется уже не столько с богом Хором , сколько с богом солнца Ра , сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды , олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени .

С упадком Древнего царства , началом климатического кризиса XXIII—XXII вв. до н. э. и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет царей ослабли, возросло влияние и богатство знати и государственных чиновников. VIII династия утратила всеобщий контроль над страной, возникли местные независимые династии, которым не удавалось поддерживать прежний уровень общественного благосостояния . Эпоха Среднего царства так полностью и не вернула египетским царям потерянного уровня власти, хотя прочно объединившая Египет и восстановившая централизованную экономику XII династия смогла даже перейти к агрессивной внешней политике. Самый активный завоеватель Сенусерт III впоследствии стал основным прототипом легендарного Сесостриса . После же распада Среднего царства и завоевания Нижнего и большей части Верхнего Египта гиксосами страной стала править гиксосская XV династия , обладавшая полноценным сакральным статусом и возвысившая культ Сета .

Взятие города Дапур Рамсесом II , Новое царство
nswt-bjtj —
Фараон Верхнего и
Нижнего Египта
иероглифами
sw
t
L2
t


A43 A45


S1
t
S3
t


S2 S4


S5

Когда фиванским правителям Камосу и Яхмосу I удалось изгнать гиксосов и основать Новое царство , Египет оказался в новом политическом положении: несмотря на продолжение завоеваний на юге и востоке, он больше не был сильнейшей державой известного египтянам мира — у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни , касситская Вавилония и позже Хеттское царство . В результате авторитет фараонов XVIII династии стал основываться в значительной степени на их военных успехах, в том числе личной полководческой и боевой доблести. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III ), приходилось усиленно убеждать подданных в своём божественном происхождении. Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством; в частности, египтяне стали ценить личные (а не добытые для царя) успехи и выгоды достаточно высоко, чтобы описывать их в росписях своих гробниц . К концу II тыс. до н. э. децентрализация египетского общества и экономики, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства.

С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них (например, Шешонку I ) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами очень ослабла . Большинство династий X—VII вв. до н. э. имели ливийское или нубийское происхождение. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон совершил успешное вторжение в Египет и поставил местных правителей в вассальную зависимость, однако вскоре основатель Позднего царства Псамметих I снова объединил страну и отложился от Ассирии. « Саисское возрождение» закончилось персидским завоеванием. В 525—486 гг. до н. э. фараонами Египта официально считались Ахемениды , но Ксеркс отказался от личной унии и сделал страну простой сатрапией . В 332 г. до н. э. статус фараона принял Александр Македонский , а после смерти последнего он принадлежал Птолемеям , потомкам его диадоха Птолемея I . Вернуть власть национальной элите на короткое время удалось лишь Нектанебу I (380—362 гг. до н. э), фараону XXX ( Себеннитской ) династии, сумевшему в 374 году до н. э. отразить нашествие войск персидского царя Артаксеркса II .

Характер власти

Серебряная позолоченная статуэтка фараона Сети Первого, преподносящего фигурку богини Маат
Сети I с фигуркой Маат. Позднее царство

Государственный строй Древнего Египта III—II тыс. до н.э., как и в других государствах бронзового века , представлял собой абсолютную монархию . Фигура царя была наделена солярной божественностью, он считался единственным посредником между миром людей с одной стороны и мирами богов и усопших с другой стороны . Его власть не имела никаких формальных пределов: он по своему усмотрению издавал законы и распоряжения, судил, объявлял войну и мир, назначал высших чиновников и даже своего наследника .

Однако, в отличие от таких более поздних деспотий, как монархии Ахеменидов и Селевкидов , в Египте царь не обладал высшим морально-этическим авторитетом, его деятельность должна была направляться не на удовлетворение его собственных желаний, а на благо общества и поддержание маат , и именно этим оправдывалась его власть. Так, в одной из среднеегипетских надписей приводится пословица: «царь — это пища», а надписи-самовосхваления ряда фараонов сосредоточены на их благодеяниях для страны: «Не голодали в годы правления моего, не испытывали жажду тогда, а жили в мире благодаря деяниям моим» ( Аменемхет I ), «Страна была очень сытой в моё правление. Делал я хорошо как богам, так и людям, и не было у меня ничего из вещей других людей» ( Рамсес III ) .

Допустимым для приближённых считалось возражать царю по частным и государственным вопросам и даже порицать его, тогда как, например, в Ахеменидском и Сасанидском Иране подобное в норме каралось смертью . Существовали общепризнанные списки «плохих» фараонов: так, строители великих пирамид Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрен) считались разорителями страны и нечестивцами. Горячее обличение негодного царя содержится в знаменитом « Речении Ипувера », которое веками копировалось египетскими писцами. Право на восстание в Египте в целом не признавалось, однако некоторые цари (например, Сетнахт ) открыто оправдывали силовой захват власти нелегитимностью своих предшественников и необходимостью «очистить» от них трон . Возникшее в I Переходный период представление о том, что будущий фараон в принципе может родиться от любой женщины, к которой снизошёл бог Ра, и впоследствии «реализовать» свою предопределённость успешным захватом власти и приведением страны к миру и порядку, создавало дополнительную возможность легитимизировать узурпацию . Таким образом, наказанием царю, не поддерживающему маат должным образом, могло быть рождение в произвольной семье основателя новой династии .

Имена

Каменная палетка с изображением Хорова имени царя Первой династии Джета, то есть Змея, заключённым в серех
Хорово имя царя Джета («Змей») в серехе. I династия

Обычным наименованием египетских правителей было выражение « принадлежащий Тростнику и Пчеле » ( егип. nsw-bity ), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту , либо просто « повелитель обеих земель » ( егип. nb-t3wj ) . Обычные тексты называют в большинстве случаев только тронные имена, тогда как все имена фараона используются в особенно торжественных надписях .

Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей, состоящий из пяти имён:

Правители Среднего и Нового царств популярны в основном под личными именами ( Тутмос , Аменхотеп , Рамсес и др.), однако ранние цари нередко известны только по Хорову имени (например, Нармер ).

Начиная с правления Снофру , тронное и личное имена в надписях заключались в картуш ( егип. šn — овальную рамку с касательной чертой, первоначально означавшую верёвочную (англ.) . Хорово имя в течение всей египетской истории оформлялось в серехе , выглядевшем как изображение дворцового фасада, на котором восседает сокол-Хор .

Атрибуты

Облачение фараона. Современная реконструкция на основе изображений в гробницах
Инсигнии Тутанхамона : скипетр и цеп , XIV век до н. э.

Царские атрибуты унаследованы от додинастического периода и частично «заимствованы» у богов .

  • Корона существовала во многих вариантах. Двойная корона « пшент » (с егип. «двойная власть» ) состояла из красной короны Нижнего Египта « дешрет » и белой короны Верхнего Египта « хеджет ». Каждая из этих двух корон принадлежала также богиням, покровительствующим этим частям страны — богине-кобре Уаджит и богине- стервятнику Нехбет . Изображения Уаджит и Нехбет прикреплялись к короне спереди в виде урея . Реже надевались синяя корона хепреш (для военных походов), золотая корона хаит (для ритуальных обрядов), диадема сешед (в эпоху Древнего царства), а также другие головные уборы вроде короны хемхемет , чаще встречающиеся на изображениях богов, чем фараонов.
  • Платок ( немес , или клафт) был обычным головным убором в Египте, однако различался по цветам в зависимости от социальной категории носящего. Царский платок, судя по имеющимся изображениям, был золотым с синими полосами. Иногда поверх него надевались урей или корона.
  • Скипетр ( heka ) — короткий жезл с крюком на верхнем конце. Известен с додинастических времён и происходит, вероятно, от пастушеского посоха . Его носили не только боги и фараоны, но также и высшие чиновники [ источник не указан 1475 дней ] .
  • Цеп ( nekhakha ) часто изображался скрещённым вместе со скипетром на груди царя.
  • Жезл ( уас ) — длинная трость с раздвоенным нижним концом и навершием в виде головы собаки или шакала, позже стилизованным.
  • Накладная бородка была символом власти и мужской силы царя, изготовлялась искусственно и подвязывалась.
  • Хвост животного (ченджит) подвешивался сзади на набедренную повязку .

Фараон, державший в руках жезл и кинжал, представлялся как военачальник .

Праздники и церемонии

«Царские списки» фараонов

  1. «Палермский камень» ок. XXV в. до н. э. ( Палермо , музей «Antonio Salinas»).
  2. « Саккарский список 1 » — полустёртый перечень фараонов VI династии на крышке базальтового саркофага Анхесенпепи I — супруги фараона Пепи I , ок. XXIII - XXIV вв. до н. э.
  3. «Карнакский список» , храм Ипет-Исут, Карнак , ок. XV в. до н. э. ( Париж , музей Лувр ).
  4. «Абидосский список 2» , храм Сети I , Абидос , ок. XIII в. до н. э. ( АРЕ , памятники около селения Эль-Араба-эль-Мадфуна).
  5. «Абидосский список 1» храм Рамсеса II , Абидос , ок. XIII в. до н. э. ( Лондон , Британский музей ).
  6. «Саккарский список 2» , гробница зодчего Тунари, Саккара , ок. XIII в. до н. э. ( Каир , Каирский египетский музей ).
  7. «Туринский царский папирус» ок. XII в. до н. э. ( Турин , Туринский египетский музей ).
  8. Перечисление царей Египта у Геродота в его « Истории », книга II Евтерпа , V в. до н. э.
  9. «Египтика» Манефона , III в. до н. э. ; не сохранилась, известна по цитированию некоторых античных и раннесредневековых авторов: Иосиф Флавий ( I век ), Секст Юлий Африкан ( III век ), Евсевий Кесарийский ( III / IV века ), Иоанн Малала («Хронография», VI век ), Георгий Синкелл ( VIII / IX века ).
  10. Перечень царей Египта у Диодора Сицилийского в его « Исторической библиотеке », I век до н. э.

См. также

Примечания

  1. . Этимологический онлайн-словарь Макса Фасмера . ΛΓΩ. Дата обращения: 13 января 2020. 21 апреля 2021 года.
  2. , с. 76.
  3. : [ 13 января 2020 ] / И. А. Ладынин // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 198. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
  4. , с. 122—123.
  5. , с. 59—61.
  6. , с. 71—75.
  7. , с. 90—93.
  8. , с. 102—103.
  9. , с. 112—114.
  10. , с. 121—126.
  11. , с. 162—163.
  12. , с. 170—171.
  13. , с. 67—68.
  14. , с. 19.
  15. , с. 20—24.
  16. , с. 24—26.
  17. , с. 32—33.
  18. , с. 96—97.
  19. , с. 72.
  20. , с. 75.
  21. , с. 66.
  22. Галина Караулова. Arzamas (30 ноября 2015). Дата обращения: 19 октября 2016. 8 октября 2016 года.
  23. Rolf Felde: Ägyptische Könige und Königinnen. S.XXI
  24. Большаков А. О. . — СПб. : Алетейя, 2001. — С. 61—62. — 288 с. — ISBN 5-89329-357-6 . 29 марта 2023 года.
  25. Гонейм М. З. // Потерянная пирамида . — М. : Географгиз, 1959.
  26. , с. 123.
  27. Elizabeth Anne Hastings, Egypt Exploration Society. The sculpture from the Sacred Animal Necropolis at North Saqqāra, 1964-76. — Egypt Exploration Society, 1997. — С. 26. — 198 с. — ISBN 978-0-85698-135-7 .

Литература

  • И. А. Ладынин , М. Д. Бухарин , , А. А. Немировский . История Древнего Востока. — Москва: Дрофа , 2009. — 623,[1] с. — («Высшее образование»). — ISBN 978-3-358-01189-2 .
  • (англ.) . Долина Нила / ред. А. Х. Дани, Ж-П. Моэн, А. Н. Сахаров, Э. А. Манушин. — История человечества. — М. : ЮНЕСКО, Магистр-пресс, 2003. — Т. 2: III тысячелетие до н.э. — VII век до н.э.. — 624 с. — ISBN 978-92-3-402811-0 .
  • А. А. Немировский, А. А. Банщикова. «Неограниченные» ближневосточные монархии Позднебронзового века: некоторые сравнительные характеристики // В сб.: Правитель и его подданные: социокультурная норма и ограничения единоличной власти. 2-е издание. — Москва: Институт Африки РАН, 2009. — С. 18—43 . — ISBN 978-5-91298-038-1 .
  • И. А. Ладынин. Сакрализация царской власти в древнем Египте в конце IV – начале II тыс. до н.э. // Сакрализация власти в истории цивилизаций. — Москва: Институт Африки РАН, 2005. — С. 55—81. — 447 с. — ISBN 5-201-04781-5 .
  • Sir Alan Gardiner . Egyptian Grammar: Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs (англ.) . — Third Edition, Revised. — London: Oxford University Press, 1964. — P. 71-76. — (Excursus A).
  • Jan Assmann. Der Mythos des Gottkönigs im Alten Ägypten // Menschen — Heros — Gott: Weltentwürfe und Lebensmodelle im Mythos der Vormoderne (нем.) . — Third Edition, Revised. — Stuttgart: Franz Steiner, 2009. — P. 11-26. — (Excursus A). — ISBN 10:3515092943.

Ссылки

  • . Архивировано из 15 мая 2003 года.
  • .
Источник —

Same as Фараон