Палаццо Мадама (Рим)
- 1 year ago
- 0
- 0
Палаццо Джустиниани , по прозванию «Пикколо Колле» ( итал. Palazzo Giustiniani, il «Рiccolo Colle» — Маленькая гора) — дворец на Виа делла Догана Веккья (Улице старой таможни) близ Пьяцца Сант-Эустакио в районе Пьяцца делла Ротонда и Пантеона в Риме .
Во дворце находятся представительские апартаменты председателя Сената Республики , «Зал Цуккаро», кабинеты почётных президентов Республики, почётных президентов Сената, некоторые службы и административные помещения. С 1901 по 1985 год дворец служил резиденцией масонского ордена Великого Востока Италии (del Grande Oriente d’Italia).
Дворец был построен недалеко от Пантеона в конце XVI века для монсеньора Франческо Венто, но в 1590 году его приобрёл Джузеппе Джустиниани, член генуэзской семьи, правившей островом Хиос в Эгейском море , но покинувшей остров после завоеваний Османской империи . По прибытии в Рим маркиз Винченцо Джустиниани в процессе перестройки палаццо инициировал археологические раскопки, в результате которых были обнаружены руины лежащих в основе здания «Александринских терм» (Terme alessandrine). Работы были продолжены его приёмным сыном Андреа Джустиниани Банкой, который в 1650 году объединил здание с другими земельными участками, вплоть до Пьяцца делла Ротонда. Строительство было завершено его женой Марией Фламинией Памфили и их сыном Карло Бенедетто Джустиниани .
Старший брат Винченцо, кардинал Бенедетто Джустиниани , присоединил палаццо к окружающим зданиям, включив в свой дворец весь квартал рядом с Пантеоном. Винченцо Джустиниани приобрёл для дворца коллекцию произведений искусства, насчитывающую около 1600 предметов, составивших знаменитую галерею первого этажа дворца, в том числе античные статуи и картины Джорджоне , Тициана , Рафаэля и Караваджо .
Здание, изначально построенное по проекту Джованни Фонтаны при содействии его более известного брата Доменико Фонтаны , претерпевало различные изменения в течение первой половины XVII века до вмешательства в 1650 году Франческо Борромини , который построил новый портал и балкон над ним, и элегантный внутренний двор — атриум с пониженными, или «опущенными, арками» (archi ribassati), характерными для стиля Борромини.
В середине XVIII века И. И. Винкельман включил дворец в число мест своей ознакомительной поездки в Италию . Иностранные путешественники, проводившие Гран-тур , восхищались античными статуями дворца. Были и те, кто жаловался на то, что произведения собраны «без порядка и без изящества в галерее, лишённой всякого орнамента: больше складе, чем галерее» . Но во втором десятилетии XIX века началось рассеивание той части художественного наследия Галереи, которая ещё не перетекла в другие собрания .
В 1859 году, с пресечением основной линии семьи Джустиниани, дворец стал собственностью семьи Грациоли, которые в 1898 году сдали его в аренду масонскому ордену Великого Востока Италии (Grande Oriente d’Italia). Посвящённые называли дворец «Зелёный Ватикан» (Vaticano Verde) или «Ватикан тридцати трёх» (Vaticano dei 33) .
В 1917 году душевнобольной человек застрелил во дворце Акилле Баллори, кандидата на звание Великого Командора Шотландского Устава и помощника Великого Магистра Великого Востока Италии .
В начале 1926 года режим Муссолини объявил масонство вне закона и конфисковал дворец для использования Сенатом . Судебный процесс по этому поводу был разрешён мирным путем в 1960 году соглашением между обществом и министром Джузеппе Трабукки, которое было предложено госсекретарём США Кристианом Гертером. По этому соглашению часть дворца, примыкающая к площади Пьяцца делла Ротонда, оставалась под контролем масонов. Сенат получил контроль над всем дворцом только в 1985 году, когда масоны переехали на виллу дель Васчелло на Яникульском холме .
В 1938 году здание было соединено с Палаццо Мадама (с 1871 года другой резиденцией Сената) подземным переходом, который существует до настоящего времени .
C 1946 по 1948 год дворец использовался Энрико де Никола , временным главой государства (а затем первым президентом Итальянской республики) в качестве официальной резиденции вместо Палаццо дель Квиринале , ранее резиденции римских пап, затем королей Италии, а ныне президентов республики. Подтверждение Конституции Италии 27 декабря 1947 года также произошло в Зале Конституции Палаццо Джустиниани.
Палаццо построено в стиле римского классицизма . Его фасады симметричны, имеют ясные пропорциональные членения, рустованные углы , характерные наличники окон. В интерьерах выделяется Большой зал, или «Большая галерея Палаццо Джустиниани» (Grande Galleria di palazzo Giustiniani), но обычно его называют «Залом Цуккаро» в честь художника Федерико Цуккаро , расписавшего потолок и стены зала. Это единственная комната, которая осталась неизменной с момента постройки Палаццо .
Зал целиком расписан фресками (не все росписи сохранились полностью): на своде изображены пять эпизодов «Истории царя Соломона» (помазание на царство, строительство Иерусалимского храма, суд Соломона, сыновья, вынужденные пронзить труп отца, встреча Соломона с царицей Савской) и четыре аллегорические фигуры добродетелей: Религия, Трудолюбие, Бдительность, Красноречие, приписываемые царю Израиля .