Interested Article - Оркестровый джаз

Оркестровый джаз — разновидность джазовой музыки, которая характеризуется сочетанием элементов классической европейской музыки с ритмичным и инструментальным звучанием традиционного джаза . Понятие ввёл американский дирижёр и скрипач Пол Уайтмен , первым включивший в аранжировки симфонических произведений джазовые элементы.

Особенности жанра

Наиболее заметные переходы от новоорлеанского и чикагского стилей джаза к оркестровому джазу включали переход от полифонии к гомофонии , расширение музыкальных инструментов в оркестре, переход из коллективной импровизации на заранее аранжированные композиции. До 1930 года биг-бенды состояли из труб , тромбонов , саксофонов или кларнетов , а ритм-группа состояла из тубы , банджо , фортепиано и барабанов .

Ранние биг-бэнды обычно играли популярные песни с 32 тактами или блюз с 12 тактами, которые были организованы вокруг традиционного джазового двухтактного грува ; однако по мере развития жанра биг-бэнда четырёхдольный свинговый ритм стал его наиболее существенным изменением. Частично это было связано с изменением инструментовки ритм-секции и включением струнного баса, а также заменой банджо гитарой. Окончательно, музыкальные аранжировки, организовавшие игру ансамбля, были основаны на «риффовом подходе», в котором использовались головные аранжировки. В головных аранжировках используется типичный для афроамериканской музыки пропоста и риспоста ; каждая оркестровая часть гармонирует с определённым риффом, отвечая на фразы других частей. Оркестровые джазовые пьесы, таким образом, логически развивались через напряжение, построенное и высвобожденное гармонической связью многослойной игры.

История

В 1892 году чешский композитор-романист Антонин Дворжак прибыл в Нью-Йорк , чтобы занять должность директора в Национальной консерватории Америки . Его целью стало желание заинтересовать и вдохновить молодых композиторов применять в оркестровой музыке мотивы мелодий американских индейцев и афро-американских общин . Композитор полагал, что будущая музыка этой страны должна быть основана на мелодиях этнических групп . Они могут стать основой новой серьёзной и оригинальной школы композиции, которая будет разработана в Соединенных Штатах Америки . В декабре 1893 года в Карнеги-холле состоялась премьера « Симфонии № 9 ми минор „Из Нового Света“ » Дворжака, которая отражала идеи автора и положила начало оркестровому джазу.

Афроамериканские музыканты из Нового Орлеана , штата Луизианы , являвшиеся пионерами джаза , объединялись в ансамбли, и в поисках заработка стали мигрировать в Чикаго и Нью-Йорк , принеся джазовую музыку на север США в начале 20-х годов XX века . Спустя время афроамериканский квартал Харлем в Манхэттене стал культурным центром жанра.

Считается, что первым произведением оркестрового джаза была опера Джорджа Гершвина « Голубой понедельник » ( англ. Blue Monday ) как попытка создать новое звучание в 1922 году, предшествующая более известному джазовому балету Дариюса Мийо « Сотворение мира » ( фр. La création du monde ). Самым известным оркестровым джазовым произведением, которое часто считают первым таким произведением, была « Рапсодия в стиле блюз » ( англ. Rhapsody in Blue ) Гершвина 1924 года .

Оркестровый джаз музыкально отличался от своего южного предшественника — традиционного джаза (диксиленда) бóльшим размером оркестров, что создавали определённое богатство звука; за структурой оркестровый джаз был более сложным; в то время как джаз Нового Орлеана характеризовался коллективной импровизацией и спонтанной переинтерпретацией стандартных мелодий, что были сочинены и аранжированы до выступления и на котором они были исполнены. Напряжённый, грубый стиль новоорлеанского джаза не пользовался такой же популярностью, как сравнительная сдержанность оркестрового джаза; в частности, во многом способствовала его популярности реализация размеренного ритма в мелодиях. и , которым приписывают разработку партии блуждающего баса , — такой ритм стал желаемым для танцевальной публики, а четыре доли в такте — джазовым стандартом.

Пол Уайтмен, Флетчер Хендерсон и Дон Редман

В начале 20-х годов «Королем джаза» стал Пол Уайтмен — музыкант с классическим образованием из Денвера . До того, как стать бальным руководителем оркестра в Пале-Рояль , Уайтмен играл на скрипке в Нью-Йорке , а также в Денверском городском оркестре и симфоническом оркестре Сан-Франциско . Наиболее известно выступление Уайтмена в 12 февраля в 1924 году , которое часто называется событием перехода джаза из народной музыки в форму искусства. Зрелищность и инновации, которые продемонстрировал Уайтман, принесли ему прозвище «Король джаза». То, что Уайтмен, будучи белым человеком, построил карьеру на джазе (имеющем афроамериканское происхождение) заставило многих критиков усомниться в подлинности его творчества и даже счесть его эксплуататорским. Несмотря на это, многие современники Уайтмена хвалили его и хотели повторить его успехи.

Идея объединения симфонической и джазовой музыки быстро распространилась среди других известных музыкантов-современников Уайтмена, среди которых были Флетчер Хендерсон и , внеся наибольший вклад в развитие оркестрового джаза. Сотрудничество Хендерсона с Редманом оказало огромное влияние на развитие оркестрового джаза, в частности — на переход от симфонических аранжировок Уайтмена к биг-бэнду — большому джазовому оркестру, состав которого поделился на четыре секции: деревянные духовые (саксофоны и кларнеты), трубы, тромбоны и ритм-группы . Это стало базовой структурой для биг-бэндов, которые обычно состоят из четырёх труб , четырёх тромбонов , пяти саксофонов и ритм-группы ( фортепиано , бас-гитара , гитара и барабаны ).

Дон Редман разработал концепцию пропосты и риспосты в оркестровом джазе, сопоставив два основных хора духовых и клавишных инструментов в своих аранжировках . Аранжировки новоорлеанских и чикагских джазовых пьес, сделанные Редманом, переосмыслили музыкальный потенциал джаза, отметив переход от коллективной импровизации и полифонических джазовых мелодий к гораздо более широко потребляемым гомофонным композициям, характерным для оркестрового джаза. Одной важной тенденцией было увлечение танцами в 20-30-е годы; самыми успешными группами той эпохи были те, которые удовлетворяли желание своей публики танцевать. Оркестр Флетчера Хендерсона играл в в начале 20-х; в его репертуар входили не только классическая джазовая музыка, но и вальсы , так как учитывались желания посетителей Роузленда. Внимание Хендерсона к своей аудитории указывает на важность развлечения публики при исполнении разнообразного джаза, что позволило композитору органично сочетать два музыкальных жанра (джаз и поп ) в большинстве выступлений.

В то время как Уайтмен продолжал писать и исполнять большое количество популярной музыки, другие биг-бэнды, такие как оркестр Хендерсона, перешли в свинг и развивались уже в нём.

Благодаря этому переходу у Хендерсона и Редмана появился подход к музыкальным инновациям, совершенно отличный от подхода Уайтмена, который прочно укоренился в джазовой традиции. В частности, дуэт использовал спонтанность и виртуозность импровизации , столь неотъемлемую часть джаза как уникального музыкального жанра. Работы Редмана сохранили баланс между аранжированными пассажами и импровизацией и продемонстрировали лучшие музыкальные таланты той эпохи. Оркестр Хендерсона представлял собой множество виртуозных музыкантов, в том числе, в разное время там играли одни из лучших джазовых солистов всех времен. Среди них были Луи Армстронг , Коулмен Хокинс , , Бенни Картер , Лестер Янг и и др. После того, как Флетчер Хендерсон и Дон Редман прекратили своё сотрудничество в 1927 году , Хендерсон в 1931 году стал сочинять музыку. Он знакомился с элементами композиций старых джазовых пластинок и записывал их для полного оркестра.

Дюк Эллингтон

По мере того, как джаз и популярная музыка развивались в тандеме, жанры переместились из отдельных сфер и стали более тесно связаны с популяризацией свинга . Биг-бэнды открыли эру свинга, начавшуюся в начале 30-х годов, что стало кульминацией коммерческого джаза, который был тщательно оркестрован. Эта разновидность джаза была гораздо более коммерчески удобоваримой, чем когда-либо прежде, поскольку она была предназначена для того, чтобы заставить слушателей танцевать.

Однако эта популяризация джаза не привела к его разбавлению или ущербу. Действительно, биг-бэнд 20-х и 30-х годов давал необходимые выходы для реализации наследия как Уайтмена, так и Хендерсона. Это, вероятно, лучше всего воплотилось в карьере самого плодовитого джазового композитора Дюка Эллингтона. Широко известный своим потрясающим музыкальным чутьем, Эллингтон начал композиторскую карьеру в возрасте 14 лет. Он продолжал сочинять огромное количество музыки, записываться на тысячи записей и выступать на протяжении почти пяти десятилетий.

Тонкости композиции Эллингтона делают музыкальное искусство продуманным и сложным, но одновременно приятным для слуха. Вклад Эллингтона в джаз неоценим, и, как показывает известность, которую он получил в середине 20-х годов, этот жанр больше всего обязан ему тем, что он поднял оркестровый джаз на вершину. Ни один другой артист не умел так хорошо использовать джазовые элементы, как Эллингтон, хотя Хендерсон и Редман пытались, и так же легко с большим оркестром. Многие композиции Эллингтона были написаны для конкретных участников его группы, подчеркивая их индивидуальные таланты и полагаясь на их вклад в развитие его звука. В его оркестре будут играть такие музыканты, как Джонни Ходжес, Бен Вебстер, Джимми Блэнтон, Хуан Тизол, Кути Уильямс, Гарри Карни, а также станет свидетелем почти тридцатилетнего сотрудничества с композитором, аранжировщиком и пианистом Билли Стрейхорном . Карьера Эллингтона, в конечном счете, обычно упоминается как кульминация золотой эры джаза, так называемой эпохи джаза и эры свинга.

Каунт Бэйси

Каунт Бэйси был одной из самых значительных фигур в истории свинга , внёс большой вклад в развитие оркестрового джаза. Прибыл в Канзас-Сити , штат Миссури в 1927 году , изначально выступая с и Бенни Мотеном в Нью-Йорке . Его возник после смерти Мотена под названием «Barons Of Rhythm» из 9 участников этот состав Каунта Бэйси начинает работать в «Reno Club» в Канзас-Сити, а уже через год меняет название на «Count Basie Orchestra». Туда вошли многие выдающиеся участники, включая Лестера Янга , , , Бастера Смита , Эрла Уоррена , а позже , и Лаки Томпсона .

Оркестр был хорошо известен своей ритм-группой впоследствии определив звучание современных биг-бэндов. Джо Джонс был одним из первых барабанщиков, перенесших роль метронома с большого барабана на тарелки хай-хэта . разработал собственный стиль игры на гитаре, в котором аккорды играются по четыре такта с небольшим приглушением звука. Благодаря работе с аранжировщиками Нилом Хефти , Куинси Джонсом и оркестр Каунта Бейси обрёл популярность среди джазовой музыки.

Оркестровый джаз в XXI веке

В 2005 году американская джазовая группа записали альбом « », завоевавший . По замыслу авторов, пластинка обладала оркестровым звучанием. Эта запись оказала влияние на популярность оркестрового джаза в современной музыке. Также совместная запись « Sylva » популярной джазовой группы Snarky Puppy и джаз-поп оркестра Metropole Orkest в 2015 году получила премию «Грэмми» за лучший инструментальный альбом.

Оркестровый джаз в России

Джаз в СССР

Первый джазовый ансамбль был организован в конце августа 1922 года в Москве , а уже 1 октября в Большом зале Государственного института театрального искусства и с большим успехом состоялось первое его выступление . Незадолго до первого выступления первого в СССР джаз-ансамбля поэт Валентин Парнах опубликовал несколько статей о джазовой музыке и, фактически, стал основоположником советского джаза, первым привлёкшим к ней общественное внимание .

В 1927 году в Москве и Ленинграде были созданы большие оркестры под руководством Александра Цфасмана ( «АМА-джаз» ) и Леопольда Теплицкого , которые положили начало профессиональному джазу в СССР . За год до этого Теплицкий по указанию Наркомпроса РСФСР , с намерениями детально познакомиться с джазовой музыкой, побывал в Нью-Йорке и Филадельфии . Музыкант был сильно впечатлён концертами оркестра Пола Уайтмена . Вернувшись в Ленинград и став во главе большого джазового оркестра, созданного из высококвалифицированных музыкантов, Теплицкий опирался на музыку Уайтмена.

В 1929 году в Ленинграде создаётся « Ленинградская джаз-капелла » под управлением и . Кроме зарубежных пьес, « Джаз-капелла » включала в программу концертных выступлений произведения работавших в области джаза молодых советских авторов — Алексея Животова , Генриха Терпиловского , Николая Минха и др., внеся значительный вклад в развитие советского джаза .

В марте 1929 года состоялась премьера « ТЕА-джаза », организованного актёром Леонидом Утёсовым и трубачом Яковом Скоморовским . Утёсов исполнял роль конферансье, музыканта с редкими инструментами и танцора. Члены его группы являлись труппой актёров, владеющих разными инструментами. В « ТЕА-джаз » включались в программу эстрадные номера, песни, танцы, скетчи и т. д., выступления строились по определённому сценарию . Эстрадные выступления представляли собой переработанные мелодии, народные частушки и шутливые песни, последним которым был присущ фольклорный оттенок на советскую, русскую, украинскую и еврейскую тематики, что позволяло беспрерывно удерживать внимание публики . Оркестр, вместе с автором музыки для «ТЕА-джаза» Исааком Дунаевским в кратчайшие сроки завоевали популярность во всём Советском Союзе .

В мае 1934 года в летнем театре московского парка ЦДКА состоялась премьера программы Александра Варламова. Отличительной чертой оркестров Варламова были собственные аранжировки, организованные с большим мастерством. Джаз Варламова отличался высоким профессионализмом, хорошим вкусом и музыкальностью. Эти качества, отмеченные в первых же рецензиях на выступления коллектива, позволили ему стать одним из лучших джазовых ансамблей .

В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого .

В эти годы репертуар джаз-оркестров постепенно расширяется за счет произведений советских композиторов. В исполнении ор­кестров звучат сюиты Дмитрия Шостаковича , Алексея Животова , рапсодии Исаака Дунаевского , пьесы Генриха Терпиловского , , Николая Минха , Юлия Хайта , Александра Варламова , Льва Шварца , Александра Цфас­мана , , Дмитрия Покрасса , Даниила Покрасса и др .

Со временем советское джазовое искусство завоёвывало всё большую популярность.

Джаз во время Второй мировой войны

Выступление на площади Свердлова в Москве Госджаза РСФСР под управлением Леонида Утёсова 9 мая 1945 года

В годы Великой Отечественной войны джазовые оркестры выезжали на фронт, в кратчайшие сроки подготавливая свои новые программы, в то время в основном состоявшим из патриотических песен. Джазовая музыка своей жизнеутверждающей музыкой укрепляла моральный дух советских граждан и вселяло в них оптимизм для победы над нацизмом . Из-за высокого духовного настроя в песнях, джаз не переставал терять своей популярности и после окончания войны. Такие песни, как « Тёмная ночь » Никиты Богословского , « Вечер на рейде » Василия Соловьёва-Седого , живут и по сей день не только как произведения песенного жан­ра, но и как инструментальные джазовые композиции .

На фронтах выступали эстрадные и джазовые оркестры Александра Варламова , Алек­сандра Цфасмана , Виктора Кнушевицкого , Бориса Карамышева , Клавдии Шульженко , Дмитрия Покрасса , Леонида Утёсова , Иса­ака Дунаевского , Бориса Ренского , , Якова Скоморовского , Николая Минха и др .

Джаз после Второй мировой войны

В послевоенные годы джаз продолжает своё активное развитие, постепенно переходя от песенных форм джаза к разнообразным инструментальным. Наряду с оркестрами, которые продолжали традиции лучших музыкальных коллективов старшего поколения, появляются небольшие ансамбли, исполняющие импровизационную джазовую музыку .

В 1945 году на следующий день после объявления победы над фашистской Германией и об окончании Великой Отечественной войны был организован Э страдный оркестр Ленинградского радио под руководством композитора Николая Минха . В программу оркестра входили не только классическая джазовая музыка, но и множество современных песен советских композиторов, благодаря в исполнении оркестра которые впоследствии обретали всесоюзную популярность . В том же году Кнушевицкий и музыканты-фронтовики создают Эстрадный оркестр Всесоюзного радио, впоследствии переименованный в Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио и на долгие годы ставший главным в стране музыкальным коллективом подобного рода благодаря сопровождению известных эстрадных певцов и исполнению инструментальной музыки разного характера, от лёгких эстрадных пьес до крупных сложных академических сочинений. Позднее в структуре Гостелерадио появились ещё два похожих коллектива: эстрадный оркестр «Голубой экран» под управлением Бориса Карамышева и оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением Александра Михайлова .

В 1946 году Александр Цфасман при театре « Эрмитаж » в Москве создал большой эстрадный оркестр «Симфоджаз». В этот оркестр пришло много талантливых молодых музыкантов — выпуск­ников Московской государствеенной консерватории , впоследствии которые виднелись в числе лучших инструменталистов советской эстрады . Многие музыкальные композиции, такие как « Весёлый вечер », « Ожидание », « Всегда с тобой » вошли в историю советского джаза, не теряя своей популярности и поныне .

В связи с негативным отношением к современной зарубежной музыкальной культуре в конце 40-х годов, Леонид Утёсов предложил ввести новые названия, заменив термин «джазовый» на «эстрадный». С этого времени в Советском Союзе большие концертные оркестры стали называться эстрадными или эстрадно-симфоническими.

Джаз сегодня

В нынешнее время самым известным оркестром, исполняющим джазовую и эстрадную музыку, является « Фонограф-Симфо-Джаз » — большой коллектив музыкантов, организованный заслуженным артистом России Сергея Жилина .

История

Примечания

  1. radiojazzfm.ru . Дата обращения: 9 мая 2022. 17 августа 2021 года.
  2. . soundtimes.ru . Дата обращения: 5 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  3. . www.scena.org . Дата обращения: 2 мая 2022. 2 мая 2022 года.
  4. (англ.) . britannica.com . Дата обращения: 30 июня 2022. 30 июня 2022 года.
  5. . soundtimes.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  6. . vatnikstan.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  7. . www.norma40.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 21 марта 2014 года.
  8. . vatnikstan.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  9. Victoria Mell. (рус.) . JazzPeople (7 июля 2017). Дата обращения: 6 мая 2022. 29 ноября 2020 года.
  10. . rock-musicland.com . Дата обращения: 7 мая 2022. 21 июля 2020 года.
  11. . norma40.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 21 марта 2014 года.
  12. . Дата обращения: 6 мая 2022. 21 марта 2014 года.
  13. . norma40.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 21 марта 2014 года.
  14. . vatnikstan.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  15. . fontanka.ru . Дата обращения: 7 мая 2022. 7 мая 2022 года.
  16. . greybooks.ru . Дата обращения: 7 мая 2022. 7 мая 2021 года.
  17. . rock-musicland.com . Дата обращения: 7 мая 2022. 21 июля 2020 года.
  18. . soudtimes.ru . Дата обращения: 5 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  19. . norma40.ru . Дата обращения: 6 мая 2022. 21 марта 2014 года.
  20. . radiojazzfm.ru . Дата обращения: 7 мая 2022. 7 мая 2022 года.
  21. . radiojazzfm.ru . Дата обращения: 7 мая 2022. 7 мая 2022 года.
  22. . norma40.ru . Дата обращения: 7 мая 2022. 21 марта 2014 года.
  23. . sevjazz.ru . Дата обращения: 7 мая 2022. 8 марта 2021 года.
  24. . tchcenter.ru . Дата обращения: 7 мая 2022. 9 мая 2021 года.
  25. . spbcult.ru . Дата обращения: 7 мая 2022.
  26. . kerchtt.ru .
  27. . ozlib.com .
  28. . soundtimes.ru . Дата обращения: 5 мая 2022. 6 мая 2022 года.
Источник —

Same as Оркестровый джаз