Церковь Димитрия Солунского (Надеждино)
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Дими́трия Солу́нского — православный храм в селе Морево Дмитровского района Орловской области . Самая старая из сохранившихся и первая каменная церковь на территории современного Дмитровского района . Памятник архитектуры и градостроительства федерального значения.
Деревянный православный храм, освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского , упоминается в Морево с 1620-х годов . На протяжении XVII века к приходу храма, помимо жителей села, было приписано население соседних деревень — Горбуновки , Кузьминки , Мошков и Соломина . По мере возникновения церковных приходов в Дмитровске и Соломино, в приходе Дмитриевского храма остались только село Морево и деревня Мошки.
В 1640-е годы в Дмитриевском храме служил священник Даниил, бывший вдовцом. Псаломщиком был Некрас Трофимов, у которого была жена Дарья Иванова дочь. Односельчане подозревали Дарью в том, что она наводила порчу на неугодных ей людей. В частности, она навела порчу на жителя Морева Федку Филипова, сделав его скопцом . Имелось и множество других случаев наведения порчи Дарьей. Известия о том, что в Морево живёт колдунья дошли до Севска . По указу государя и севских воевод Замятни Фёдоровича Леонтьева и Ивана Семёновича Кобыльского для расследования этого дела 26 января 1648 года из Стародуба в Морево прибыл Григорий Ферапонтьев сын Новосильцов. Он допрашивал священника Дмитриевского храма Даниила, а также прихожан из Морева, Соломина, Горбуновки и Кузьминки, которые подтвердили слухи о деяниях Дарьи .
Строительство каменного храма началось в 1703 году и продолжалось 8 лет. Церковь была построена над родником с таким расчётом, чтобы из под её стен вытекали воды источника. По преданию, зодчий, строивший её, был родом из Греции и пытался создать подобие знаменитого храма Димитрия Солунского, возведенного императором Юстинианом в городе Солунь , поставив церковь над струившимся из-под неё источником . До 1706 года в храме служил наёмный священник Парфён Афанасьев, который перешёл в малороссийские города. После этого священником был Федор Анисьев, а псаломщиком — его дядя, Павел Петров .
Новый, каменный храм был освящён в 1711 году в честь великомученика Димитрия Солунского . В 1723 году здесь отпевали тело Дмитрия Кантемира , основателя Дмитровска , так как храм в Дмитровске ещё не был достроен. В 1800 году была проведена реконструкция храма. В 1850-е годы к нему была пристроена деревянная колокольня (до наших дней не сохранилась). Более древняя деревянная колокольня довольно изящного рисунка раньше стояла отдельно. Уже в XIX веке храм начал приходить в ветхость, чему способствовал и бивший из-под него источник. В 1905 году в «Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» о нём писали, что «…еще столетие едва ли удержат стены храм». Для того, чтобы церковь не рухнула к реке, стены трапезной усилили контрфорсами . Святыней храма являлась икона Нерукотворного Образа Спасителя, являвшаяся, по словам очевидцев, точной копией одноимённой иконы, хранившейся в домике Петра I в Петербурге. Дмитриевский храм относился ко 2-му участку Дмитровского благочиния .
В начале XX века при храме имелось 36 десятин церковной земли (почти 40 гектаров ), причт состоял из двух человек: священника и псаломщика. В 1903 году в приходе числилось 590 душ мужского пола; причт ежегодно получал 500 рублей братских доходов и 400 рублей казённого жалования. В начале XX века священники и псаломщики храма часто менялись. В 1907 году приходским советом храма было собрано 200 рублей на новый иконостас .
Храм несколько раз посещали орловские епископы : Серафим (7 июня 1906 года) , Александр (22 сентября 1909 года) , Григорий (4 июля 1911 года) .
В 1913 году был проведён текущий ремонт церкви. По данным 1913—1918 годов при храме имелся церковный дом, казённое жалование причта составляло 400 рублей в год. На 1 января 1914 года в приходе церкви было 1330 человек (656 мужского пола и 674 женского) . На 1 января 1916 года прихожанами храма были 1447 человек (723 мужского пола и 724 женского).
Церковь была закрыта в 1930-е годы. После окончания Великой Отечественной войны использовалась как склад.
Постановлением Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» № 1327 от 30 августа 1960 года Дмитриевский храм был признан памятником архитектуры государственного значения . На здании храма была установлена памятная табличка с надписью: «Министерство культуры РСФСР. Памятник архитектуры церковь Дмитрия Солунского. Сооружена в 1721 году. Охраняется государством».
В начале 1990-х годов церковь была передана общине верующих. 30 мая 2014 года была зарегистрирована местная религиозная организация — Православный приход Свято-Дмитриевского храма села Морево. Церковь является приписной к храму Димитрия Солунского города Дмитровска . Богослужения проводятся в храме по большим церковным праздникам. Настоятель — протоиерей Валерий Борисович Палкин.
Храм построен в стиле, сочетающем черты Нарышкинского барокко с более древними, традиционными приёмами, издавна применявшимися при строительстве православных церквей. В конструкции храма преобладают архитектурные детали XVII века. Относится к традиционному крестово-купольному типу. Форма здания — четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Архивольты этих пышных и крупных порталов частично закрывают профили карнизов, почти соприкасаясь с наличниками восточных окон на боковых фасадах. Западных окон нет вообще. Здание церкви имеет характерные для XVII века парные колонки с ребром уголка между ними. В первом ярусе в их основании сделаны ширинки. Каждый наличник завершают фигурные разорванные фронтоны с гребнями. Между окнами северной стены выложен небольшой киот . Кирпичные стены храма были покрыты обмазкой. Они завершены четырьмя декоративными закомарами , за которыми поднимается сомкнутый свод с восьмериком. Углы восьмерика украшены колонками на консолях, которые закрыты куполообразной кровлей и железной обивкой главы, сделанных при обновлении храма в 1800 году. Особенность фасадного убранства этой церкви — лекальные кирпичи с круглыми выступами, сгруппированными по три и вписанными между консолями карнизов. Внутри храма стены, переходящие в лотки свода, прорезаны под пятами свода многочисленными голосниками . Внутри церкви необычны своды алтаря. Три апсиды уже снаружи кажутся слитными. Не имеют они перегородок и изнутри. Западная часть алтаря перекрыта сомкнутым сводом, который без резких членений распадается к востоку на три ветви, соответствующие апсидам. Своды над окнами прорезают распалубки.