Вилла-Пома
- 1 year ago
- 0
- 0
Вилла Фарнезина ( итал. Villa Farnesina) — памятник архитектуры и искусства монументальной росписи эпохи Высокого Возрождения . Вилла расположена в Риме , в районе Трастевере поблизости от правого берега Тибра .
Вилла построена в 1506—1510 годах для сиенского банкира Агостино Киджи по проекту архитектора и живописца Бальдассаре Перуцци , ученика Донато Браманте и Рафаэля , возможно, при участии Джулиано да Сангалло . Строительство началось 22 апреля 1506 года, возможно, по причине благоприятного расположения планет (банкир Киджи относился к этому весьма серьёзно), а также потому, что эта дата приходилась на день основания города Рима.
На вилле проживали два сына и две дочери Агостино Киджи, а также художники, работавшие над её оформлением. На вилле Фарнезина проводили роскошные приёмы и праздники. Последнее из торжеств состоялось по случаю свадьбы Агостино Киджи и Франчески Ордеаски в присутствии папы Льва X 28 августа 1519 года в «Зале перспектив» (Sala delle Prospettive).
В 1513—1516 годах Рафаэль создал усыпальницу членов семьи Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо . Художник скончался в возрасте 37 лет в 1520 году, а несколько дней спустя умер его покровитель Агостино Киджи. В 1577 году виллу приобрёл кардинал Алессандро Фарнезе , и постройка получила новое уменьшительное название в отличие от Палаццо Фарнезе , расположенного на другой стороне Тибра. Микеланджело предложил новым хозяевам соединить Палаццо Фарнезе, где он в то время работал, с виллой Фарнезина мостом через Тибр. Строительные работы были начаты (остатки нескольких арок ещё видны у западного фасада Палаццо Фарнезе), но так и не были завершены .
С 1603 года на вилле Фарнезина размещалась « Академия рысьеглазых » ( итал. Accademia dei Lincei) — Академия литераторов и философов. Академия просуществовала до 1651 года. И в наши дни над воротами в сад виллы можно видеть надпись: Accademia dei Lincei .
До 1626 года виллу использовала римская ветвь семьи Фарнезе, затем она была унаследована правящим герцогским домом Фарнезе в Парме и Пьяченце. Новые хозяева сдавали виллу в аренду выдающимся гостям, таким как кардинал Ришельё , в 1633 году, кардинал в 1652 году, отрёкшейся от престола и принявшей католичество Кристине Шведской в 1655—1656 годах и с 1661 года послу Франции .
Позднее, с 1731 года, вилла принадлежала неаполитанским Бурбонам , а в 1864 году — испанскому послу в Неаполе , герцогу Рипальта, который предпринял значительные перестройки. В 1927 году Королевство Италии приобрело виллу, ставшую штаб-квартирой Академии Италии, а в 1944 году передало права собственности Accademia dei Lincei.
В 1871 году Академию воссоздали в соседнем здании, на противоположной стороне улицы Виа делла Лунгара — Палаццо Корсини . Ныне Вилла Фарнезина действует как музей. В ней также с 1950 по 2007 год располагался ( итал. Gabinetto Nazionale dei Disegni e delle Stampe) с собранием рисунков и гравюр художников XV—XIX веков, а также Институт графики, основанный в 1975 году .
Полная реставрация здания закончилась в 2013 году. Собрание картин, ранее принадлежавшее семьи Киджи, было рассредоточено наследниками и теперь находится в разных музеях. В частности, из собрания Киджи происходит знаменитая картина П. П. Рубенса « Союз земли и воды » (1618). Приобретена в 1799 году для собрания Императорского в Санкт-Петербурге .
Небольшое двухэтажное здание имеет П-образный план с двумя выдающимися боковыми корпусами северного фасада и заглубленной центральной частью с лоджией (ныне застеклённой) и фонтаном. Южный фасад , через который в наше время осуществляется вход в здание, оформлен скромно: горизонтальные членения, вертикальные пилястры дорического ордера , сандрики над окнами и фриз с лепными путти и фруктовыми гирляндами . Карнизы вырезаны из камня пеперино , а путти и гирлянды сделаны из терракоты. Это была первая в Риме постройка облегчённого, « павильонного » типа «сельской виллы» ( итал. villa suburbana), открытая в сторону сада и реки, без внутренних двориков и комнат для аудиенций. Вилла имеет 40 комнат на 2 этажах. На кровле восточного бокового крыла надстроен бельведер с лоджией и видом на реку Тибр (надстройка уменьшена в 1861—1863 годах).
Примечательно пропорционирование планов, фасадов, отдельных комнат и всех элементов здания, включая боковые крылья, аркады лоджии и размеры окон, на основе модулей в один и два квадрата (1: 2 или 2: 1). Это приём типичный для Высокого Возрождения и канонизированный позднее в архитектуре классицизма . Однако количество осей симметрии по всем фасадам нечётное: пять, семь, девять.
В соответствии со вкусами того времени дворец со всех сторон был окружен садом, с южной стороны: «секретным» ( итал. Giardino segreto) с виноградниками и фруктовыми деревьями. К северу от виллы на берегу Тибра находились беседка и грот . Латинская надпись в саду, вероятно, XVII века (её происхождение и значение не установлены гласит: "Кто бы вы ни были и попали сюда, то, что вам покажется неприятным, мне приятно. Если (вам) это нравится, вы можете остаться; если нет, можете идти — и то, и другое устраивает (меня) (Quisquis huc accedis: quod tibi horridum videtur mihi amoenum est; si placet, maneas, si taedet abeas, utrumque gratum) . Агостино Киджи заказал фресковое оформление виллы своему любимцу Рафаэлю с помощниками: Джулио Романо , Себастьяно дель Пьомбо , Франческо Пенни и Содома . Программа росписей была навеяна «стансами» Анджело Полициано , одной из ключевых фигур кружка Лоренцо Медичи во Флоренции .
В большом помещении для приёмов на первом этаже, позднее получившем название «Зал перспектив», Бальдассаре Перуцци создал росписи-обманки , или тромплёи ( фр. trompe-l'œil — обман зрения) с изображением видов города Рима через нарисованные на стене колонны (1508—1511). В «Лоджии Психеи» первого этажа изображены сцены из мифов о Купидоне и Психее. Рафаэль с учениками создал композицию знаменитой фрески « Триумф Галатеи » (1511) по сюжету «Метаморфоз» Овидия , а также декоративные мотивы гротеска . На плафоне картинной галереи Рафаэль с учениками написали фреску на сюжет «Свадьба Купидона и Психеи» (1520). Обнажённая нимфа на колеснице в форме раковины среди резвящихся слуг напоминает картину « Рождение Венеры » Сандро Боттичелли . На своде также изображён гороскоп , который отображает положение планет вокруг пояса зодиака на дату рождения покровителя, 29 ноября 1466 года и даже точное время его рождения, 21:30 .
В спальной комнате на втором этаже — роспись Содомы «Свадьба Александра и Роксаны» (1509). Рафаэль собственноручно написал в этой композиции несколько голов главных персонажей. В 1519 году в этой комнате проходила свадьба банкира А. Киджи .