Туржанский, Александр Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Алекса́ндрович Белы́х ( 6 ноября 1940 , село Старая Курба, Бурятская АССР — 29 августа 2012 , Владимир ) — российский художник наивного искусства.
Отец, Белых Александр Александрович, родился в Старой Курбе в 1920 году, ушёл на Великую Отечественную войну, был старшим сержантом, помощником командира взвода, погиб 3 августа 1943 года, похоронен в деревне Панево Смоленской области. Дед - Белых Александр Васильевич, на момент августа 1943 года был жив.
Когда Александру было 9 лет, семья переехала в Иркутскую область, где его отчим работал в геологической партии. Здесь, в посёлке Нижне-Илимск, мальчик окончил семилетнюю школу в 17 лет, решив начать самостоятельную жизнь, уехал в Новосибирск. Новосибирск встретил художника неприветливо, но надо было учиться выживать. Александр пошёл работать на стройку, окончил вечернюю среднюю школу. Стремясь получить хорошую специальность, он окончил в 1970-е годы курсы радиомехаников и два года работал в радиомастерской, потом — курсы механиков по холодильным установкам, по окончании которых был принят на работу на крупное предприятие — Новосибирский молокозавод. Но постепенно размеренное однообразие городской жизни стало угнетать Александра Белых. Все чаще его начинают занимать думы и воспоминания о вольном детстве среди природы и сильных характером людей. И решение уехать из Новосибирска созрело само собой. Он устроился на работу в геологическую партию: так начались его странствия по стране. Этот период был важен для Белых как для художника. Случай столкнул его с самодеятельным художником, который отдавал живописи все свободное время. Такая страсть удивила Александра Белых и он решил сам попробовать свои силы на этом поприще. Сначала это были копии с репродукций, но дело показалось очень увлекательным. Узнав, что этому искусству можно учиться заочно, Александр Александрович Белых поступил в Заочный народный университет искусств в Москве. Три года он учился у педагога Николая Михайловича Ротанова и в 1990 году окончил отделение станковой живописи и графики.
Первая крупная выставка, в которой принял участие художник, проходила в 1990 году на ВДНХ СССР — «От наивного искусства до кича». Показанные там живописные работы Белых «Первая брачная ночь» и «Утро актрисы» открыли зрителю страстную, жизнелюбивую натуру художника с самобытным языком. Его идеал утверждался в своеобразном союзе мечты и реальности. В последующих произведениях мы обнаруживаем ту же искренность и чистоту чувств. Его увлекает жизнь животных — портреты зверей и птиц динамичны, полны силы и достоинства. Более всего художника занимает тема охоты и в оптимистическом ключе. Гибель животных — неизбежная страница жизни, где есть все. Некоторый драматизм этих сцен вызван насыщенным, иногда сумрачным колоритом. Это цвета ночи или начала дня (« Смерть Дон Жуана », 1992; « Ревность », 1992). Диапазон тем художника не ограничен личным опытом бытия. Он часто и охотно обращается к темам историческим, где факты истории преображены неожиданным поворотом. Большую роль в обращении художника к истории и значительным социальным темам сыграло его общение с московскими искусствоведами, музейщиками и галеристами. Они активно стали вводить произведения художника в современное поле искусства, помогали ему советами и поддерживали материально.
С конца 1990-х годов Александр Белых живёт во Владимире . С этого времени он начал серьёзно заниматься живописью. Прежде чем приступить к написанию исторического сюжета он знакомится с памятниками этого периода, историческими материалами и литературой. Он не только изучает, но и переживает эти события. Поэтому все его работы пронизаны живым чувством сопричастности к этим далеким временам и их важности в нравственной жизни последующих поколений. В 1999 году Александр Белых на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина , показал картину, где изобразил встречу на балу поэта и царя. Это не сюжет из светской жизни. Он строит её по законам монументального искусства, придает теме важное историческое значение. Изображен момент поворота судьбы поэта, момент напряжённого противостояния личности и власти. Художник намеренно укрупняет фигуры героев, вынося действие на первый план. Начиная с 2005 года, желая формально усилить содержательную значимость темы, художник переходит к большим форматам картин и развернутому расскажу. В каждой зоне картинного пространства действия протекают параллельно и ярко характеризуют каждый эпизод. Этот композиционный приём напоминает восточную миниатюру. Создавая живописный памятник истории, художник ведёт свою летопись событий в форме развернутых триптихов. Поражает разнообразие и живость рассказа в произведениях. Автором фиксируется каждый нюанс характера, детали костюмов и окружения. Первой масштабной работой, посвященной значительному событию в истории России, стал триптих « Ополчение Минина и Пожарского » (2005). Художник здесь делает подробную режиссёрскую разработку всей эпопеи. Он так выстраивает сюжетное повествование, что зритель сразу чувствует победный патриотический настрой в решимости народа защитить Отечество. В картине много говорящих деталей и смысловых жестов. Это создает некоторую пестроту и дробность. Художник, видимо, почувствовав это, объединил все изображения, поместив их на зелёный ковёр цветущей земли. В другом триптихе « Бог Абдал » — покровитель и защитник животных" развернуто мистическое повествование о первоначальных этапах цивилизации. Здесь действуют боги, люди, животные, силы природы. Интересны сцены народных обычаев и священных действий, защищающих людей от сил зла. Как и в предыдущем триптихе покоряет общий оптимизм, вера в добрую гармонию жизни, в красоту и силу народного быта. Символический характер темы, связанной с религией зороастризма, художник смог наполнить родными, узнаваемыми реалиями народной культуры. Большую роль в триптихе играет водная стихия. Здесь в водоворот истории художник вместил все известные силы природы. Интересна замысловатая по деталям, сразу интригующая зрителя панорама картины «Взятие Казани». В этой работе мастер органично использовал композиционный опыт иконописных клейм. Укрупненные геральдические знаки Древней Руси в картине контрастно соседствуют с бурлящей толпой защитников кремля и врагов. Художник заявляет, что каждый имеет право быть действующим лицом истории. Живописные ретроспекции Александра Белых даны с учётом итогов истории, глазами благодарных потомков. Любовь к народному быту, народному этикету нашли выход в лирической композиции «Выбор невесты князем». Давая в укрупненном плане все церемониальное действие, художник любуется красотой русской теремной архитектуры и отлаженностью быта. Таким образом, везде, в каждой детали чувствуется большая ответственность художника за достоверность в трактовке событий и памятников культуры. Несмотря на условность изображения, живопись Белых привлекает своей особой открытостью сердца. Его герои не просто сильные, ловкие и умные люди. Они всегда защитники слабых и освободители народа. Им свойственна эмоциональная открытость, пафос переживаний. Современная действительность меньше интересует Александра Белых в силу её суеты и незавершенности. Ему ближе фантазии о прошлой и будущей жизни. Качество талантливого человека видеть частный факт во взаимосвязи со всем миром невольно придает монументальность всем композициям художника, что и было отмечено в решении жюри Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров « » , присудившего художнику Гран-при фестиваля «Хрустальный цветок».