Interested Article - Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия
- 2020-07-22
- 2
Пицу́ндская и Суху́мо-Абха́зская епа́рхия ( груз. ბიჭვინთისა და ცხუმ აფხაზეთის ეპარქია , иногда — Бичвинтская и Цхуми-Абхазская епархия ) — епархия Грузинской православной церкви . С 1993 года из-за войны Абхазии с Грузией епархия фактически вышла из-под контроля Грузинской православной церкви. В 2009 году на внеочередном Епархиальном собрании духовенства Абхазии были приняты решения о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви на территории частично признанной Республики Абхазия и создании Пицундской и Сухумской епархии неканонической Абхазской православной церкви .
21 декабря 2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви Сухумо-Абхазская епархия, которую Патриархия Грузии продолжает числить в своей юрисдикции, была передана под непосредственное управление патриарха , которому с этого дня усвоен титул — Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Цхум-Абхазии и Пицунды . Московский Патриархат в официальной переписке воздерживается от употребления полного титула грузинского Патриарха, предпочитая употреблять старый .
История
Первая церковно-каноническая единица на территории Абхазии возникла в IV веке — Парикия Питиунта , возглавлявшаяся епископом . Первым известным её епископом был участник I Вселенского Собора в Никее ( 325 ) епископ Стратофил.
До ранневизантийского времени на территории современной Абхазии существовала Абазгийская епархия Константинопольского Патриархата .
15 апреля 1851 года Абхазская епархия была восстановлена в составе Грузинского Экзархата Русской православной церкви . Местопребывание епископа было назначено в Пицундской крепости при древнем Юстиниановском соборе . В том же году впервые после длительного перерыва было совершено богослужение на абхазском языке .
С 1869 года кафедра была викариатством Имеретинской епархии.
В 12 июня 1885 года произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской» . В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии , после чего территория Сухумской епархии включала в себя населённые пункты от реки Ингури до Анапы .
После провозглашения автокефалии Грузинской Церкви в 1917 году на Общецерковном соборе в её структуре была создана Абхазская епархия, предстоятель которой носил титул Цхум-Бедийского .
Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована Грузинской демократической республикой . После этого непризнанная ещё Грузинская Церковь открыла на территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил новую епархию епископ Амвросий (Хелая) . С этого момента фактически прекращает своё существование Сухумская епархия, которая обхединяла небольшое количество « » приходов [ источник не указан 1650 дней ] .
К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря [ источник не указан 1650 дней ] .
В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви. В 1943 году последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской [ источник не указан 1650 дней ] .
Во время грузино-абхазской войны 1992—1993 годов все грузинские священнослужители покинули территорию Абхазии, остались четыре священника: Виссарион Аплиа (Гудаутская церковь); протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служивший в Гагрском храме; и игумен Виталий (Голубь), служивший в Сухумском кафедральном соборе.
После 1993 года грузинский архиерей епархии митрополит Даниил (Датуашвили) пребывает в Тбилиси. С этого же года начались переговоры о вступлении епархии в Русскую Православную Церковь, или о переходе в Константинопольский Патриархат , или о восстановлении автокефалии Абхазской Церкви .
Современные история и состояние
5 марта 2004 года иерей Виссарион Аплиа участвовал во встречах с представителями Грузинской Православной Церкви, в том числе с её предстоятелем Илией II .
5 сентября 2008 года временно управляющий епархией священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская церковь желает быть самоуправляемой в составе Русской православной церкви Московского Патриархата . Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицировали действия абхазского священства в целом как неправомочные .
15 сентября 2009 года на внеочередном Епархиальном собрании всего духовенства Абхазии были приняты следующие решения:
- Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
- Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви .
- Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
- Подготовить соответствующие обращения ко всем православным поместным церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской православной церкви, прекратившей своё существование в 1795 году.
- 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату православной церкви в Абхазии.
После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что « Решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведется, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопроса ». Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что « Данное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви ».
24 октября 2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) объявил о том, что в Абхазии нет раскола:
Несмотря на изменение политических границ, мы по-прежнему считаем Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Однако мы видим, что де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может: ни один грузинский епископ или священник не имеет возможности приехать в Абхазию, чтобы окормлять верующих. Значит, мы должны помочь осуществлять пастырскую деятельность находящимся там канонически рукоположённым абхазским священнослужителям. Мы должны помочь им обрести хотя бы временный канонический статус.
Председатель ОВЦС убежден, что если ситуация в Абхазии будет «пущена на самотек», то её жители останутся беззащитными перед религиозной экспансией чуждых вер и воинствующим секуляризмом.
Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с « просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви ». Первое послание было адресовано блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, второе, святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси.
21 декабря 2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви управление епархией было передано Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II . Это решение, согласно заявлению Синода, было принято «на основе исторических документов и с учетом сегодняшней обстановки». Патриарх Илия II выразил желание посетить епархию в ближайшее время.
В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова) .
Назначение нового настоятеля вызвало волну возмущений среди части абхазского клира и паствы.
Несмотря на заверения митрополита Илариона, данные католикосу Илие II о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла .
Прихожане Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема Виноградова «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений» .
15 мая состоялось «Церковно-народное собрание» в монастыре Нового Афона .
10 июля 2012 года ушедшие в раскол священники на заседании Совета «Священной Митрополии Абхазии» объявили о разрыве евхаристического общения с клириками Сухумо-Пицундской епархии .
Епископы
- Грузинский экзархат Русской православной церкви
- Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 — 2 сентября 1856)
- Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, архим.
- Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 — 16 ноября 1859)
- Александр (Окропиридзе) (4 марта 1862 — 30 мая 1869)
- Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 — 28 декабря 1886) в/у, еп. Имеретинский
- Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 — 31 марта 1889)
- Александр (Хованский) (29 мая 1889 — 12 февраля 1891)
- Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 — 17 июля 1893)
- Петр (Другов) (19 сентября 1893 — 17 января 1895)
- Арсений (Изотов) (8 февраля 1895 — 26 марта 1905)
- Серафим (Чичагов) (10 апреля 1905 — 6 февраля 1906)
- Кирион (Садзагелов) (3 февраля 1906 — 25 января 1907)
- Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 — 25 июля 1911)
- Андрей (Ухтомский) (25 июля 1911 — 22 декабря 1913)
- Сергий (Петров) (22 декабря 1913 — май 1919)
- Кавказский экзархат Русской православной церкви
- Антоний (Романовский) (30 ноября 1924—1927) в/у, еп. Ереванский
- Серафим (Протопопов) (23 ноября 1928 — 3 апреля 1930) в/у, еп. Бакинский
- Грузинская православная церковь
- Амвросий (Хелая) (28 октября 1919 — 14 октября 1921)
- Иоанн (Маргишвили) (15 октября 1921 — 7 апреля 1925)
- Христофор (Цицкишвили) (7 апреля 1925 — 21 июня 1927)
- Ефрем (Сидамонидзе) (июнь — октябрь 1927) в/у, еп. Цилканский
- Мелхиседек (Пхаладзе) (17 октября 1927 — 24 марта 1928)
- Павел (Джапаридзе) (26 марта 1928 — февраль 1929)
- (12 февраля 1929 — 2 января 1935) изгнан властями из епархии
- Меликседек (Пхаладзе) (2 января 1935 — 30 апреля 1944)
- Антоний (Гигинейшвили) (30 марта 1952 — 24 ноября 1956)
- Леонид (Жвания) (15 февраля 1957 — 14 декабря 1964)
- Роман (Петриашвили) (21 февраля 1965 — 28 августа 1967)
- Илия (Шиолашвили) (1 сентября 1967 — 23 декабря 1977)
- Николай (Махарадзе) (19 февраля 1978 — 9 сентября 1981)
- Давид (Чкадуа) (8 сентября 1981 — 7 октября 1992)
- Даниил (Датуашвили) (17 октября 1992 — 21 декабря 2010)
- Илия (Шиолашвили) (c 21 декабря 2010) католикос-патриарх всея Грузии
См. также
Примечания
- Данный объект расположен в Абхазии , являющейся спорной территорией . Согласно административному делению Грузии , спорную территорию занимает Абхазская Автономная Республика . Фактически спорную территорию занимает частично признанное государство Республика Абхазия .
- . Дата обращения: 22 декабря 2010. 6 марта 2012 года.
- . www.pravoslavie.ru . Дата обращения: 20 августа 2023. 20 августа 2023 года.
- ↑ . Дата обращения: 17 сентября 2009. 26 ноября 2009 года.
- ↑ . Дата обращения: 22 декабря 2010. 24 декабря 2010 года.
- Шереметевский В. В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- . Дата обращения: 23 мая 2014. 23 апреля 2016 года.
- . Дата обращения: 1 апреля 2022. 23 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. 20 сентября 2016 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. 28 января 2021 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. 28 января 2021 года.
- от 9 сентября 2008 на Wayback Machine NEWSru 5 сентября 2008 г.
- Дата обращения: 18 сентября 2009. 27 сентября 2009 года.
- ↑ . Дата обращения: 1 октября 2009. 23 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 19 ноября 2009. 4 ноября 2009 года.
- . Дата обращения: 19 ноября 2009. Архивировано из 28 ноября 2010 года.
- . Дата обращения: 21 февраля 2011. 5 марта 2012 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 8 апреля 2011. Архивировано из 7 июля 2012 года.
- . Дата обращения: 11 апреля 2011. Архивировано из 12 ноября 2013 года.
- . Дата обращения: 16 мая 2011. 14 мая 2014 года.
- . Дата обращения: 16 мая 2011. 19 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 16 мая 2011. 18 мая 2011 года.
- (недоступная ссылка)
Литература
- Т. В. Коридзе, З. Д. Абашидзе. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 67-72. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
Ссылки
- на неофициальном сайте ГПЦ
- "Эхо Абхазии" № 34 от 04.08.2002 г.
- от 27 сентября 2009 на Wayback Machine
- от 3 марта 2012 на Wayback Machine
- 2020-07-22
- 2