Interested Article - Амвросий (католикос-патриарх всея Грузии)

Католикос-Патриарх Амвросий ( груз. კათოლიკოს-პატრიარქი ამბროსი , Амброси ; в миру Виссарион Зосимович Хелая , груз. ბესარიონ ზოსიმეს ძე ხელაია ; 7 сентября 1861 , селе Мартвили , Кутаисская губерния 29 марта 1927 , Тифлис ) — католикос-патриарх Грузии , историк и религиозный деятель. Известен своим крайне негативным отношением к советской власти.

Канонизирован Священным синодом Грузинской православной церкви в 1995 году как святой Амвросий Исповедник .

Биография

Амвросий родился 7 сентября 1861 года в селе Мартвили , Грузия .

Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело . Окончил Тифлисскую духовную семинарию в 1885 году, в том же году и был рукоположён в священники и отправлен в Абхазию , где служил священником в Сухуми , Новом Афоне и Лыхны , а также обучал население грузинскому языку .

Под псевдонимом Янтарь он опубликовал серию статей, которые осуждали политику русификации в Абхазии, а также обвинил местных русских чиновников в разжигании антигрузинских настроений среди абхазского населения .

В 1893 году овдовел. В 1896 году он поступил в Казанскую духовную академию , которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия (тема диссертации — «Борьба христианства с исламом в Грузии»).

Учась в Академии, 11 февраля 1900 года принял монашеский постриг с именем Амвросий. Окончив обучение, вернулся в Грузию, в 1902 году был назначен настоятелем в провинции Рача и возведён в сан архимандрита .

Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня — — рукопись IX—X века.

В 1904 году его перевели в Тифлис членом синодальной конторы и назначили архимандритом монастыря Преображения Господня.

Активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии . В связи с этой деятельностью в 1904 году переведён смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии . Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии.

Весной 1908 года в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен неизвестными в рясах . Амвросий, узнав о гибели архиепископа Никона, был потрясён: «Потеряны христианские начала, сдерживавшие страсти человеческие; упала в людях вера и сказалась натура зверская — жажда крови своего ближнего. Вот пред нами жертва этого ужасного времени, нами переживаемого. Беспримерна такая жертва в истории христианской Церкви».

В поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинён в причастности, лишён права служения и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь , где находился под строгим надзором более года.

В 1910 году оправдан, разрешён в служении и назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии, где оставался до 1917 года.

В августе 1917 года вернулся в Грузию и 15 октября того же года был хиротонисан во епископа Чкондидского. В 1918 году назначен управляющим Сухумо-Абхазской епархией и возведён в сан митрополита .

Патриарх

После смерти прежнего патриарха Грузии, Леонида , от холеры, в 1921 году Амвросий был избран 7 сентября 1921 года его преемником. 14 октября состоялось его настолование в Мцхетском соборе .

В соответствии с решениями недавно установленного режима большевиков, церковь была лишена юридического статуса, а церкви и монастыри стали закрывать. Духовенство преследовалось, а имущества церквей и монастырей конфисковали .

7 февраля 1922 года Амвросий направил меморандум Генуэзской конференции , в которой он описал условия, при которых Грузия жила после вторжения Красной Армии. В меморандуме содержался протест от имени народа Грузии, лишенного своих прав, против Советской оккупации и требование вмешательства цивилизованного человечества против злодеяний большевистского режима . В феврале 1923 года , Амвросий и все члены Патриаршего Совета были арестованы и посажены в тюрьму. В марте 1924 года, советские власти устроили открытый судебный процесс. Помимо отправки обращения к Генуэзской конференции, Амвросия также обвинили в сокрытии исторических сокровищ Церкви, с целью не допущения их передачи Советскому государству. Все священнослужители арестованные вместе с патриархом, показали свою солидарность с Амвросием, который взял на себя всю ответственность за свои действия, которые он, как было объявлено, совершил в соответствии с его обязательствами и с преданностью Грузинской церкви. Его последними словами на процессе были: «Моя душа принадлежит Богу, мое сердце моей стране, а с моим телом делайте что хотите, палачи» . Амвросия должны были приговорить к смертной казни, но его осудили на восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Вскоре после этого, в августе 1924 года в ряде регионов Грузии вспыхнуло антисоветское восстание , длившееся около трёх недель. В результате около 3000 человек погибли, 12 000 были казнены, а 20 000 сосланы в Сибирь [ источник не указан 1698 дней ] . Множество священнослужителей тоже были репрессированы, а митрополит Кутаисский и Гаэнатский Назарий был среди тех, кого расстреляли без суда и следствия.

В начале марта 1925 года председатель ВЦИК, Михаил Калинин, находившийся в Грузии, призвал к амнистии участников восстания августа 1924 года , а также приостановить религиозные гонения. В 1926 году , Амвросий и некоторые другие священнослужители были освобождены из тюрем. Амвросий не прожил долго после освобождения и умер 29 марта 1927 года в Тбилиси .

Амвросий известен как плодовитый историк церкви и исследователь первичных грузинских источников. Он является автором ряда статей, опубликованных на русском и грузинском языках. Амвросий обнаружил ранее неизвестную версию рукописи Мокцеваи Картлисаи (« Обращение Грузии »).

Канонизация

В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия было рассмотрено на расширенном заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви . За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник.

Днём поминовения святого Амвросия Исповедника стало 16 марта .

Признание

В 2013 году посмертно награждён грузинским орденом Национального героя .

Примечания

  1. Khositashvili M. 8 февраля 2007 года. , «საპატრიარქოს უწყებანი» // The Patriarchate Gazette. — № 12 (166). — 2002.
  2. David Marshall Lang . A Modern History of Georgia. London: Weidenfeld and Nicolson, 1962. Р. 241
  3. Pere Janin. The Separated Eastern Churches. Gorgias Press LLC, 2004. P. 164. ISBN 1-59333-110-X
  4. Tchantouridze, Lasha. от 6 июля 2011 на Wayback Machine . The Canadian Journal of Orthodox Christianity . Volume III, No 3, Fall 2008
  5. Erwin Iserloh, (1980), History of the Church , p. 478. Seabury Press, ISBN 0-8245-0013-X .
  6. . Дата обращения: 6 мая 2021. 14 декабря 2013 года.

Литература

  • ჟვანია ზ. საჟართველოს კათალიკოს-პატრიარჟნი და მღვდელმთავარნი 1917 წლიდან. ჟუთაისი, 1994
  • გურგენიმე ვ. კათალიკოს-პატრიარჟი ამბროსი // ჯვარი ვაზისა. თბილისი, 1997. № 1;
  • საჟართველოს კათოლიკოს-პატრიარჟები. თბილისი, 2000. с. 188—193.
  • З. Абашидзе. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 139-140. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  • Мельникова И. Е. Попытка восстановления евхаристического общения между Русской (Российской) и Грузинской Православными Церквами при Католикосе-Патриархе всея Грузии Амвросии (Хелая) // XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. — Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. — 236 с. — С. 93-96

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Амвросий (католикос-патриарх всея Грузии)