Дескурайния Софии
- 1 year ago
- 0
- 0
Садридди́н Айни́ ( тадж. Садриддин Айнӣ , настоящее имя Садридди́н Саи́д-Муродзо́да ; 15 [27] апреля 1878 , Бухарская область — 15 июля 1954 , Сталинабад ) — таджикский и советский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии . Основоположник таджикской советской литературы и один из зачинателей узбекской советской литературы . . Герой Таджикистана ( 1998 , посмертно ).
Родился 15 [27] апреля 1878 года в селе Сактар (ныне Гиждуванский район , Бухара ), в зажиточной крестьянской семье . Мать его происходила из села Махалаи Боло Шафирканского тумана (ныне Бухарской области Республики Узбекистан ). В 1890 году, когда ему исполнилось 12 лет, от эпидемии холеры умерли его родители. Садриддина взял к себе старший брат, который жил в Бухаре . Там юный Айни поступил в знаменитое бухарское медресе Кукельдаш .
Учась в медресе, Айни одновременно работал дворником, поваром. Был близко знаком с видными бухарскими интеллектуалами, среди которых были Садр Зия , и др. Садриддин Айни был участником движения просветителей — джадидов .
Важный момент в его жизни — общение с рабочими хлопкоочистительного завода на станции Кызыл-Тепе , где он работал с сентября 1915 по апрель 1916 года. Именно там нашел он героев своих первых повестей, изданных много лет спустя.
В апреле 1917 года перед резиденцией эмира в Бухаре состоялось выступление крайне реакционных сил эмирата , главным образом представителей духовенства . Айни отказался участвовать в этой демонстрации верноподданнических чувств. За это его схватили дома озверевшие фанатики и подвергли публичному наказанию: он получил 75 ударов палками. Истерзанного Айни бросили в мрачное подземелье — тюрьму Обхону. Он разделил бы тяжелую участь многих своих сограждан, если бы вскоре не подоспели на выручку большевики , которых Совет рабочих и солдатских депутатов г. Кагана послал на помощь жертвам эмирского террора. На площади перед тюрьмой возник стихийный митинг. Вот тогда-то Айни впервые и встал под красное знамя революции .
Ко времени Октябрьской революции Айни написал много лирических стихотворений (одно из первых — « » — появилось в 1896 г. Под ним уже стоял псевдоним Айни, то есть «глазастый»). После победы красных, Айни стал поэтом революции, летописцем истории родного народа.
В последующие годы принимал участие в установлении Советской власти в Бухаре . Как многие интеллигенты того времени, он связывал с Советской властью надежды на преодоление застоя в бухарском обществе времен правления эмира Алим-хана . Активно участвуя в «строительстве новой жизни», он стал советским литератором , заложившим национальные основы таджикско-узбекского «социалистического реализма». Садриддин Айни был обласкан Советской властью. В 1951 году он стал первым президентом Академии наук Таджикской ССР , избирался в Верховный Совет СССР (эта должность была в Советское время «довеском» к высокому статусу, которая была выборной только по названию, на самом же деле, на неё назначали «уважаемых людей»).
В советское время занимался в основном литературной деятельностью. Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы».
С 14 апреля 1951 года — академик и первый президент АН Таджикской ССР . Депутат ВС СССР 3—4 созывов (с 1950 года).
В 1927 году — один из организаторов Самаркандской академии
Умер 15 июля 1954 года в Сталинабаде (ныне Душанбе , Таджикистан ).
Родившись в дехканской семье , Садриддин Айни знал как свой родной таджикский , так и узбекский язык, и писал произведения на обоих языках, также прекрасно владел арабским языком ещё со времен учёбы в медресе. Он внёс значительный вклад в литературу обоих среднеазиатских народов.
Его основные труды: «Одина» (опубликован в 1924), «Дохунда» (опубликован в 1930), «Рабы» (1934), «Смерть ростовщика» (1939) «Воспоминания» («Бухара»; 1949—1954). Повесть «Одина» считается началом новой таджикской литературы. Писатель Д. Икрами говорил «Все мы вышли из „Одины“..» «Дохунда» знаменует дальнейшее развитие автора в русле соцреализма. Если Одина пассивный герой, то Дохунда активный участник революции. «Рабы» — первый таджикский роман, рисующий жизнь Средней Азии от начала XIX века до 30-х годов XX века. В «Смерти ростовщика» создан колоритный образ ханжи и скряги Кори Ишкамба, сравнимый с Гобсеком , Плюшкиным , Иудушкой Головлёвым , и в то же время имеющий национальные таджикские черты.
Первый роман Садриддина Айни «Рабы» («Куллар») был опубликован в 1934 году в Ташкенте на узбекском языке и в 1935 году на таджикском языке в Душанбе .
«Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. Они получили высокою оценку писателей СССР, например, Леонида Леонова , Константина Федина , а также иранских писателей [ кто? ] . За книгу «Воспоминания» (часть I, II) Садриддин Айни была присуждена Сталинская премия в 1950 году.
Высоко оценивали творчество устода также Самуил Маршак , Антанас Венцлова . Луи Арагон сравнивал его с Джеком Лондоном и Киплингом . Украинский писатель и литературный критик Иван Дзюба написал исследование об Айни . На Каирской конференции писателей Азии и Африки 1962 году он поставлен в один ряд с такими классиками востока как Рабиндранат Тагор , Лу Синь , Таха Хусейн . Произведения Айни переведены на русский, украинский, белорусский, литовский, польский, чешский, французский, урду.
Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века. Этим изданием Айни доказывал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами . Сам писатель говорил, что «произведение на основе исторических фактов сорвало завесу с происков и домогательств пантюркистов и наложило на них печать молчания…». Вместе с тем, ещё в 1914 году Айни осудил неуместное использование термина «сарт» и предлагал применять термины «туркестанец» или «узбек» вместо него .
Пантюркизм имел в начале 1920-х годов поддержку сверху, так как СССР был заинтересован в хороших отношениях с кемалистской Турцией. Это не значит, что Айни «не принял» Советской власти, хотя подобные обвинения в его адрес и выдвигались, например Н. И. Бухариным .
Участник вскрытия гробницы Тамерлана в 1941 году, а также могилы основоположника классической поэзии фарси Рудаки . Встречался с И. В. Сталиным , М. Горьким , Я. Коласом , Ю. Фучиком , С. П. Бородиным .
Дед С. Айни — Сайид Умар-ходжа, а отец — Саидмурад-ходжа. У него было несколько братьев . Садриддин Айни был женат на Салохат — младшей сестры джадида Вадуд Махмуда . Сын Камол Айни (1928—2010) и невестка Мукаддама Ашрафи . Дочери: Лутфия Айни (1934—2015) и Холида .
Умер 15 июля 1954 года в Сталинабаде (ныне Душанбе , Таджикистан ). В том же году был возведён мавзолей С. Айни в Душанбе , а спустя 4 года вокруг мавзолея был построен парк в имени Садриддина Айни. Имеются три :
Роман «Дохунда» был дважды экранизирован:
Однако, первый фильм не был завершён (частично восстановлен в 2012 году Николаем Изволовым ), а фильм 1956 года слабо основан на романе:
Взяв в руки Айни, я так боялся что-либо потерять, что набрал полные руки и, как человек, который понёс слишком много, многое потерял, особенно в последней части.
— сценарист экранизации 1956 года Виктор Шкловский