Евреи в Гонконге
- 1 year ago
- 0
- 0
Бухарские евреи (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — этноконфессиональная и этнолингвистическая подгруппа еврейской или же иудейской диаспоры, жившая на момент экспансии Российской империи в Средней Азии в городах Кокандского ханства , Бухарского эмирата и Хивинского ханства ; исторически носители бухарско-еврейского диалекта таджикского языка .
Термин бухарские евреи означает евреи города Бухары и евреи Бухарского эмирата . Евреи жили не только в Бухарском эмирате, но и в соседних с ним Хивинском ханстве и Кокандском ханстве. Следовательно, употреблялся также общий термин по отношению к евреям Средней Азии — среднеазиатские евреи . Самоназвания евреев Средней Азии было яхуди (иудей) , исроил (израиль) и дживут . Окружающее население использовало также древние (со времён зороастрийской Сасанидской Персии ) термины; джугут/джухуд/джууд/джээт/джут (от johūd и jahūd ) .
Одними из первых российских путешественников в Средней Азии, упомянувшими евреев, были:
До присоединения Средней Азии к Российской империи употреблялся также термин евреи-азиаты по отношению к купцам-евреям из Средней Азии. После присоединения (с 1850 года по 1873 год) Средней Азии к Российской империи по отношению к евреям бывшего Кокандского ханства употреблялся термин туземные евреи , а вассального Бухарского эмирата — бухарские евреи . Данные термины имели юридический оттенок. Евреи же вассального Хивинского ханства были насильственно обращены в мусульманство в конце 1700-х годах и через смешанные браки с мусульманами растворились в среде мусульман (туркмен и узбеков) к концу 1800-х — началу 1900-х годов .
После революции 1917 года и крушения Российской империи в 1923 году, в 1924 году началось национально-территориальное размежевание Средней Азии и были организованы национальные республики в составе СССР . 10 февраля 1925 года глава правительства Узбекской ССР Юлдаш Ахунбабаев издал указ о признании евреев Средней Азии этнической группой и, по всей видимости, именно тогда термин бухарские евреи или среднеазиатские евреи закрепился как этническое определение, хотя в паспортах записывались просто евреями. Употреблялся также термин майда миллат , то есть национальное меньшинство.
Во времена Перестройки в СССР, начавшейся в 1985 году, и после распада СССР в 1991 году большинство евреев из Средней Азии эмигрировали в США , Канаду , Австрию , Германию и Израиль . В США и Канаде употребляются самоназвания: евреи и Jews , бухарские евреи и Bukharan/Bukharian Jews , Bukharians ( бухарцы ), Jews of Bukhara ( евреи/иудеи Бухары ), Bukharian Community ( бухарская община ). В Израиле: бухарские/бухарцы и бухарим ( бухарцы ), бухарские евреи , бухарская община и эда бухарит ( бухарская община ), йеhудэй Бухара/яҳудыёни Бухоро ( евреи/иудеи Бухары ), яhадут Бухара ( еврейство Бухары ).
С 1827 года первые евреи Бухары из движения Ховевей Цион , основанного духовным лидером Йосефом Маманом , достигают Иерусалима.
С 1868 года до Первой мировой войны 1500 из 16 000 человек, проживавших в районе Бухары, эмигрировали в Иерусалим.
После революции 1917 года в Российской империи, в период между 1920 и 1930 годами, около 4000 бухарских евреев бежали в Палестину через Афганистан и Персию. Около 800 из них были убиты или умерли от голода в дороге.
В 1970-е годы из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии.
После распада Советского Союза эмиграция усилилась, и значительное количество бухарских евреев выехало в Израиль, США, Австрию и другие страны.
Традиционный разговорный язык , называемый бухарским , представляет собой бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта фарси или еврейский диалект таджикского языка . Другие языки: узбекский и русский , иврит (у репатриантов в Израиле), а также языки стран проживания. Новое поколение в США, Канаде, Европе и Израиле быстро утрачивает узбекский и фарси . Русский продолжает сохраняться как преобладающий язык бухарско-еврейских газет ( The Bukharian Times ).
Основные общины были расположены во многих городах среднеазиатских республик: в Узбекистане — Ташкент , Самарканд , Бухара , Навои , , Шахрисабз , Карши , Катта-Курган , Коканд , Андижан , Маргилан , Фергана и др., в Таджикистане — Душанбе , Худжанд и др., в Киргизии — Бишкек , Ош и др., в Туркменистане — Мары , Байрамали , Туркменабад и Керки , а также в Казахстане — Шымкент ), Тараз , Казалинск и др.
На основе имеющихся статистических данных о населении Средней Азии число бухарских евреев может быть оценено так:
В 1970-е годы около 17 тысяч бухарских евреев выехали из СССР.
На основе переписи 1979 года численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х годов определяется в 40 тысяч человек. На 1987 год общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах.
Сегодня в Израиле существует самая большая община бухарских евреев в мире — около 150 тысяч человек. В США и Канаде живут около 60 тысяч бухарских евреев, 50 тысяч из них в Нью-Йорке, где находится самая большая после Израиля община бухарских евреев. Значительное число бухарских евреев в настоящее время проживает в нью-йоркском районе Форест-Хилс . Там выходит газета «Bukharian Times» на английском языке . Другие живут в разных точках Северной Америки — в Аризоне, Флориде, Калифорнии, Джорджии, Торонто, Монреале и др.
В России по переписи 2002 года 54 опрошенных и 1 житель Украины идентифицировали себя как бухарские евреи .
Советское таджикоязычное самоназвание бухарских евреев — яҳудиён , то есть иудеи . В самостоятельную этноконфессиональную и этнолингвистическую подгруппу иудеи среднеазиатского региона стали формироваться начиная с 1500 года. До этого иудеи среднеазиатского региона, афганских земель и Ирана представляли собой единую этноконфессиональную и этнолингвистическую группу персидских иудеев и проживали в существовавшем на этих территориях Тимуридском государстве , официальными языками которого были чагатайский тюрки (прото-узбекский) и персидский. Распад единой этноконфессиональной и этнолингвистической группы персидских иудеев Тимуридского государства на иранско-восточнокавказских иудеев и среднеазиатско-афганских иудеев связан с завоеванием среднеазиатского региона в самом начале XVI века у Тимуридов кочевыми узбеками во главе с Мухаммедом Шейбани , пришедшими с севера и основавшими государство Шейбанидов (предок Бухарского и Хивинского ханств). Параллельно с этим в Иране к власти пришли Сефевиды во главе с Исмаилом I и основали Сефевидское государство . Кочевые узбеки были суннитами , Сефевиды же — шиитами . Сефевиды и Шейбаниды были враждебны друг другу из-за религиозных мировоззрений. Вследствие этого иудеи государства Шейбанидов и Сефевидского государства потеряли контакты между собой, что привело к процессу формирования двух иудейских подгрупп — иранско-восточнокавказских евреев и среднеазиатско-афганских евреев [ источник не указан 2583 дня ] .
Появление первых евреев в среднеазиатском регионе относится к периоду Персидской державы Ахеменидов в 500-х годах до новой эры. То были древние арамеоязычные и древнеивритоязычные евреи-иудеяне. Иудеянами называют тех евреев, кто возводил своё происхождение от еврейского населения царства Иудея , пленённого царём Нововавилонского царства Навуходоносором II и выведенного в Вавилонию начиная с 598/597 года до новой эры. Самоназвание евреев-иудеян было йеhудым (ед. ч. йеhуды ), то есть иудеи.
Евреи-иудеяне не долго пребывали в вавилонском плену. В 539 году до новой эры персидский царь Кир II Великий из династии Ахеменидов со своей армией завоевал Нововавилонское царство и издал декрет об освобождении пленённых народов, в том числе и евреев-иудеян, и позволении вернуться на свою родину.
Первая группа евреев-иудеян откликнулась на декрет Кира и в составе нескольких тысяч человек во главе с Шешбаццаром покинула Вавилонию и отправилась в Иудею уже в 538 году до новой эры. Но не все освобождённые из плена евреи-иудеяне решили вернуться на родину в Иудею, многие остались на чужбине из-за неимения земельной собственности и, как показывают элефантинские папирусы , евреи-иудеяне вербовались в персидскую армию для того, чтобы получить земельные наделы за воинскую службу.
Как известно, Кир II Великий в 530 году до новой эры воевал в среднеазиатском регионе с кочевниками массагетами , и можно предположить, что именно тогда первые евреи-иудеяне и прибыли на земли среднеазиатского региона в качестве воинов персидской армии Кира II Великого. Уже через 47 лет после гибели Кира II Великого, в 483 году до новой эры, как сказано несколько раз в древнеивритоязычной « Книге Эстэр », при персидском царе Ахашвероше евреи-иудеяне географически расселены организованными общинами во всех областях (то есть сатрапиях ) Персидской державы Ахеменидов, от Индии до Куша (включая и среднеазиатские сатрапии). За прошедшие 56 лет после освобождения из вавилонского плена евреи-иудеяне географически расселились по всей Персидской державе Ахеменидов и положили начало многочисленным диаспорам в разных уголках Мира.
Вторая волна еврейских переселенцев в среднеазиатский регион прибыла через 85 лет после смерти Ахашвероша, при Артаксерксе III , в Гирканию , находившуюся на территории современных юго-западного Туркменистана и северного Ирана. Это было по следующим обстоятельствам. В 350 году до новой эры Артаксеркс III послал войско против отделившегося Египта и поручил командование одной частью своему доверенному лицу евнуху Багою . Иосиф Флавий рассказывает в произведении « Иудейские древности », что у иерусалимского первосвященника Иоанна был брат Иисус, который был в дружеских отношениях с Багоем. Багой обещал Иисусу достать первосвященство. Уповая на это обещание, Иисус затеял в Храме ссору со своим братом Иоанном; последний страшно рассердился и в гневе своем убил Иисуса. Узнав об этом, Багой в гневе захотел войти в Храм, но евреи оказали ему сопротивление. Однако Багою удалось ворваться в святилище и осквернить Храм . И народ попал в рабство у персов. В произведении «О древности еврейского народа. Против Апиона» Иосиф Флавий говорит о том, что «тысячи и тысячи наших персы увели в Вавилон». Об изгнании евреев при Артаксерксе III Охе известно также из других источников: Солин , Евсевий , Орозий , Синцел. Три последних источника упоминают изгнание евреев в Гирканию на Каспийском море . Лишь Синцел добавляет Вавилон .
Видимо, произошёл серьёзный конфликт между иудеянами и проходящим по их территории персидским войском, и по всей видимости, этот конфликт с некоторыми неточностями описан в « Книге Юдифь », ибо там тоже фигурирует некий евнух Багой .
Третья группа иудеев прибыла на земли среднеазиатского региона через 20 лет после предыдущих событий в составе войск полководца Александра Македонского в 330 году до новой эры. Македонский царь Александр III ещё в 334 году до новой эры начал военный поход против враждебной Персидской державы Ахеменидов и к 332 году до новой эры приблизился к границам Иудеи, где он вступил в контакт с иудейским народом. Как Иосиф Флавий в произведениях «Иудейские древности» и «О древности еврейского народа», так и Талмуд сохранили в форме легенд данные о положительном отношении Александра к иудеям. Однако, из этих легенд представляется историческим фактом, изложенные в двух книгах Иосифа Флавия данные об участии иудеев в войске Александра Македонского, с которым они дошли до среднеазиатского региона.
Четвёртая и самая достоверная волна иудейских переселенцев прибыла на земли среднеазиатского региона через приблизительно 42 года после третьей группы иудеев. Это было в 288 году до новой эры после того, как власть в Азии досталась одному из диадохов Александра Македонского Селевку I Никатору .
Сведения об этой волне переселенцев даёт Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». В книге XII в главе 3 Иосиф Флавий описывает в каком необыкновенном почёте были иудеи у эллинистических царей и добавляет («таким же уважением пользовались они в глазах прочих царей Азии после того, как приняли участие в их походах. Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии , права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время»).
Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе .
Первые археологические свидетельства проживания иудеев на территории среднеазиатского региона были обнаружены советскими исследователями во время раскопок в Мервском оазисе в 1954 году. Были обнаружены остатки древней синагоги, а также черепки с еврейскими надписями и именами. Обнаруженное относилось к периоду от II века до новой эры до I века новой эры .
Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса , которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности».
Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису . Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту. О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов» , где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу (Шавуот) в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа. Часть из паломников крестилась после общения с апостолами. Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе.
Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном , бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян. Можно предположить, что отдельные иудейские подкрепления поступали на войну и из среднеазиатских областей Парфянской империи.
В 224 году новой эры вместо парфянской державы Аршакидов возникает персидское государство Сасанидов . На языке персов государства Сасанидов термин иудей передаётся как джахуд .
В это время получил широкое распространение прозелитизм . Иудействующей была мать шахиншаха Шапура II — кушанка Ифра Ормизд. Это явление связано с тем, что в государстве жило много иудеев, которые привлекали своей уникальной религией новых приверженцев.
В начале 300-х годов новой эры об иудеях в среднеазиатском Мервском оазисе содержится упоминание в Вавилонском Талмуде (Ав. Зар. 31б), из которого следует, что амора Шмуэль бар-Бисна из пумбедитской иешивы посетил иудеев Маргианы — области, простиравшейся вдоль протекающей на юго-востоке Туркменистана реки Мургаб . Несомненно, что это была та самая иудейская община, которая проживала в области со времён первых Селевкидских царей.
С 399 по 420\421 года новой эры царицей-супругой в государстве Сасанидов была дочь иудейского шаха Шошандухт . Средний сын Шошандухт Бахрам стал шахиншахом в государстве Сасанидов в 420\421 году.
Собственно, с шахиншахом Бахрамом — сыном иудейки Шошандухт, связано основание еврейской общины в районе города Бухары. Это произошло, когда Бахрам V в 427 году выступил на военное сражение с эфталитами . Как рассказывает Абу Ханифа ад-Динавари в «Книге связных рассказов» («эфталиты изъявили ему покорность и попросили его, чтобы он установил им определенную границу между ним и ими, которую они обязались бы не преступать. Бахрaм в качестве границы избрал место, глубоко вдающееся в их сторону , приказал построить там башню и её назначил границей.») .
Место, глубоко вдающееся в их сторону , которое избрал Бахрам V в качестве границы между эфталитами и Персией, это район города Бухары, где поселились персидские пограничники, иудеи в среде которых не были исключением. Более того, Бахрам V назначил своего младшего брата Нарсэ наместником провинции Хорасан (то есть Средней Азии) с резиденцией в городе Балх . Собственно, с Нарсэ связано основание еврейской общины в городе Хорезм — столице провинции Хорезм . Как сказано в книге о правителях, основавших города в Персии, называемой «Города Ирана» («Город Хорезм основал Нарсэ сын иудейки») . В этой книге иудейское происхождение Нарсэ приводится для того, чтобы объяснить источник наличия иудеев в городе.
Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат .
Ещё до завоевания арабами столицы Хорасана — города Мерва в 652 году, в нём проживали с Сасанидского времени иудеи, христиане и зороастрийцы. А уже через 87 лет они упомянуты Ат-Табарием в книге «История пророков и царей», где он рассказывает, что после того, как наместник Хорасана Наср ибн Сияр вернулся в Мерв после похода в Мавераннахр в 739 году, он произнёс речь перед людьми: («Ведь Бахрамсис заботился об огнепоклонниках , защищая их и возлагая наложенные на них подати на мусульман? Ведь Ишибдад, сын Грегора, заботится о христианах, а Акиба ал-Яхуди — об иудеях, делая то же самое? И я позабочусь о мусульманах и защищу их и переложу тяготы их на язычников.») . Упомянутая подать, так называемая джизья , налагалась на население обладающее статусом зимми , в которое входили; зороастрийцы, христиане и иудеи.
Зиммии упомянуты и в Бухаре между 715 и 724 годами при предыдущем наместнике Хорасана Асаде сыне Абдуллы Кушайри. Как рассказывает Наршахи в книге «История Бухары», при бухархудате Тахшаде I («появился один человек, который стал проповедовать ислам жителям Бухары. Жители Бухары большею частью были зиммиями и платили подушную подать.») . Можно предположить, что среди зиммиев Бухары были не только зороастрийцы и христиане, но и иудеи.
А тем временем в соседнем с Арабским халифатом Хазарском каганате хазары под влиянием своего полководца Булана перешли в иудаизм. В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра. Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: («Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону (севернее) Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син.») . Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община.
Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян.
После падения Хазарского каганата в 968/969 году, жители хазарской столицы переселились в среднеазиатский регион и влились в состав иудеев Хорасана и Мавераннахра, о многочисленности которых в конце 900 годов отмечается географом Шамсуддином аль-Мукаддаси : («В этой области (ал-Машрике), больше науки и законоведения, чем в других областях; у проповедников её удивительная слава; у них (жителей её) большие богатства. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…») .
В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи . На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях.
В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи .
В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пишет, что в Самарканде у синагоги: («В настоящее время (место это) носит прозвище еврейской улицы.»). В этой книге приведён рассказ из более раннего источника «Известия» об иудее построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз» .
Во второй половине 1100 годов об иудеях в том же Самарканде сообщает Вениамин Тудельский , который в «Книге странствий раби Вениамина» упоминает довольно многочисленную общину иудеев Самарканда («между которыми есть люди учёные и богатые. Начальствует над этой общиной князь раввин Обадия.») . Вениамин также сообщает, что иудеи жили тогда по всему Хорасану.
В 1219 году происходит завоевание среднеазиатского региона монголами под предводительством Чингизхана . В 1220 году монголы завоевали Бухару и Самарканд, а в 1221 году Ургенч и Мерв. Несмотря на жестокое завоевание городов среднеазиатского региона, иудеи упомянуты в городе Бухаре уже через 20 лет после вторжения монголов, в 1240 году, историком Ибн аль-Фувати .
После деления Монгольской империи между сыновьями Чингизхана, среднеазиатский регион оказался частично в государстве Хулагуидов , частично в Золотой Орде и частично в Чагатайском улусе . Во всех этих государствах продолжали жить иудеи.
Об иудеях в Золотой Орде в городе Гурганжде в первой половине 1300 годов сообщает аль-Омари в книге «Пути взоров по государствам разных стран», где он пишет, что: («Столица тамошнего царя — Сарай . Это небольшой город между песками и рекою. Пребывающий там, теперь султан его, Узбекхан , построил в нём медресе для науки, (потому что) он очень предан науке и людям её… Цены во всем этом государстве чрезвычайно низки, за исключением Курканджа; это столица Харезмской области, и (потому) называется просто Харезмом… Расстояние его (Сарая) от Харезма около 1 1/2 месяца (пути); между ним (Харезмом) и Сараем — города Хива и Кутлукент… Цены в Харезме и Сарае почти не различаются между собою. (Город) Харезм (лежит) на Джейхуне, между двумя рукавами его, похожими на шаровары. В Харезме 100 домов еврейских и 100 домов христианских, не более. Им (Евреям и Христианам) не разрешено иметь больше этого.») . Упомянутые иудеи Гурганджа проживали в городе, по крайней мере, со времени их переселения в Хорезм из Хазарского каганата в 968/969 году.
Об иудеях в Чагатайском улусе, столицей которого был город Самарканд, в той же первой половине 1300 годов сообщает ибн-Баттута в книге «Путешествие», где он пишет, что: («Когда Бузун овладел царством, он стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить их храмы. Мусульмане стали волноваться из-за этого и ждали лишь удобного случая, когда судьба отвернется от него. Когда известия о Бузуне достигли в Хорасане Халила — сына султана Йасура Махзума, то он направился к царю Герата, а это был султан Хусайн, сын султана Гийас ад-Дина ал-Гури, и сообщил ему то, что знал, и попросил у него помощи войсками и деньгами, с условием разделить с ним царство, если оно окажется наконец в его руках. Малик-Хусайн послал с ним большое войско… Когда эмиры мусульман узнали о походе Халила, они встретили его, выражая ему покорность и желание вести священную войну против врага… Эмиры со всех областей съехались и собрались вокруг Халила. Халил встретился с Бузуном, войска его перешли на сторону Халила, разбили Бузуна, взяли его в плен и привели к Халилу. Халил его казнил, задушив тетивой лука, так как у них в обычае убивать царевичей лишь удушением. Царство перешло к Халилу.») .
В тимуридский период иудеи жили и в Бухаре, о чём свидетельствует Большая Синагога Бухары, действовшая в городе с 1300-х годов по 1900-е годы, и в столичном Самарканде до 1720 года, когда землетрясение разрушило город, а также в других городах.
В 1601 году власть в Бухарском ханстве перешла от Шейбанидов к Аштарханидам . На рубеже XVI—XVII веков в Бухаре творил поэт уважительно прозванный Хаджейи Бухари (буквально Господин Бухарский; настоящее имя неизвестно), автор «Даниэль-намэ» 1606 года.
Примерно в 1620 году была построена в Бухаре сегодняшняя синагога в махалле кухма .
К 1600-м годам относится литературная деятельность еврейского поэта Элишы Бен Шмуэля Рагиба Самарканди . Его перу принадлежит поэма «Шахзаде ва суфий (Принц и отшельник)» 1680 года. Нисба Самарканди явно свидетельствует о существовании иудейской общины в Самарканде в 1600-х годах.
В 1688—1755 годах жил и творил поэт Яхуди Юсуф Бен Ицхак Бухари , перу которого принадлежит много высокохудожественных и колоритных произведений. В их числе — ряд газелей , большая поэма «Мухаммас», в которой воспевается личность Моисея , а также поэма «Семь братьев» (рассказ о семи мучениках и их матери). Его ученики-поэты Беньямин бен Мишоэль Амин, Узбек, Элиша и Шломо, которых называют общим именем «мулло» (ученый), разрабатывали в персидских поэмах еврейские сюжеты, но также усердно изучали персидскую поэзию. Их поэмы были написаны еврейским шрифтом, и теми же письменами они транскрибировали для бухарских евреев классиков — Низами , Гафиза и других, а также переводили персидскими стихами еврейские стихотворения, например, поэмы от 23 июня 2017 на Wayback Machine .
В 1721 году в Хивинское и Бухарское ханства, а также в Кокандское ханство (выделившееся из Бухарского ханства в 1709 году) прибыл Флорио Беневени , посланник царя всея Руси Петра I, который в своих записках упомянул о евреях, указав, что они заняты в окрашивании тканей .
В 1740 году Бухарское ханство и Хивинское ханство (без Кокандского ханства) перешли под контроль (первое — мирным путём, второе — военным) Надыр-шаха . Изначально Надыр-шах, как и его предшественники, относились жестоко к евреям, в угоду ему был устроен погром хамаданских евреев , но затем Надыр-шах стал покровительствовать евреям. Согласно легенде, это произошло благодаря чуду .
В 1743 году Надыр-шах переселил в свою столицу город Мешхед много еврейских семей из города Казвин , назначив их управлять его казной . До этого в Мешхеде не было еврейской общины, так как там находится Мавзолей Имама Резы и евреям вход в Мешхед тогда был запрещён. Пользуясь покровительством Надыр-шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли. Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана . Еврейские переселенцы прибыли также в Бухару и Самарканд. Профессор Самаркандского государственного университета Рубен Назарьян писал по этому поводу, что, несмотря на запрет проживания евреев в мусульманских кварталах-гузарах, при Надыр-шахе евреи появляются всё-таки в мусульманских гузарах Самарканда . В гузаре Кош-хаус до 1880-х годов даже действовала синагога . До этого Самарканд лежал в руинах вследствие сильного землетрясения произошедшего в городе в 1720 году.
Итак, Надыр-шах стал покровительствовать евреям; остановил преследования евреев в Персии ; переселил евреев в запретный для них прежде шиитский город Мешхед, при том назначив их на почётную должность управления казной; разрешил евреям из Персии поселиться в мусульманских гузарах Самарканда и построить там синагогу.
Покровительство Надыр-шаха длилось не долго, ибо он был убит в 1747 году. После его убийства начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман . В Бухаре сразу же был убит бухарский Абулфейз-хан из династии Аштарханидов по приказу одного из бухарских военачальников Надыр-шаха по имени Мухаммад Рахим из династии Мангытов и фактическая власть в ханстве перешла к нему. При Мангытах в середине 1700-х годах происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община (буквально «ни то, ни сё») — евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм .
Российский пограничник Филипп Сергеевич Ефремов , захваченный в плен в 1774 году, проданный в Бухару Аталыку Данияр-беку — родственнику узурпатора Мангыта Мухаммада Рахима, [ источник не указан 1120 дней ] и бежавший через 9 лет из Бухары в Санкт-Петербург , упомянул в своей книге о причинах покушения на жизнь Аштарханида Абулфейз-хана бухарским военачальником Надыр-шаха Мухаммадом Рахимом. Со слов Ф. С. Ефремова ясно то, что покушение произошло вследствие патологического страстного желания овладеть дочерью Абулфейз-хана — женой Надыр-шаха. Упомянутый Ф. С. Ефремовым Мангыт Данияр-бек, посадивший ходжу по имени Абуль Газы, [ источник не указан 1120 дней ] то есть духовное лицо, на ханство в 1758 году после смерти своего родственника Мухаммада Рахим-хана, и выглядит предполагаемым инициатором насильственного обращения евреев в мусульманство, ибо, ни Аштарханид Абд ул-Мумин хан (мальчик правил с 1747 года и удушен был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1751 году [ источник не указан 1838 дней ] ), ни Аштарханид Убейдаллах III хан (мальчик правил с 1751 года и разбит был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1753 году [ источник не указан 1838 дней ] ), ни Аштарханид Абуль Газы хан (мальчик правил с 1758 года по 1785 год), будучи ханами- марионетками , не имели реальной власти в Бухарском ханстве, о чём пишет сам Филлип Ефремов. Аталык Данияр-бек в 1774 году также подвергал пыткам и Ефремова через насильственное питьё солёной воды, с целью принятия Ефремовым ислама .
Далее Филипп Ефремов сообщает, что в Бухаре проживают «бухарцы, узбеки, хивинцы, киргизцы, персияне и индейцы», жилой фонд представлен мазанками, улицы извилисты и тесны; население он оценивает в 70 тысяч человек. Евреи, по его словам, занимаются ремеслом, проживают «в слободе» и изготовляют шёлк .
После волны насильственного обращения евреев в мусульманство в Бухарском ханстве при Мангытах, в конце 1700-х годов насильственное обращение евреев в мусульманство также происходит и в Хивинском ханстве при династии Кунгратов .
После смерти 1-го Мангыта Мухаммеда Рахим-хана и 2-го Мангыта Даниялбия, с 1785 года Бухарское ханство при 3-м бухарском правителе из династии Мангытов по имени Шахмурад стало называться Бухарский эмират. К правлению Шахмурада (он же эмир Масъум) относится сюжет поэмы «В память Муллы Худайдада, благочестивого » пера Ибрагима ибн Абу л-Хайр на еврейско-таджикском языке, рассказывающий о еврее Худайдаде, который был купцом, муллой (то есть учёным раввином) и которого приказал казнить эмир Масъум за отказ принять ислам . Худайдад принял мученическую смерть за отказ изменить иудейской вере, хотя после его смерти распространялись ложные слухи о том, что Худайдад всё-таки принял ислам. Поэма содержит около 400 двойных линий и занимает около 12 страниц .
Близость по времени хронологических рамок нетерпимости к евреям в Бухарском и Хивинском ханствах и хронологических рамок нетерпимости к евреям в Персии (остановленной Надыр-шахом) наводит на предположение, что нетерпимость к евреям в Хивинском и Бухарском ханстве пришла из Персии. ЭЕЭ и ЕЭБЕ указывают, что данная нетерпимость к евреям в Персии пришла с приходом к власти династии Сефевидов. Некоторое облегчение в положении евреев произошло в правление 5-го Сефевида шаха Аббаса I (умер в 1629 г.). Однако последние годы его правления и главным образом вторая половина 17-го века ознаменовались новыми гонениями. Нетерпимость к евреям в Персии продолжилась и после смерти Абасса I, и при Абассе II (1642—1667), а при преемниках последнего, Сефи II Сулеймане (1666—94), и последнем Сефивиде, Султане-Хоссейне (1694—1722), власть находилась в руках фанатичного шиитского духовенства, которое довело евреев до положения жалких париев . Нетерпимость продолжалась и до воцарения Надыр-шаха, который сам поначалу был нетерпим к евреям в Персии.
В 1793 году в Бухару прибыл из Земли Израиля Рав Йосеф Маман и стал духовным лидером бухарского еврейства. Он ввёл сефардский молитвенный канон вместо персидского, которым пользовались бухарские евреи до этого. Рав Йосеф Маман наладил хорошие отношения с мусульманскими авторитетами и сумел спасти бухарских евреев от различных насильственных бед.
В 1802 году бухарские евреи впервые наладили контакты с русскими евреями , написав им письмо на иврите следующего содержания :
Мир и благословение да ниспадут на голову еврейской общины; шлю вам привет. Я слышал от бухарских купцов, что в городах России имеется много евреев; здесь в Кизиль-Гаре, мы не знаем, от каких евреев вы происходите. Нам, для наших дел, надо бывать в России, но до нас дошли слухи, что там очень притесняют и преследуют евреев; если вы полагаете, что мы не будем терпеть притеснений и убытков, то известите нас. Местные купцы пользуются нашими капиталами для торговли, на условиях компании, но не честно поступают при этом; если вы дадите нам положительный ответ, мы сами будем приезжать за товаром. Напишите нам, а если вы иврита не знаете, то пишите на русском языке, но ивритским шрифтом; здесь имеется переводчик, знакомый с русским языком. Надеемся, что наступит знамение для евреев. Напишите, сколько мы должны платить за пересылку денег из Бухары. На этом заканчиваем. Мир вам, всем чадам вашим и домочадцам. Писал в Бухаре призывающий на Израиль благословение Вениамин С"Т. 9-го Сивана 5562 г. от сотворения мира.
Это письмо получили евреи города Шклов Могилёвской губернии Российской империи. Текст переписки был опубликован в книге «Drischat Zion», вышедшей в Франкфурте-на-Одере в 1806 году. В дальнейшем контакты бухарских евреев с русскими евреями участятся.
В 1820 году в Бухару прибыло российское посольство. Участник посольства Е. К. Мейендорф в книге «Путешествие из Оренбурга в Бухару» оставил некоторые сведения о евреях Средней Азии, сообщив, что они занимают 800 домов (10 % города) и говорят о себе, что они ушли из Самарканда 700 лет назад. Мейендорф пишет, что наибольшая в Азии еврейская диаспора проживает в Бухаре («в Мешхеде 300 еврейских домов, в Шахрисябзе — 30, в Балхе — столько же, в Самарканде и Герате — только 10, в Хиве — 4, в Бадахшане, Коканде и Кашгаре еврейского населения нет»). При этом в действительности в Самарканде проживало больше евреев, хотя они были рассеянны в мусульманских кварталах. Касательно евреев Хивы известно, что в своём большинстве они были обращены в мусульманство в конце 1700-х годах и поэтому тоже были незаметны. Более того, в третьей главе он сообщает, что по всему государству насчитывалось 4000 евреев. Мейендорф повторяет слова других путешественников о том, что евреи занимаются окрашиванием тканей и изготовлением спиртного. Касательно еврейской диаспоры в городе Ташкенте Майендорф сообщает («Ташкент, в котором минимум 3000 домов, окружен глиняной стеной, пришедшей в упадок, так же как и дома; последние построены гораздо хуже, чем в Бухаре. В Ташкенте десять медресе: три из них выстроены по образцу бухарских. Каналы, выведенные из Чирчика, протекающего в 20 верстах к югу от города, доставляют сюда воду и орошают поля. Ташкентский район производит хлопок и шелк, в то время как в туркестанском их добывается очень мало. Артиллерия ташкентского бека состоит из пушек, навьюченных на верблюдов, как в Персии. Вокруг этого города расположены селения Джетыкент, Сайрам, Карабура, Чимган, Икан и пр. и пр., населенные узбеками. Там встречается лишь небольшое число таджиков и туркестанцев и совсем нет евреев»). Однако, в действительности, в 1820 году уже существовала еврейская община в городе Ташкент, как видно из документов в мэрии города.
После смерти духовного лидера Йосефа Мамана в 1823 году бухарские евреи начали переезжать в Землю Израиля.
В первой половине 1800-х годах вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов общины чала. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются узбеками .
В Бухарском эмирате постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол- аршина , чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием.
В городе Бухара евреи проживали отдельно от мусульман в трёх кварталах- махалля : Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод (город Эмира).
В Самарканде еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская синагога «Канесои Гумбаз», построенная в 1891 году, сохранилась до наших дней. По данным профессора М. М. Абрамова , квартал Махалляи-шарк (или Махалляи-Яхудиён) в восточной части города, возник в конце XVIII века, где жили бухарские евреи. Считался самостоятельной частью Самарканда. Руководил кварталом калонтар (староста), назначенный обществом. Имел свой общественный центр; баня, синагога, чайхана, ремесленные мастерские, главным образом, красильщиков, сапожников, ткачей, небольшой базарчик, начальная школа-хедер . В 1843 году квартал получил официальный статус, так как эмир Насрулла продал бухарским евреям землю, где они образовали свой квартал.
После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на туземных евреев , сумевших документально подтвердить своё пребывание на территории Туркестанского края на момент российского завоевания и местное происхождение предков и бухарских евреев . Туземные евреи считались российскими подданными, купцам разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России.
На бухарских евреев , даже если они были ближайшими родственниками официально туземных законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело.
Более подробно о положении евреев в Русском Туркестане пишет канандский историк Альберт Каганович .
В 1920-е годы в Узбекской ССР действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские колхозы . В 1930-х годах все они были закрыты, бухарско-еврейская интеллигенция репрессирована .
Во время Великой Отечественной войны до 30 000 бухарских евреев служило в РККА . Среди них были летчики, моряки, танкисты, пехотинцы. Из них около 10 000 погибли или пропали без вести.
После войны бухарские евреи были заняты во всех отраслях советской экономики. В 1951 году закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога « Канесои Гумбаз ». Из числа бухарских евреев вышла замечательная плеяда актёров, артистов, композиторов, режиссёров, музыкантов, танцоров, поэтов, писателей, журналистов, художников, архитекторов, скульпторов, спортсменов, а также медиков и парикмахеров. [ источник не указан 1025 дней ]
Образование Государства Израиль в 1948 году, его признание Советским Союзом и установление с ним дипломатических отношений было радостно воспринято бухарскими евреями. Разрыв дипломатических отношений с Израилем 10 июня 1967 года был встречен негативно.
10 июня 1968 года, через год после разрыва отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить части советским евреям эмигрировать из страны, и в конце 1960-х — начале 1970-х политика Советского Союза в отношении эмиграции в Израиль смягчается. Частичное разрешение эмигрировать привело к усилению диссидентского движения в СССР в рядах отказников . Параллельно в США, в 1974 году была принята поправка Джексона — Вэника с целью давления на СССР по вопросу свободной эмиграции.
Начиная с тех пор и до распада СССР десятки тысяч бухарских евреев обосновались на исторической родине, образовав общины во многих городах государства Израиль.
Во времена Перестройки в СССР начавшейся в 1985 году и после распада СССР в 1991 году, около 60 000 бухарских евреев поселились в Северной Америке. Небольшие общины бухарских евреев существуют также и в Западной Европе: Австрии, Германии и Франции.
РФ, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан имеют дипломатические отношения с государством Израиль.
Основными традиционными занятиями евреев в Бухарском эмирате были окраска шерсти и ткани, а также мелкая торговля, а туземных же евреев Русского Туркестана также и крупная торговля (бизнес).
Название красильщиков кабудгари происходит от таджикского кабуд — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение: «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет.
Бухарские евреи внесли весомый вклад в развитие музыкальной культуры и танцевального искусства оседлых народов Средней Азии.
Парикмахерское дело являлось почти монополией ташкентских евреев с 1950-х по 1980-е годы [ источник не указан 2851 день ] , среди которых были как и таджикоязычные и узбекоязычные среднеазиатские евреи, так и русскоязычные евреи из Российской империи и европейской части СССР.