Студенческое движение
- 1 year ago
- 0
- 0
Ру́сское студе́нческое христиа́нское движе́ние (сокр. РСХД ) — объединение (c 1899 года) христианской молодёжи в России и впоследствии в эмиграции , имевшее преимущественно религиозно-просветительский характер и ставившее своей целью привлечение верующей молодёжи, выработку у неё целостного христианского мировоззрения , а также подготовку проповедников в условиях распространившихся материализма и атеизма . Эмигрантская ветвь основана в 1923 году путём объединения уже существовавших христианских студенческих организаций в различных европейских городах как преемственная дореволюционному движению, но конфессионально- православная .
РСХД зародилось в России в 1899 году, когда генеральный секретарь Джон Мотт прибыл в Финляндию , входившую в то время в состав Российской империи, для организации здесь отделения союза и с этой целью встретился с П. Н. Николаи . А. В. Карташов пишет о Мотте как о человеке с мировым горизонтом и старом друге русских епископов-миссионеров (будущих Патриархов Московских) Тихона в Северной Америке и Сергия в Японии. Впоследствии Джон Мотт, будучи генеральным секретарём Всемирной Христианской Студенческой Федерации (ВХСФ) и президентом Ассоциации молодых христиан (YMCA), очень много сделал для русских за рубежом — в частности, финансировал РФА [ что? ] и способствовал устройству Свято-Сергиевского богословского института , а также созданию издательства ИМКА-Пресс .
(ВХСС)Лекции Дж. Мотта российским студентам имели большой успех, библейские кружки возникли в ряде городов. В первые годы они охватывали только протестантов, преимущественно лютеран, с 1902 года появились православные участники . В 1905 году в Санкт-Петербурге было создано движение «Маяк» — русское отделение YMCA . После издания , сделавшего возможным «низовое» межконфессиональное сотрудничество, П. Николаи по инициативе Дж. Мотта сблизился с православными кружками С. Н. Булгакова , М. А. Новосёлова . Объединению, однако, препятствовали взаимные предубеждения , окончательно обострившиеся с началом Первой мировой войны . В 1913 году Движение, объединявшее к тому времени 500 членов , было принято во Всемирную Христианскую Студенческую Федерацию. Президентом РСХД стал В. Ф. Марцинковский , среди его членов были Лев Липеровский , Александр Никитин, Лев Зандер , Ф. Пьянов.
После прихода к власти большевиков многие участники Движения подверглись преследованиям. Движение в России было уничтожено. Оказавшись в изгнании, представители интеллектуальной элиты, до революции связанные с РСХД, стали возрождать его вместе с русской молодёжью.
После октябрьской революции в России и начавшейся вслед за ней гражданской войны за границей оказалось около 3 миллионов русских . В силу этого практически во всех европейских столицах существовали разрозненные русские христианские объединения, во главе которых стояли представители эмигрировавшей русской интеллигенции. Так, в Париже лидером христианской молодёжи был о. А. Калашников, в Берлине собирались вокруг С. Л. Франка и И. А. Ильина . В Белграде в деятельности такого кружка участвовали К. Э. Керн , Н. М. Зёрнов , Н. Н. Афанасьев , В. В. Зеньковский , С. С. Безобразов , Н. М. Терещенко. В Праге кружок был организован деятелями дореволюционного студенческого движения в России Л. Н. Липеровским , А. И. Никитиным, М. Л. Бреге и, как большинство кружков того периода, носил интерконфессиональный характер. Уже в 1921 году на съезде Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в Пекине русские студенческие организации оформились как отдельная ветвь.
После переезда в Прагу отца Сергия Булгакова в мае 1923 года там начал выходить журнал «Духовный мир студенчества» с подзаголовком «Вестник Русского христианского студенческого движения в Европе». В предисловии к первому номеру целью журнала было указано: «освещать действительную картину жизни студенчества и служить братскому единению и пробуждению духовных интересов, делиться своим духовным опытом и этим оказывать друг другу взаимную поддержку» .
Первый номер журнала содержал информацию о деятельности христианских студенческих кружков в Чехословакии, Венгрии, Франции, Югославии, Германии. Со второго номера в журнале публиковались авторские статьи профессоров В. В. Зеньковского, С. С. Безобразова, В. Ф. Марцинковского, а также отрывки из святоотеческой литературы. В третьем и четвёртом номерах журнала увидели свет «Протоколы семинария протоиерея С. Н. Булгакова „Новозаветное учение о Царстве Божием“» .
С 1 по 8 октября 1923 года при содействии и финансовой поддержке YMCA (Young Men's Christian Association) и Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в городе Пршеров ( Чехословакия ) прошёл учредительный съезд представителей большинства русских молодёжных христианских организаций Европы, на котором было положено начало движению и заявлено о его православной ориентации. В работе первого съезда РСХД активное участие принимали видные религиозные деятели русского зарубежья, такие как: С. Н. Булгаков , А. В. Карташёв , В. Ф. Марцинковский , Н. Н. Афанасьев и другие.
Русское студенческое христианское движение (РСХД), провозглашая себя стоящим вне политики и допуская в свои ряды людей самых различных политических взглядов и убеждений (от сторонников монархии до последователей социализма ), тем не менее отказалось от дореволюционного принципа интерконфессиональности и избрало церковно-православный характер, при том что официально не подчинялось никакой церковной власти и не подпадало ни под какую юрисдикцию. Центральной идеей на протяжении всего съезда была идея оцерковления культуры и жизни, а основной организационной формой должно было стать православное братство. Впоследствии однако, кроме братства преподобного Серафима Саровского в Белграде , эта форма достаточного распространения так и не получила. По признанию В. В. Зеньковского , избранного на Пршеровском съезде председателем РСХД, по состоянию на осень 1923 года лишь его белградский кружок стоял на твёрдо православных позициях, остальные регионы либо находились под влиянием ВХСФ или YMCA с их интерконфессиональным принципом, лишь подвергаясь в той или иной мере православному воздействию (Париж, Берлин, София, Прибалтика), либо там сосуществовали отдельно православные и традиционно интерконфессиональные кружки (Прага). В. Ф. Марцинковский и Л. Н. Липеровский , отстаивавшие, в качестве официальных представителей ВХСФ, традиционную интерконфессиональность РСХД, после съезда были постепенно отстранены от организационной работы. В дальнейшем сотрудничество Марцинковского с этим движением стало эпизодическим, на уровне частных контактов с отдельными представителями (например, Н. М. Зёрновым ), тогда как Липеровский уже в следующем году сближается с православным крылом.
Съезд получил официальное благословение православной иерархии: на нём присутствовали глава Православной Церкви в Чехии архиепископ Савватий (Врабец) , русский епископ в Праге владыка Сергий (Королёв) , а также епископ Вениамин (Федченков) , бывший тогда викарием архиепископа Савватия в Подкарпатской Руси .
В 1925 году прошёл второй съезд в г. Аржероне ( Франция ), главным событием на котором стала дискуссия вокруг докладов Н. А. Бердяева и епископа Вениамина (Федченкова) , давших полярно противоположное видение христианского призвания в современном мире. Если Бердяев понимал христианство как деятельную религию преображения мира, то епископ Вениамин усматривал в подобном подходе утопическое стремление русской интеллигенции спасти мир внешними средствами и предлагал ставить на первое место аскетический путь личного спасения. По решению съезда в Аржероне осенью 1925 г. в Париже был открыт Свято-Сергиевский богословский институт , ставший одним из духовных центров всей русской эмиграции. С целью сплочения русской христианской молодёжи Европы был учреждён ежемесячный журнал Вестник русского христианского движения . Журнал стал связующим звеном Русского студенческого христианского движения, площадкой, где разрабатывалась его идеология, публиковалась информация о Движении и религиозно-философские труды лидеров, уделялось пристальное внимание положению Православной Церкви в Советской России .
В том же году в Сербии , в монастыре Ново-Хопово , была созвана общая конференция РСХД. Главными обсуждаемыми проблемами на ней стали: взаимодействие с не православными христианами и взаимоотношение с иерархией Церкви.
В июне 1926 года Собор русских епископов в изгнании в городе Сремски-Карловци (Сербия) объявил протестантские организации, участвующие в РСХД, масонскими и враждебными православию и потребовал от христианских студенческих организаций разорвать с ними всякую связь, что однако противоречило основным принципам христианского молодёжного движения. В этой ситуации поддержку РСХД оказал митрополит Евлогий — единственный канонически назначенный митрополит Русской православной церкви в Европе, который к тому же стоял у истоков этого движения. Раскол между митрополитом Евлогием и епископами Архиерейского синода в Сремски-Карловцах, к тому времени уже вышедшими из подчинения Московской Патриархии , существенно изменил характер РСХД, заставив его отмежеваться от консервативно-монархического крыла Церкви.
1926—1927 годы были периодом расцвета в жизни Движения с бурным ростом количества кружков, которые действовали теперь почти во всех странах Европы . На высокий уровень была поставлена работа среди детей и юношества, активно велась педагогическая деятельность.
Тема взаимоотношения, а по сути подчинения РСХД церковной иерархией была главной на протяжении 1926—1927 годов и поднималась как на третьем съезде в Клермоне (Франция), так и на четвёртом съезде в Шато Бьервиль под Парижем. По этому вопросу движение раскололось по сути на два крыла. Так как единодушия достичь не удалось, то было принято компромиссное решение: по возможности следовать в своей деятельности указаниям иерархов Церкви.
После Декларации митрополита Сергия и последовавшего за этим решения Архиерейского Собора РПЦЗ о прекращении отношений с Московской Патриархией из РСХД вышло Белградское братство, которое выступало за самое тесное взаимодействие с иерархией Церкви.
На пятом съезде был принят новый устав РСХД. Живо обсуждалась ситуация с Белградским братством и дальнейшие действия на пути выхода из кризисной ситуации.
В 1934 году начальник молодёжной ветви РСХД — «Витязей» — Н. Ф. Фёдоров вышел из РСХД и создал независимую молодёжную «Национальную Организацию Витязей» (Н. О. В.).