Церковь Спаса на Городу
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Спа́са на Нере́дице ( Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица ) — недействующий православный храм в деревне Спас-Нередицы в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца , на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым городищем .
Была освящена в честь Преображения Господня . В 1941 году разрушена немецкой артиллерией, воссоздана к 2004 году.
Церковь Спаса на Нередице возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче . Традиционно считалось, что была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Однако Ростислав умер 20 июня 1198 года, тогда как церковь была заложена 8 июня. Изяслав умер 9 июля.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный , трёхапсидный . В 1199 году стены церкви были украшены фресками .
Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной так потому, что она была не в ряду города, а за чертою Словенского конца » . Эта местность включала, в частности, и ту территорию, на которой была воздвигнута церковь.
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю ). Первое упоминание о нём относится к 1322 году . В 1611 году этот монастырь был разграблен шведами, а в 1764 году его упразднили .
В 1903—1904 годах под руководством архитектора Петра Покрышкина была проведена первая реставрация храма . После реставрации Николай Рерих , как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни» .
В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник почти полностью погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна — Нередица — Кириллов — Ковалёво — Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращённые в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, ещё в августе — октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся — за очень немногими исключениями — роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью» .
Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. До 1947 года под руководством своего первого директора новгородские специальные научно-реставрационные производственные мастерские провели раскопки и укрепление руин церкви, завершив консервацию и создав проект реставрации памятника. Первоочередными раскопками, сбором фрагментов фресок и консервацией занималась Л. М. Шуляк , ст. архитектор мастерских. Обмеры руин выполнила архитектор В. Н. Захарова . До 1954 года консервационными работами занимался также художник-реставратор Н. В. Перцев . Полностью завершить проект реставрации удалось только в 1957 году. На этом этапе работой руководил Г. М. Штендер , внесший коррективы в проект Давыдова .
В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича , потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.
Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.
Фрески Нередицы — наиболее ценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала до 1930-х годов.
Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Николаем Мартыновым , были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили диплом и бронзовую медаль .
По оценкам второй половины 1930-х годов, росписи Спаса на Нередице были целостным по своей композиции фресковый цикл, сохранившийся «почти целиком, со сравнительно незначительными утратами» .
Кроме фресок, на стенах церкви обнаружены граффити . Последовательность из сокращённо записанных названий дней недели, аналогичная граффити в церкви Спаса на Нередице, найдена в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском .
В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов , богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в список всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей (см. статью Исторические памятники Новгорода и окрестностей ).