Лапшин, Владимир Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Ге́рманович Богора́з (псевдонимы Н. А. Тан, В. Г. Тан ; известен также как Тан-Богора́з , Богораз-Тан , при публикациях в США: англ. Waldemar Bogoras ; рожд. Ната́н Ме́нделевич Богора́з ; 15 [27] апреля 1865 , Овруч , Волынская губерния — 10 мая 1936 , Ростовская область ) — российский революционер, писатель , этнограф (этногеограф, этнокультуролог) и лингвист (исследователь чукотско-камчатских языков , языка азиатских эскимосов , эвенского языка ), северовед . Беллетрист, общественный деятель и профессор ЛГУ .
Родился в семье учителя Менделя (Максимилиана Марковича) Богораза, из раввинской семьи, и Анны Абрамовны Богораз, из купеческой семьи городка Бар Подольской губернии . Брат хирурга Н. А. Богораза . При рождении было дано еврейское имя Натан , при крещении в подростковом возрасте — имя Владимир и отчество Германович . Псевдоним «Н. А. Тан» образован от имени Натан . Впоследствии Богораз стал употреблять псевдоним «Тан» с настоящим именем и/или фамилией .
Учился в Таганрогской мужской классической гимназии в одно время с А. П. Чеховым . Окончив гимназию (1880), поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, затем перевёлся на юридический, но уже 1882 году был выслан на родину.
С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой революционной группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам; в 1889 году сослан на 10 лет в Среднеколымск .
В ссылке В. Г. Богораз стал заниматься этнографией , причём настолько успешно, что Императорская Академия наук в 1894 году включила его в состав своей экспедиции (т. н. «Сибиряковская экспедиция»), снаряжённой с целью изучения жизни чукчей и других народностей Северо-Востока Евразийского континента. Около трёх лет (1895—1897) Богораз кочевал среди чукчей. По окончании экспедиции Академия наук выхлопотала для него разрешение возвратиться в Петербург, а в 1900 году направила в новую экспедицию — Северо-Тихоокеанскую .
В 1896 году начал литературную деятельность, печатая очерки , рассказы и стихи . Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899 году, а в 1900 году — первая книга стихов («Стихотворения»). Автор русского текста популярной польской революционной песни «Красное знамя».
Интересно, что Тан-Богораз не избежал влияния современной ему поэзии и писал декадентские стихи, которые контрастируют с его деятельностью и прозаическим творчеством.
В 1899 году уехал в США , откуда отправляется в экспедицию на Дальний Восток под руководством антрополога Франца Боаса и собирает этнографический материал у чукчей , коряков , ительменов и эскимосов . До 1904 года работал куратором этнографической коллекции Американского музея естественной истории ; на английском языке подготовил к печати монографию «Чукчи», которая получила всемирное признание как фундаментальный труд по этнографии и мифологии чукчей . Здесь он также пишет для русской прессы серию очерков о жизни общины духоборов , эмигрировавших от преследований в России в Канаду в 1898—1899 гг., и казавшихся многим выражением идеала крестьянского социализма. В 1904 году эти очерки выходят отдельной книгой «Духоборы в Канаде» .
В 1905 году — один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 году принимал участие в организации « Трудовой группы » в I Государственной думе (сам не был депутатом Думы). В это время написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д. ).
После Октябрьской революции в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как сменовеховец .
В 1918 году В. Г. Богораз стал сотрудником Музея антропологии и этнографии Академии наук, с 1921 года работал профессором ряда ленинградских вузов (в частности, преподавал на отделении этнографии Ленинградского института истории, философии и лингвистики ). В декабре 1929 года по инициативе Богораза был основан Институт народов Севера , где он также работал профессором и читал студентам лекции по общему народоведению .
В. Г. Богораз стал инициатором создания «Комитета содействия народам северных окраин» ( Комитет Севера ) при Президиуме ВЦИК (образован Президиумом ВЦИК 20 июня 1924 г.) и был деятельным членом этого комитета, задачей которого было «содействие планомерному устроению народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении» . В 1927/28 учебном году В. Г. Богораз-Тан и С. Н. Стебницкий составили первый русский букварь для всех школ Севера, объёмом 129 страниц .
В последние годы жизни был директором основанного им в 1932 году Музея истории религии и атеизма (до 2000 года располагавшегося в здании переданного под нужды музея Казанского собора ).
Умер 10 мая 1936 года от закупорки вен по дороге в Ростов-на-Дону . Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде .
Братья:
Сестра:
Двоюродный брат:
В. Г. Богоразу принадлежат около 130 печатных трудов по этнографии, фольклору и лингвистике. Основные его исследования посвящены культуре народов Евразии и Америки .
Богораз описывает чукотскую космологическую модель. Он замечает, что она обладает дуалистическим характером — имеет место представление о «нижнем мире», тварном, осязаемом и «верхнем мире», идеалистическом духовном. Из этой бинарной оппозиции вытекает одухотворение практически всех явлений природы. Человек, согласно чукотской мифологии , находится в «нижнем мире», но в то же время он способен контактировать с миром духов .
Шаман в чукотской мифологии — фигура многогранная. С одной стороны, он выступал в роли проводника между мирами. С другой, он обладал знаниями практики медитации. Также шаман был способен производить магические практики.
Хорошо известны лингвистические работы В. Г. Богораза. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика , опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском языках. Издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря. В 1987 году его именем названа Чукотская окружная публичная универсальная библиотека им. В. Г. Тана-Богораза .
В своих очерках и рассказах Владимир Богораз по преимуществу оставался этнографом , не только по материалу («Чукотские рассказы», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: он силен в описаниях быта , социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма.
В 1909 году опубликовал историческую повесть из жизни первобытных людей «Жертвы дракона», ставшую одним из первых в русской литературе произведений в жанре фэнтези . Удачно использовав накопленный в экспедициях этнографический материал, художественно переработав распространенный мифологический сюжет драконоборчества , попутно вывел в ней образ главного героя — носителя антиклерикальных и революционных идей. В 1914 году написал новую повесть о первобытных временах «На озере Лоч» — о жителях озерных свайных поселений в Северной Италии в эпоху энеолита .
В 1928 году возобновил беллетристическую деятельность.
Произведения советского периода также оставались по сути своей этнографичными. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) показано возрождение к жизни племени юкагиров ( Сибирь ), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан был с излишней детализацией, натуралистическими подробностями.