Interested Article - Чулымцы

Чулы́мцы (самоназвание: чулым, татар, татарлар ; устаревшие названия: томские карагасы , чулымские люди , чулымские татары , чулымские тюрки , чулымские хакасы ) — тюркский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации . В 2002 году численность чулымцев в России составляла 656 человек, в 2010 году — 355 человек, в 2021 году — 382 человека . Входит в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации .

Говорят на чулымском языке . Были крещены в православие , сохраняются некоторые традиции шаманизма . Основное занятие — земледелие и разведение крупного рогатого скота.

Расселение и численность

Расселение чулымцев в СФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Чулымцы проживают в бассейне реки Чулым (приток Оби , от названия которого происходит и название этноса) — в её среднем и нижнем течении, а также вдоль притоков Чулыма: рек Яя и Кия . В 1980 году, по оценке, чулымцы насчитывали около 750 человек .

Бо́льшая часть чулымцев живёт сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края , в основном в деревне Пасечное и селе Чиндат .

Численность чулымцев в населённых пунктах (2002 г.)

Язык

По классификации Н. А. Баскакова (1960), чулымский язык принадлежит к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы восточнохуннской ветви тюркских языков и включает нижнечулымский ( Асиновский и Зырянский районы на юго-востоке Томской области ) и среднечулымский (выше по течению Чулыма ) диалекты . По новой классификации нижнечулымское наречие относится к северноалтайской группе западнотюркской ветви языков, а среднечулымское наречие — к хакасской группе восточнотюркской ветви языков .

В начале XXI века нижнечулымское наречие уже исчезло . Среднечулымское наречие распространено вверх по течению Чулыма от деревни Перевоз Зырянского района — на крайнем востоке Томской области ( Тегульдетский район ) и в прилегающих районах Красноярского края . В составе диалекта выделяют два говора — тутальский (село Тегульдет ) и мелетский (деревня Пасечное Тюхтетского района Красноярского края) .

Чулымский язык — бесписьменный , функционирует только в сфере бытового общения и в школах никогда не преподавался . В 2006 году житель деревни Пасечное А. Ф. Кондияков при поддержке томской лингвистки В. М. Лемской организовал кружок по изучению чулымского языка (действовал недолго); совместными усилиями были подготовлен букварь и глоссарий .

По переписи 2002 года среди чулымцев двух регионов проживания ( Томская область и Красноярский край — из 643 чел.) владели чулымским языком 17,6 % (113 чел.), русским — 100 % . В целом по России в 2002 году насчитывалось 270 человек, владеющих чулымским языком .

В 2010 году родным языком, по данным переписи , владели 44 чулымца . Впрочем, лингвисты утверждают, что лишь около дюжины чулымцев способно говорить на родном языке (ещё около трёх десятков понимают чулымскую речь, но сами по-чулымски не говорят) .

История

По мнению А. П. Дульзона (томский лингвист, первым приступивший в 1946 году к систематическому изучению чулымского языка и побывавший во всех населённых пунктах, в которых тогда проживали чулымцы), тюрки заселили верховья Чулыма в XII—XIII веках; начиная с XIII века они продвигаются вниз по реке Кия (левый приток Чулыма), а в XV веке они расселяются и в нижнем течении Чулыма. В процессе ассимиляции пришлыми тюркоязычными группами местного дотюркского населения — селькупов и кетов — складывается чулымский этнос, основу хозяйственной деятельности которого составляли охота и рыболовство ; позднее в результате контактов с сибирскими татарами определённое распространение получают земледелие (ячмень, овёс, рожь) и скотоводство (коровы, кони) . Чулымцы также занимались сбором дикорастущих съедобных растений, грибов, ягод, кедровых орехов. Они выкапывали съедобные корни растений, корневища и луковицы с помощью особой деревянной лопаточки с железным наконечником .

В записанных А.П. Дульзоном песнях и легендах чулымцев сохранились сведения о набегах енисейских кыргызов , вторгавшихся в Причулымье со стороны Кии. Нападали на них и остяки . Во время набегов иноплеменников чулымцы прятали своё имущество и укрывались в тайге .

После вхождения этнической территории чулымцев в состав Русского государства (XVI—XVII века) часть из них была ассимилирована русскими , сибирскими татарами и хакасами . В XVII веке численность чулымцев сократилась с 1040 до 830 чел., но в 1816 году она составила 3900 чел., а в конце XIX века — 4825 чел.

Согласно информации в ЭСБЕ , чулымцы проживали в Томском уезде и Мариинском уезде по реке Чулым ; состоят из 13 родов, в числе 5055 чел., разделенных на 14 волостей . Земледелием и скотоводством занимаются немногие; главные занятия их рыболовство, звероловство и сбор кедровых орехов .

В советское время чулымцев причисляли к хакасам, однако по данным 1986 года больше половины опрошенных чулымцев считали себя отдельным народом и только 10 % из них полагали, что они составляют с хакасами один народ.

Хозяйство и быт

Свои поселения чулымцы создавали на берегах рек и озёр, что было обусловлено важной ролью рыболовства в их жизни. Рыбу они ловили неводами, сетями, острогами, ловушками. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойбища. К началу XX века ведущим направлением охоты был пушной промысел . Собирательство играло подсобную роль. После появления русских в Причулымье чулымцы освоили плужное земледелие; в советское время часть чулымцев работала в лесной промышленности .

Чулымцы хорошо умели обрабатывать дерево, из которого они вырезали чашки, миски, ложки, долбили лодки и ступы, изготавливали нарты, лыжи, луки и самострелы. В их быту широко употреблялась разнообразная посуда из бересты ; из неё делали также ларцы, колчаны для стрел, футляры для ножей .

Традиционное жилище чулымцев представляло собой землянки ( одыг ), срубные полуземлянки ( кыштаг ), срубные юрты, имевшие прямоугольную или многоугольную форму с конусообразной крышей; в качестве временного жилища использовался чум . С XVIII века чулымцы осваивают русскую избу , ставшую у них основным типом жилища. Рядом с избой ставились хозяйственные постройки: амбары ( клат ), хлевы ( оран ), сараи, бани .

Национальная одежда чулымцев состояла из рубахи и штанов. У мужчин рубахи были шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани); они носили также кафтаны со стоячим воротником и халаты, сшитые из русских и среднеазиатских хлопчатобумажных тканей или китайской дабы. У женщин рубахи шили из холста, а на праздник они одевали ситцевые или шёлковые платья туникообразного покроя. Штаны первоначально изготавливали из налимьих шкурок, позднее мужские штаны были из сукна, женские — из холста. Как мужчины, так и женщины носили камзолы, отороченные мехом. В зимнее время верхней одеждой у женщин служили беличьи или лисьи шубы ( тон ) с шёлковым покрытием, у мужчин — тулупы, шубы или дохи из козьих, оленьих или лосиных шкур. На головы мужчины и женщины надевали зимой опушённые мехом, а летом у женщин в употреблении были белые или алые колпаки, покрывала ( тастар ) и полусферические шапки из красного бархата с длинными красными шёлковыми кистями. Ноги чулымцы обували в мягкие унты из козлиной кожи, кожаные сапоги; летом они нередко ходили босиком. В XVIII—XIX веках традиционная одежда у чулымцев вытесняется русской .

Социальная структура и верования

Первоначально чулымцы жили родовыми общинами ( суок ), которых в XVII—XVIII веках сменили территориально-соседские общины ( йон ). В XIX веке происходит переход от патриархальной семьи семьи к малой моногамной . Женщины и мужчины у чулымцев традиционно были равноправны. В настоящее время семья у чулымцев состоит из двух-трёх поколений, насчитывая в большинстве случаев от 4 до 6 человек .

В прошлом у чулымцев были распространены шаманизм , тотемизм и поклонение изображениям духов , которые считались хозяевами природы, а также родовыми, семейными и личными покровителями. В XVII—XVIII веках чулымцы были обращены в православие , хотя до первой трети XX века сохранялись пережитки дохристианских верований .

Примечания

  1. Письменные языки мира. Языки Российской Федерации. — М. : Academia, 2003. — Т. 2. — ISBN 5-87444-191-3 .
  2. от 14 апреля 2016 на Wayback Machine (англ.)
  3. от 10 января 2016 на Wayback Machine (татар.)
  4. . Дата обращения: 6 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  5. . Дата обращения: 8 февраля 2012. Архивировано из 9 февраля 2012 года.
  6. . Дата обращения: 8 февраля 2012. 1 июня 2012 года.
  7. Донских, Екатерина. // Аргументы и факты . — 2013. — № 48 (1725) за 27 ноября . — С. 36 . 8 декабря 2015 года. (Дата обращения: 10 декабря 2015)
  8. . // Сайт «Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» . Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано из 19 ноября 2007 года.
  9. , с. 410.
  10. Баскаков Н. А. . Тюркские языки. 4-е изд. — М. : Изд-во ЛКИ, 2010. — 248 с. — (Языки народов мира). — ISBN 978-5-382-00999-5 . — С. 206—207, 226.
  11. Лемская В. М. // Вестник ТГПУ . — 2012. — № 1 . — С. 60—63 . 22 декабря 2015 года.
  12. , с. 252.
  13. Бирюкович Р. М. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2 . — С. 586—587.
  14. , с. 251.
  15. Змановская, Евгения. . // Сайт ГТРК « Красноярск » (16 сентября 2008). Дата обращения: 20 декабря 2015. Архивировано из 20 октября 2013 года.
  16. Лемская В. М. // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. — 2014. — № 4 (6) . — С. 9—12 . 22 декабря 2015 года.
  17. . Дата обращения: 4 января 2010. 24 сентября 2015 года.
  18. . Дата обращения: 4 января 2010. 10 октября 2011 года.
  19. в Ethnologue. Languages of the World .
  20. , с. 250—251.
  21. , с. 84—86.
  22. , с. 80, 99.
  23. Латкин Николай Васильевич. . ru.wikisource.org (1901). Дата обращения: 16 сентября 2022. 14 сентября 2022 года.
  24. , с. 411.
  25. , с. 91.
  26. , с. 411—412.
  27. , с. 412.

Литература

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • // ТВ-2. — 2014. — 23 апреля.
Источник —

Same as Чулымцы