Interested Article - Элементаль
- 2021-03-04
- 2
Элементаль , иногда стихиаль или дух стихии — в средневековой натурфилософии , оккультизме и алхимии мифическое существо (обычно дух , ангел ), соответствующее одной из четырёх стихий : воздуха , земли , огня , воды . Эту систематику впервые описал Парацельс в XVI веке, называя элементалей «саганы» .
В эзотерике и фэнтези иногда встречается дополнительная дихотомическая классификация мифических существ, тоже называемая «стихиями»: жизнь и смерть, добро и зло , свет и тьма, и т. п.
Описание
Со стихиями связывались различные мифические существа каждой из национальных мифологий. Например, Парацельс писал, что латинские нимфы аналогичны ундинам из германской мифологии, а русские оккультисты называли их русалками . Оккультист Поль Седир писал о духах стихий: «всякое существо, согласно Каббале, каждая травка, каждый камень имеет своего духа», перечисляя в том числе троллей , наяд и др. Элементалям приписывалось производство взрывов газа в шахтах, обвалов, ураганов, циклонов и т. д. Также представлялось, что они входят в состав человеческого тела, представляя душу разных органов, и микроорганизмов .
Некоторые оккультисты считали, что элементали состоят исключительно из элементов одной своей стихии, но есть также существа, состоящие из элементов двух стихий .
Элементали стихий
- Гномы — элементали земли (см. также статью о мифологических гномах ). Слово «гном» (вероятно, от лат. gēnomos — подземный житель, или от др.-греч. Γνώση — знание) изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке . Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Виллара описывал гномов как друзей человека, готовых с радостью помочь ему и подарить сокровища; он также писал, что гномы смертны, бывают обоих полов, мечтают обвенчаться с людьми. Также они живут в глубинах земли, соседствуя с демонами, и поскольку сам дьявол, по христианскому учению, был повержен и скован, то договоры дьявола с людьми на самом деле заключает не он, а гномы, подосланные им под страхом . По народным поверьям, гномы хранят подземные сокровища, подобно грифонам эллинских и восточных поверий, и германским драконам . В трагедии « Фауст » Гёте назвал элеметаля земли гнома « кобольдом », что было переведено на русский язык как « домовой » и « инкуб » . Тем не менее средневековые оккультисты отличали «коварных кобольдов» от гномов .
- Саламандра — элементаль огня . Считалось, что таким элементалем является ящерица саламандра , а если бросить её в огонь — он потухнет , что отмечалось ещё Аристотелем и Плинием . Также они могут выглядеть как миниатюрные драконы или даже собаки. По другим представлениям, саламандры выглядят как люди , как например, в сказке Павла Бажова « Огневушка-поскакушка ». Были представления, что саламандры чисты помыслами и подобны ангелам света . В ближневосточной мифологии им соответствуют ифриты .
- Сильфы (сильваны , «воздушные эльфы или феи » , см. также пикси и психея ) — элементали воздуха . Женских особей называют «сильфидами» . Сильфы, как и прочие духи природы, по большей части относятся доброжелательно к человеку и вредят ему, лишь когда он их раздражает . Они обворожительно танцуют, прекрасны, дарят поцелуи, однако своенравны и могут быть вероломны . Оккультист Поль Седир писал, что по эллинским преданиям, «в каждом лесу живёт свой гений ( леший ), а в каждом дереве нимфа (сильван)» .
- Ундины — элементали стихии Воды , в русской литературе их называют « русалками » . Обычно изображаются как девушки, иногда с рыбьими хвостами.
Пятый элемент и связываемые с ним сущности
Четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация с пятым элементом — эфиром , связывалась с тонкими телами человека (разум — манас в индуизме , чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной) . Античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на четыре стихийных первоэлемента, а пятый элемент — дух — продолжает некоторое время жить . Души умерших в оккультизме называются «элементёры», они ближайшие соседи «элементалей» . Понятие пяти элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья и индо-китайским понятием прана , ци — то есть «дыхание, жизнь» . Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фантастическом кинофильме « Пятый элемент », где пятым элементом была девушка и её любовь .
Таким образом, к четырём стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». Её обитатель-элементаль — это душа человека, при этом душа умершего называется «элементёр» .
- К подстихии «Смерть» в фэнтези причисляют нежить (оживших мертвецов), в эзотерике — элементёров , к ней также причисляются « некроманты » — персонажи, призывающие мёртвых. Подобная магическая система присутствует в играх Might and Magic , Diablo , Lineage 2 , и многих других.
- И напротив, персонаж, развивающийся по подстихии «Жизнь» овладевает умениями лечения, призывом элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением погибших союзников.
Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: свет и тьма, добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы ), и т. п. Особенно такая систематика развита в различных ролевых и коллекционных карточных играх, также прослеживается в стихиях ( мастях ) карт Таро и в произошедших от них игральных картах . В них классы существ разных мифологий и современного фэнтези причисляются к соответствующим стихиям или биомам .
В культуре
Вслед за Парацельсом элементали начинают появляться в литературе. В XVII веке в работах Драйдена и Виллара . В 1712 году Поуп писал об элементалях в своей поэме «Похищение локона». Популярной была повесть Фуке «Ундина» 1811 года. В начале XIX века элементалей упоминал Гёте в трагедии « Фауст » . В начале ХХ века о них писал Бальмонт в стихотворении « » .
В 1970-х годах в США выпускалось несколько комиксов с супергероями -элементалями . В те же годы элементали появляются в ролевой игре Dungeons & Dragons . Затем эта концепция развилась во множестве произведений фэнтези, и в настольных , коллекционных карточных и компьютерных играх этого же жанра.
В 1997 году вышел популярный фильм « Пятый элемент », главные роли в котором играли Брюс Уиллис и Милла Йовович . По его сюжету, четыре элемента — физические, а пятым элементом является любовь .
См. также
Примечания
- ↑ .
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский . — Москва: «Советская Энциклопедия», 1991.
- Carole B. Silver , Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness, p. 38 ISBN 0-19-512199-6
-
↑
Парацельс
.
Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах = Liber de Nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris spiritibus. — 1566.
Парацельс . Philosophia Magna - ↑ , «Магические зеркала».
- ↑ .
- ↑ .
- . Encyclopaedia Britannica Online . Дата обращения: 12 марта 2008. 17 апреля 2008 года.
- от 14 июля 2015 на Wayback Machine // Oxford Advanced Learner’s Dictionary
- ↑ Борхес Х. Л. . 12 декабря 2007 года. // Книга вымышленных существ
- ↑ Гёте . // Фауст / пер. Н.Холодковского , 1878. — См. также примечание Холодковского: «Фауст заклинает здесь четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Саламандра в этом заклятии олицетворяет стихию огня, так как, по легенде, это пресмыкающееся не горит в огне; Сильфида олицетворяет духов воздуха, Ундина — духов воды и Домовой — духов земли.» «Incubus (лат.) — название домового, домашнего духа, хранящего клады.»
- , «Магические зеркала»: «В подземных пещерах слышатся хрустальные молоты гномов и коварных кобольдов. В глубине невидимых кузниц пигмеи заключают чистые души в блестящие могилы из драгоценных камней», — «пигмеи» у Парацельса — синоним гномов .».
- ↑ от 10 июня 2015 на Wayback Machine // Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В. Л. Телицын, В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов. 2005.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- ↑ Бальмонт К. Д. : стих // Жар-Птица. Свирель славянина. — Москва: Скорпион. — 1907.
- ↑ , «Магические растения».
- от 10 июня 2015 на Wayback Machine // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 4. — 1999
- от 10 июня 2015 на Wayback Machine // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 4. — 1999
- , «Магические растения», часть 13. «Волшебные деревья»
- ↑ Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0 .
- Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звёзды. // : [ 22 мая 2015 ] = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2 .
- ↑ , Witherington A. . — , 2008. — P. 148. — 270 p.
- ↑ , Rayner J. R. . — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
- или , — глава «Неживые» с подглавами.
- ↑ См., например, от 10 июня 2015 на Wayback Machine серии Might and Magic
- Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Современный писатель, 1995. — Т. 1.
- Dryden, John. The Works of John Dryden,: Plays - The Tempest, Tyrannick Love, an Evening's Love (англ.) / Nozak, M.E.; Guffey, M.E.. — University of California Press , 1970. — P. 423—424.
- (англ.) , (англ.) , (англ.)
- Англ. статья .
Литература
- Парацельс . Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах = Liber de Nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris spiritibus. — 1566.
- Парацельс . Philosophia magna, tractus aliquot, Кёльн , 1567.
- Агриппа Неттесгеймский . Глава XVI. О разумах и духах, и об их трех видах, и их различных именах, и об инфернальных и подземных духах // = De Occulta Philosophia Libri III. — Гренобль , 1531.
- Монфокон де Виллар . = Comte de Gabalis. — 1670.
- Поль Седир . Царство астрала // : Теория развития ясновидения и девинация (гадание) как практическое применение = Les Miroirs magiques : 1894, 3-е изд. 1907 : [пер. с фр. ] / Пер. А. В. Трояновского , 1907. — Вязьма : Издание В. Н. Запрягаева, типография Р. Писаревской, 1907. — 117 с.
- Поль Седир. 10. Способ видеть сильванов (лесных духов) // = Les Plantes magiques : 1902 : [пер. с фр. ] / Пер. А. В. Трояновского . — СПб. : «Оккультист», Типография «Печатный Труд», 1909. — [4], X, 203 с.
- Тухолка С. В. Элементали // Оккультизм и магия. — СПб. , 1907.
- Ледбитер Ч. Стихийные духи всех категорий ; Элементальная эссенция, присущая нашей эволюции ; Искусственные существа ; Обыкновенные покойники, ещё не разделившиеся ; Оживлённые скорлупы // = The Astral Plane : 1895 / Пер. с фр. [и с предисл.] А. В. Трояновского .. — СПб. : Изд. В. Л. Богушевского, 1908. — [8], 175 с. с.
- Ледбитер Ч. Стихийные духи всех категорий ; Элементальная эссенция, присущая нашей эволюции ; Искусственные существа ; Обыкновенные покойники, ещё не разделившиеся ; Оживлённые скорлупы // = The Astral Plane : 1895 / Пер. К. А. Зайцева. — 2004.
- Мэнли П. Холл . Элементы и их обитатели // Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии / пер. с англ. В. В. Целищева . — М. : АСТ : Астрель, 2004. — С. 239—248. — 478 с. — ISBN 5-271-10447-8 , ISBN 5-17-025286-2 .
- Попов М. // « Мир фантастики ». — М. : «ТехноМир», 2007. — № 5 (45) .
- Китаева А. // « Лучшие компьютерные игры ». — 2011. — № 1 (110) .
Ссылки
- 2021-03-04
- 2