Стефан Первомученик
- 1 year ago
- 0
- 0
Стефа́н Первому́ченик ( греч. Πρωτομάρτυρας Στέφανος ) — первый христианский мученик , происходивший из диаспоры евреев ; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33 — 36 годов .
Основной источник сведений о служении и мученичестве святого Стефана — библейская книга Деяний святых Апостолов (главы 6—8).
Почитается христианской церковью как святой , архидиакон и апостол от семидесяти . Память в православии празднуется 27 декабря ( 9 января ) шестеричным богослужением; в католицизме — 26 декабря .
Художественно - символически изображается с камнем на голове (камень — знак казни, которую претерпел святой Стефан за свою проповедь — побиения камнями (лапидация) ), иногда и на плечах, и с пальмовой ветвью в руке, символом победы над смертью .
Согласно книге Библии, Книге Деяний святых апостолов, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» ( Деян. ) ( Святые диаконы ). Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев , приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке . Сам Стефан, носивший греческое имя ( др.-греч. Στέφανος , «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.
Как видно из Деян. , деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие, «совершал великие чудеса и знамения в народе» ( Деян. ) и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры ( Деян. ). Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона ( Деян. ) позволяет сделать предположение, что́ именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон », когда обвинители его говорили о перемене обычаев, заповеданных Моисеем и повторяли прежнее ложное обвинение Иисуса Христа в намерении разрушить Храм ( Деян. , ; ср. Ин. ) . Речь Стефана — самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний — представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля . Оправдываясь от обвинений в хуле на Закон (Тору) и Моисея , Стефан начинает рассказ с выхода Авраама из Месопотамии и через историю Иосифа и Моисея доходит до строительства Соломоном Иерусалимского храма . Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:
Также Стефан указывает на параллели между отвержением как ещё порабощённых, так и уже изведённых из Египта евреев Моисея как начальника и судьи и отвержением своими современниками Иисуса как Мессии, как и на подобную параллель с продажей Иосифа завистливыми братьями язычникам в Египет ( Деян. , ; Деян. ) .
Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи ( Ис. , , Деян. , ), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» ( Деян. ). Эпитет «рукотворённый» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применительно к Храму звучало как богохульством . По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» ( Деян. ), начавшегося с ареста Стефана. По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой со вселенским характером христианского благовестия. Это мнение сообразно со словами Иисуса Христа самарянке: «Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей , и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу [..] истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» ( Ин. ) . В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея ( Деян. ) и убитых «отцами их» же пророков ( Деян. ), Праведника , Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию : «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого , стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» ( Деян. ).
Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне («Санхедрин» 6:1 — 4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла . Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна Ин. , приводить его в исполнение без санкции римской власти . Вероятно, небольшой римский гарнизон в Иерусалиме не смог справиться со внезапным возмущением, почему и не препятствовал убиению Стефана .
Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса Христа принять его дух, молится об убийцах и умирает .
В Деян. говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.
Евангелие от Луки | Деяния Апостолов |
Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69—71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его . |
Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56—58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями . |
Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают . |
(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего . |
Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух . |
(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой . |
Важной параллелью к истории Стефана является также Мк. , :
И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый .
Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворённый» ( др.-греч. χειροποίητος ), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельство, но у Иоанна ( Ин. ) речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле ( Ин. )), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом ( Деян. ). Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом .
Согласно широко распространённой среди библеистов и историков христианства точке зрения, то, что в Книге Деяния Святых апостолов ( Деян. ) представлено как временный конфликт из-за непорядка в управлении общиной, могло быть симптомом «первого конфессионального раскола в церковной истории» . Многие исследователи видят в семи служителях вождей «эллинистов», не столько подчинённых, сколько противостоящих Двенадцати . Исходя из особенностей речи Стефана, можно предположить, что при её написании Евангелист Лука опирался на источник, довольно точно передававший взгляды «эллинистов». В то же время, христиане из «евреев» (то есть, говорившей по- арамейски коренной иерусалимской общины) оставались, по всей видимости, строгими приверженцами храмового культа. На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки ( Деян. ), во время гонений «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев». Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства . Впрочем, некоторые исследователи ставят под сомнение общепринятую теорию о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев». Историчность рассказа Луки о самом Стефане также подвергается сомнению. По словам одного из исследователей, «мы почти ничего не знаем о Стефане за исключением самого факта мученичества» .
Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти святого Стефана, содержатся в Надгробном слове в память святителя Василия Великого , написанном его братом Григорием Нисским (381) , « Апостольских установлениях » (называют не только день памяти святого Стефана, но и включают его имя в молитву на поставление диакона ) и сирийском месяцеслове конца IV века, указывающем дату 26 декабря , следующий день после Рождества Христова : «Мы один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа — Стефан. Вчера Христос облёкся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа» . Эта же дата упоминается в ранних армянских и латинских источниках. Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы , и в VII веке почтение памяти святого Стефана было перенесено на третий день праздников, 27 декабря . Византийская традиция сохранилась в православии , в то время как западные церкви по-прежнему придерживаются даты 26 декабря .
Отдельные празднования установлены по случаю обретения и перенесения мощей святого Стефана:
Мощи святого Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти, в 415 году . История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана» . Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил , похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в («веси Гамалиила»). По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю , и в округе исцелились от болезней и одержимости 73 человека. Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме, однако часть праха и несколько костей Лукиан передал находившемуся тогда в Палестине испанскому священнику Авиту, который отправил их вместе с латинским переводом письма Лукиана бражскому епископу Балхонию. Вёз реликвии Павел Орозий , возвращавшийся на запад после 415 года , на котором рассматривались обвинения против Пелагия . Однако до Браги Орозий не добрался из-за шедшей тогда в Испании войны . В результате часть привезённых Орозием реликвий оказалась на Менорке , часть — в североафриканском городе Узалисе, а впоследствии и в нескольких соседних городах .
Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля 417 или 418 года Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов . Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната святого Стефана стало массовое обращение более чем пятисот иудеев. Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности , в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа святого Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей .
Часть привезённых реликвий оказалась в 418 году в североафриканском , епископом которого был друг святого Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах святого Стефана Первомученика» . Раки с частичками мощей святого ( memoriae ) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне ( 425 год ). Августин, епископ Гиппонский, когда-то насторожённо относившийся к поклонению останкам мучеников , приветствовал и укреплял культ святого Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum ; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина ). Августин посвятил ряд проповедей самому́ святому ( Sermones 314—319) и чудесным исцелениям ( Sermones 320—324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием» . Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.
Часть остававшихся в Сионской церкви мощей святого Стефана была перевезена в 439 году в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия II , и помещена, возможно позднее, в церкви Святого Лаврентия , построенной сестрой императора Пульхерией . Византийский историк IX века Феофан Исповедник упоминает в «Хронографии», что ещё в 428 году (вариант датировки: 421 год ) иерусалимский епископ передал в Константинополь десницу святого Стефана в благодарность за щедрость императора Феодосия II и Пульхерии. Это сообщение Феофана не находит подтверждения в ранних источниках. Сообщение Анастасия Библиотекаря о переносе мощей святого Стефана, состоявшемся в правление Константина, малодостоверно . В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Святого Стефана , в которую была перенесена часть реликвий. «Житие » также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 году в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ).
Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей святого Стефана . Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:
Помимо собственно мощей, почитались и т. н. контактные реликвии , связанные со святым Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме , Арле , Флоренции , Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого приводили к возникновению также новых реликвий. Одна из таких святынь — платок, освящённый явлением святого в Бордо , — использовалась епископом этого города Бертрамом (умер в 585 году ) как источник контактных реликвий для новых церквей. Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах святого Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.
.
Десница святого Стефана хранилась в древнем армянском монастыре Ованаванк , после чего мощи святого были перенесены на хранение в религиозный и духовный центр Армянской апостольской церкви Эчмиадзинский кафедральный собор .
Известно о нахождении мощей святого Стефана в следующих православных монастырях:
В списке приведены как действующие, так и известные из письменных или археологических источников храмы
Основным источником сведений о Стефане является библейская книга Деяний Апостолов. В других книгах Нового Завета Стефан не упоминается. Многим исследователям представляется особенно удивительным, что имя Стефана не встречается у апостола Павла, чьё присутствие при убийстве святого упоминается у Луки, и чьи послания во многом близки в своём богословии отдельным положениям речи Стефана на суде. Отсутствует имя Стефана и в писаниях апостольских мужей и ранних христианских апокрифах . В литературе II — III вв. имя первомученика встречается чрезвычайно редко. Среди немногочисленных авторов, упоминающих о Стефане: Евсевий Кесарийский в описании секты николаитов , получившей своё название по имени одного из шестерых товарищей Стефана («Церковная история», ), и в сохранённом Евсевием рассказе о мучениках Лиона и Вены , бравших за образец поведение первомученика перед лицом насильственой смерти («Церковная история», ); Ириней Лионский («Опровержение ересей», 3.12.10, 3.12.13, 4.15.1), чей рассказ целиком основан на книге Деяний; Тертуллиан , приводящий Стефана как образец терпения («О терпении», 14.1) .
Начиная с IV века упоминания о Стефане в трудах отцов церкви становятся более частыми. В частности, имя первомученика встречается у Афраата , сирийского писателя первой половины IV в., и его младшего современника Ефрема Сирина , составившего комментарий на книгу Деяний. Этот комментарий, сохранившийся в армянском переводе и в целом опирающийся на новозаветный текст, содержит однако два утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, не вошедшим в канонический библейский текст. Ефрем пишет, что Стефана опасались из-за его знаний, а также упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом. Позднее, это предание найдёт отражение во многих текстах, сближающих Стефана с Гамалиилом.
Другой комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках, был составлен александрийским богословом IV века Дидимом Слепцом . Примерно в то же время Григорий Нисский написал две проповеди- энкомия , посвящённые св. Стефану. Началом V века датируются «Беседы на книгу Деяний апостолов» Иоанна Златоуста . Златоуст так объясняет причину, побудившую его заняться толкованием именно этой книги Священного Писания :
Многие не знают даже и того, что эта книга существует, — (не знают) ни самой книги, ни того, кто её написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился заняться этим произведением, чтобы и научить незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и оставалось в неизвестности (Беседа I, 1).
Это свидетельство Златоуста о малоизвестности книги Деяний может быть напрямую связано с тем фактом, что св. Стефан столь редко упоминается в литературе первых веков христианства.
Сохранился также панегирик св. Стефану, сочинённый Исихием Иерусалимским (ум. около 450 г. )
Рассказы из книги «О Граде Божием» о чудесах от мощей св. Стефана вошли позднее в средневековые жития святых, в частности, в « Золотую легенду » Иакова Ворагинского .
Стефан обычно изображается молодым, безбородым, с тонкими чертами лица, облачённым в диаконский далматик , стихарь и орарь . На самых ранних изображениях, таких как мозаика церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме (VI в.), Стефан одет только в диаконское облачение поздней античности : тунику с белым верхом. На ранних изображениях Стефан держит в руках пальмовую ветвь мученика и Евангелие. Позже к этим атрибутам прибавляются камни, лежащие на голове, плечах, в складках одежды, в руках, на книге или у ног святого. Иногда камни обагрены кровью. На некоторых изображениях Стефан держит кадило . Существуют также изображения Стефана в группе семерых служителей (диаконов, см.: Деяния святых апостолов гл. 6, стихи 3 - 5). На западе, прежде всего в Риме, Стефана часто изображали вместе с другим диаконом и мучеником: св. Лаврентием (например, на фресках церкви Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, IX в., фрески в капелла Никколина в Ватикане) .