Interested Article - Бонами, Зинаида Аматусовна

Зинаида Аматусовна Бонами (род. 18 ноября 1953 , Москва ) — советский и российский музейный работник , музеевед, автор и организатор художественных и литературных выставок; с 2001 по 2015 год — заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по выставочной деятельности и международным связям. Член ИКОМ России, Международного комитета литературных музеев, Никитского клуба.

Биография

Родилась 18 ноября 1953 года в Москве, в семье ученых и преподавателей высших учебных заведений (отец — Бонами Аматус Альбертович, математик; мать — Бонами Тала Михайловна, филолог). По образованию филолог, изучала английский и немецкий языки, специализировалась на истории английской литературы. Заочно окончила аспирантуру Московского государственного института культуры (1986).

Кандидат педагогических наук, автор первой в СССР диссертации, основанной на семиотическом подходе к исследованию музейной экспозиции (1986).

Стипендиат Института внешних связей ( , Штутгарт, ФРГ; 1992).

Государственный музей А. С. Пушкина

Не путать с ГМИИ им. А. С. Пушкина .

В 1977 году поступила на работу в Государственный музей А.С. Пушкина , где овладела различными музейными профессиями: экскурсовода, ученого секретаря, хранителя, научного сотрудника рукописного отдела, куратора и организатора выставок. Осуществила первую публикацию с оригинала одного из писем А. С. Грибоедова . Благодаря владению иностранными языками специализировалась на теме «Зарубежная пушкиниана», в частности, занималась историей пушкинских реликвий, оказавшихся за пределами России. Заведовала сектором передвижных выставок, затем возглавила вновь созданный отдел выставок.

Вместе с основателем и первым директором Государственного музея А. С. Пушкина Александром Зиновьевичем Крейном с 1978 года активно участвовала в работе Международного комитета литературных музеев (ICLM) Международного Совета Музеев (ICOM), что способствовало возникновению интереса к теоретическим проблемам музейного дела. Выступала с докладами на международных конференциях , публиковалась в сборниках ICLM.

В 1986—1997 годах организовывала пушкинские выставки в музеях СССР (Благовещенск, Волгоград, Выборг, Гурзуф, Днепропетровск, Донецк, Калининград, Краматорск, Могилев, Новгород, Новокузнецк, Одесса, Омск, Оренбург, Ростов-на-Дону, Саратов, Сыктывкар, Тамбов и др.).

В 1999 году, после реконструкции музея к 200-летию А. С. Пушкина, стала создателем экспозиции «Пушкин в движении эпох» , посвященной истории культурной канонизации поэта и литературной рецепции его наследия на протяжении полутора веков развития русской культуры. Автор первых выставок, показанных в реконструированных выставочных залах Государственного музея А. С. Пушкина, в частности: «Среди великих. Пушкин и мировая культура» , «„Золотой век“ в серебряном зеркале» , «Пушкин и Гёте в массовой культуре» , «Мода и стиль в фотографии. Собрание ранней русской фотографии Государственного музея А. С. Пушкина» , «„Борис Годунов“ на русской сцене» .

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

В 2001 году приглашена директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ириной Антоновой на вновь введенную должность заместителя директора по выставочной деятельности и международным связям. Объединив под своим руководством отдел выставок, отдел зарубежных связей и отдел по связям с общественностью, способствовала формированию единого цикла создания и продвижения выставочных проектов музея.

Участвовала в переговорном процессе и организации масштабных международных выставок, в том числе: «Гармония и контрапункт. Россия — Германия. XIX век» , «Россия — Италия. Сквозь века: от Джотто до Малевича» , «Норман Фостер. Пространство и время» , «Маски: от мифа к карнавалу» , «Встреча с Модильяни. Живопись, графика, документы, фотографии» , «Новый свет. Три столетия американского искусства» , «Футуризм. Радикальная революция: к 100-летию художественного движения» , «Тернер. 1775—1851» , , , , , и многих других, получивших значительный общественный резонанс (в частности, выставки «Воображаемый музей» , «Караваджо (1571—1610). Картины из собраний Италии и Ватикана» , Кандинского, Блейка и Лейбовиц ) и отмеченных рекордной посещаемостью (в последние годы — выставки Тернера , Пикассо , Дали ).

Координатор серийного проекта выставок из художественных собраний стран ближнего зарубежья «Под сенью дружных муз» (Латвия , Армения , Украина ). Активно способствовала осуществлению программ Перекрестных годов культуры Россия-Франция , Россия-Испания , Россия-Италия , Россия-Германия , Россия-Великобритания , культурных сезонов «Австрия-Россия. 2013—2015» .

Выступала в качестве куратора выставок «В сторону Пруста» (2001, в рамках фестиваля « ») и « Скрипка Энгра . Второе призвание. XX век» (2005). Со-куратор выставок по истории моды (совместно с домами « Шанель » и « Диор »): «Шанель. По законам искусства» (2007); (2011). Автор идеи выставки (2014).

Хронология выставочной деятельности ГМИИ им. А. С. Пушкина (до сентября 2012 года включительно) подробно отражена в юбилейном издании «100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» . Из числа временных выставок последних лет стоит особенно отметить такие проекты, как , , , , а также вышеупомянутую выставку, посвященную Оскару Уайльду и Обри Бердслею .

Первым проектом, осуществленным Зинаидой Бонами в ГМИИ им. А.С. Пушкина, стала выставка «Энди Уорхол (1928—1987). Жизнь и творчество» в рамках . Всего за годы её работы в музее реализовано порядка 250 выставочных проектов, не считая многочисленных выставок с участием ГМИИ им. А. С. Пушкина в России и мире (в том числе в Японии , США , Швейцарии ).

Должность заместителя директора по выставкам и международным связям упразднена директором ГМИИ им. А. С. Пушкина М. Д. Лошак в мае 2015 года.

Научная и педагогическая деятельность

Область научных интересов — теоретические проблемы музейного дела, зарубежная пушкиниана, литературная рецепция.

Участвовала в рабочей группе по созданию проектов Государственного культурного центра-музея Владимира Высоцкого в Москве, Московского музея образования, музея-усадьбы «Остафьево» .

Член исследовательской группы «Музей и образование» (1991—1993).

Преподавала курс «Основы музейного дела и экскурсоведения» в Московском государственном институте культуры . В качестве приглашенного лектора преподавала курс «Эстетика музейного пространства» по программе «Эстетика: арт-бизнес» философского факультета Московского государственного университета (2005—2007).

Занималась изучением произведений русского изобразительного искусства в рамках выставочных проектов «С любовью к России. Русская коллекция норвежского консула Йонаса Лида » (2005) и «Парижские находки. К 100-летию И. С. Зильберштейна» (2006). Инициировала первый показ в России семейных реликвий Пушкиных-Гончаровых из собрания Сержа Лифаря , совместно с журналом «Русское искусство» организовала круглый стол по их атрибуции, а также технико-технологическую экспертизу миниатюрного портрета Пушкина, приписывавшегося В. А. Тропинину .

Участник конференций ICOM /ICLM, научных конференций «Випперовские чтения» (2004, 2009 ).

Выступала с докладами на конференциях «Пушкинские музеи России. Итоги 200-летнего юбилея А. С. Пушкина и перспективы развития» («Юбилей писателя как фактор развития культуры и литературной рецепции. Из опыта работы над экспозицией „Пушкин в движении эпох“»; Москва, 2000), «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» («„В поисках утраченного времени“. Литературная экспозиция как пространство культурно-исторической памяти»; РГГУ, 2004) , «Традиционный музей и современный PR. Международная конференция по стратегическим коммуникациям» («Дни PR в Москве» — 2010, Международный университет в Москве) , на норвежско-русском семинаре «Коллекция консула Йонаса Лида и его деятельность в России (1910—1931)» в Университете Осло (2006) , конференции «Роль музеев в международной политике культурного сотрудничества» в Варшаве («Международная деятельность ГМИИ им. А. С. Пушкина»; Музей короля Яна III в Виляновском дворце, 2012).

После увольнения из ГМИИ обращается к теоретическому музееведению, в частности, изучению проекта «восстановительного музея» русского философа-космиста Николая Федорова в контексте европейской музейной традиции. Принимает участие в круглом столе Петербургского культурного форума в качестве независимого эксперта , выступает на музеологических конференциях и научных чтениях, посвященных изучению наследия Н. Ф. Федорова . Регулярно печатается в научных сборниках. В 2018 году публикует книгу «Как читать и понимать музей. Философия музея» — первый отечественный опыт рассуждений о сложных вопросах музейного дела, обращенный к широкой аудитории . В 2019 участвует в коллективной монографии «Политика аффекта. Музей и пространство публичной истории», выступает на .

Награды

Награждена грамотой Министерства культуры Российской Федерации за вклад в развитие культуры (2011).

Лауреат премии «Такие дела» журнала « Большой город » (2011).

Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» за программы интеграции России с мировым культурным пространством и организацию экспозиций мировых шедевров в Москве (2012).

За активное участие в проведении Года культуры Италии в России была ордена Звезды Италии (2012).

Представляла ГМИИ им. А. С. Пушкина на церемонии вручения первой ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia (номинация «Лучшая выставка», 2013).

Основные публикации

  • Временник Пушкинской комиссии Академии наук, Пушкинский Дом, 1977. Л.: «Наука», 1980
  • «Language of Display» in Literary Museums / Information Bulletin ICOM-ICLM, 1981
  • Possibilities of Semiotic Interpretation of Visual Art Objects in Literary Museums / Information Bulletin ICOM-ICLM, 1982
  • Literature Museum in Spiritual Life of the City. ICOM-ICLM. Paris, 1982
  • «Слух обо мне…». Новинки зарубежной пушкинианы в Государственном музее А. С. Пушкина. В мире книг, № 6 (1984)
  • «И видели его так ясно». О двух неизвестных портретах Пушкина. Советская культура, 5 июня 1984
  • The Literature Memorial as a Factor in Culture and Education / Literary Memorial Museums: Some Examples. ICOM-ICLM. Frankfurt/Oder, 1986
  • Основы музейной коммуникации (из опыта литературных музеев) / Формы и методы научно-просветительной работы музеев (Сборник научных трудов). М.: ЦМР, 1986
  • Новые издания Пушкина за рубежом. Советская литература, № 337, 1987, с. 164—168 (на русском и иностранных языках)
  • Музей и проблема коммуникации культуры. Синтез и игра / Информационный бюллетень ВГБИЛ «Информкультура», 1989
  • Новое о письме Грибоедова. (Оригинал письма А. С. Грибоедова к С. Н. Бегичеву (июль 1824 г., из Петербурга в Москву), считавшийся утерянным в течение 100 лет, найден в фондах Государственного музея А. С. Пушкина в Москве). Наше наследие, № 3, 1990
  • Romantic Poet — Romantic Museum / Poets of Romanticism in Literary Museums. Descriptions, Theoretical and Historical Implications. ICOM-ICLM. Warsaw, 1990
  • Literary Museum against Background of Change. ICOM-ICLM. Helsinki, 1991
  • Литературный музей и общество / Музеи мира (Сборник НИИ культуры). М., 1991
  • Пушкин и мировая культура. Комплект учебных материалов. М.: ГМП — Московский институт развития образовательных систем, 1992
  • «Из Германии туманной…». Музеи за рубежом. Музеи России, № 1, 1992
  • Identity Crisis. Ex-Soviet Museums in Search of their «Aim in Life» / Literary Museums in the 90s — and beyond? ICOM-ICLM, Marbach, 1993
  • Статья / Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Энциклопедия, 1993 (в соавторстве)
  • Last Museum Eccentrics. ICOM-ICLM. Copenhagen-Odence, 1994
  • Literary Museum as a Social Mirror. ICOM-ICLM. Stavanger, 1995
  • Stone and Wave. Immortal and Actual in Literary Museum. Contemporary Literature in the Museums of Literature. ICOM-ICLM. 1996
  • / Музейная педагогика за рубежом. М., 1997
  • Золотой век в серебряном зеркале. Образование&культура, № 3, 2000
  • Deux facettes de Pouchkine: une exposition d’art dans un musée littéraire et une exposition littéraire dans un musée d’art / Riviere A., Rey Lama G., Allegri F., Dahl Jr. E., Bonami Z., McCormick T., Csorba C., Gassmann A. Panorama européen des lieux littéraires. Bourges: Fédération des maisons d'écrivains et des patrimoines littéraires, s.d.
  • Мотив воспоминанья / Рыцарь русской культуры. Воспоминания об Александре Зиновьевиче Крейне (1920—2000). К восьмидесятипятилетию со дня рождения. М., 2005
  • «Немая живопись» и «слепая поэзия», или почему писатели рисуют? / «Скрипка Энгра». Второе призвание. XX век. Каталог выставки. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2005
  • «Миг вожделенный настал…». Фамильные реликвии Пушкиных-Гончаровых из собрания С. М. Лифаря на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина / Парижские находки. К 100-летию со дня рождения И. С. Зильберштейна. М.: Красная площадь, 2005
  • . Русское искусство, № 1, 2006, с. 22—27
  • . Русское искусство, № 2, 2006, с. 106—113
  • «…Твой образ милый». Послесловие к выставке. Русское искусство, № 4, 2006, с. 38—43
  • Выставка в художественном музее: от произведения искусства к событию культуры / Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев. XXXVII Випперовские чтения . М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2007
  • «В поисках утраченного времени». Литературная экспозиция как пространство культурно-исторической памяти / Искусство как сфера культурно-исторической памяти (Сборник статей). М.: РГГУ, 2008
  • Иконография русских писателей XIX века. Некоторые подходы к изучению портретов Лермонтова(?) и Крылова из собрания консула Лида / Consul Jonas Lied, Collector, Diplomat, Industrial Explorer and Russia. Oslo: Unipub, 2008
  • Директор музея. К 90-летию А. З. Крейна. Литературная газета, № 14 (6269), 14 апреля 2010
  • Мечта как экспонат. Русское искусство, № 3, 2011
  • Эра выставок. Русское искусство, № 3, 2012
  • Per aspera ad astra. Хроники выставочной жизни / 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Юбилейный альбом. М., 2012
  • / Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России. Каталог выставки. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2014
  • / Журнал «Музей — памятник — наследие», 1/2017, с. 127
  • «Моя Джоконда» / Я поведу тебя в музей. Истории, рассказанные музейщиками России. М: АСТ, 2017, с. 190—192. ISBN 978-5-17-104087-1
  • Незримый диалог: музейный проект Н. Ф. Федорова в контексте западноевропейской философии, музеологии и художественной критики / Московский Сократ: Николай Федорович Федоров. Сборник статей. Российская государственная библиотека, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Музей-библиотека Н. Ф. Федорова. М.: «Академический проект», 2018, с. 565—572
  • / Журнал «Музей — памятник — наследие», 1(3)/2018, с. 41—50
  • Как читать и понимать музей. Философия музея. М.: АСТ, 2018. ISBN 978-5-17-098517-3
  • Музей в дискурсе аффекта / Политика аффекта. Музей и пространство публичной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2019, с. 37—78. ISBN 978-5-4448-1091-0
  • / Журнал «Музей», 9/2019, с. 70—72
  • / Журнал «Музей — памятник — наследие», 2(6)/2019, с.114—122

Переводные издания

  • Rainer Maria Rilke in Jasnaja Poljana/Райнер Мария Рильке в Ясной Поляне. Russisch/Deutsch. Bearb. von Joachim W. Storck. Übertragung ins Russische: Zinaida Bonami. Marbacher Magazin No. 92 (Sonderheft), 2001 . ISBN 3-933679-42-7
  • Consul Jonas Lied and Russia. Collector, Diplomat, Industrial Explorer (1910—1931). Red. Marit Werenskiold. Fagbokforlaget, 2008. ISBN 9788274772861

Лекции, передачи и выступления

  • «Международная деятельность ГМИИ им. А.С. Пушкина». Конференция «Роль музеев в международной политике культурного сотрудничества», Музей короля Яна III в Виляновском дворце (Варшава), 29-30 ноября 2012 г.
  • «О выставке „Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России“». «Пятое измерение». Авторская программа И. А. Антоновой. Телеканал «Россия. Культура»: , , .
  • «Компетентность – миссия – профессия». Круглый стол в рамках V Санкт-Петербургского культурного форума, Государственный Эрмитаж, 1 декабря 2016 г.
  • «Н.Ф. Федоров и западноевропейская музеология и художественная критика. Незримый диалог». , Российская государственная библиотека, 7-11 декабря 2016 г.
  • «Выставка-блокбастер как эффект постмузея». Конференция , Музей современного искусства «Гараж», 15-17 июня 2017 г.
  • «Музейная герменевтика vs политика аффекта». Круглый стол «Герменевтика музея», кафедра музейного дела и охраны памятников СПбГУ, 28 октября 2017 г.
  • «„Восстановительный музей“ Н.Ф. Федорова и новая музеология». , Музейно-выставочный центр г. Боровска, 7-10 июня 2018 г.
  • «Современная мемориальная культура и музей». Круглый стол «Музей: между историей и памятью», , Санкт-Петербург, 3 октября 2019 г.

Интервью

Комментарии к отдельным выставкам

Примечания

  1. (нем.) . (недоступная ссылка)
  2. (фр.) . (недоступная ссылка)
  3. . Дата обращения: 2 июня 2018. Архивировано из 20 июля 2015 года.
  4. Дата обращения: 28 июня 2015. Архивировано из 17 июля 2015 года.
  5. . Дата обращения: 28 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  6. . Дата обращения: 2 июня 2018. Архивировано из 20 июля 2015 года.
  7. . Дата обращения: 27 июня 2015. 8 января 2011 года.
  8. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  10. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  12. . Дата обращения: 17 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  13. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июля 2015 года.
  14. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  15. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  16. (англ.) . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  17. . Дата обращения: 21 июня 2015. 20 июля 2015 года.
  18. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июля 2015 года.
  19. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 14 сентября 2016 года.
  20. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июля 2015 года.
  21. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июля 2015 года.
  22. . Дата обращения: 27 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  23. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июля 2015 года.
  24. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  25. .
  26. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  27. . Дата обращения: 21 июня 2015. 8 июня 2015 года.
  28. . Дата обращения: 16 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  29. . Дата обращения: 16 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  30. . Дата обращения: 16 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  31. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июля 2015 года.
  32. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  33. . Архивировано из 3 декабря 2015 года.
  34. (итал.) . (недоступная ссылка)
  35. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  36. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  37. . Дата обращения: 5 июля 2015. 5 июля 2015 года.
  38. . Дата обращения: 16 июня 2015. 9 марта 2016 года.
  39. . Дата обращения: 15 июня 2015. 5 марта 2016 года.
  40. . Дата обращения: 21 июня 2015. 4 марта 2016 года.
  41. . Дата обращения: 21 июня 2015. 4 марта 2016 года.
  42. .
  43. . Дата обращения: 21 июня 2015. 26 марта 2015 года.
  44. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  45. (англ.) . Дата обращения: 11 июля 2015. 17 июля 2015 года.
  46. (англ.) . Дата обращения: 11 июля 2015. 17 июля 2015 года.
  47. (фр.) . Архивировано из 21 июля 2015 года.
  48. (норв.) . Дата обращения: 27 июня 2015. 22 июля 2015 года.
  49. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июля 2015 года.
  50. . Дата обращения: 15 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  51. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  52. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  53. . Дата обращения: 5 июля 2015. 20 июля 2015 года.
  54. (норв.) . Дата обращения: 5 июля 2015. Архивировано из 17 июля 2015 года.
  55. [ Круглый стол в рамках V Санкт-Петербургского культурного форума «Специалист в современном музее: новые компетенции – новые горизонты». Государственный Эрмитаж, 1 декабря 2016. Программа выступлений] . ИКОМ России (1 декабря 2016). Дата обращения: 12 июня 2022. 7 сентября 2018 года.
  56. . publichistorylab.ru. Дата обращения: 7 сентября 2018. 7 сентября 2018 года.
  57. (3 декабря 2016). Дата обращения: 7 сентября 2018. 7 сентября 2018 года.
  58. (7 июня 2018). Дата обращения: 7 сентября 2018. 7 сентября 2018 года.
  59. . www.colta.ru. Дата обращения: 12 сентября 2018. 12 сентября 2018 года.
  60. . Дата обращения: 13 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  61. . Дата обращения: 13 июня 2015. 5 марта 2016 года.
  62. (итал.) . Дата обращения: 12 июня 2015. 10 марта 2016 года.
  63. (итал.) . Дата обращения: 12 июня 2015. 10 марта 2016 года.
  64. . Дата обращения: 13 июня 2015. 14 февраля 2020 года.
  65. (англ.) . Дата обращения: 21 июня 2015. 4 марта 2016 года.
  66. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  67. (нем.) . Дата обращения: 28 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  68. . Дата обращения: 14 июня 2015. 15 марта 2015 года.
  69. (англ.) . Дата обращения: 21 июня 2015. 20 июля 2015 года.
  70. (фр.) . Дата обращения: 7 сентября 2018. 4 апреля 2016 года.
  71. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  72. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  73. . Литературная Газета. Дата обращения: 7 сентября 2018. 7 сентября 2018 года.
  74. . Дата обращения: 15 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  75. . Дата обращения: 15 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  76. . Дата обращения: 21 июня 2015. 17 июля 2015 года.
  77. (нем.) .

Литература

  • Bonami Zinaida / Dictionary of International Biography . Cambridge: International Biographical Centre, Melrose Press, 1997. ISBN 9780948875670
Источник —

Same as Бонами, Зинаида Аматусовна