Interested Article - Прогрессивный рок

Прогрессивный рок ( англ. progressive rock , также известный как прог-рок , прогрессив и прог ) — стиль рок-музыки , характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства : классической музыкой , оперной музыкой , академической музыкой , джазом , народной музыкой ( европейской и восточной ) и авангардом . Можно сказать, что в смысле синтеза с другими направлениями прогрессивный рок для рок-музыки является аналогом фьюжна для джаза . Пионеры прогрессивного рока использовали этот диалог, с одной стороны, чтобы приобщить рок, известный своими легкожанровыми истоками и ограничениями поп-индустрии , к высокому искусству, а с другой (поскольку, например, они зачастую обладали консерваторским образованием ) — чтобы не замкнуться в своём творчестве в строгих академических формах .

Прогрессивный рок возник в конце 1960-х в Англии , достиг пика популярности в начале 70-х Европе , в Канаде ( Квебеке ) и США ), пережил глубокий кризис в идеях и популярности в 1980-х годах и с тех пор существует и развивается с переменным успехом. Сформировалось множество жанров прогрессивного рока, таких как кентербери , мат-рок , прогрессив-метал , симфопрог , zeuhl .

Принадлежность групп к прогрессивному року, как и само понятие прогрессивный рок, трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на стиль в 1970-х годах исполнители ( Camel ; Caravan ; Emerson, Lake & Palmer ; Genesis ; Gentle Giant ; Jethro Tull ; King Crimson ; Pink Floyd ; Supertramp ; Van der Graaf Generator ; Yes ) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность иных групп и музыкантов (таких как Queen ; Deep Purple ; Radiohead ; Tool ; Uriah Heep ; Фрэнк Заппа ) к этому стилю менее очевидна. Сам термин «прогрессивный» в начале 1970-х использовался, чтобы подчеркнуть новизну групп, и только потом [ когда? ] он стал (с общего согласия критиков и поклонников) названием специфического музыкального стиля. Изначальный смысл слова «прогрессивный» при этом потерялся. Это привело к следующим сложностям в определении «прогрессивности» группы:

  • Исполнители иногда меняют стиль своей музыки (чаще в сторону упрощения ). Обычно в этом случае говорят, что группа относится к прогрессиву, если она записала хотя бы один прог-альбом, или же вообще к прогу относят не группу, а только конкретные альбомы.
  • Бывшее творческим и сложным со временем перестаёт быть творческим (так как становится расхожим инструментом), но остаётся сложным. Поскольку термин «прогрессивный» теперь обозначает стиль, а не новизну, группы, не создающие ничего нового и только использующие идеи других прог-групп, считаются играющими прог.
  • Некоторые исполнители считают термин «Progressive rock» ярлыком и, не желая навешивать на себя ярлыки, особенно вызывавшие такую негативную прессу в период кризиса прога, публично отмежевываются от стиля.

Характеристика

Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы — по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжёлым роком , хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов. Это приводит к следующим явлениям:

  • Длинные композиции (часто называемые «эпическими») со сложными мелодиями и гармониями, многократной сменой выразительных средств. Они могут состоять из нескольких «самостоятельных» частей (« Shine On You Crazy Diamond » состоит из девяти частей, « Tubular Bells » Майка Олдфилда содержит семнадцать оригинальных музыкальных тем, плавно сменяющих друг друга на протяжении 50 минут произведения, а сингл «Soon» группы Yes — на самом деле пятиминутная вырезка из ) и длится иногда дольше 20 минут. Фактически, длина композиции в прог-роке ограничена только физическим носителем. В 70-е длина одной стороны стандартного LP того времени (англ.) была ~22.5 минуты , соответственно, примерно такой длины мог быть «эпик» (например, « Lizard » (23:15) или « Echoes » (23:31)). Нынче же встречаются композиции, полностью занимающие компакт-диск (например, альбом «The Sacrilege of Fatal Arms» группы состоит из одной композиции длиной 79 минут).
  • Тяготение макроформы музыкальных пьес к циклическим формам академической музыки. Названия композиций при этом могут быть соответствующие .
  • Концептуальные альбомы , в которых тема или повествование разворачивается на протяжении всего альбома в манере, аналогичной литературному повествованию, фильму или опере. В альбомы могут вкладываться подробные буклеты и плакаты, продолжающие концепцию. Классическими примерами служат альбомы « The Lamb Lies Down on Broadway » Genesis и « The Wall » Pink Floyd . В современном проге есть даже практика записывать их регулярно: у проектов Ayreon и .

Усложнение музыкальных форм и диалог с другими направлениями в прогрессивном роке часто (но не всегда) ведётся следующими приёмами:

  • Использование нетрадиционных для рока мелодических и гармонических решений. Полярные смены темпа и динамического рельефа по ходу композиции. Использование сложного (иногда изменяющегося) музыкального размера . Последнее используется в прог-роке повсеместно, отчего некоторые смешанные размеры перестали быть «необычными», и только за само по себе использование приёма группой её не следует считать «прогрессивной».
  • Необычная настройка инструментов, эксперименты с обработкой звука в студии и с помощью специальных устройств. Изучение возможностей электрогитары как инструмента характерно для краут-рока , клавишных — для Кита Эмерсона и Popol Vuh . Объёмный звук начал использоваться впервые на концертах группой Pink Floyd ещё в конце 1960-х годов .
  • Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры: пары Сквайр Бруфорд в Yes и Левин Бруфорд в King Crimson .
  • Использование немузыкальных звуковых эффектов (иногда тяготеющее к конкретной музыке ). Например, в начале « Speak To Me » ( Pink Floyd ) или на протяжении всего альбома « Amarok » Майка Олдфилда .
  • Необычные вокальные стили и использование нетрадиционных вокальных гармоний из многих частей. Например, у Gentle Giant и Magma .
  • Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты. Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты Йеном Андерсоном . Для прогрессивного рока обычны также клавишные ( синтезатор , электроорган , фортепиано , меллотрон ) и народные ударные инструменты.
  • Использование оркестров и хоров. Не так часто, но встречалось в прогрессивном роке: например, в альбоме «Time and a Word» группы Yes , или у группы Renaissance . В 1970-е обычно дешевле было использовать меллотрон или синтезаторы для имитации оркестра и хора.
  • Использование тем из классики в виде обработок и интерпретаций . Это характерно, например, для Focus .

Следующие черты зачастую присущи прогрессивному року, но не являются для него характеристическими:

  • Поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки и злободневности и тяготеющая к философски-мировоззренческим «вечным темам», фантастической и фэнтезийной тематике. Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика , фэнтези , история , религия , война , сумасшествие . Тексты достаточно редко затрагивают традиционные темы популярной музыки, вроде любви, танцев, машин, секса. Большинство групп прогрессивного рока избегали также прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями: например, альбом « Selling England by the Pound » посвящён теме противостояния коммерции и национализма, тогда как « Brain Salad Surgery » постепенно переходит от природы к технике, показывая опасности замещения человека машиной. Группы движения « Рок в Оппозиции » — важное исключение, так как они часто упоминали конкретные политические реалии.
  • Эстетическое соединение музыки и других видов искусства (направление, берущее начало в альбоме « Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band » и с энтузиазмом подхваченное в эпоху расцвета прога). Оформление прог-альбомов прославило некоторых художников: Роджера Дина , Х. Р. Гигера , Сторма Торгерсона и его студию Hipgnosis . Их творчество сделало обложки и буклеты такой же отличительной чертой прог-групп, как и музыка. Также нельзя не упомянуть фильм « The Wall » и использование многочисленных масок на концертах Genesis .

История

Истоки (1965—1969)

Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х . Поздние Beatles , по инициативе их продюсера Джорджа Мартина , начали обогащать свою музыку, совмещая традиционный рок с элементами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, но с простой структурой (например, « In-A-Gadda-Da-Vida »). Такие группы, как The Nice и Moody Blues , начали сознательно комбинировать рок с европейской классикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. До настоящего синтеза рока и классики они в своей музыке не дошли , но их творчество было важным шагом артизации рока. Эти группы иногда относят к « прото-прогрессиву » и считают этот жанр переходным между психоделикой и прогрессивом .

Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прог отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например, альбом « Trespass » группы Genesis включает «The Knife» (с англ. — «нож») о жестоком революционере и «Stagnation» (с англ. — «стагнация») о выжившем после ядерной атаки.

Расцвет (1969 — конец 1970-х)

Emerson, Lake & Palmer , 1992 год

Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на группу, записавшую первый «по-настоящему» прогрессивный альбом — « In the Court of the Crimson King ». За ним быстро последовали прог-альбомы других британских групп: « Atom Heart Mother », « Emerson, Lake and Palmer », « The Least We Can Do is Wave to Each Other », « Trespass » и многие другие. Любое перечисление будет лишь каплей в море — прог-альбомов записывалось очень много, некоторые прог-группы добились к середине 70-х популярности на уровне мейнстрима . Не менее талантливые коллективы выступали на одной сцене с популярными прог-группами, но так и остались в тени ( ; T2 ).

Одновременно с началом общего расцвета прога в Англии (1969—1972) начиналось и становление локальных европейских прог-роковых традиций. Обширнейший пласт симфопрога развился в Италии . В пример обычно приводят группы Banco del Mutuo Soccorso , Le Orme и Premiata Forneria Marconi , из которых только последняя имела значительный успех в англоязычном мире. Во Франции Magma создала и развила жанр прога zeuhl , а в Германии усилиями Amon Düül II , Can , и других возник краут-рок .

Также наблюдается успешный синтез джаза и рока в те же годы (1969—1972) в виде джаз-рока в США ( Blood, Sweat & Tears , Chicago ), Германии (Embryo), Финляндии ( ; Wigwam ) и кентерберийского рока в Англии ( Caravan ; Soft Machine ) и ряде европейских стран (Moving Gelatine Plates; Supersister ).

Тогда же во многих странах возникает прогрессивный фолк-рок , соединяя местные (или восточные) народные мотивы с прогрессивным роком. Однако популярности добиваются, в основном, английские группы: Gryphon , Jethro Tull , Strawbs и другие.

Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середине 70-х, когда группы этого стиля регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. К этому времени прог-группы появились не только в почти всей Европе, но и в Австралии ( (англ.) ), Канаде ( ; Rush ), США ( Kansas , ставшая одной из самых успешных прог-групп в мире; Pavlov's Dog ; ), Южной Америке ( (англ.) ; (англ.) ), Японии (Hiro Yanagida).

Кризис (конец 1970-х — конец 1980-х)

Supertramp , 1980 год

По разным социальным причинам прогрессивный рок в этот период перестал привлекать слушателей. С одной стороны, серьёзный рок для молодёжи этих лет стал «музыкой отцов», а с другой — публика пресытилась образностью и содержательностью прога, стремительно возрос спрос на более простую музыку , под которую можно было хорошо провести время и на которую не нужно столько терпения и внимания . Панк и диско стали популярны у слушателей и в СМИ , критики и члены панк-групп наперебой (и не без оснований , поскольку вдохновение у наиболее популярных прог-групп к 1974—1976 стало уходить ) ругали прог как «музыку предков», что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение обычно и по сей день, хотя оно и начало изменяться в 2000-х.

Прог-группы в кризис переживают изменения в составах (или расформирование) и значительно упрощают свою музыку, начиная использовать доступное массовому слушателю электронное звучание. Genesis начинают использовать драм-машину с 1980. В 1982 супергруппа Asia неприятно удивила фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983 Yes выпустила свой единственный хит № 1 в США « Owner of a Lonely Heart » , наполненный современными электронными эффектами и достаточно доступный, чтобы его можно было пускать на дискотеках. Таким образом, прог-группы, играя музыку, имеющую весьма отдалённое отношение к прогу, остаются достаточно популярными, но многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями.

Некоторое оживление привнесли в начале 80-х группы нео-прога вроде Marillion и IQ . Их музыка была проще симфопрога , на идеи которого они опирались, но они смогли добиться определённой популярности и поддерживали таким образом интерес к прог-року.

Однако кризис затронул не все жанры одинаково. Аван-прог, не опиравшийся на популярность и до кризиса, продолжал развиваться усилиями Art Zoyd , (англ.) , Cardiacs , Debile Menthol , Etron Fou Leloublan , Lars Hollmer , , , Univers Zéro и других. К тому же, из-за неравномерности распространения, прог в разных странах испытывал в те годы даже подъём — в СССР ( Автограф ; Ариэль ; Диалог ; Михаил Чекалин ), Чехии ( (англ.) ; (англ.) ), Японии ( (англ.) ; (англ.) ).

Начало возрождения (конец 1980-х — конец 1990-х)

Второе оживление, на этот раз более обширное и затяжное, прогрессивный рок пережил в начале 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны». О причинах этого возрождения пока нет единого мнения, но можно выделить несколько вероятно связанных с ним факторов:

Вершины — расширение жанрово-стилевой системы рока.
Вершины — расширение жанрово-стилевой системы рока.
  • создание прогрессивно ориентированных лейблов Cuneiform (1984) и Musea (1985);
  • цикличность стилевого развития рока ;
  • «естественное взросление» метала (аналогичное произошедшему в 1967 в роке ), приведшее в конце 80-х усилиями Dream Theater , Fates Warning и Queensrÿche к появлению прог-метала ;
  • «естественное взросление» очередного поколения альтернативы , давшее популярность таким игравшим усложнённую музыку группам, как Faith No More (1989), Mr. Bungle (1991), The Smashing Pumpkins (1992), Phish (1993), Tool (1993) , и позднее вылившееся в так называемый «нью-прог» ;
  • создание (швед.)

Возрождение происходило следующим образом. Вдобавок к не перестававшим появляться группам аван-прога (Nimal (1987), (1990), Xaal (1991) ) и нео-прога (Collage (1990), Jadis (1992), Landmarq (1992)) в Европе начали записываться симфопроговые (преимущественно) коллективы: Ezra Winston (1988), Nuova era (1988), Sithonia (1989), Malibran (1990), Deus ex machina (1991), Calliope (1992), Il castello di atlante (1992) из Италии, венгерские After Crying (1990) и итало-словенские (1989). В Швеции Isildurs Bane в 1989 возвращается к симфопрогу, а с 1992, при поддержке Шведского арт-рок сообщества, начинают выступать группы Anekdoten , Änglagård , Landberk и Pär Lindh Project, успех альбомов первых двух из которых у фанатов прога по всему миру показал актуальность слегка осовремененного симфопрога 70-х.

Параллельно новый симфопрог появляется в США ((1991), Glass Hammer (1993), Magellan (1991)), а также в Бразилии, где Quaterna Réquiem в 1990 записывает классически-ориентированный альбом, и в 1991 MPB (англ.) группа Sagrado Coração Da Terra окончательно отбрасывает свои нью-вейв и поп корни .

Также в 90-е в Японии группами Happy family, Koenji hyakkei и Ruins возрождается zeuhl , приобретая при этом жёсткий и энергичный облик.

Популярным прог стал к концу 90-х усилиями шведских The Flower Kings и Pain of Salvation , британской Porcupine Tree , американских Dream Theater , Glass Hammer и Spock's Beard , Magellan , а также проекта Ayreon . Также добавило популярности прогу формирование жанра пост-рок в середине 90-х и лавинообразное появление пост-рок групп, из которых наиболее повлиявшими оказались Godspeed You! Black Emperor , Mogwai , Sigur Rós , Tortoise . Однако уровень популярности прога 70-х достигнут не был.

Текущее состояние (с конца 1990-х)

Популярность прога в этот период остаётся ниже пиковой 1970-х годов, но продолжает расти. Происходит череда воссоединений прог-групп, иногда после десятков лет затишья. Наиболее знаменательны произошедшие в 2005 году реюнионы Pink Floyd и Van der Graaf Generator , причём вторая группа даже стала записывать новые альбомы. Прогрессивный рок охватывает всё бо́льшую территорию, прог-группы появляются в таких экзотических странах как Индонезия ( (англ.) ), Пакистан ( (англ.) ) и Узбекистан ( Fromuz ) . Также возрождается жанр прогрессивного фолк-рока ( The Decemberists ; (англ.) ; ).

Основной причиной роста популярности прогрессивного рока, вероятно, является всеобщая интернетизация. С одной стороны, в 2000-х годах появилось множество и интернет-радио, посвящённых прогрессивному року. Благодаря этому люди, слушавшие прог в 1970-х годах, смогли осознать, насколько малую часть групп они могли тогда услышать. Разумеется, свою роль сыграла и возможность нелегального обмена файлами . С другой стороны, новые технологии предоставляют небольшим группам больше средств для взаимодействия со своими слушателями, чем они имели раньше , — включая ротацию и эфиры на интернет-радио и интернет-ТВ и сбор средств на запись альбомов и съёмки клипов через краудфандинговые площадки.

Porcupine Tree , 2007 год

Также на нынешнюю популярность прога влияет то, что ряд мейнстрим групп, таких как Coheed and Cambria , Muse и Radiohead , начали играть достаточно усложнённую музыку. Несмотря на то, что их творчество содержит достаточно мало (для поклонников прога) прог-элементов, они играют прогрессивный рок по определению . Эти и подобные группы относят к так называемому «нью-прогу».

Наиболее популярной европейской прогрессивной рок-группой является в этот период Porcupine Tree , начавшая с 2000-х годов утяжелять свой «пинкфлойдовский» звук и использовать элементы метала . Также она вдохновила целый ряд исполнителей, старающихся играть «как Porcupine Tree». Наиболее же популярной американской прогрессивной рок-группой является The Mars Volta , включающая в свою музыку элементы джаз-фьюжна , хард-рока , латиноамериканской музыки и ритмическую сложность мат-рока . Яркий представитель итальянского прога- группа Syndone . Эта группа образовалась ещё в конце 80-х годов .

На российском музыкальном пространстве существует образованная в 2010 году прог-рок группа Iamthemorning . Их альбом Lighthouse стал лучшим в номинации «Альбом года» в сентябре 2016-го по версии британского журнала Prog Magazine .

Самые значимые альбомы

В 2015 году американский журнал Rolling Stone опубликовал список 50 величайших, по их мнению, альбомов прогрессивного рока всех времён. Места с 1-го по 10-е заняли :

  1. Pink Floyd - The Dark Side of the Moon (1973)
  2. King Crimson - In the Court of the Crimson King (1969)
  3. Rush - Moving Pictures (1981)
  4. Pink Floyd - Wish You Were Here (1975)
  5. Yes - Close to the Edge (1972)
  6. Genesis - Selling England by the Pound (1973)
  7. Jethro Tull - Thick as a Brick (1972)
  8. Can - Future Days (1973)
  9. Genesis - The Lamb Lies Down on Broadway (1974)
  10. Yes - Fragile (1971)

См. также

Примечания

  1. По сравнению с типичными для рок-музыки (например, куплетно-припевной).
  2. Сыров, глава I «Предпосылки жанровых контактов», с. 20.
    Подразумевается противоположность пустому копированию, упрощённой передаче и простому смешению жанров в одной композиции без попытки их синтеза и осмысления.
  3. Алексей Козлов. (неопр.) . Музыкальная лаборатория Алексея Козлова . Дата обращения: 24 июля 2010. 25 августа 2011 года.
  4. ↑ Козлов, глава 5 «Рок: взаимосвязи».
  5. Сыров, глава II «Эволюция. Метаморфозы „артизации“», часть «Арт-рок 70-х. Концепции и направления», с. 67.
  6. Сыров, глава VII «Стилевые диалоги», часть «От ассимиляции — к регенерации», с. 261.
  7. Хотя некоторые критики ссылаются на американские группы (англ.) и The Beach Boys как на первые прог-группы (они записали претендующие на «проговость» альбомы в 1968 и 1966 гг. соответственно), все согласны с тем, что именно в Англии впервые появились в большом количестве группы, впоследствии отнесённые к прогу.
  8. (англ.) . ProgQuébec. Дата обращения: 26 июля 2010. 25 августа 2011 года.
  9. Brendan Kelly. (англ.) . Montreal Gazette (30 сентября 1995). Дата обращения: 26 июля 2010. Архивировано из 25 августа 2011 года.
  10. (англ.) . The Ottawa Citizen (4 июня 2007). Дата обращения: 26 июля 2010. 25 августа 2011 года.
  11. Сыров, глава II «Эволюция. Метаморфозы „артизации“», с. 37.
  12. Некоторых не останавливало даже это: группы Emerson, Lake & Palmer начинается на первой стороне LP и занимает всю вторую сторону, а стороны LP « Thick as a Brick » группы Jethro Tull от 13 февраля 2006 на Wayback Machine (англ.) на 43+ минут.
  13. Например, треклисты альбомов от 22 августа 2011 на Wayback Machine (англ.) и от 31 января 2012 на Wayback Machine (англ.) .
  14. Сыров, глава V «Динамические рельефы. Поэтика тишины».
  15. Например, «Thela Hun Ginjeet» King Crimson содержит участки, в которых некоторые участники группы играют в 7/8, а другие в 4/4, создавая эффект «несогласованности».
  16. Michael Calore. (англ.) (12 мая 2009). Дата обращения: 26 июля 2010. 25 августа 2011 года.
  17. Сыров, глава VII «Стилевые диалоги», часть «Новая жизнь классических произведений», с. 256.
  18. Козлов, глава 6 «Рок: контркультура?».
  19. Сыров, глава II «Эволюция. Метаморфозы „артизации“», часть «Прото-арт 60-х годов», с. 53.
  20. ↑ Сыров, глава II. «Эволюция. Метаморфозы „артизации“», часть «Арт-рок 70-х. Концепции и направления», с. 73.
  21. Iván Melgar-Morey. (англ.) . ProgArchives. Дата обращения: 27 июля 2010. 25 августа 2011 года.
  22. В Италии было так много прог-групп, что некоторые профильные сайты объединяют большинство из них в от 22 июля 2010 на Wayback Machine (англ.) .
  23. Козлов, глава 8 «Анти-рок: диско и панк».
  24. Bruce Eder. (англ.) . Дата обращения: 28 июля 2010. Архивировано из 25 августа 2011 года.
  25. (англ.) . allmusic . Дата обращения: 29 июля 2010. 25 августа 2011 года.
  26. Сыров, глава II «Эволюция. Метаморфозы „артизации“», с. 48—50.
  27. В скобках — год обретения популярности по данным английской википедии.
  28. В скобках — год выпуска первого альбома.
  29. César Inca. (англ.) . ProgArchives (3 июня 2004). Дата обращения: 4 августа 2010. 25 августа 2011 года.
  30. Atkingani. (англ.) . ProgArchives (6 апреля 2007). Дата обращения: 4 августа 2010. 25 августа 2011 года.
  31. (неопр.) . Дата обращения: 3 января 2012. 30 мая 2012 года.
  32. Rob Sheridan. (англ.) (24 октября 2007). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано из 25 августа 2011 года.
  33. Torodd Fuglesteg. (англ.) . ProgArchives (10 февраля 2010). Дата обращения: 17 августа 2010. 25 августа 2011 года.
  34. Torodd Fuglesteg. (англ.) . ProgArchives (26 марта 2010). Дата обращения: 17 августа 2010. 25 августа 2011 года.
  35. См., например, от 14 июня 2010 на Wayback Machine (англ.) включения Coheed and Cambria на сайт ProgArchives.com.
  36. Artur Chachlowski. (неопр.) . www.mlwz.ceti.pl. Дата обращения: 18 мая 2016. 11 августа 2016 года.
  37. Prog2016-09-01T19:00:00 244Z Prog. (англ.) . Prog Magazine. Дата обращения: 27 июля 2019. 12 июня 2019 года.
  38. (амер. англ.) . Rolling Stone (17 июня 2015). Дата обращения: 16 марта 2023. 21 декабря 2021 года.

Литература

Ссылки

Русскоязычные ссылки

  • — Рецензии, информация о группах.

Англоязычные ссылки

  • — Крупный каталог рецензий/оценок, форум (с интервью и статьями), база данных исполнителей.
  • — Огромная база данных альбомов, связанных с прогрессивным роком. Рецензии и оценки.
  • — Прогрессивный рок и фьюжн. Рецензии, краткие описания исполнителей, форум .
  • — Гибралтарская энциклопедия прогрессивного рока. Крупная коллекция коротких описаний альбомов и групп.
  • — Интервью, рецензии на CD и концерты, форум.
  • — Форум о прогрессивном роке.
  • — Рецензии на прог-альбомы.
  • — Рецензии на прог-альбомы.
  • — Рецензии на прог-альбомы.
  • — Рецензии на LP прогрессивного рока.
  • — Рецензии на прог-альбомы, интервью.
  • — Звукозаписывающий лейбл, ориентированный на прогрессивный рок.
  • — Фестиваль Rock in Opposition .

На других языках

  • (исп.)
  • (итал.) — Рецензии на прог-альбомы, интервью.
  • (нем.)

Same as Прогрессивный рок