Interested Article - Часовня-усыпальница Святополк-Мирских

Часо́вня-усыпа́льница Святопо́лк-Ми́рских (иногда Спа́сская часо́вня ) — памятник архитектуры в городском посёлке Мир Кореличского района Гродненской области Белоруссии . Расположен недалеко от Мирского замка в , заложенном в конце XIX — начале XX века.

Часовня-усыпальница была построена по проекту архитектора Роберта Марфельда в 1904—1910 годах на средства и освящена в честь святого Николая Чудотворца . В последующие годы в склепе были захоронены шесть членов рода Святополк-Мирских. В период Второй республики благодаря стараниям князя Михаила Святополк-Мирского вокруг здания были высажены редкие хвойные деревья и розы . С приходом советской власти церковное имущество было разграблено, часть удалось перевести в соседний храм. В послевоенное время в часовне разместили зернохранилище спиртзавода. Затем она долгое время находилась в запустении. В 2004 году были начаты реставрационные работы, которые были завершены к 1 декабря 2008 года, когда двери часовни были открыты для посетителей. В 2014 году были проведены первые службы: панихида и Божественная литургия .

Большинство исследователей относит часовню-усыпальницу к стилю модерн . С архитектурной точки зрения, динамично-асимметричная композиция здания оказалась для своего времени новаторской. Его составными частями являются притвор , зал часовни, апсида и доминанта часовни — высокая башня- звонница . Усыпальница как пластически, так и колористически насыщена. Самостоятельными элементами являются герб- картуш Святополк-Мирских и огромное мозаичное панно с изображением Христа Вседержителя . Последнее главенствует в облике часовни. Внутри здание состоит из двух уровней — крипты и собственно зала для проведения служб. Сама часовня является уже и малой архитектурной формой Мирского парка.

Часовня-усыпальница Святополк-Мирских входит в Мирский замково-парковый комплекс, который в 2000 году включён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Белоруссии . Живописное мозаичное панно отдельно включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь .

История

Автором проекта часовни-усыпальницы выступил петербургский архитектор Роберт Робертович Марфельд , который никогда так и не побывал в Мире. Эскиз, датированный 1901 годом, был опубликован в 1902 году Г. В. Барановским в его «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века» . 24 августа 1902 года проект одобрило Строительное отделение . По мнению некоторых исследователей, Марфельд, проявивший себя здесь как смелый художник-композитор и стилизатор , хотел добиться, чтобы здание перекликалось со средневековым Мирским замком, на что указывают устремлённость вверх, готическая кладка, красный цвет кирпича и фактура и цвет камня для облицовки цоколя . Сверхзадачей, по мнению искусствоведов, стояла идея создания «внутрисемейного символа высокородного происхождения и аристократизма» заказчиков, и как результат часовня достигла объёмов небольшой церкви .

Клеопатра Святополк-Мирская

Средства на строительство были выделены княгиней Клеопатрой Михайловной Святополк-Мирской . Возведение часовни началось в 1904 году . При этом существует мнение, что постройка завершилась в 1911 году . Однако исследовательницы О. Новицкая и Л. Прокопенко на основании клировых ведомостей церквей округа за 1910 год, в которых уже упомянута «церковь-склеп князей Святополк-Мирских в имении Замирье», настаивают именно на том, что часовня была построена уже в этом году. В то же время клировая ведомость Мирской Николаевской церкви 1909 года данных о часовне не содержит. Благодаря обнаруженным в архиве документам удалось установить, что часовня была освящена в честь Святого Николая . Это же подтверждает и «Кліравая Ведамасьць Наваградзскай і Баранавіцкай Епархіі, Царквы Сьвята-Троіцкай, горада Міра, Мірскага Благачынія, Мірскага раёну, Баранавіцкай акругі за 1942 год». Возможно, выбор имени святого был связан с тем, что часовня была построена в память о Николае Ивановиче Святополк-Мирском , муже княгини Клеопатры. Местные жители доступа в часовню не имели .

В феврале 1910 года в часовне была захоронена княгиня Клеопатра Святополк-Мирская, а 3 мая 1913 года — её внучка, дочь её сына Ивана Соня Святополк-Мирская (утонула в Болгарии ). Данные о последнем захоронении сохранились в Богослужебном дневнике 1899—1914 годов из Национального исторического архива Беларуси . Панихиду провёл священник И. Хлебцевич и дьякон Занцевич, после чего состоялись проводы со станции Замирье в Мир и панихиды с погребением в склепе. Участвовали протоиерей Ф. Сцепуро и тот же священник Хлебцевич. В то же время дата перезахоронения самого князя Николая Святополк-Мирского достоверно неизвестна .

По одной из версий, после присоединения Мира к Польше в 1921 году часовня стала католической и использовалась как костёл . В то же время сохранились данные о том, что проводился крестный ход , когда утром в пятницу перед Пасхой из церкви выносилась плащаница и относилась в часовню, называемую местными жителями Княжеской церковью. Забиралась плащаница в субботу вечером. Согласно другим воспоминаниям местных жителей, служб в часовне не проводилось, кроме освящения хлеба на Троицу . По воспоминаниям местных жителей, в 1920—1930-е годы колоколов было уже не менее трёх. Двери в это время были дубовыми с вырезанными на них крестами . За часовней присматривал сам князь Михаил Святополк-Мирский .

В 1922 году в часовне-усыпальнице был захоронен Иван Святополк-Мирский. В 1938 году состоялись похороны князя Михаила, ставшего в 1930-е годы католиком . Его отпевание было проведено в Николаевском костёле, после чего гроб с телом по улице Несвижской был доставлен непосредственно в часовню. Внутрь склепа, где князь был захоронен справа от входа , из пришедших на похороны попасть смогли лишь некоторые люди . Кто был захоронен шестым в усыпальнице, достоверно неизвестно. Среди возможных рассматриваются князь Владимир Николаевич Святополк-Мирский (умер в Египте в 1906 году), внук князя Николая и Клеопатры князь Николай Семёнович Святополк-Мирский и одна из тётушек князя Михаила .

Согласно одним данным, церковное имущество было разграблено в 1939 году. В то же время, согласно данным из архива Свято-Троицкой церкви, представители власти вывезли всю церковную утварь в 1940 году. То, что осталось, в 1940 году оказалось в на православном кладбище в Мире. 14 августа 1948 года вышло постановление Мирского райисполкома, согласно которому здание часовни стало использоваться как зернохранилище спиртового завода . В этих целях часовня использовалась около 20 лет . В крипте хранились же торф и уголь . В октябре 1978 года Совет министров БССР принял Постановление о реставрации Мирского замка и строительстве в г. п. Мир художественного профессионально-технического училища. В соответствии с ним планировались работы по комплексной реставрации Мирского замково-паркового комплекса, включая и часовню .

В 1993 году часовня ещё не действовала . В 2000 году часовня-усыпальница в составе объекта «Замковый комплекс Мир» вошла в Список Всемирной природного и культурного наследия ЮНЕСКО . 2004 год стал годом начала реставрационных работ, которые продолжались в течение четырёх лет . По состоянию на 2007 год, по мнению реставраторов, для часовни-усыпальницы должны были быть проведены ещё дополнительные исследования. В первую очередь была поставлена задача восстановления интерьера по некоторым сохранившимся предметам: иконостасу церкви в Берёзовке , паникадилу в Троицкой церкви Мира, фотографиям северного и южного фасадов часовни, на которых видны иконы Святого Николая Чудотворца и Богоматери Умиление (возможно, Владимирской ). Кроме того, одной из целей реставраторов стала идентификация надгробий в усыпальнице . 27 апреля 2007 года, после освящения, на звонницу был поднят колокол с нанесённым текстом «Памяні, Госпадзе, душы памерлых раб Тваіх роду Святаполк-Мірскіх» . 10 марта 2008 года министром культуры Республики Беларусь В. Ф. Матвейчуком была утверждена Научная концепция по реставрации и музеефикации Замкового комплекса «Мир», согласно которой часовня, занимающая 200 м², была включена в музейно-экспозиционную зону . В рамках реставрационных работ для главного и бокового фасадов были изготовлены три мозаики: «Св. Николай», « Богоматерь Донская » и « Богоматерь Иверская ». Авторами выступили художники-монументалисты Виктор Барабанцев и Денис Чубуков и художник-исполнитель Анатолий Чугункин. Первоначально к окончанию реставрации часовни в ней планировалось разместить временную выставку «Часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских. Заказчики и строители. История строительства и реставрации» (в склепе часовни ). В 2008 году было запланировано на будущий год размещение в памятнике икон из коллекции Национального художественного музея . Также в планы было включено наблюдение за температурным режимом из-за отопления памятника, чтобы предотвратить негативное воздействие на исторические ценности .

Для посетителей часовня-усыпальница была открыта 1 декабря 2008 года . Тогда же в ней прошла выставка работ минского фотохудожника Георгия Лихтаровича «В утешение людям…» в честь 30-летия архипастырского служения в Белоруссии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Беларуси . 22 православных храма, фото которых размещены на выставке, были построены под омофором Митрополита Филарета .

Ход реставрационных работ
В 2005 году
В 2007 году
В 2009 году

В то же время при проведённых к 2009 году реставрационных работах был допущен ряд ошибок. Так, во время форсированной подготовки к празднованию Дня белорусской культуры и печати в 2002 году по инициативе Гродненского облисполкома было произведено выравнивание грунта вокруг усыпальницы, итогом чего стало затопление нижней части часовни. Отдельно была поставлена проблема реставрации печей: вместо аккуратной работы с изразцами и тщательного изучения кладки печи были просто разрушены. Планировавшееся возведение их аналогов предусматривало облицовку их дорогостоящими новыми изразцами, которые, несмотря на изготовление по образцу старых, не решат проблему аутентичности .

Для часовни-усыпальницы Святополк-Мирских был изготовлен новый иконостас из дуба , копия оригинального: установка произошла осенью 2009 года . В 2013 году в часовню был возвращён оригинальный крест, находившийся над царскими вратами . 2014 год стал особым годом для церкви, ибо в ней начались богослужения. Так, первой 22 марта, в день памяти Сорока Севастийских мучеников , в склепе состоялась панихида . Она была проведена с церковным хором по просьбе Марии Святополк-Мирской, правнучке князя Н. И. Святополк-Мирского, обратившейся на интернет-страницу Свято-Троицкой церкви . В самой же часовне 22 мая, в день памяти святителя Николая, была проведена Божественная Литургия .

Здание является частью Мирского замково-паркового комплекса , который 1 апреля 2011 года стал самостоятельным музеем .

Архитектура

Само здание, будучи памятником архитектуры столичного уровня , в то же время выступило проявлением части европейской усадебной культуры XIX века (включая Россию), а именно возведения, как правило, в ретроспективных стилях, небольших часовен-усыпальниц в ансамблях имения . В поисках новой архитектурно-художественной выразительности архитектор Марфельд прибегал к использованию мотивов древнерусского искусства и зодчества (панно с изображением Спаса) . По мнению , обращаясь к историческому наследию, Р. Марфельд смог «уяснить прообраз своей сугубо индивидуальной художественной композиции с элементом парадоксальности», чем объясняется резкое отличие часовни от канонических сооружений данного типа. По мнению же других искусствоведов ,

заимствование касается не столько отдельных форм и приёмов, сколько идеальной модели архитектурного стиля, которую он трансформировал и стилизовал в соответствии с эстетическими идеалами современности.

Эскизы Р. Р. Марфельда (1901 год)
Главный фасад
Боковой фасад

Внешний облик

Новаторская пространственная композиция часовни-усыпальницы носит динамично-асимметричный характер . По мнению белорусского искусствоведа , асимметричность поддерживает башня-звонница, а своеобразную пространственную глубину имеет главный фасад . Исследователь А. Н. Кулагин же так пишет об этом :

Возвышенная пластичная экспрессия, активизация силуэта, внутренняя напряжённость композиции и взаимоперерастание масс (что вызывает ощущение органичного роста) — характерные черты строения.

Основной объём является компактным вертикальным и прямоугольным в плане, при этом с севера углы срезаны . Увесистая, массивная основа часовни, создаваемая основным объёмом, обусловлена его отягощённостью высокой апсидой, двумя порталами и высокой лестницей главного входа . Составными частями композиции здания, обладающего выразительным силуэтом , являются притвор , прямоугольный в плане зал, пятигранная апсида (по одним данным, размещена на востоке , а по другим — на севере ) и высокая четырёхгранная трёхъярусная башня-звонница, являющаяся доминантой часовни. Особенностью данной звонницы, обладающей небольшим эллиптичным (шлемовидным ) купольным покрытием и открытой на четыре стороны , является то, что местом её размещения был выбран восточный угол часовни асимметрично центральной оси фасада . Сама башня-звонница была возведена над боковым входом, для выделения которого использовали специальную пристройку . Данный внешний вход ведёт в крипту часовни . На плоскостях стен звонницы имеются узкие щели-проёмы; этот приём вызывает ассоциацию с белорусскими храмами оборонительного зодчества XV—XVI веков .

Для притвора решение было найдено в глубоком ризалите с треугольным фронтоном . Для оформления входа был избран мощный приземистый арочный перспективный портал, для фланкировки которого были использованы угловые контрфорсы . Арочные оконные проёмы боковых фасадов и апсиды были выполнены высокими и узкими . Кроме того, имеется боковой портал .

Эскизы Р. Р. Марфельда (1901 год)
План верхней части часовни
План крипты
Продольный разрез часовни

Помимо развитой пластической насыщенности , выделяется насыщенность колористического решения здания, которое, по описаниям 1986 и 1993 годов, достигалось сочетанием красного кирпича, белых декоративных деталей ( полуколонки , изумрудно рустованные наличники окон, карниз с сухариками и прочие), серого бетона, полихромной бутовой кладки цоколя и полихромной мозаики . В 2000-х годах описывалось уже сочетание красной кирпичной кладки высокого качества с розовой бутовой кладкой высокого цоколя и со светлыми оштукатуренными декоративными элементами. К последним относили карнизы, фриз «изумрудного» руста, панели, колонки , тяги , наличники. Благодаря цветному решению часовни-усыпальницы (красный кирпич, бутовый камень, бетон, красочное мозаичное панно) достигается гармония между этим зданием, средневековым замком, парковым окружением и водоёмом и увеличивается живописность этого места .

По мнению исследователя В. М. Чернатова, своеобразие внешнего вида часовни обеспечивается синтезом «архитектуры и изобразительного искусства, современных декоративных средств», среди которых исследователь выделяет, кроме панно и картуша, орнаментально-декоративные пояса, карнизы, обрамления арочного перспективного портала, металлические ограждения решёток с интересным рисунком . По мнению же А. Г. Шимелевич, все эти элементы декора — широкие горизонтальные тяги, карнизы сложного профиля с медальонами и сухариками, архивольты подкупольной конструкции, пилястры (юго-западный угол часовни) — свидетельствуют о чрезвычайной находчивости Марфельда и его умении «насыщать и временами перенасыщать композицию деталями и акцентами» . Исследовательница отмечает сложность систематического описания декора, но в то же время, называя его «ретроспективным», считает, что большинство мотивов объединяет «генетическая связь с классической художественной системой» . Общая же характеристика декоративных элементов памятника архитектуры дана искусствоведом Б. А. Лазуко :

Декор — это белые сложные карнизы, сухарики, полуколонки — концентрируется в отдельных точках фасадов, создаёт умелые контрасты с плоскостью стен и эффект нарастания внимания.

Отзывы о здании в целом различаются. Так, Ю. Иодковский в 1915 году писал, что часовня вкупе с парком свидетельствует «о бездарности современного вкуса» . А. Г. Варавва пишет, что «камерная по масштабам» часовня «эффектно поставлена среди окружающего пейзажа и привлекает к себе внимание зрителей причудливостью форм и асимметрией композиции» . Ряд искусствоведов считает, что часовня является наглядным примером застройки белорусских городов конца XIX — начала XX века, а именно проникновения пейзажного принципа организации городской среды и ориентации «на собственные исторические и художественные традиции» . Искусствовед А. Г. Шимелевич считает усыпальницу «одним из наинтереснейших памятников архитектуры» Белоруссии и «авангардистским экспериментом переходной эпохи», а её композиционное решение удачным . В. М. Чернатов и А. Т. Федорук отмечают в здании, несмотря на его сравнительно скромные размеры, такие черты как, монументальность и цельность, приятные пропорции и сочная цветовая гамма (красные кирпичи и бетонные вставки) . На взгляд В. М. Чернатова, часовня с её архитектурой является новаторским прорывом и шагом вперёд «к свободе мысли и творчества в культовой (православной) архитектуре». По его мнению, при сохранении генетического почерка мастера в часовне ,

отчётливо заметен след переходности к новой архитектурной системе, позволявшей решать более сложные художественно-эстетические проблемы пространственной композиции, ритмики форм и линий, фактуры и цвета.

На звонницу часовни-усыпальницы были подняты два колокола весом 710 и 435 кг соответственно, звон которых сопровождал проведение служб . По состоянию на 1989 год, на башне был лишь один колокол . В 2007 году (по другим данным, в 2006 ) на звоннице был установлен новый колокол .

Панно и картуш

В качестве самостоятельных и доминирующих элементов композиции часовни-усыпальницы исследователи выделяют мозаичное панно и картуш . По мнению искусствоведов, они придают зданию «некий символизм и мистицизм» .

Мозаичное панно и герб-картуш

В облике часовни-усыпальницы главенствует огромная мозаика «Христос Вседержитель» . Это живописное мозаичное панно с изображением Спаса Вседержителя (Пантакратора), неотступно смотрящего на зрителя , размещённое над притвором, включает в себя охристого цвета лик Христа в синем хитоне на эффектном золотистом фоне . Это потрясающее наряду с масштабностью звонкое сочетание чистых цветов призвано было восприниматься с дальних расстояний . По мнению искусствоведа А. Г. Шимелевич ,

при определённом восприятии всё строение можно трактовать как огромную замысловатую «раму» монументального образа.

По одной версии, панно является майоликовым , изготовленным из майоликовой плитки . По другой версии, панно изготовлено из кусочков цветного стекла — смальты . Документальных подтверждений тому, где было выполнено панно, нет. Исследователи выдвигают две версии. Согласно одной из них, местом выполнения заказа стала частная мозаичная мастерская В. А. Фролова в Санкт-Петербурге , а автором — художник М. Харламов . Другая версия гласит, что панно изготовил мозаичист из Познани в паре с местным мастером Иваном Прокоповичем Панько .

В качестве элемента декора для фронтальной грани звонницы был использован объёмный цинковый чеканный в крупном рельефе картуш с изображением гербов старейших городов (иногда характеризуется как фамильный герб Святополк-Мирских ). Первоначально это были гербы Киева , Пскова , Новгорода , Москвы . Данный картуш призван был подчеркнуть древность рода Святополк-Мирских . Он был закреплён на башне-звоннице в квадратной раме. По состоянию на 2004 год картуш был снят и временно перемещён в Национальный музей истории и культуры Белоруссии . На нём специалистами были обнаружены остатки полихромии . На данный момент на часовне-усыпальнице закреплена копия картуша , выполненная методом художественной ковки по металлу; изображены гербы лишь Москвы и Киева .

Интерьер

Согласно планировочному решению, здание часовни было разделено на два самостоятельных яруса. Так, верхний представлял собой храм, который мог вместить лишь ограниченное число людей, а нижний — саму усыпальницу, то есть крипту . Пространства в крипте должно было, согласно проекту Марфельда, хватить на двадцать захоронений . На данный момент их всего шесть , и одно подписано: «Царствие тебе Небесное. Княжна Соничка Святополк Мирская. Родилась 10 октября 1901 г., скончалась 30 апреля 1913 г.» . На склепе находились несохранившиеся мозаики, изготовленные, как и фасадное панно, в мастерской Фролова. В ходе реставрации белорусскими мастерами были выполнены их аналоги .

В качестве перекрытия зала был выбран крестовый свод (иногда описывается как сомкнутый четырёхгранный ). Этот свод покрыт фресковой орнаментованной росписью . В целом для интерьера часовни были характерны «спокойные терракотовые тона, строгий геометрический орнамент и фиолетовая роспись» . Для зала часовни использованы два высоких арочных окна . Для отопления часовни, равно как и крипты, используются печи, облицованные кафелем. Перекрытием крипте, вход в которую находится в боковой грани звонницы, служит также крестовый свод на подпружных арках . Связь между криптой и залом со звонницей осуществляется по внутренним деревянным витым лестницам . Исследователь В. М. Чернатов даёт такое заключение об интерьере :

Внутреннее пространство интерьеров решено лаконично и немноготемно, торжественно и одухотворенно, что наводит присутствующих на мысль о возвышенно-божественном, далёком от повседневности.

Стиль

Проблему стилевой принадлежности часовни-усыпальницы исследователи решают по-разному. Так, некоторые исследователи относят здание к упрощённому романскому , считая его наиболее полным представителем стиля, неороманскому или неорусскому стилям .

Большинство же специалистов определяют стиль часовни-усыпальницы как модерн или, по крайней мере, отмечают использование его принципов . К таким характерным проявлениям модерна в памятнике исследователи относят произвольную, несимметричную композицию, «свободное» соединение объёмов, декоративный на фактуре материала (кирпич и гранит), использование синтеза архитектуры и изобразительного искусства и прочие черты . Б. А. Лазуко относит здание к «„чистому“, но специфически сдержанному, белорусскому арт-нуво» . Исследователь В. М. Чернатов описывает решение часовни «с активным созидательным началом, свойственным модерну». В то же время он отмечает присутствие черт романской архитектуры, что, в свою очередь, объясняет мощным влиянием самого модерна вкупе с символизмом. Приёмы же «кирпичного стиля», использованные, по мнению Чернатова, в часовне и широко представленные в более ранних работах Р. Марфельда (здание архива Министерства внутренних дел, Дом Императорского человеколюбивого общества , здание Томского технологического института ), претерпели в здании трансформацию до броских эффектных форм раннего модерна . Искусствовед А. Г. Шимелевич считает, что именно из-за сознательного смешения разностилевых элементов проблема решения стилевой принадлежности часовни является сложной, и при этом упоминает ретроспективно-русский, неоготический и неороманский стили. По её мнению, в основе смешения этих разнородных ретроспективных мотивов лежали определённые цели, носившие программный характер: так, элементы архитектуры Средневековья (портал входа, массивная башня, декоративные решётки окон) призваны были указать на аристократизм заказчика и его принадлежность к европейской культуре. В то же время, согласно А. Г. Шимелевич, основные акценты здания, такие как сферический византийский купол башни, майоликовое панно с изображением Христа Вседержителя на фасаде, носят «подчёркнутый „византийско-русский“ характер»: неканоничность архитектурного решения часовни не должна была исключать обязательную связь с православной храмовой традицией, ибо Святополк-Мирские были православными. Так в памятнике проявилась связь двух мощных тенденций — общеевропейской и православной . Оригинальность часовни-усыпальницы объясняется соединением в ней новизны форм модерна и элементов ретроспективного декора .

Реликвии

Первоначально алтарную часть часовни отделял от остального пространства храма иконостас с «7-ю иконами старыми» . Данный иконостас был наряду с самой часовней спроектирован самим Р. Марфельдом . Впоследствии иконостас с иконами и церковным имуществом был вывезен в кладбищенскую Свято-Георгиевскую церковь. Однако эти меры не смогли уберечь его и иконы: в марте 1966 года был взломана железная решётка в окне церкви, и в храм проникли неизвестные. Нанесённые повреждения коснулись и предпрестольного иконостаса с иконами из часовни-усыпальницы. Данный иконостас в 1994 году был доставлен в , находящуюся в городском посёлке Берёзовка Лидского района . Так как оригинальный иконостас рассохся и сохранились не всего детали , в мастерской «Паксбор» в городе Барановичи был изготовлен новый, представлявший собой копию оригинального. Его установка в часовне-усыпальнице произошла осенью 2009 года. Иконописцами выступили художники А. Вакулич, Ю. Пискун и С. Самусенко .

В октябре 2013 года белорусский скульптор Владимир Слободчиков вернул в часовню оригинальный крест, находившийся над царскими вратами. Его он обнаружил вместе со своими учениками в 1975 году здесь же и вывез для сохранения. Сам художник предварительно датировал крест началом XX века и определил, что способ изготовления, скорее всего, был механический из-за отсутствия следов резца. Так как над царскими вратами был уже остановлен другой крест, этот планировалось включить в постоянную экспозицию музея. Он находится в очень хорошем состоянии и не требует реставрации .

Для горнего места в алтаре была избрана икона Новозаветной Троицы , к которой была прикреплена металлическая лампадка . Центр алтарной части занимали деревянный престол , жертвенник , запрестольный металлический семисвечник . В то же время для самого храма упоминаются деревянный киот , два металлических стоячих подсвечника, металлические хоругви , деревянный ящик для свечей и деревянный шкаф для регента. Под сводом было закреплено металлическое паникадило .

Парковое окружение

Фамильная часовня-усыпальница была возведена в дворцовом пейзажном (английском) Мирском парке, заложенном Святополк-Мирскими при замке в конце XIX — начале XX века , рядом с восточным оборонительным замковым валом на возвышении . Став составляющей частью парковой композиции, часовня «являлась одним из акцентов дальней перспективы со стороны дворца» и «малой архитектурной формой парка» . При этом самый ценный в дендрологическом отношении участок оставшегося парка находится как раз рядом с усыпальницей .

Изначально между дворцом Святополк-Мирских и часовней высокие деревья не высаживались по распоряжению К. Святополк-Мирской, так как она любила в вечернее время смотреть на мозаичное панно . Впоследствии перед зданием часовни было высажено с двух сторон несколько декоративных хвойных экзотов, а именно сосна чёрная , ель колючая , лиственница сибирская и лжетсуга Мензиса . Кроме того, вокруг усыпальницы М. Святополк-Мирским в последние годы его жизни было высажено много роз неизвестных сортов . В то же время, по воспоминаниям местных жителей, розы были финского происхождения . Также проводились работы по оформлению поляны перед часовней: здесь был посажен ряд хвойных экзотов, таких как пихта Фразера , сосна веймутова , дугласия серая , ель Энгельмана и другие . По описанию местных жителей, рядом с часовней-усыпальницей находилась каштановая аллея с домом, т. н. «Ташкент» . Из хвойных экзотов, высаженных около часовни, сохранились лишь лиственницы европейская и сибирская, лжетсуга Мензиса, сосна чёрная. Из-за вымерзания в зиму 1939—1940 года и вырубки в военное и послевоенное время исчезли пихта Фразера, пихта сибирская, ель Энгельмана, ель колючая, сосна сибирская кедровая .

В советское время в парке одной из основных перспектив основного и одного из дополнительных прогулочных маршрутов был вид на часовню — со стороны бывшего дворца и открытого прибрежного луга соответственно .

Комментарии

  1. Ю. Иодковский считает, что часовня была построена князем Н. Святополк-Мирским . См.: Иодковский И. Замок в Мире // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников. — М. , 1915. — Т. 6 . — С. LXX .
  2. Иногда указывается в качестве даты постройки лишь 1901 год ( Калнин В. В. Мирский замок. — Мн. : Полымя, 1986. — С. 32. — 63 с.) или 1904 год ( Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 279. — ISBN 978-985-11-0389-4 . ; Кулагін А. М. Мірская капліца // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 346. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 . ; . Беларуская архітэктура XIX — пачатку XX стагоддзя // Гісторыя сусветнага мастацтва. Рускае і беларускае мастацтва XIX — пачатку XX стагоддзя. — Беларусь , 2011. — С. 347. — 430 с. — ISBN 978-985-01-0880-7 .).
  3. В то же время, по другим данным, он оставался православным, и после панихиды, отправленной в костёле ксендзом , похороны в склепе провёл православный священник. См.: Раманава І., Махоўская І. Мір: Гісторыя мястэчка: что расказалі яго жыхары. — Вільня: ЕГУ, 2009. — С. 63. — 248 с. — ISBN 978-9955-773-20-7 . ; Хадасевіч Г. Мікалай Пятровіч Царук – упраўляючы справамі маёнтка Замір’е ў першай трэцi XX cт // Мірскі замак. Канцэпцыя рэстаўрацыі і праблемы музеефікацыі: Рэсп. навук.-практ. канф., 16 чэрвеня 2007 г., г. п. Мір Гродзен. вобл. / Навук. рэд. А. У. Карпенка. — Мн. : ТАА «Бел- прынт», 2008. — С. 163. — 168 с. — ISBN 978-985-459-114-8 .
  4. Искусствовед А. Г. Шимелевич считает данное мнение ошибочным, отстаивая связь с классической художественной системой. См.: Шымялевіч Г. Г. Стылявыя напрамкі другой паловы XIX – пачатку XX стст. у архітэктуры капліц Беларусі // Альманах «Запіскі Беларускай акадэміі мастацтваў». — Мн. , 2002. — № 3 (2000) . — С. 73 .
  5. Иногда характеризуется как низкий бабинец . См.: Кулагін А. М. Мі́рская каплі́ца // Беларуская энцыклапедыя : У 18 т. Т. 10: Малайзія — Мугаджары (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн , 2000. — С. 468. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0169-9 . ; Мирская часовня // Республика Беларусь: энциклопедия / Редкол. Г. П. Пашков [и др.]. — Мн. : Беларуская энцыклапедыя, 2007. — Т. 5: Минск — Педиатрия. — С. 113. — 748 с. — ISBN 978-985-11-0425-9 .
  6. Искусствовед А. Г. Шимелевич пишет об отделке цоколя серым и серо-зелёным гранитом . См.: Шымелевіч Г. Г. // Мірскі замак як культурна-гістарычны феномен XV—XX стагоддзяў: новыя даследаванні: матэрыялы навук.-практ. канф. — Мн. : ТАА "Белпрынт", 2004. — С. 186—189. — 192 с. — ISBN 985-459-040-2 .
  7. По данным 1989 года, исследователь А. Т. Федорук описал картуш как «резной из душа». См.: Федорук А. Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. — Мн. : Ураджай, 1989. — С. 198. — 247 с. — ISBN 5-7860-0086-9 .
  8. Установка картуша была запланирована на октябрь 2008 года. См.: Котлярова Ж. (рус.) . tut.by (12 сентября 2008). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано из 24 февраля 2016 года.
  9. Согласно «Списку церковных вещей из бывшей Св. Николаевской церкви в бывшем имении Мир», хранящемуся в архиве Свято-Троицкой церкви в Мире. См.: Новицкая О., Прокопенко Л. Княжеская церковь-усыпальница в Мире // Рэстаўрацыя Мірскага замка. Праблема захавання прыроднага культурнага ландшафтаў: навукова-практычная канферэнцыя, г. п. Мір, 6 чэрвеня 2010 г. / Навук. рэд. А. А. Ярашэвіч. — Нясвіж, 2012. — 139 с. — ISBN 978-985-6796-77-0 .

Примечания

  1. ↑ , с. 849.
  2. (рус.) . Официальный сайт Синодального паломнического отдела Белорусской Православной Церкви. Дата обращения: 10 февраля 2016.
  3. , с. 381.
  4. ↑ , с. 218.
  5. ↑ , с. 279.
  6. ↑ , с. 87—88.
  7. , с. 209.
  8. Чернатов В. М. (неопр.) . Замковый комплекс «Мир». Дата обращения: 6 февраля 2016.
  9. ↑ , с. 186—189.
  10. ↑ , с. 88—89.
  11. ↑ , с. 390.
  12. , с. 88.
  13. ↑ , с. 74.
  14. , с. 59.
  15. ↑ , с. 91.
  16. ↑ , с. 262.
  17. , с. 16.
  18. ↑ , с. 61.
  19. , с. 84.
  20. , с. 92.
  21. ↑ , с. 93.
  22. ↑ , с. 90.
  23. ↑ , с. 75.
  24. , с. 85.
  25. ↑ (рус.) . Новогрудская епархия (22 марта 2014). Дата обращения: 10 февраля 2016.
  26. , с. 45.
  27. ↑ , с. 347.
  28. , с. 7.
  29. ↑ , с. 11—12.
  30. , с. 10.
  31. Котлярова Ж. (рус.) . Белорусский портал TUT.BY (12 сентября 2008). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано из 24 февраля 2016 года.
  32. (рус.) . Национальный художественный музей Республики Беларусь (29 августа 2008). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано из 24 февраля 2016 года.
  33. ↑ , с. 87.
  34. (рус.) . Национальный художественный музей Республики Беларусь (1 декабря 2008). Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано из 24 февраля 2016 года.
  35. , с. 4.
  36. ↑ (рус.) . Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия (24 августа 2009). Дата обращения: 10 февраля 2016.
  37. ↑ (рус.) . Белтелерадиокомпания (10 октября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2016.
  38. , с. 216—218.
  39. , с. 344.
  40. (рус.) . Замковый комплекс «Мир». Дата обращения: 10 февраля 2016.
  41. ↑ , с. 118.
  42. ↑ , с. 213.
  43. ↑ , с. 192.
  44. ↑ , с. 347.
  45. , с. 79.
  46. ↑ , с. 468.
  47. ↑ , с. 639.
  48. ↑ , с. 273.
  49. , с. 73.
  50. , с. LXX.
  51. ↑ , с. 83—84.
  52. , с. 269.
  53. ↑ , с. 92.
  54. ↑ , с. 89.
  55. ↑ , с. 198.
  56. , с. 92—93.
  57. , с. 252.
  58. , с. 40.
  59. (рус.) . Путешествия. Дата обращения: 14 февраля 2016.
  60. Кудрявцева А. (рус.) . Народный каталог православной архитектуры. Дата обращения: 14 февраля 2016. Архивировано из 16 февраля 2016 года.
  61. ≡ Довгань А. (рус.) . Живой Журнал (29 августа 2012). Дата обращения: 22 марта 2017.
  62. , с. 90—91.
  63. ↑ , с. 552.
  64. , с. 113.
  65. , с. 276.
  66. , с. 80.
  67. , с. 137.
  68. , с. 346.
  69. ↑ , с. 72.
  70. , с. 347.
  71. , с. 73—74.
  72. , с. 89—90.
  73. , с. 44.
  74. ↑ , с. 96.
  75. , с. 99.
  76. , с. 84.
  77. , с. 114.
  78. ↑ , с. 34.
  79. , с. 118.
  80. , с. 60.
  81. , с. 99—100.
  82. , с. 62.

Литература

Литература на русском языке

  • Антипов В. Г., Бельков В. М. Садово-парковое искусство // Памятники природы Белоруссии. — Мн. : Урожай, 1970. — 112 с. — 22 500 экз.
  • Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. — СПб. : Типография журнала «Строитель», 1902. — Т. I. Архитектура исповеданий. — XX + 500 с.
  • Варавва А. Г. Несвиж. Мир : путеводитель. — 2-е изд.. — Мн. : Рифтур, 2004. — 84 с. — 5000 экз. — ISBN 985-6700-20-5 .
  • Иодковский И. Замок в Мире // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников. — М. , 1915. — Т. 6 . — С. LXX .
  • Калнин В. В. Мирский замок. — Мн. : Полымя, 1986. — 63 с. — 13 000 экз.
  • Карпенко Е. К вопросу о научной концепции музеефикации замкового комплекса «Мир» // Мірскі замак. Канцэпцыя рэстаўрацыі і праблемы музеефікацыі : рэспубліканская навукова-практычная канферэнцыя, г. п. Мір, Гродзенская вобл., замкавы комплекс "Мір", 16 чэрвеня 2007 г. / Навук. рэд. А. У. Карпенка. — Мн. : ТАА «Белпрынт», 2008. — 168 с. — 120 экз. — ISBN 978-985-459-114-8 .
  • Локотко А. И. Архитектура Беларуси в европейском и мировом контексте / Гл. ред. Т. В. Белова. — Мн. : Беларуская Энцыклапедыя , 2012. — 431 с. — 1000 экз. — ISBN 978-985-11-0684-0 .
  • Мирская часовня // Республика Беларусь: энциклопедия / Ред. кол. Г. П. Пашков [и др.]. — Мн. : Беларуская Энцыклапедыя, 2007. — Т. 5: Минск — Педиатрия. — С. 113. — 748 с. — 4000 экз. — ISBN 978-985-11-0425-9 .
  • Новицкая О., Прокопенко Л. // Рэстаўрацыя Мірскага замка. Праблема захавання прыроднага і культурнага ландшафтаў : навукова-практычная канферэнцыя, г. п. Мір Гродзенскай вобласці, 6 чэрвеня 2010 г. / Навук. рэд. . — Нясвіж: Нясвіжская ўзбуйненая друкарня, 2012. — 139 с. — 300 экз. — ISBN 978-985-6796-77-0 .
  • Прокопцов В. И. Мирский замок: проблемы реставрации и музеефикации объекта ЮНЕСКО // Мірскі замак : крыніцы стварэння музейных экспазіцый : гісторыка-дакументальныя матэрыялы і інфармацыйныя тэхналогіі : матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі (г. п. Мір, 29 мая 2009 г.) / Нав. рэд. Н. М. Усава. — Мн. : Медысонт, 2013. — С. 3—5. — 244 с. — 200 экз. — ISBN 978-985-7085-13-2 .
  • Хроника ОИРУ // Русская усадьба: сборник Общества изучения русской усадьбы / Науч. ред.-сост. М. В. Нащокина . — М. : Жираф, 2006. — Вып. 12 (28). — С. 848. — 878 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89832-051-2 .
  • Слюнькова И. Н. . — М. : Прогресс-Традиция , 2009. — 616 с. — ISBN 978-5-89826-326-8 .
  • Туристская энциклопедия Беларуси / Ред. кол. Г. П. Пашков [и др.]. Под общ. ред. И. И. Пирожника . — Мн. : БелЭн, 2007. — 648 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-11-0384-9 .
  • Федорук А. Т. // Мірскі замак: праблемы і шляхі рэалізацыі гістарычнага рэканструявання: навукова-практычная канферэнцыя, г. п. Мір Карэліцкага раёна Гродзенскай вобласці, 7 чэрвеня 2008 г. / Нав. рэд. Н. М. Усава. — Нясвіж: Нясвіжская ўзбуйненая друкарня, 2012. — С. 91—101. — 199 с. — 300 экз. — ISBN 978-985-6796-87-4 .
  • Федорук А. Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. — Мн. : Ураджай, 1989. — 246 с. — 10 300 экз. — ISBN 5-7860-0086-9 .
  • Федорук А. Т. Старинные усадьбы Белоруссии. Кореличский район / Нач. ред. . — Мн. : Беларусь , 2013. — 174 с. — 2000 экз. — ISBN 978-985-01-1006-0 .
  • Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн. : Высшая школа, 1977. — 319 с. — 3500 экз.
  • Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — 240 с. — 19 000 экз.

Литература на белорусском языке

  • Анціпаў В. Р. Мірскі парк // Энцыклапедыя прыроды Беларусі / Рэдкал. І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн. , 1984. — Т. 3. Катэнарыя — Недайка. — 488 с. (белор.)
  • Архітэктура Беларусі / Рэдкал.: Лакотка А.І. і інш.. — Мн. : Беларукая навука, 2007. — Т. 3, кн. 2. — 549 с. — ISBN 978-985-08-0872-1 . (белор.)
  • Гісторыя беларускага мастацтва / Рэдкал.: С. В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; Рэд. тома Л. М. Дробаў, П. А. Карнач. — Мн. : Навука і тэхніка, 1989. — Т. 3: Канец XVIII — пач. XX ст.. — 448 с. — ISBN 5-343-00319-2 . (белор.)
  • Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / Склад.: В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. — Мн. : БЕЛТА, 2009. — 684 с. — ISBN 978-985-6828-35-8 .
  • Калнін В. В. Мірскі замак. — Мн. : Беларусь, 2005. — 159 с. — ISBN 985-01-0589-5 . (белор.)
  • Кулагін А. М. Мірская капліца // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 66. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 . (белор.)
  • Кулагін А. М. Мі́рская каплі́ца // Беларуская энцыклапедыя : У 18 т. Т. 10: Малайзія — Мугаджары (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн , 2000. — С. 468. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0169-9 .
  • Кулагін А. М. Мірская капліца // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн. : БелСЭ, 1986. — Т. 3: Карчма— Найгрыш. — С. 639. — 751 с. (белор.)
  • Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2001. — С. 137. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7 . (белор.)
  • Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 279. — ISBN 978-985-11-0389-4 . (белор.)
  • Кулагін А. М. Эклектыка. Архітэктура Беларусі другой паловы XIX — пачатку XX ст.. — Мн. : Ураджай, 2000. — С. 79—80. — 304 с. — ISBN 985-04-0350-0 . (белор.)
  • . Беларуская архітэктура XIX — пачатку XX стагоддзя // Гісторыя сусветнага мастацтва. Рускае і беларускае мастацтва XIX — пачатку XX стагоддзя. — Мн. : Беларусь , 2011. — С. 347. — 430 с. — ISBN 978-985-01-0880-7 . (белор.)
  • Мірскі замак: даведнік / Пад агульнай рэд. І. Ложачніка, В. Навіцкай, А. Янушкевіча. — Мір, 2015. — 79 с. — ISBN 978-985-90361-7-0 . (белор.)
  • Міцянін А. Я., Самбук С. Ф., Трусаў А. А., Краўцэвіч А. К. Мір. Палацава-замкавы комплекс // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гродзенская вобласць. — Мн. : БелСЭ, 1986. — С. 218. — 371 с. — 7500 экз. (белор.)
  • Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Карэліцкага раёна / Рэдкал.: В. К. Кунашка, В. Ф. Кушнер i iнш. — Мн. : Ураджай, 2000. — 645 с. — ISBN 985-04-0347-0 . (белор.)
  • Пракапцоў У. І. Аб асаблівасцях утрымання і выкарыстання аб'ектаў гісторыка-культурнай спадчыны на прыкладзе Замкавага комплексу «Мір» // Мірскі замак. Крыніцы стварэння музейных экспазіцый: гісторыка-дакументальныя матэрыялы і інфармацыйныя тэхналогіі: матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі (г. п. Мір, 29 мая 2009 г.) / Нав. рэд. Н. М. Усава. — Мн. : Медысонт, 2013. — С. 6—12. — 244 с. — ISBN 978-985-7085-13-2 . (белор.)
  • Раманава І., Махоўская І. Мір: Гісторыя мястэчка: что расказалі яго жыхары. — Вільня: ЕГУ, 2009. — 248 с. — ISBN 978-9955-773-20-7 . (белор.)
  • Харэўскі С. В. Культавае дойлідства Заходняй Беларусі 1915—1940 гг. — Вильня: ЕГУ, 2008. — 102 с. — ISBN 978-9955-77-13-9. (белор.)
  • Шымелевіч Г. Г. // Мірскі замак як культурна-гістарычны феномен XV—XX стагоддзяў: новыя даследаванні: матэрыялы навук.-практ. канф. — Мн. : ТАА «Белпрынт», 2004. — С. 186—189. — 192 с. — ISBN 985-459-040-2 . (белор.)
  • Шымялевіч Г. Г. Стылявыя напрамкі другой паловы XIX — пачатку XX стст. у архітэктуры капліц Беларусі // Альманах «Запіскі Беларускай акадэміі мастацтваў». — Мн. , 2002. — № 3 (2000) . — С. 72—74 . (белор.)

Литература на польском языке

Ссылки

  • (рус.) . Белтелерадиокомпания (10 октября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2016.
  • (рус.) . Глобус Беларуси. Дата обращения: 11 февраля 2016. Архивировано из 28 марта 2009 года.
  • Чернатов В. М. (рус.) . Замковый комплекс «Мир». Дата обращения: 6 февраля 2016.
  • (белор.) . Radzima.org. Дата обращения: 11 февраля 2016.

Same as Часовня-усыпальница Святополк-Мирских