Город Всеобщего Благоденствия
- 1 year ago
- 0
- 0
Госуда́рство всео́бщего благосостоя́ния , благополу́чия или благоде́нствия ( англ. welfare state ) — концепция политического строя , при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан .
Концепция всеобщего благосостояния основана на принципах , справедливого распределения доходов и богатства , и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного качества и уровня жизни , то есть благоденствия.
Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации . Социолог демократии , благосостояния и капитализма . Как правило, в такой модели посредством прогрессивного налогообложения осуществляется перераспределение доходов и богатства, благодаря которому гражданам, независимо от уровня их дохода, в качестве бесплатных услуг предоставляются среднее (часто и высшее ) государственное всеобщее образование и здравоохранение , а социально незащищённые получают адресные программы социальной помощи и поддержки .
определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетаниеУчёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия , Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. При этом, появление современного государства благосостояния в основном было сопряжено с внедрением кейнсианской модели социального капитализма и социально-ориентированной рыночной и смешанной экономики , часто при участии социал-демократических партий .
В качестве синонимов используются термины социальное государство ( нем. Sozialstaat , прежде всего употребляемое в Германии, Италии и России ), «государство-покровитель» или «государство-защитник» (во Франции), « дом для народа » (в скандинавских странах ) и т. д. При этом, хотя понятия государства всеобщего благосостояния и социального государства часто отождествляются , первое является более всеобъемлющим понятием, чем второе .
Эволюция идей и возникновение социального государства заняла значительный период человеческой истории. Отдельные их элементы находят в государственных документах, правовых системах и работах, относящихся уже к древности . По мнению исследователей концепции социального государства восходят к различным утопическим проектам, известным с древнегреческих времён . Под влиянием знаменитой книги Томаса Мора « Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия » получили дальнейшее распространение подобные проекты преобразования общества . Ещё одним основанием подобных воззрений является теория общественного договора , разработанная в XVII—XVIII веках и предполагающая, что в совместных интересах необходимо заключить общественный договор, предполагающий достижения гражданами соглашения по вопросам правил и принципов государственного управления. В одном из важнейших документов этой теории — в трактате Жан-Жака Руссо « Об Общественном договоре » (1762) — указывалось, что народ имеет законное право вернуть себе утраченную свободу, восстановив первоначальное общественное соглашение и высказывалась твёрдая уверенность в построении государства основанного на соблюдении свободы и равенства . Немецкий философ Курт Хюбнер в своей работе «Нация: от забвения к возрождению» отмечал, что концепция Руссо и такие документы эпохи как американский « Билль о правах » и французская Декларация прав человека и гражданина не только обосновывают просветительские идеи о создании наилучшего социального устройства, но и представляют собой собрание главных идей «политики государства всеобщего благосостояния» .
Новый этап в развитии утопических идей преобразования общества относят к деятельности и работам представителей утопического социализма : Сен-Симона , Фурье , Оуэна . Важной вехой также признаётся работа британского теоретика либерализма Иеремии Бентама , который отразил свои взгляды в таком важном трактате как «Паноптикон, или инспекционное учреждение: описание идеи нового принципа строительства, применимого к предназначенным для содержания под надзором любых категорий граждан учреждениям любого типа…» (см. Паноптикум ). В своём проекте идеальной тюрьмы он предлагал создание социальных институтов основанных на контроле над деятельностью людей в целях наблюдения за их воспитанием и перевоспитанием, а также направленных на воплощение принципа «общественного блага». По оценке британского философа Бертрана Рассела , в намерения Бентама входило обосновать создание такой «социальной системы, которая бы автоматически делала людей добродетельными» .
Немецкий термин « социальное государство » применялся ещё к консервативным реформам Отто фон Бисмарка (см. « прусский социализм »), направленных на усиление государственного вмешательства в экономику и вводившего социальное страхование, чтобы предотвратить рост рабочего социалистического движения . При этом само понятие ещё в 1850 году употребил теоретик так называемого « государственного социализма » Лоренц фон Штейн , считающийся одним из основоположников научной теории социального государства. Свои идеи в этой области он изложил в работах «История социального движения Франции с 1789 года» и «Учение об управлении и право управления со сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии» . Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти» .
В 1871 году Германия ввела государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 году — финансирование медицинской помощи, в 1883 году — пособия по болезни. Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австро-Венгрии в 1887 году (при Эдуарде Тааффе ), во Франции — в 1898 году, в Норвегии — в 1894 году, Новой Зеландии — в 1900 году, Швеции — в 1901 году. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 году, в Швеции — в 1891 году, в Норвегии — в 1909 году. Довольно широкие программы социальной защиты были рано реализованы в таких странах, как Уругвай (при президенте Хосе Батлье-и-Ордоньесе ) и Австралия (при лейбористских правительствах).
Что касается английского термина «государство всеобщего благосостояния» ( Welfare state ), то считается, что его впервые использовал англиканский архиепископ Уильям Темпл , автор книги «Христианство и социальный порядок» (1942).
К этому времени большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках « Нового курса » в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией . Параллельно ещё более далеко идущие реформы осуществляли социал-демократические партии, пришедшие к власти в странах Скандинавии (например, правительство СДРПШ П. А. Ханссона в Швеции). Занимая пост премьер-министра в 1932—1936 и 1936—1946 годах, он провёл ряд реформ, позволившие стране восстановить экономику после « Великой депрессии ». Возглавляемая им коалиция объявила о построении « народного дома » и обосновала социальные преобразования (государственные антициклические и стимулирующие экономические меры, включая выплаты пенсий, субсидий, пособий, всеобщая бесплатная медицина, решение жилищных проблем малообеспеченных слоёв населения и др.) В 1938 году между Центральными объединениями профсоюзов и предпринимателей было заключено так называемое «трипартистское» соглашение, предусматривающее усиление роли коллективных договоров, выплате пособий по безработице профсоюзами, прогрессивное налогообложение рентабельных отраслей экономики и др.
Джон Мейнард Кейнс изложил теоретические основы подобных реформ в своём труде « Общая теория занятости, процента и денег » (1936).
Важнейшую роль в утверждении концепции государства всеобщего благосостояния сыграл британский политик Ллойд Джордж , который неоднократно занимал пост премьер-министра страны и провёл целый ряд социальных реформ: закон о пенсиях по старости (1908) и связанная с ним система прогрессивного налогообложения . В 1911 году по его настоянию был принят «Билль о национальном страховании», направленный на решение проблем связанных с безработицей и предусматривающий больший размер выплат помощью по сравнению с другими государствами, в частности, предусмотренными в Германии времён Бисмарка. Деятельность Джорджа в этой области высоко оценивается как британским обществом, так и отдельными исследователями. Так, по наблюдению Дж. Григга именно он является «истинным основателем социального государства» в Англии .
В Великобритании значительным событием стал доклад фабианца Уильяма Бевериджа «Социальное страхование и смежные службы» в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния» ( Welfare State ). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о модели социальной защиты Бевериджа. В литературе отмечается обнародование «этого документа стало одним из серьёзных шагов на пути формирования современной социальной политики и положило начало построению социального государства и государства всеобщего благосостояния в Великобритании» .
Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).
Хотя возглавлявшееся консерваторами коалиционное правительство военного времени вначале оставило предложения Бевериджа, однако ещё до конца войны ему пришлось пересмотреть свою позицию. На основании доклада правительство Великобритании в 1944 году начало реформу системы социального страхования, что было закреплено в «Белой книге». При лейбористском правительстве Клемента Эттли к 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения , программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования.
В США 8 января 1964 года в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало « » как часть программы построения « Великого общества ». 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act).Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» ( Volunteers in Service to America, VISTA ). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей ( Оffice of Economic Opportunity ). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа « Медикейд » для наиболее нуждающихся и « Медикэр » для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов . Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 годов .
После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к модели государства всеобщего благосостояния . Если принадлежащие к либеральной традиции «сопротивляющиеся коллективисты » (включая самого Бевериджа) находили государство благосостояния своим непосредственным идеалом, то социалисты- реформисты под послевоенными реформами понимали путь к умеренному демократическому социализму , плановому и эгалитарному обществу. Западноевропейское социальное государство тех лет характеризуется увеличением государственного вмешательства в экономику, национализацией здравоохранения , образования , транспорта , ЖКХ , энергетики , тяжёлой и добывающей промышленности .
Среди примеров реализации идеала социального государства обычно называли страны Скандинавского полуострова (нордическая, или « шведская модель »), Финляндию , Нидерланды , Канаду , Новую Зеландию , Швейцарию , Германию , Бельгию , Францию и т. д.
К концу послевоенного « славного тридцатилетия » стала нарастать критика государства всеобщего благосостояния , как слева , так и справа , а консенсус , достигнутый между истеблишментом и трудящимися классами их организациями ( профсоюзами и левыми партиями) становился всё более хрупким.
« Новые левые » и массовые протесты молодёжи и рабочих наподобие « Красного мая » во Франции (которые Иммануил Валлерстайн назвал «революцией 1968 года») были выражением критики государства благосостояния слева . Она исходила из того, что социальное государство является лишь временной уступкой государственного капитализма трудящимся , не устраняющей глубинные причины классового, сословного или расового неравенства, поэтому следует двигаться не к улучшению, а к преодолению капитализма (возможно, революционным путём).
Отстаивающие невмешательство государства в рыночную экономику ( laissez-faire ) критики справа (сторонники монетаризма , австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы ) утверждали, что государство всеобщего благосостояния приводит к «социальному иждивенчеству » и падению эффективности экономики , поскольку, снимая ответственность с индивида, подавляет его инициативу в решении собственных проблем.
Кризис социального государства пришёлся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда в результате « неоконсервативной революции» возобладали тэтчеризм и рейганомика . За время доминирования неолиберальной модели во многих странах произошёл демонтаж элементов государства всеобщего благосостояния, главными защитниками которого после перехода социал-демократии на позиции « третьего пути » выступают прежние критики — левосоциалистические партии.
Датский социолог Йёста Эспинг-Андерсен в своей книге «Три мира капитализма благоденствия» (1990) выделял три разновидности государства всеобщего благосостояния в зависимости от того, насколько они способствуют или противодействуют влиянию рынка на социальное неравенство :