Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мадонна Оньиссанти» (также известная как «Маэста» или «Мадонна на троне со святыми» ) ( итал. Maestà di Ognissanti ) — алтарная картина живописца итальянского проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266—1337). Создана в период между 1306 — 1310 годами и предназначалась для главного алтаря церкви Оньиссанти (Всех Святых) во Флоренции. Хранится в коллекции Галереи Уффици во Флоренции .
«Мадонна Оньиссанти», которая является одной из главных работ Джотто ди Бондоне , была написана между 1306 — 1310 годами для главного алтаря флорентийской церкви Оньиссанти (Всех Святых), монастырской церкви ордена монахов-гумилиатов. Орден гумилиатов занимался переработкой и продажей шерсти для благотворительных целей. Простота хитона Богоматери из неокрашенной ткани, вероятно, намекает на это обстоятельство заказа. Композиция относится к конографическому типу Маэстá ( итал. maestà — величание, возвеличивание ) — изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих Её ангелов. Соответствует византийскому и древнерусскому типу «Величание Богоматери», или «Прославление Богоматери». Близко иконографии «Царица Небесная» или «Магнификат».
Вероятно, алтарный образ первоначально находился на правом алтаре леттнера ( алтарной преграды , отделяющей хор от нефа и нартекса, что подтверждается « перспективой » трона, который рассчитан на восприятие зрителя, стоящего вблизи леттнера, немного слева.
После того как церковь и конвент в конце XVI века были переданы францисканцам , икона Джотто находилась, вероятно, в одном из соседних помещений до конца XVII века , пока Наполеон декретом 1810 года не распустил флорентийские монастыри, и тогда она оказалась в Академии.
Украшения трона Богоматери напоминают разноцветный мрамор , который использовался для украшения церквей того периода, а лестницы позволяют зрителю приблизиться к ней, напоминая о ее роли защитницы. Святые и ангелы размещены симметрично справа и слева от Богоматери. Их взгляд устремлен на младенца Иисуса . Атмосферу благоговения подчеркивают изображенные на переднем плане два ангела на коленях, держащие вазы с лилиями и красными цветами. Белый цвет ассоциируется с чистотой и рождением Богородицы, а красный цвет — со смертью Иисуса Христа на кресте. Лишь одна Богоматерь смотрит на зрителя. Ее сидячая фигура вполне объемная и весомая.
Частично обновленная во время последней реставрации ювелирная трактовка цвета в совокупности с декоративными особенностями подкрепляют давно отмеченное родство этой иконы с фресками Джотто для капеллы дель Арена в Падуе , выполненных в 1303 — 1305 годах . И хотя Богоматерь с младенцем следует византийскому иконографическому типу Одигитрия , своей реалистично переданной телесностью она выглядит иначе в панораме итальянской живописи начала XIV века . Это касается и натуралистически изображенных дырок от сучков деревянного помоста, на который Богоматерь поставила ноги, оберегая от холода мраморного пола; то же самое касается и окаменелых ракушек, которыми устлана земля под ангелами на коленях, которые должны, вероятно, напоминать розовую гальку Вероны .
Внутреннее величие форм, мощные пропорции фигур, сдержанная выразительность поз и жестов, которые отличают, в частности, фигуры ангелов у подножия трона Богоматери, которой они скромно, но с достоинством протягивают цветы, ясность пространственного решения, взвешенное равновесие между перспективными и плоскостными эффектами — лучшие композиции капеллы дель Арена переведены здесь на язык станковой живописи . Если раньше священные события изображались отстраненными от всего земного художественным языком, то Джотто показывает их в торжественно возвышенной, однако четко представленной реально осязаемой действительности. Особенно наглядно это заметно в сравнении с созданной между 1280 — 1290 годах «Маэста» Чимабуэ , монументальной иконой из церкви Святой Троицы во Флоренции, которая, как и икона Джотто, теперь хранится в Уффици (обе находятся в одном зале — № 2 «XIII в. и Джотто»).