Interested Article - Евангелие от Марка
- 2020-08-12
- 2
Евангелие от Марка ( др.-греч. Ευαγγέλιον κατά Μάρκον , лат. Evangelium secundum Marcum ) — вторая книга Нового Завета и второе из четырёх канонических Евангелий. Самое короткое из четырёх Евангелий. В Новом Завете следует после Евангелия от Матфея и перед Евангелиями от Луки и Иоанна .
Содержание и композиция
Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа , Сына Божия. Евангелие от Марка наиболее краткое среди четырёх Евангелий. По многим фрагментам оно пересекается с Евангелием от Матфея , однако излагает некоторые события из жизни Иисуса более кратко и в другом порядке. Обращено Евангелие к христианам из язычников — по сравнению с Евангелием от Матфея в тексте присутствуют объяснения иудейских обычаев и географии Палестины , а также намного более редки ссылки на Ветхий Завет . Митрополит Сурожский Антоний писал о нём:
Слог евангелиста Марка замечательно живой и выразительный. У него часто встречается выражение «тотчас» или «немедленно». Трудно допустить, чтобы можно было сочинить такой чистосердечный рассказ; он носит на себе печать правдивости, в чём всё больше и больше мы убеждаемся по мере изучения его.
Только в этом Евангелии приведён эпизод о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле, и когда один из воинов схватил его за одеяло, то, вырываясь из рук воина, он оставил одеяло в его руках, и убежал совершенно нагой ( , ). По преданию, этот юноша и был сам евангелист Марк.
Начинается Евангелие с проповеди ближайшего предшественника (согласно Евангелиям) Иисуса Христа Иоанна Крестителя , особое внимание евангелист уделяет чудесам и проповедям Спасителя , рассказ о которых, по его замыслу, должен укрепить веру обращённых язычников. Значительное внимание уделено последним неделям жизни Христа ( — , то есть почти половина книги). Стиль книги — живой и динамичный . Греческий язык Евангелия от Марка — не литературный, а скорее разговорный, в нём присутствуют семитское влияние и отдельные латинизмы . Только в Евангелии от Марка упоминаются два чуда, совершённые Христом — исцеление глухого косноязычного ( ) и исцеление слепого в Вифсаиде ( ); а также две притчи — о посеве и всходах ( ) и об ожидании хозяина дома ( ).
- Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение им Христа ( )
- Начало служения Христа в Галилее и призвание первых учеников ( )
- Исцеления, изгнания бесов и проповедь в Кфар-Нахуме (Капернауме) и по всему Галилю ( — )
- Избрание 12 апостолов и наставления им на проповедь ( )
- Чудеса и притчи Христа . Проповедь в Галиле и окрестных землях ( — )
- Смерть Иоанна Крестителя ( )
- Новые притчи и чудеса ( — )
- Преображение Господне ( )
- Иисус идёт из Галилеи в Иудею. Притчи и чудеса ( — ), исцеление иерихонского слепца ( )
- Вход Господень в Иерусалим ( )
- Проповедь в Иерусалиме ( — )
- Предсказания Иисуса о разрушении Иерусалима и конце света ( )
- Помазание Иисуса миром ( )
- Тайная вечеря ( )
- Гефсиманское борение , арест и суд ( )
- Христос перед Пилатом ( )
- Распятие и погребение ( )
- Явления воскресшего Христа ( )
Авторство
В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора также не содержится, однако древнее церковное предание считает таковым Иоанна Марка , апостола из числа 70 , ученика апостола Петра (в Первом послании апостол Пётр называет Марка сыном своим — указание на то, что он был обращён самим Петром). Апостол Марк фигурирует в Деяниях апостолов . С раннехристианских времён в Церкви считалось, что главным источником Евангелия были воспоминания апостола Петра, Марка называли его истолкователем. Папий Иерапольский , живший в начале II века , по свидетельству церковного историка IV века Евсевия Кесарийского , сообщал следующее:
Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку. Евсевий Кесарийский, «Церковная история»
Об авторстве Марка и тесном влиянии на него рассказов Петра писали Климент Александрийский , Ириней , Ориген , Тертуллиан и многие другие раннехристианские деятели.
Время и место создания
Время создания достоверно установить невозможно. Сторонники традиционной точки зрения вслед за Августином полагают, что Евангелие от Марка создано вторым после Евангелия от Матфея . Некоторые же современные исследователи считают, что Евангелие от Марка создано первым. По этому вопросу «первые обоснованные гипотезы стали появляться лишь во 2-й пол. XVIII в.» . Большинство исследователей сходится в том, что оно написано раньше Евангелий от Луки и Иоанна . Наиболее вероятное время создания книги — 60—70-е годы I века . По версии Евсевия Кесарийского , Евангелие написано в 43 году . Наиболее вероятное место создания Евангелия от Марка — Рим. В её пользу говорят свидетельства Папия Иерапольского , Климента и Иринея. В Евангелии от Марка присутствует ряд латинизмов (центурион, легион, динарий), отсутствующих в Евангелии от Матфея. По мнению св. Иоанна Златоуста , книга написана в Александрии .
Подлинность
Против подлинности Евангелия не было серьёзных возражений, за исключением стихов 9—20 последней 16 главы ( ), носящих, по мнению большинства критиков, печать позднейшего происхождения (конца ІІ века). По свидетельству Евсевия , Иеронима и других, Евангелие от Марка в их время заканчивалось словами: «потому что боялись», то есть 8 стихом главы . Заключительных стихов нет в синайском и ватиканском манускриптах.
Современные исследования
Евангелие от Марка было предметом обширной экзегетической и критической литературы. Согласно гипотезе двух источников , Евангелие от Марка, наряду с источником Q , послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки : «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трёх, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» .
По утверждению антиковеда Мортона Смита , из 10 главы Евангелия по указанию Климента Александрийского был изъят эпизод воскрешения Иисусом некоего юноши (в Евангелии от Иоанна он назван Лазарем). В обнаруженной Смитом , которую он назвал перепиской Климента с Феодором конца ІІ века, цитируется этот фрагмент
Переводы
- в переводе С. С. Аверинцева , Славянский библейский фонд, СПб., 1997
См. также
Примечания
- ↑ Гатри, Д. Глава 3. Раздел IX // = New Testament Introduction. 25 апреля 2016 года.
- . www.pravenc.ru . Дата обращения: 23 декабря 2022. 23 декабря 2022 года.
- James R. Edwards, от 23 октября 2013 на Wayback Machine , The Pillar New Testament Commentary, Wm. Eerdmans 2002, p. 9.
- R. T. France, The Gospel of Mark: A Commentary on the Greek text , NICNT, Wm. Eerdmans, 2002, p. 39
- Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М.: Политиздат , 1980. — 198 с.
- Smith M. London: Gollancz, 1974
Литература
- Новый Завет. Комментарии. — Брюссель: « Жизнь с Богом », 1989.
- Епископ Григорий (Лебедев) . Толкование на Евангелие (от Марка и Луки). — 2006.
- Толковое Евангелие. — М. , 2000. — Т. 2: От Марка и Луки. В 3 тт.
- Браун Р. Введение в Новый Завет. — ББИ , 2007.
- Смородинов Р. А. // Журнал современной зарубежной философии «Хора». 2008. № 2. С. 154—163.
- MacRory J. // The Catholic Encyclopedia . Vol. 9. New York: Robert Appleton Company, 1910
- 2020-08-12
- 2