Менделеев, Василий Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Дми́триевич Поле́нов ( 20 мая [ 1 июня ] 1844 , Санкт-Петербург — 18 июля 1927 , усадьба Борок, Тульская область ) — русский живописец , один из наиболее значимых художников пореформенной эпохи, педагог ; мастер исторической , пейзажной и жанровой картины , новатор техники пленэра . Академик (с 1876), профессор (с 1892) и действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств . Член Товарищества передвижников (с 1878). Народный художник РСФСР (1926).
Василий Поленов и его сестра-близнец Вера были первенцами в многодетной, культурной дворянской семье. Он родился 20 мая ( 1 июня ) 1844 года в Санкт-Петербурге . Его отец Дмитрий Васильевич Поленов , сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова , внук Алексея Яковлевича Поленова , юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом , археологом и библиографом . Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова , писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского , ученика Карла Брюллова . Дядя художника М. В. Поленов (1823—1882) был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.
Первые детские впечатления Поленова о девственной природе были связаны с Олонецким краем . Родители привезли Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии, когда ему исполнилось десять лет. Свои впечатления об этом восхитительном уголке вепсской природы художник воплотил в картинах: «Холмы» (1861), «Закат» (1869), «Северная изба» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872). Ряд картин художник посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Бабушкин сад». Всего здесь он написал 37 картин.
Однако самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии , где находилось родовое имение его бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова , воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина , хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки , былины , предания . В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ («Суд царя Соломона», «Иисус Навин у стен Иерихона» и др.), присуждая как в академиях, за лучшую работу «медаль» .
Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена , ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.
В 1861—1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске . В память об этом на здании установлена мемориальная доска.
В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета . По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств ; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии , строительному искусству, начертательной геометрии , истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков , П. В. Басин , П. М. Шамшин , А. Е. Бейдеман , К. Б. Вениг . Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера , сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.
Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете. И. Е. Репин вспоминал: «…Кроме того, он [Поленов] был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „ Jus primae noctis “ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений» .
Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации («О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент»), которую Поленов защитил в университете. (Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 14).
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И. Е. Репиным , М. М. Зеленским , Е. К. Макаровым , Е. Ф. Урлаубом , по просьбе Великого князя Владимира Александровича , президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» — большую золотую медаль .
Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1871 году , Поленов в 1872 году отправился за границу в качестве пенсионера Академии . Посетил Вену , Мюнхен , Венецию , Флоренцию и Неаполь , длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон» , обеспечившую ему в 1876 году звание академика [ источник не указан 1046 дней ] .
Летом 1874 года работал в Нормандии (курортное местечко ), куда его пригласил И. Е. Репин , находившийся там также как пенсионер Академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи («Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета . Нормандия») . В 1874 году его картина «Право господина» была выставлена на Весеннем Салоне в Париже. В 1875 году работал над картинами «Заговор гёзов» и «Блудный сын» (не закончены), «Семейное горе».
Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в армию генерала М. Г. Черняева. Под командованием полковника Андреева, в составе «летучего отряда» Поленов участвовал в сражениях, за что был награждён следующими наградами: сербской серебряной медалью «За храбрость», которую ему вручил черногорский воевода, делегат от Черногории в Верховном командовании Сербии и Черногории, Машо Врбица,
сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости» за участие в боях 7, 8, 9 октября 1876 г., выданным художнику-добровольцу полковником Андреевым . В 1877 году, в русско-турецкой войне состоял при штабе в Рущукском отряде под командованием наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III ). Всё это время Поленов сотрудничал с иллюстрированным журналом « Пчела », для которого посылал зарисовки и этюды. Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий, а, в основном, видовые зарисовки («Вид г. Парачина», «Белград с восточной стороны», «Долина Моравы перед Делиградом»), или бытовые («Сербские конники у водопоя», «На бивуаках за Дунаем», «Тыл сербской армии»).
В 1877—1878 годах работал над этюдами к картине «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».
С 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационного искусства (сценографии) . В 1882—1895 годах — преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества , где в числе его учеников были И. И. Левитан , К. А. Коровин , И. С. Остроухов , А. Е. Архипов , А. Я. Головин и Е. М. Татевосян .
В 1877 году Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину « Московский дворик », написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа» . С 1879 года — действительный член Товарищества передвижных художественных выставок . Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.
В 1881 — 1882 годах отправляется вместе с экспедицией князя С. С. Абамелек-Лазарева и А. В. Прахова в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам : в Константинополь , Палестину , Сирию и Египет , откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну « Христос и грешница », а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма («Нил у Фиванского хребта», 1881; «Первый нильский порог», не датированный; «Нил, вдали пирамиды», 1881 и др.).
Подолгу жил и работал в Абрамцеве. Очарованный природой Абрамцева, Поленов написал много прекрасных этюдов и картин («Лето. Купальный сезон в Абрамцеве», 1879;«Берёзовая аллея в Абрамцеве», 1880; «Верхний пруд в Абрамцеве», 1882, «Пруд в Абрамцеве», 1893; «Осень в Абрамцеве», 1890 и другие). Здесь же в 1879—1880 годах художник создал несколько графических портретов: А. В. Прахова (1879), Р. С. Левицкого (1879), В. П. Щеголенкова (1879), В. А. Серова (1879), Н. В. Якунчиковой (1879), К. Д. Арцыбушева (1880) и других.
В 1883 — 1884 годах в Италии Поленов продолжает работу над картиной « Христос и грешница », которую 1887 году экспонирует на XV Выставке передвижников. В 1888 году пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
Оформил спектакль «Алая роза» С. Мамонтова (1893), оперы: «Уриэль Акоста» В. С. Серовой (1895, Большой театр), «Фауст» Ш. Гуно и «Фальстаф» Д. Верди (1895, Русская частная опера С. Мамонтова). В 1894 году выполнил декорацию к живой картине «Афродита», поставленной на Первом съезде художников, в 1897—1898 годах — эскизы декораций к опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере.
В 1890—1900 годах создал духовные музыкальные сочинения: «Всенощная» и «Литургия». В 1902 году разработал программу стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.
Поленов в детстве проводил лето в имении отца « Имоченицы » в Олонецкой губернии, (ныне — Лодейнопольский район, Ленинградской области) где полюбил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. С этими местами связаны его ранние пейзажные работы и этюды . Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 году приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии , на высоком берегу над Окой . В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница» , построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме — художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. В 1904 году по проекту художника было возведено здание, получившее название Аббатство . В письме Ивану Владимировичу Цветаеву (27 октября 1904 г.) по этому поводу Поленов замечает: «…Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится» . Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь Троицы Живоначальной в Бёхове (1906).
В настоящее время в усадьбе Борок (современное название — Поленово ) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова , где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967) .
В 1899 году Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток , чтобы собрать материал для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую он завершил в 1909 году . Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.
В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 года Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович .
В 1906 году в Большом зале Московской консерватории была исполнена опера Поленова «Призраки Эллады» .
В 1907 году путешествует по Германии и Италии. В 1910 — 1911 годах снова посещает Европу.
В 1910— 1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.
В 1914 году в Москве была проведена выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне .
В 1915 году художник организует Народный дом в Тарусе, который был открыт постановкой «Призраки Эллады» Для постановки Поленовым созданы декорации: Афродита на фоне неба и моря, портик храма Эрехнейтон.
В 1915 — 1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров ; с 1921 года — это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом»).
В 1918— 1919 годах живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке». В 1920—1921 годах для светового театра-диорамы в Борке исполнил шестьдесят пять небольших картин о кругосветном путешествии.
В 1924 году прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. В 1926 году Поленову присвоено звание народного художника Республики .
Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово, на крутом берегу Оки , где он так часто любил рисовать этюды [ источник не указан 1046 дней ] . Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.
В. Д. Поленов был женат с 1882 года на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931) [ источник не указан 1046 дней ] , дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова . От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (Федя, сын-первенец, умер в младенчестве, в августе 1886 года) и четыре дочери.
В декабре 1915 года на Медынке (ныне — Зоологическая, 13 ) был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В. Д. Поленовым и промышленником-меценатом С. И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.
В 1915—1916 годах для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова) . В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность «Поленовского Дома» не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса .
В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».
С 1925 года основным направлением ДТП им. В. Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности .
19 февраля 1930 года «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые девятнадцать ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трёхгодичных мастерских Центрального Дома.
В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.
В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.
В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 1980-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.
В 1991 году ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества , сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремёсел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна . Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок , 8, строение 3.
29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику «Поленовского дома», по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника — правнучкой Н. Ф. Поленовой, директором музея заповедника В. Д. Поленова, и невесткой внука Н. Н. Грамолиной, заместителем директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова, в соответствии с утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 года № 686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В. Д. Поленова.
Бывший «Поленовский дом» на Зоологической улице в конце осени 2020 года передан музею-заповеднику Поленова в качестве его московского филиала .
в библиотеке «Старатель»