Катарина Габриелли
(
итал.
Caterina Gabrielli
; 1730—1796) — итальянская певица, актриса придворного театра в
Санкт-Петербурге
.
Биография
Катарина Фатта (
итал.
Caterina Fatta
) родилась в городе
Риме
12 октября 1730 года в семье повара князя Габриелли. Девочка с детства обнаруживала страсть к пению и способности к музыке и князь Габриелли, восхитившийся её голосом и красотой, отдал её в школу сначала к Гарсия, а потом к одному из лучших в то время учителей пения
Никола Порпоре
. Через несколько месяцев она уже могла выступить в концерте и восхитила публику своим талантом. Её прозвали «
la cochetta di Gabrielli
» (буквально «кухарочка Габриелли»), и фамилия князя, открывшего знаменитую певицу, осталась навсегда за ней
.
В семнадцатилетнем возрасте Катарина Габриелли блестяще дебютировала на сцене в городе
Лукка
в опере
Бальдассаре Галуппи
«Софонизба». Дальнейшей обработке её голоса много содействовали занятия с певцом Гаэтано Гваданьи. Он же был её первой любовью, за которой последовали многие другие. Вообще свою жизнь она посвятила искусству и любви. Её слава и красота приклекали множество поклонников, с которыми, согласно отзывам современников, «
она позволяла себе разные проделки
»
.
В 1750 году Габриелли пела в
Неаполе
в «Дидоне»
Никколо Йоммелли
, после чего её имя стало известным и в
Европе
. Приглашенная в
Вену
, где она получила звание придворной певицы и познакомилась с
Пьетро Метастазио
,
Кристофом Виллибальдом Глюком
и
Витторией Тези
, которые помогали ей советами
.
В 1759 пела в опере «Армида» чешского композитора
Йозефа Мысливечека
на открытии 2-го сезона Ла Скала.
В 1765—1767 гг. Катарина Габриелли пела в
Палермо
, затем в
Парме
.
Вскоре Габриелли решила отправиться в Россию, куда её приглашал
Томмазо Траэтта
, заведовавший Петербургской итальянской оперой. В 1769 году она дебютировала в
Санкт-Петербурге
в опере Т. Траэтта «Необитаемый остров» и «
очаровала слушателей
»
.
Императрица
Екатерина II
предложила ей остаться на весь сезон. Габриелли запросила 10 тысяч рублей в год жалованья (по другой версии — 5000 червонцев за 2 месяца) и в ответ на слова Государыни, что подобное жалованье получают только фельдмаршалы, сказала: «
В таком случае Ваше Величество может заставить петь своих фельдмаршалов
»
. В конце концов она согласилась получать 7 тысяч (по другим сведениям — 6500) рублей. Впрочем, вышеприведенный анекдот рассказывается и о других артистах. В
России
она с успехом выступала в течение пяти лет почти во всех операх, дававшихся на придворной сцене, и была очень любима публикой
.
Иван Перфильевич Елагин
— директор
Императорских театров
до такой степени любил певицу, что она заставляла потакать всем её капризам, но после того, как он повредил себе ногу во время вальса с ней по её настоянию (то же самое рассказывается и про балерину, за которой ухаживал Елагин), выведенная из терпения императрица Екатерина II приказала в 1775 году выслать её за границы
Российской империи
, выдав сполна все жалованье согласно действовавшему контракту
.
После отъезда из Российской империи Катарина Габриелли продолжала гастролировать в разных странах
. Голос её долго сохранял свежесть, чистоту и силу. Слава певицы начала меркнуть с 1780 года, и убедившись в том, что её карьера клонится к упадку, она оставила сцену и поселилась в
столице Италии
.
Большие средства, накопленные певицей, позволили ей окружить себя роскошью. Дом её сделался местом собрания римской молодежи. Она щедро помогала бедным и устраивала в их пользу блестящие праздники и концерты, в которых, однако, сама не принимала участия. Жизнь Катарины Габриелли, полная разнообразных приключений, послужила темой для многих повестей и романов.
Александр Радищев
упоминает её в своём знаменитом
Путешествии из Петербурга в Москву
.
Катарина Габриелли умерла 16 апреля 1796 года в родном городе.
Оперный репертуар
Избранное
-
Софонисба
-
Бальдассаре Галуппи
(Лукка, 1747)
-
Дидона
- Никколо Джоммелли (Неаполь, 1750)
-
Ermione в
Antigona
Бальдассаре Галуппи (Венеция, 1754)
-
Ermione в
Astianatte
от Антонио Гаэтано (Венеция, 1755)
-
Эмира в
Солимано
- Доменико Фишетти (Венеция, 1755)
-
Lisinga в
L'eroe Cinese
от Gaetano Piazza (Милан , 1758)
-
Ipermestra in
Ipermestra
Бальдассаре Галуппи (Милан, 1758)
-
Фульвия в
Эцио
Гаэтано Латилла (Неаполь, 1758)
-
Берое в пастиччо
Ниттети
(Генуя , 1758)
-
Дирча в
Demofoonte
Бальдассаре Галуппи (Падуя , 1758)
-
Клеофида в анонимном
Алессандро Нелл'Инди
(Милан, 1759)
-
Dircea в
Demofoonte
от Антонио Ferradini (Милан, 1759)
-
Aricia в
Ипполито ред Aricia
по Траэтте (Парма, 1759)
-
Вителлия в
La clemenza di Tito
Бальдассаре Галуппи (Турин, 1760)
-
Лавиния в
Энеа нель Лацио
Томмазо Траэтта (Турин, 1760)
-
Telaire in
I tindaridi
Томмазо Траэтта (Парма, 1760)
-
Клеоника в анонимном
Деметрионе
(Падуя, 1761)
-
Зенобия в анонимной
Зенобии
(Лукка, 1761)
-
Cleonice в
Demetrio
от Джузеппе Ponzo (Турин, 1762)
-
Ифигения в
Ифигении в Аулиде
, Фердинандо Бертони (Турин, 1762)
-
Клеофида в
Алессандро
Томмазо Траэтта (Реджо-Эмилия , 1762)
-
Фульвия в
Эцио
от Джузеппе Скарлатти (Лукка, 1762)
-
Emirena в
Адриано в Siria
по Джузеппе Колла (Милан, 1763)
-
Дидона в
Didone abbandonata
Томмазо Траэтта (Милан, 1763)
-
Aristea в
L'olimpiāde
от Pietro Гульельми ( Неаполь , 1763)
-
Иссипиле в пастиччо
Иссипиле
(Неаполь, 1763)
-
Беренис в
Лусио Vero
от Антонио Саккини (Неаполь, 1764)
-
Марция в
Катоне в Ютике
, Иоганн Христиан Бах (Неаполь, 1764)
-
Марсия в
Cajo Марио
по Никколо Piccinni (Неаполь, 1765)
-
Климена в
Il grand Cid
Никколо Пиччинни (Неаполь, 1766)
-
Береника в
Лусио Веро
Антонио Саккини (Неаполь, 1766)
-
Argene в
Il Bellerofonte
по Мысливечкам (Неаполь, 1767)
-
Клелия в
Il trionfo di Clelia
Йозефа Мысливечека (Турин, 1768)
-
Ariene в
Creso
от Pasquale Cafaro (Турин, 1768)
-
Дирча в
Demofoonte
Бальдассаре Галуппи ( Палермо , 1768)
-
Береника в пастиччо
Антигоно
(Палермо, 1769)
-
Аристея в анонимной
L'olimpiade
(Палермо, 1770)
-
Клеоника в пастичке
Деметрио
(Палермо, 1770)
-
Антигона в
Антигоне
Томмазо Траэтта (Санкт-Петербург, 1772)
-
Психе в
Amore e Psiche
Томмазо Траэтта (Санкт-Петербург, 1773)
-
Береника в
Лучо Веро
Томмазо Траэтта (Санкт-Петербург, 1774)
-
Армида в анонимной
Армиде
(Лукка, 1778)
-
Армида в
Армиде
, Йозеф Мысливечек (Милан, 1780)
-
Берая в
Ла Nitteti
по Паскуалу Анфосся (Венеция, 1780)
-
Semiri в
Arbace
от Giovanni Battista Борги (Венеция, 1782)
-
Семира в
Земире
Паскуале Анфосси (Венеция, 1782 год).
Примечания
-
↑
Bibliothèque nationale de France
(фр.)
: платформа открытых данных
— 2011.
-
Caterina Gabrielli //
(англ.)
— 2010.
-
↑
//
Русский биографический словарь
: в 25 томах. —
СПб.
—
М.
, 1896—1918.
-
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
-
(неопр.)
. www.belcanto.ru. Дата обращения: 21 октября 2019.
24 апреля 2019 года.
-
В русском биографическом словаре
Половцова
говорится, что её в 1768 году заставила бежать из Пармы ревность инфанта Филиппа, с которым у неё был роман, однако
Филипп I
умер тремя годами ранее. Возможно имелся в виду его сын
Фердинанд I
, либо подразумевалась месть со стороны родственников Филиппа
-
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
-
Шамфор Н. Максимы и мысли. Характеры и анекдоты. – М., 1966, с. 212.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июня 2015.
23 июня 2015 года.
-
↑
-
В
растиражирована версия о том, что причина отъезда певицы связана с неисполнением денежных обязательств перед ней со стороны Императорских театров.
-
Шубинский С. Н.
«Исторические очерки и рассказы», 711—718.
Литература
-
С. Н. Шубинский
, «Исторические очерки и рассказы», 711—718.
-
Larousse
, "Grand dictionnaire universel du XIX siecle", т. 8, стр. 910.
-
Энциклопедический лексикон
, том XIII.
-
«История оперы в лучших её представителях»,
М.
, 1874, стр. 162.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|