Курбановский, Алексей Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Алексе́евич Га́вричков ( 22 апреля 1937 , Москва , РСФСР — 16 августа 2003 ) — советский и российский художник-график, архитектор , преподаватель . Доктор архитектуры (1989). Профессор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998). Российской академии архитектуры и строительных наук (2000) от 12 июля 2020 на Wayback Machine .
Родился в Москве. В 1937 году семья А. А. Гавричкова переехала в Ленинград . В 1953—1955 гг. осваивал искусство графики и рисунок в художественной студии под руководством Г. Я. Длугача. 1955 — 1961 г. — учился на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде по мастерской А. К. Барутчева . Там же окончил аспирантуру. С 1963 года — преподаватель , впоследствии профессор кафедры архитектурного проектирования Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Член Союза архитекторов Российской Федерации ( 1965 ). Работал в институте ЛенНИИпроект в мастерской И. И. И. И. Фомина , где разрабатывал проекты Чесменского воинского кладбища, генеральным проектом застройки Нового Петергофа и парка вокруг Пискарёвского мемориального кладбища в Ленинграде.
Участник художественных выставок с 1970 г. (ок. 200) в том числе — 24 персональных выставки. Член Союза художников СССР по секции графики с 1979 г. В 1989 г. присвоена учёная степень доктора архитектуры. Графические произведения художника находятся в отечественных и зарубежных частных коллекциях США, Италии, Франции, Англии, Венгрии, Израиля и собраниях музеев, в числе которых Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств , Российская Национальная библиотека , Государственный Русский музей , Государственный музей истории Санкт-Петербурга , Российский национальный музей музыки и др.
Художник предпочитал технику офорта ( травлёный штрих ) и артистично использовал художественные возможности тонкой, гибкой линии, штриха и точки. В его станковых графических листах, графике «малых форм» ( экслибрис ) присутствует близкий художнику мир произведений талантливых ремесленников , мастеров декоративно-прикладного искусства , выдающихся художников прошлого (серии «Вологодское кружево», «Выставка Питера Пауля Рубенса», «Выставка карет» и др.).
Архитектурное образование художника отразилось в интересе к городскому пейзажу, к выдающимся архитектурным памятникам городов Европы, памятникам-руинам (серии «Херсонес», «Римские руины», « Александро-Невская лавра », «Залы Эрмитажа », « Флоренция . Пейзаж», « Прага », «Часы „Мавры“. Венеция »). Аналитический стиль рисования художника — не фотографическое воспроизведение натуры, а фантазийное, творческое слияние реальности и вымысла. Гавричков отличался особым чутьём на интересные объекты. Его графические листы привлекают неожиданностью композиционных решений, острым ракурсом, точно увиденным фрагментом, либо комбинацией нескольких музейных предметов разных форм и стилей. При этом не возникает впечатления эклектики их хаотичного, случайного сочетания. Художественно-образное состояние произведений А. А. Гавричкова исполнено элегическим светом. Черно-белый графизм изображений не препятствует широкому диапазону художественно-технических средств исполнения: от прихотливой и вместе с тем напряжённой линеарности (« Флоренция . Пейзаж») до свободной тональной живописности («Венеция»).