Interested Article - Философия Бхагавад-гиты

«Философия „ Бхагавад-гиты “» ( англ. Philosophy of the Bhagavad Gita ) — самое большое произведение индусского теософа Т. Субба Роу , представляющее собой серию из пяти лекций, прочитанных на X ежегодном съезде Теософского Общества в 1885 году (первая) и на XI съезде 27, 28, 29 и 30 декабря 1886 года (следующие четыре). Впервые лекции были опубликованы в журнале « The Theosophist » . Отдельным изданием под заголовком «Размышления о „Бхагавад-гите“» ( англ. Discourses on the Bhagavat gita ) работа вышла в Бомбее в 1888 году под редакцией Токарама Татьи . Неоднократно переиздавалась на языке оригинала, а также на немецком, французском, нидерландском и русском языках .

Логос и человеческая монада

В первой лекции Субба Роу говорит, что Кришна — это Логос , который осеняет человеческое «я», и его дар — его сестра в браке с Арджуной — олицетворяет союз между светом Логоса и человеческой монадой . «Стоит заметить, что Арджуна хотел, чтобы Кришна не боролся за него, а действовал лишь как его возничий и был его другом и советником. Из этого можно понять, что человеческая монада должна вести свою собственную битву , получая, как только вступит на истинный путь, помощь своего собственного Логоса».

Строение микрокосма

Во второй лекции Субба Роу подчёркивает, что Теософское Общество учреждено на космополитической основе . Его члены «не обручены» с какой-либо особенной верой или конкретной системой религиозной философии и должны считать себя исследователями, которым открыта любая философская система.

«В настоящее время не все мы единодушны по части какой-либо конкретной философии, что могла бы проповедоваться как философия нашего Общества. Это, без сомнения, очень безопасная позиция для начала. Но из всего этого не следует, что мы должны быть исследователями и только исследователями. Мы сможем, несомненно, выявить фундаментальные принципы всей философии и основать на них систему, которая будет наилучшим образом соответствовать нашим нуждам и чаяниям. Имейте это в виду и не принимайте мои взгляды как взгляды Общества или же, как взгляды какого-либо другого авторитета, высшего, чем я сам. Я просто представлю их, чтобы они были рассмотрены так, как они того заслуживают. Это результаты моих собственных исследований различных систем философии и никакого высшего авторитета им не приписывается. Только в таком свете я хотел бы видеть те немногие замечания, что собираюсь сделать».

Из Раздела I

Далее, говоря о строении микрокосма , автор утверждает, что, по мнению ведантистов , и, как ему кажется, по мнению Кришны, человек представляет собой четвёрку. У него есть, во-первых, физическое тело, или стхула-шарира , во-вторых, астральное тело, или (англ.) , в-третьих, местопребывание его высшей индивидуальности, (англ.) , и в-четвёртых, наконец, своя атма . Относительно конкретной природы этого четвёртого принципа, несомненно, существует разница во мнениях, которая дала начало различным ошибочным пониманиям. Например, согласно некоторым последователям философии санкхья , по крайней мере, тех, кто называется ниришвара-санкхьи, у человека есть три этих принципа с их авьяктой , завершающей четвёрку. Эта авьякта есть мулапракрити , или скорее, Парабрахман , проявленный в мулапракрити, как в его (англ.) . С этой точки зрения Парабрахман является в действительности четвёртым принципом, высшим принципом в человеке; а другие три принципа просто существуют в нём и по причине его.

Критика автором лекций семеричной конституции человека, о которой теософы писали во многих книгах и статьях, положила начало продолжительной (с апреля по август 1887 г.) дискуссии между ним и Е. П. Блаватской на страницах журнала «The Theosophist» . В 1888 году в « Тайной доктрине » она опубликовала и «брахманистскую» классификацию Субба Роу, принятую в раджа-йоге , и свою «трансгималайскую» классификацию .

Философия Логоса

Субба Роу считает, что «Бхагавад-гита» может быть названа книгой философии Логоса, так как трудно найти страницу, на которой прямо или косвенно не говорится о нём.

Вся философия этой книги — это философия Логоса. В общем-то, Христос или Будда могли использовать те же слова, что и Кришна.
В десятом стихе матбхава значит положение Логоса. Кришна говорит, что было несколько махатм , ставших Ишварами , или полностью объединивших свои души с Логосом.

В большинстве случаев Кришна, или Логос, может быть просто беспристрастным свидетелем, наблюдающим продвижение человеческой монады и не озабоченным её интересами. Но в тех случаях, где сделан истинный духовный прогресс, приготовляется путь для окончательного соединения с Логосом. Это начинается таким образом — Логос начинает проявлять больший интерес к благополучию этой индивидуальности и становится её светом и руководителем, наблюдает за ней и защищает её. Таким путём начинается приближение Логоса к человеческой душе . Этот интерес всё более и более увеличивается, пока человек не достигнет высшего духовного развития; Логос входит в него, и тогда, вместо того, чтобы обнаружить в себе просто отражение Логоса, он находит там сам Логос. Тогда имеет место окончательный союз, после чего для человека больше не будет воплощений . Только в этом случае Логос становится более, чем незаинтересованным наблюдателем.

Из Раздела III

Субба Роу говорит, что, имея дело с человечеством, Кришна совершенно беспристрастен в своей духовной помощи. Для него не имеет ни малейшего значения то, к какому виду ашрама может принадлежать человек, какого ритуала или символа веры он придерживается; он не делает никакого различия между шудрами и брахманами , мужчинами и женщинами, высшими и низшими классами. Его помощь распространяется на всех, есть лишь один путь достижения Его, и этим путём может воспользоваться каждый.

В конце своей последней лекции Субба Роу говорит, что Теософское Общество стоит на совершенно несектантской основе; оно симпатизирует всякой религии, но не всякому злоупотреблению, существующему под личиной религии ; и, симпатизируя каждой религии и делая всё, что в его силах, для восстановления общих оснований, лежащих под всеми религиозными верованиями, каждому его члену следует считать своим долгом просвещать в философии религии и своих собственных соотечественников, стараясь вернуть их к более чистой вере — вере, которая, без сомнения, существовала в прежние времена.

Критика

Теософские учения, изложенные в книгах Блаватской и других членов Теософского Общества, неоднократно подвергались жёсткой критике . Многие учёные выражали сомнение по поводу источников информации, сообщаемой теософами. В частности, (англ.) утверждал, что «махатмы», о которых писали теософы и чьи письма представили, в действительности являются идеализациями людей, которые были менторами Блаватской. Джонсон заявляет, что Кут Хуми — это Такур Сингх Сандханвалиа, член Сингх Саба, Индийского национально-освободительного движения и реформаторского движения сикхов . Махатма Мориа — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира , который умер в 1885 году .
Скептически настроенные авторы отметили, что имеется мало доказательств того, что «махатмы» Блаватской когда-либо существовали .

Издания

  • . — Bombay: Bombay Theosophical Fund, 1888. — 95 p. — (The Theosophical society's publications).
  • . — Bombay: Bombay Theosophical Fund, 1897. — 216 p.
  • . — Theosophist Office, 1912. — 137 p.
  • . — Theosophical University Press, 1978. — ISBN 1-55700-126-x .

См. также

Комментарии

  1. «India is the home of all theosophic speculation. Oltramere says that the directive idea of Hindu civilization is theosophic. Its development covers a great many ages, each represented in Indian religious literature. There are formed the basic principles of theosophy».
  2. « The Theosophist », vol. VII (первая) и vol. VIII (остальные).
  3. «The esoteric philosophy admits of no privileges or special gifts in man save those won by his own Ego through personal effort and merit throughout a long series of reincarnations» .
  4. «The basic teaching of theosophy is the universal brotherhood of humanity. Hence springs the preaching of toleration to all persons and to all varieties of belief, e.g. Buddhists, Christians, Atheists» .
  5. « Karana-sarira (Sanskr.) Kārana-śarīra (from kārana cause + śarīra body, bodily frame) — cause-body or causal body; the principle or causal element which brings about not only the reimbodiment of an entity, but also its evolution during a manvantara through an endless series of reimbodiments».
  6. По мнению профессора Гудрик-Кларка , выбор доктрины семеричной конституции человека, который сделала Е. П. Блаватская , «на самом деле не был связан с индуистской мыслью» .
  7. «Многие, свободные от страстей, страха и гнева, посвятившие себя Мне и полные Меня, очищенные духовной мудростью, достигли Моего состояния». (« Бхагавад-гита », глава IV, стих 10)
  8. См. также в « Бхагавад-гите », (9:13): «Великие души (маха-атманах), о сын Притхи, те, что не ослеплены иллюзией, находятся под покровительством божественной природы».
  9. Николас Гудрик-Кларк писал, что «концепция Учителей » представляет собой идею розенкрейцеров о «невидимых и тайных адептах», работающих для прогресса человечества . Также Г. Тиллетт писал: «Концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном » .
    По мнению А. Н. Сенкевича , Субба Роу «безоговорочно признавал оккультную связь Блаватской с гималайскими Учителями» .
  10. «Как человек, сбросив старую и изношенную одежду, надевает новую, так и душа бросает изношенные тела и облекается в новые» (« Бхагавад-гита », 2:22).
    См. также: Реинкарнация#Теософия
  11. «Где форма и догмат заменяют дух Истины, там церкви кристаллизуются, а живая вера чуть тлеет. Так всегда было, и так всегда будет. Как на Востоке, так и на Западе» .
  12. См. Отчёт Ходжсона , У. К. Джадж#Публикация в «Сан» .
  13. Религиовед Ариэль Санат, в свою очередь, подверг критике выводы Пола Джонсона за их необоснованность, утверждая, что тот «преднамеренно игнорирует главные свидетельства реального физического существования» махатм Блаватской (См. ).
    Интересно, что Джонсон, сомневающийся в реальности махатм Блаватской, судя по одной из его публикаций, нисколько не сомневается в реальности ясновидения, поскольку сам видит ауры (См. Johnson K.P. 1995). По его словам, он был «весьма ортодоксальным теософом в течение десяти лет» и опубликовал тогда более двух десятков статей в различных теософских журналах (См. Johnson K. P. 1994).
  14. Однако следует отметить, что несколько ранее А. И. Андреев писал, что исследование С. Грофом случаев мистического «расширения сознания» и «переживания встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями», от которых человек получал «послания, информацию и объяснения по разным экстрасенсорным каналам», могут дать ключ к разгадке феномена теософских «махатм» — «духовных гидов с более высокого плана сознания». (См. Андреев А. И. «Оккультист Страны Советов». М., 2004).

Примечания

  1. , p. 626.
  2. , Preface.
  3. , p. 14.
  4. .
  5. .
  6. , p. 205.
  7. , p. 627.
  8. .
  9. , p. 15.
  10. .
  11. , p. 222.
  12. , p. 18.
  13. , p. 379.
  14. , p. 152.
  15. , p. 391.
  16. , p. 6.
  17. , p. 966.
  18. , с. 350.
  19. , p. 408.
  20. , Chap. VII.
  21. , p. 17.
  22. , p. 49.
  23. , p. 41—42.
  24. .

Литература

на русском языке
  • Андреев А. И. . — СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. — 432 с. — ISBN 5288047057 .
  • Рамануджачари Н. Ч. = A lonely disciple : monograph on T. Subba Row, 1856-90 / Пер. с англ. К. А. Зайцева.
  • Сенкевич А. Н . . — М. : Алгоритм , 2012. — 480 с. — (Носители тайных знаний). — 3000 экз. ISBN 978-5-4438-0237-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Философия Бхагавад-гиты