Морозова, Маргарита Кирилловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Али́на ( А́ля ) Кири́лловна Ха́йтлина (до 2014 года носила фамилию Кудря́шева , однако продолжает её использовать в качестве творческого псевдонима; род. 10 ноября 1987 , Ленинград ) — русская поэтесса , российский и немецкий филолог.
Её известность началась в середине 2000-х годов благодаря стихам, которые она размещала в своём блоге в « Живом журнале ». В 2007 году после размещения своего стихотворения «Мама на даче ключ на столе…» и выхода её первого сборника стихов «Открыто», стала на какое то время одним из самых читаемых авторов русскоязычной части «Живого журнала». С её именем связывали возрождение интереса к поэзии в молодёжной среде во второй половине 2000-х годов. Несмотря на популярность, не видела себя профессиональным литератором, и по окончании Санкт-Петербургского университета основное время посвятила работе по специальности, лишь иногда выступая с чтением собственных стихов. В ноябре 2012 года переехала на постоянное место жительства в Германию . В 2016 году выходит её второй поэтический сборник «Иногда корабли». В 2020 году выходит третий сборник — «Нестрашные коты», куда вошли её стихи для детей.
Родилась 10 ноября 1987 года в семье технической интеллигенции в Автове , на юго-западе Ленинграда (с 1991 года — Санкт-Петербурга). По собственному признанию: «родилась и до 18 лет жила в Автово, на Краснопутиловской , 28, где соседей не слышно. Жили мы в таком прекрасном большом сталинском доме с высокими потолками. Нас там было много: я, сестра, мама, папа, бабушка ютились в двухкомнатной квартирке, поэтому, конечно, всегда недоставало личного пространства. Его приходилось строить самостоятельно: из одеял, диванов, ящиков, книжек и прочих подручных инструментов <…> У нас было так же, как и у всех детей технической интеллигенции той поры: много книг и уютная атмосфера. <…> Мама с папой всё время таскали нас в походы, давали принимать участие в их собственной жизни, никогда не говорили: „это для взрослых“ или „это для детей“. Мы с ними гуляли по Ладоге, попадали в шторм на байдарках, ходили по рекам и озёрам, разжигали костёр и пели у него песни <…> С ребятами со двора и одноклассниками же я никогда не общалась <…> Не было интереса» . В 2001—2004 годы училась в Аничковом лицее и параллельно училась в музыкальной школе. Посещала клубы авторской песни , пела в хоровом ансамбле .
По собственному признанию, начала писать стихи «лет с четырёх; а осмысленно — лет с одиннадцати» . При этом при этом сама она в 2011 году охарактеризовала свои стихи, написанные в 11 лет, как «страшную готическую херню», а также отметила: «У меня вообще плохая память на детство. Я ребёнком была недолюбленным друзьями, сильно младше всех, и помню ощущение: „Ого, меня читают! Меня хвалят! Меня… любят?“» . Подборка из пяти её стихотворений, написанных в 2000—2001 годы, была напечатана в сборнике стихотворений юных поэтов «Новые имена Санкт-Петербурга», выпущенном в 2002 году к 300-летию Санкт-Петербурга . В 2003 году принимает участие в конкурсе юных поэтов, организованного фондом « Новые Имена », где занимает 3 место .
3 июня 2003 года в возрасте 15 лет при помощи подруги завела блог на платформе livejournal.com , которая в то время набирала популярность в рунете : «Когда я училась в школе, у меня был узкий круг общения „в реале“, и просто хотелось, чтобы меня любило много людей. Тут одна подружка говорит: „Давай я заведу тебе ЖЖ“» . Именно её подруга выбрала для её блога название изюбрь , которое услышала от самой Алины , и даже «вывесила первые несколько моих стихов. А потом всё завертелось. Сначала писала что попало, но когда подписчиков стало много, я поняла, что есть некоторые рамки, которые меня ограничивают, что люди от меня чего-то ждут» . Впоследствии она отметила: «ЖЖ для меня был местом, где я познакомилась, собственно, с большой частью моих друзей. Миром, в который можно было убежать, когда в офлайне всё было не очень. И откуда можно было гордо уйти в реальный мир, если не очень становилось уже там. Ну и потом вернуться, конечно» .
Закончив в 2004 году Аничков лицей , в том же году поступила на дневное отделение факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета , на кафедру теории языкознания . «Я выбирала между филологией и историей, а на филфак оказалось проще поступить, потому что были олимпиады, и для поступления мне нужно было сдать только один экзамен» . По собственным воспоминаниям, «не прижившись в компании толкинистов , с которой общалась сестра, я нашла собственную — с песнями, гитарами, хождениями по крышам и прочей романтикой» . С октября 2004 года принимала участие в турнирах по спортивной версии « Что? Где? Когда? », выступала за ряд петербургских команд . В возрасте 18 лет она переезжает от родителей на улицу Савушкина около Лахты .
В тот период она начинает приобретать известность в среде читателей «Живого Журнала». «Количество френдов резко выросло» после того, как она 29 мая 2005 года разместила стихотворение «Я работаю солнечной батареей…» . Услышав от одного человека, что ему «вообще неинтересно читать про мою жизнь» . 11 сентября 2005 года завела себе второй блог , где писала главным образом о своей жизни, а в блоге izubr публиковала преимущественно новые стихи . В июле 2005 года стала лауреатом бардовского фестиваля « Второй канал », проходившего под Серпуховом , участвовала в фестивале юношеской песни «Зимородок» (2005 и 2006 года). В декабре 2006 года победила в конкурсе молодых поэтов «ПОЭТому» в двух номинациях: основной и номинации любовной лирики . В 2007 году привлекла к себе внимание благодаря стихотворению «Мама на даче, ключ на столе…» (размещено в её блоге 23 мая 2007 года ), которое также привело к резкому росту её популярности и числа подписчиков в «Живом журнале» . Татьяна Алексеева так отмечала причину её популярности: «Аля — поэт, который пишет не для читателей, а про них. Колдует, рисует, выпевает из того опыта, который знаком каждому. Горячий, сиюминутный поток чувств, удивлённо открывающих себя, каждый когда-то ощущал хотя бы на мгновение. Состояние расширяющегося пространства, острой нежности и нужды в другом, яростной потребности поделиться — всё это обрушивается на человека в юности. <…> [Аля Кудряшева] говорит за всех и обо всех — с поразительной чистотой и яркостью, доверием к чувствам и искренностью. А для людей зрелого возраста стихи Кудряшевой, похоже, открывают ход в собственное ускользнувшее прошлое» .
На Кудряшеву обратил внимание директор издательства « Геликон Плюс » Александр Житинский , занимавшийся поиском молодых талантливых поэтов в интернете . По словам Житинского, «прочитав всего пару стихотворений», он понял, что имеет дело «с совершенно неординарным случаем. <…> У неё есть главное, чего нет у огромного большинства нынешних поэтов, даже очень хороших, — свой читатель, не пишущий стихов. Не цеховой читатель. И таких читателей с каждым днём всё больше» . Сами её стихи он назвал «великолепнейшими по интонации, искренности». В сентябре 2007 года, когда дебютный сборник Алины готовился к изданию, число подписчиков её журнала составляло около 4,5 тысяч . В октябре 2007 года Геликон Плюс издаёт дебютный сборник её стихов под названием «Открыто». Первоначальный тираж в 500 экземпляров был раскуплен в считанные дни , и впоследствии книга несколько раз допечатывалась . В декабре 2007 годах Алина вновь принимает участие в конкурсе молодых поэтов «ПОЭТому», где становится победителем конкурса во всех четырёх текстовых номинациях . Высокую оценку данной книге дал поэт и литературовед Дмитрий Быков в литературном обзоре итогов 2007 года: «Кудряшевой двадцать лет, она бывает и вторична, и чрезмерно экзальтирована, и порой „с усердием вламывается в открытые двери“, но отрицать её удивительный талант невозможно. <…> Во всей генерации нынешних студентов свой голос есть у неё одной, хотя отдельные удачные стихи есть у множества ровесников и ровесниц <…> В общем, „Открыто“ — вполне открытие» . Рок-музыкант Александр Васильев также высоко оценил её творчество, отметив, что она «в 20 лет пишет так, как писал Бродский в 35-37» , и даже положил на музыку некоторые её стихотворения . 10 января 2008 года в на набережной Макарова , 10, состоялась презентация её книги и творческий вечер . В марте на её блог izubr было подписано уже около 6000 пользователей ЖЖ , что позволило ему войти по этому параметру в первую двадцатку рейтинга русскоязычного ЖЖ . В мае 2008 года же года в « Новой газете » отмечалось: «С недавних пор Аля Кудряшева „прописана“ на первой странице рейтинга русскоязычного сегмента ЖЖ, обойдя аккаунты Дмитрия Диброва , Леонида Парфёнова , Бутч , Макса Фрая , Александра Житинского и многих других <…> Cама Аля старается на популярность свою особого внимания не обращать, и пока у неё вроде бы неплохо получается» . Положительно оценил поэзию Кудряшевой литературный критик Юрий Архипов в 2009 году: «Стихи явились как удивляющий синтез старины и новизны — в какой-то лёгкой, словно бы в разреженном воздухе взвеси. Насквозь петербургские, с зыбким маревом рисунка и тона, идущими в этом городе особенно со времён Иннокентия Анненского и Михаила Кузмина , графа Василия Комаровского , Сологуба , Блока , — вплоть до Вагинова и прочих ёжиков, вышедших из тумана, из не то околоземного, не то заоблачного пространства. В этой пустой и просторной полости будут храниться слова, но главное — будут храниться звуки… И в то же время был в этих стихах какой-то новый звук, явная современность. И дело не в том, что в них постоянно мелькают слова компьютер, сайт, блог, дедлайн и онлайн. <…> Тут голос поколения, снова потянувшегося к всевышнему и ни в чём не уверенного». Вместе с тем, помимо «находок и удач», он отметил и «сбои» в её дебютном сборнике: «В начале — ребячливая попытка выдавать на-гора амбициозные притчи (например, про пингвина и рыбу). В конце — дань всеобщей и недостойно дурацкой моде пользоваться матом — мазать акварель и пастель чёрной краской» . По состоянию на май 2008 года её журнал имел более 7 тысяч подписчиков, в феврале 2010 — более 10 тысяч , в начале 2011 года — более 13 тысяч .
Взлёт популярности Али Кудряшевой пришёлся на период низкого интереса к поэзии среди широкой публики в России. Как отмечала Анна Мерзлякова в издании «Новая университетская жизнь»: «В начале „нулевых“, когда большие бунты прошли, а люди немного пополнели, казалось, что поэзия стала уж совсем камерной, превратилась в баловство интеллектуалов. Ведь в эпоху хайтека , пробок и „ белых воротничков “ сказать, что пишешь стихи — практически расписаться в собственной несерьёзности». Однако успех поэтических блогов Али Кудряшевой и Веры Полозковой , также прославившейся благодаря стихам в «Живом Журнале» и выпустившей в начале 2008 года дебютный сборник в том же издательстве «Геликон Плюс», смог показать, что поэзия может быть популярной среди молодёжи . Заговорили о новом явлении — сетевой поэзии . Поэт и литературный критик Андрей Пермяков в 2008 году констатировал, что «впервые за двадцать, если не более, лет появился такой феномен поэзии двадцатилетних для двадцатилетних» . Литературный критик с иронией отмечал, что в то время, когда современных русскоязычных поэтов «читают в основном коллеги по цеху да филологи-специалисты, <…> молодых авторов Веру Полозкову и Алину Кудряшеву вполне можно назвать живым воплощением поэтической „ американской мечты “: контракты с издательствами, регулярные творческие вечера и гастроли, многотысячная армия поклонников, штурмующих живые журналы своих кумиров, и хор голосов, повторяющих: „В наше нелитературное время они вернули интерес к поэзии!“» . Литературный критик Аркадий Застырец отмечал в 2013 году, что хотя интернет представляет большие возможности для самовыражения, редко кому из поэтов удавалось подобно Але Кудряшевой добиться популярности благодаря интернету, так как «для этого нужен талант великого масштаба» . В Энциклопедическом словаре «Литераторы Санкт-Петербурга. XX век» (2011) отмечалось, что «бурно обсуждаемое в интернет-сообществе тв[орчест]во К[удряшевой] получило на удивление мало откликов в „официальной“ печати» .
В 2009 году окончила Санкт-Петербургский университет с красным дипломом , защитив дипломную работу «Способы выражения модальности в чаплинском и науканском эскимосских языках» (научный руководитель Н. Б. Вахтин ) . Затем поступила в Европейский университет в Санкт-Петербурге по направлению «этнология». Занималась антропологическими исследованиями, связанными с языком и культурной средой глухих: «Началось с курсовой о поэзии глухих — оказалось, что она почти не изучена. Эта поэзия основана как на семантике, так и на визуальном ритме и рифме. Язык людей с нарушениями слуха — образный, целая фраза может быть показана одним жестом, к тому же пространство задействуется непосредственно. Сообщество неслышащих очень закрытое, но мне повезло с человеком, который ввел меня туда. Это известный сурдопереводчик, он сказал: „Это хорошая девочка, она хочет учить жесты, будьте к ней добры“» .
О популярности Кудряшевой свидетельствовало то, что здание в Москве не смогло вместить всех желающих, пришедших на её творческий вечер, прошедший 14 сентября 2009 года. На сайте « Татьянин день » отмечалось: «На вечере не предполагалось билетов и приглашений, но через некоторое время охранники перестали пускать внутрь: мест, дескать, нет. „Дяденька охранник, я их пускаю!“ — прокричала Аля, и народ вошёл, хотя в зале и правда давно уже стояли вдоль стен и сидели на всех лестницах» . Анна Мерзлякова отмечала: «Аля Кудряшева — не публичный поэт, хотя её авторские выступления проходят в полных залах. Примечательно, что степень таланта у девушки прямо пропорциональна её скромности. Называться „поэтом“ Кудряшева не любит и не считает нужным» .
26 июля 2010 года вышла аудиокнига «Три, два, один», содержащая 34 стихотворения в авторском исполнении и бонус-трек «Улица тонет в шуме» в исполнении Веры Полозковой . Для каждого стихотворения Сергеем Геокчаевым была написана оригинальная музыка. В аннотации издательства об этом альбоме говорилось: «Этот альбом уже выходит за грань просто аудиокниги, хотя и музыкальной пластинкой его пока трудно назвать. В некотором смысле „Три, два, один“ — диск экспериментальный. В каком-то треке можно услышать классические нотки, в каком-то рок-н-ролльные басы и гранжевую гитару, а какие-то стихотворения звучат с типично британским акцентом в музыкальной подаче, потому что читаются под трип-хоп » . В том же году подобная аудиокнига вышла и у Веры Полозковой, музыку к которой также написал Сергеей Геокчаев . Кудряшева и Полозкова стали первыми из поэтов, кто выпустил музыкальные альбомы с декламацией своих стихов под музыку. В отличие от Полозковой, которая, наняв музыкантов, устроила гастрольный тур с исполнением собственных стихов под музыку, Аля Кудряшева не стала более делать ничего подобного .
В сентябре 2011 года получила премию «Топ-50: Самые известные люди Петербурга» журнала « Собака.ru » в номинации «литература» . Вместе с тем в интервью данному журналу она сказала: «Мне кажется, в литературной среде не любят таких, как я и Вера Полозкова. Там ориентируются друг на друга, а мы пишем прямо „в народ“. Несколько раз я ходила на поэтические тусовки и поняла, что так называемая литературная жизнь меня не влечёт. Не понимаю, как можно жить литературой. <…> Стихи — важная часть моей жизни <…> Но мне никогда не приходило в голову, что человека можно уважать за стихи, что ими можно гордиться, тем более я не связываю свою будущую жизнь с литературой. Дальнейшее я вижу так: напишу диссертацию, потом, возможно, поеду на стажировку за границу» . В том же году статья о Але Кудряшевой с анализом её творчества, в том числе сборника «Открыто», появляется в двухтомном энциклопедическом словаре «Литературный Санкт-Петербург. XX век» .
В 2011 году защитила магистерскую диссертацию на тему «Варианты языков и типы носителей в российском сообществе глухих», после чего под руководством И. В. Утехина начала работать на диссертацией «Социолингвистическая ситуация в смешанных семьях глухих и слышащих в России». Также занималась составлением корпуса письменного языка глухих . В конце 2011 года она отмечала, что помимо научной работы, «Большую часть времени я занимаюсь фигнёй, туплю, веду активную социальную жизнь. <…> У меня замечательные коллеги, прекрасный состав моего курса аспирантуры, и мне хватает эмоций, которые я получаю там» . В это время её творчество пользовалась устойчивой популярностью . Её литературные вечера, проходили хотя и нечасто, «зато с поистине большим размахом» , а сама она накануне своего отъезда из России характеризовалась как один «из самых известных сетевых поэтов» .
В ноябре 2012 года уезжает жить и работать в Мюнхен , где становится сотрудницей культурного центра «Город» . По собственному признанию: «В Мюнхен я переехала в 24, руководствуясь чисто прагматическими соображениями: меня позвали сюда работать. Конечно, если бы я выбирала, то выбрала бы Гамбург » . Поселившись в Германии, продолжила изучение жизни билингвов в аспирантуре Франкфуртского университета , играла в «Что? Где? Когда?» за местные команды . В августе 2014 году сообщила о том, что сменила фамилию, став Алиной Хайтлиной . 4 декабря 2015 года сочеталась браком с Юрием Давыгорой .
Находясь в Германии, приняла участие в подготовке краткого русско-немецкого и немецко-русского словаря, который вышел в 2015 году и удостоился положительной оценки в немецкой критике . В сентябре 2015 года Дмитрий Быков отмечал: «Некоторые её стихи мне очень нравились. То, что сейчас, кажется мне пока ещё разбегом перед новым прыжком. Возможно, она должна очень радикально измениться и уж конечно должна начать писать короче». Также он выразил сожаление по поводу её отъезда из России . К тому времени она сворачивает свою активность в «Живом журнале», некогда принёсшим ей известность: в феврале 2014 году она прекращает вести свой блог xelbot , 27 июня 2016 года в последний раз она публикует стихи в своём основном блоге izubr .
В сентябре 2016 года выходит её сборник стихов «Иногда Корабли» . Книга выпущена под привычным публике именем Аля Кудряшева, в выходных данных указан 2017 год. «Независимая газета» написала, что этот сборник: «эклектичен, если не сказать экспериментален. <…> Главенствуют темы любви и смерти, судьбы, родного города, ощутимы влияния поэтических мэтров. Тем не менее это живая тревожная картина души, форма, которую выбирает автор, подчиняется состоянию. Здесь вся палитра размеров и строфик. Пружинистый плясовой ритм сменяет расшатанный утекающий в строку поток зафиксированных визуальных образов» . Стихотворение «Иногда Корабли» было включено Андреем Орловским в сборник « Живые поэты », вышедший в 2018 году. Там же обозначены три её любимых поэта: Райнер Мария Рильке , ,
15 октября 2019 года выпускница аспирантуры Череповецкого государственного университета защитила диссертацию «Лингвокультуремы в структуре современного поэтического дискурса сетевого автора Али Кудряшевой: функциональный аспект изучения» на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Диссертация была написана на основе анализа 412 стихотворений, размещённых Али Кудряшевой в поэтическом блоге в период с 2003 по 2017 год . В работе отмечалось, что ранее «творчество санкт-петербургской поэтессы не было подвержено полноценному анализу» .
В 2020 году стихотворения вошли в вышедшую в том же году антологию «Возврату не подлежит», объединённую темой пандемии COVID-19 . В декабре 2020 года в издательстве «Лайвбук» выпустила книгу стихов для детей и про детей «Нестрашные коты» . Сама она описала книгу так: «Эта книжка детских стихов, стихов про людей и для людей, которым от одного года до девяти, у которых число лет ещё выглядит как одна циферка. Про то время, когда ни про что нельзя сказать, что оно хорошее или плохое — оно всегда очень хорошее или ужасно плохое. Про людей, для которых мир ещё совсем такой новенький, хрустящий, только что вынутый из упаковки, и на каждом шагу ожидает что-то удивительное» . 13 февраля 2021 состоялась онлайн-встреча с презентацией данной книги .
В 2008 году Кудряшева так характеризовала свой поэтический блог: «Я считаю, что журнал Izubr пишет уже не человек, а именно пользователь Izubr. Это такая специальная машинка, которая не может сказать фразу, не оформив её художественно; и которая, написав любое предложение, даже самое случайное, помнит, что его прочитают 6 тысяч человек» . В её основном блоге izubr заголовочную функцию выполняют главным образом цитаты, отсылающие читателя к тому или иному литературному или музыкальному произведению, что помогает подготовить читателя к восприятию текста. Каждая запись сопровождается указанием даты и времени написания текста и сопровождается такими подпунктами, как «Музыка» и «Настроение». По негласным правилам ведения «Живого Журнала», раздел «Музыка» отражает те композиции, которые прослушиваются автором в момент создания поста . Из 412 опубликованных в блоге стихотворений 205 (49,8 %) не имеют собственного оригинального заглавия, в качестве которого выступает цитированный фрагмент другого автора. Как правило, данные заглавия снабжены знаком копирайта . Наиболее частотными для цитирования являются музыкальные источники (135 употреблений), которые представлены жанрами бардовской песни (40 авторов-бардов в 92 названиях текстов) и русского рока (43 употребления различных исполнителей). Также встречаются цитаты из русскоязычной прозы, поэзии, детской литературы XIX—XXI веков, зарубежной прозы . Единичные случаи представляют собой заимствования из кинофильмов, цитирование крылатых выражений, записей блогов других пользователей «Живого Журнала» . Это даёт возможность прочтения стихотворения сквозь призму текста-источника заголовочной цитаты , хотя в большинстве случаев заголовочная цитата соотносится с текстом лишь на ассоциативном уровне. Цитаты, выносимые в названия, зачастую являются фрагментами музыкальных композиций, прослушиваемых автором в определённый промежуток времени. Вероятно, взаимосвязь содержания произведения и его названия может иметься на глубинном подсознательном уровне .
11 сентября 2005 года завела себе второй блог , который отличался бо́льшей неформальностью и автобиографичностью . После того, как журнал был заведён, Кудряшева написала, что в блоге xelbot «будет то самое, чем я по сути являюсь — нервная обидчивая девочка 17 лет от роду. А то есть: нытье, лытдыбры, пафос, объявления, просьбы, зарисовки, жалобы… <…> Вот зачешется у izubr левая пятка, поймет она, что миру стоит об этом знать — так тут же xelbot напишет». Позже, в 2011 году она отмечала: «не считаю, что я и мои стихи — это одно и то же. Второй блог читают те, кому интересна я. Здесь я общаюсь с друзьями, не оглядываюсь на аудиторию, могу послать всех на фиг, если захочется… Зачем мне перед кем-то оправдываться за то, что я обычный человек? Нет, я этим горжусь» . В целом, в обоих блогах она помещала как стихи, так и рассказы о себе, и не конструировала отдельных образов себя для разных блогов .
Не ограничивалась только размещением текстов в обоих блогах, активно общалась со своими читателями с помощью комментариев, а также устраивала литературные встречи с ними вне ЖЖ. В марте 2008 года: «Когда меня читали сто человек, я всех их знала, когда меня читали 200 человек, я тоже всех знала. Даже когда меня читала уже тысяча человек, я, в общем-то, догадывалась, что все они из себя представляют. Я просматривала журналы всех, кто добавлял меня в друзья, встречалась с некоторыми. <…> Я время от времени встречаюсь с теми, кто меня читает — они прекрасные люди, они занимаются интереснейшими вещами, у них замечательные дети, друзья, и… и когда я думаю, что они все такие прекрасные, и их так много, что не охватить, то мне становится страшно» . Как отмечал в 2010 году , «поклонники её в большинстве своем <…> массовых крестовых походов на идеологического противника не устраивают, в блоге своего кумира оставляют комментарии в духе „Это гениально!“ или „Спасибо Вам!“, порою впадают в экстатическую глоссолалию, порою — доверительно сообщают, что „после Цветаевой у нас такого НЕ БЫЛО. Это точно“» . В 2015 году Дмитрий Быков с сожалением говорил: «Кудряшева очень испорчена ранней славой — даже не ранней, а вот этим хором восторженных девушек, которые пишут: „До слёз! Пробило! Продрало! Вы святая! Неописуемо!“ (или в лучшем случае: „Улыбнуло“). Всё это — такая пошлятина! Мне кажется, поэт не должен зависеть от аудитории, или зависеть от неё минимально, или эта зависимость должна быть другой, а не каментовой» .
23 феврале 2014 году она прекращает вести свой блог xelbot , 27 июня 2016 года в последний раз она публикует стихи в своём основном блоге izubr. 30 апреля 2018 года объявляет, что «этот журнал я вряд ли буду обновлять ещё, а всякие глупости переехали на фейсбук , где счастливо и живут» .