Блэк-метал
- 1 year ago
- 0
- 0
Блэк-ме́тал (от англ. black metal — «чёрный мета́лл»; норв. svartmetall ) или просто блэк — музыкальный стиль, один из экстремальных жанров метала . Общие черты этого направления — быстрый темп, вокал — шрайк , гитары с сильным дисторшном , использование тремоло , сырые ( lo-fi ) записи, нестандартные структуры песен и акцент на атмосферу. Артисты часто используют корпспэйнт и берут псевдонимы.
В 1980-х годах несколько
трэш-
и
дэт-метал
групп сформировали прототип блэк-метала
.
«Первая волна» блэк-метала состояла из таких групп, как
Venom
,
Bathory
,
Mercyful Fate
,
Hellhammer
и
Celtic Frost
.
«Вторая волна» возникла в начале 1990-х годов, её возглавили норвежские группы, такие как
Mayhem
,
Darkthrone
,
Burzum
,
Immortal
,
Emperor
,
Satyricon
и
Gorgoroth
; во время «второй волны» появилось несколько выдающихся шведских групп, таких как
Dissection
,
Abruptum
,
Marduk
и
.
Ранняя норвежская блэк-метал-сцена
развила стиль своих предшественников в отдельный жанр.
Блэк-метал-сцены, вдохновлённые норвежской, возникли по всей Европе и Северной Америке.
Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal , выпущенному группой Venom в 1982 году .
Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит . Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна . Зачастую вместо квинт используются простые минорные и мажорные аккорды . Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается классическим. Бас-гитара и клавишные (крайне редко) играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание. Гитарные соло и связки куплет-припев редки для этого жанра.
Инструменты, применяемые для исполнения, те же, что и в хэви-метале , однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические ( скрипки , виолончели ) или старинные аутентичные ( фольклорные ).
В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал-музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создаётся мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами (чаще всего проявляется антихристианство ). На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов , либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями , средневековым оружием , а сами музыканты измазаны в крови .
Сценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов : чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту ( патронташ ) . Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы . Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт , цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в своё время отказалась от корпспэйнта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.
В начале 1990-х ведущие блэк-метал-музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей . Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против групп дэт-метала , которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов . Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor ), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала XX века Теодора Киттельсена , особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета , пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Marduk ), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum ).
Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт , скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал-команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней , намёк на ледяную северную природу) и переплетённых символов-букв.
Существенно более важную роль, чем в других «металлических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии , поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую , антихристианскую и оккультную тематику . Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк — зачастую граничит с экстремизмом . В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм , атеизм , язычество .
Другие блэк-метал-группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война , смерть , нигилизм . Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивно-суицидальный блэк-метал» (DSBM) или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».
В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы , зимы , мифологии , фольклора , философии и даже фэнтези . Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал-группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен .
Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма , что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Многие блэк-метал-исполнители (в том числе участники Dissection , Gorgoroth , Dark Funeral , Summoning и Panopticon ) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэка, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Прото-блэк ( англ. proto-black metal ) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal ) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш- , или хеви- метала (как это было с группой Mercyful Fate ). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory , не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дэт-метала . Так же к группам прото-блэка можно причислить альбомы Slayer « Hell Awaits » и « Haunting the Chapel », из-за их мрачного, тяжёлого и скоростного звучания, смешанного с антихристианской и сатанинской тематикой текстов.
В настоящее время прото-блэк трансформировался в полноценные направления треша, блэка и дэт-метала, из-за чего почти не встречается.
Тру-блэк
(
англ.
true black metal
— «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как
антихристианство
,
нигилизм
,
сатанизм
,
дьяволопоклонничество
,
люциферианство
,
оккультизм
,
мизантропия
.
Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным
примитивизмом
, хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой, например,
Deathspell Omega
,
,
Ondskapt
.
Условным подвидом тру-блэка является
raw black metal
(
англ.
raw
— сырой), где композиции записаны одной дорожкой, без
микширования
, в крайне
низком качестве
.
True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, провокационный, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма . Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей , тюремные заключения, а порой даже убийства .
Симфонический блэк-метал ( англ. symphonic black metal ) — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных , эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная группа симфо-блэк-метала — это норвежская группа Dimmu Borgir . От блэка остались тремоло , частые бласт-биты , гитары с дисторшном , настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг , но может использоваться и чистый вокал ( Dimmu Borgir , Shade Empire (третий альбом)).
Мелодичный блэк-метал ( англ. melodic black metal ) — поджанр блэк-метала, который зародился в 1990-х, и стал популярным в 2000-х благодаря таким группам, как Dimmu Borgir , Satyricon , , Dissection , Catamenia , Naglfar и Keep of Kalessin . С технической точки зрения, мелодичный блэк-метал отличается от своего предшественника меньшим количеством дисторшна (вплоть до его отсутствия в некоторых местах), а риффы и гитарные соло имеют усложнённую структуру (например быстрые смены позиций/темпа). Также нередки появления в песне синтезатора, фортепиано и других альтернативных инструментов. Жанр очень схож с симфоническим блэк-металом, но последний больше стилизован под оркестр.
Депрессивно-суицидальный блэк-метал , также известный как суицидальный блэк-метал , депрессивный блэк-метал или DSBM , объединяет блэк-метал второй волны с дум-металом , тексты песен которого вращаются вокруг таких тем, как депрессия , мизантропия , самоубийство и смерть . DSBM-группы часто используют акустические проигрыши, присутствующие в дум-метале, чередуя медленные, похожие на дум, секции с более быстрыми тремоло . Вокал обычно высокий, как в блэк-метале, но лишён энергии, имитируя такие чувства, как безнадёжность и отчаяние . Примерами таких групп являются Xasthur , Leviathan , , Silencer , , Lifelover и .
В атмосферном блэк-метале ( англ. atmospheric black metal ) часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно. Тематикой текстов в основном является северная природа ( леса и горы ), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning , посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока ).
Грань между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом ( англ. ambient black metal ) размыта . Считается, что эмбиент-блэк более зацикленный по своей структуре, а звучание сливается в единое звуковое полотно, либо же включает в себя ярко выраженный синтезаторный эмбиент. Тем не менее, эмбиент-блэк часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента ), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как например .
Пост-блэк-метал ( англ. post-black metal ) — поджанр блэка, характеризующийся усложнением структуры композиций и инструментальных партий, а также добавлением отдельных элементов из других жанров — например, электроники , неофолка , классической музыки или джаза . Как жанр появился в середине 90-х годов, а в конце нулевых получил новый толчок развития с творчеством таких групп, как Alcest и Amesoeurs , впитав в себя элементы пост-рока , шугейза и пост-панка . Одной из его характерных черт является чередование в композициях частей с более «жёстким», типичным для блэка звучанием с более спокойными и мелодичными, как правило инструментальными частями , зачастую состоящими из гитарных переборов с наложенным эффектом реверберации . Во многом пост-блэк-метал пересекается с блэкгейзом , так же включая в себя группы, испытавшие заметное влияние пост-рока , пост-метала и шугейза , но не ограничиваясь ими .
Часто к пост-блэк-металу относят в целом музыкальные коллективы, выходящие за рамки классического «блэкового» звучания, которые трудно отнести к какому-либо из других подвидов этого жанра .
Блэкгейз появился в начале XXI века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка большое количество элементов «неметаллических» жанров: шугейз , и пост-рок , что делает звучание похожим на традиционный шугейз .
С начала XXI века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала . Группа Mysticum , сформированная в 1991 году , была первой из этих групп . Норвежские Dødheimsgard , Thorns , а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители . К другим представителям данного направления относят группы Samael , , , …and Oceans . Кроме них, группы The Kovenant , Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой .
Этот поджанр, также называемый blackened death metal , является пограничным между блэком и дэтом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дэт-метала . Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor , Sacramentum , Behemoth и прочие.
Этот поджанр также называется blackened doom metal . DSBM часто перекликается с блэк/думом ( англ. Black/doom ), комбинирующим дум-метал и блэк-метал . Примерами блэк/дума являются группы , Barathrum и Woods of Ypres .
В этом поджанре используются психоделические элементы . Представителями являются Oranssi Pazuzu и Nachtmystium .
Блэк-н-ролл включает в себя элементы хард-рока и рок-н-ролла 1970-х годов . Примерами блэк-н-ролльных групп являются Midnight , Kvelertak , Vreid и Khold . Такие группы, как Satyricon , Darkthrone , Nachtmystium , , Craft и Sarke также экспериментировали с этим жанром .
Блэк-трэш-метал является смесью блэк-метала с трэшем в духе Venom , Sodom и Sarcófago . Примерами являются Aura Noir , , , Sathanas и Deströyer 666 .
Национал-социалистический блэк-метал (от англ. National Socialist Black Metal ) или НСБМ (от англ. NSBM ) — условное направление блэк-метала, ориентированное на нацистскую тематику текстов и сопутствующую атрибутику. Согласно Маттиасу Гарделлу, NSBM — это « национал-социализм как логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу » .
Прежде всего принадлежность групп к жанру обуславливается текстами, сконцентрированными на белом национализме , антисемитизме , национал-социализме , гетеросексизме , расизме и расовой сегрегации , смешанными с эстетикой сатанизма и язычества . Музыканты, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но не отображают их в творчестве, к NSBM не относятся, но могут причисляться к таковым в средствах массовой информации .
Христианский блэк-метал ( англ. christian black metal ) — пожалуй, самый редкий и противоречивый подвид жанра, иногда называемый unblack metal, отличающийся от родоначальника противоположной идеологией, то есть — лояльностью к христианству . Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.
В августе 2001 года правительство Малайзии (где более 60 % жителей — мусульмане) объявило о запрете блэк-метала на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодёжь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество «метала», звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений .
В 2017 году американский онлайн-журнал Loudwire опубликовал топ-30 блэк-метал-альбомов всех времён, по их мнению . Места с 1-го по 10-е заняли:
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|