Interested Article - Трансцендентальное
- 2021-12-09
- 2
Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — выходящее за пределы чувственного опыта. Это понятие имеет долгую историю и употребляется в разном смысле разными философами. Наиболее распространено то значение, которое ему придал И. Кант . Он описывал этим словом то, что предшествует чувственному опыту и делает опыт возможным (например, пространство и время ). Однако то, что принципиально недоступно опытному познанию (Бог, бессмертие души и т. п.), не считается, по Канту, трансцендентальным. Вне воззрений Канта это слово употреблялось для обозначения предельно общих философских категорий бытия, таких как сущее , единое, истинное, благое и т. д. .
Русское слово является практической транскрипцией лат. transcendens (возможно, через посредничество нем. transzendental ). Это латинское прилагательное образовано в средневековой латыни от причастия transcendens (родительный падеж transcendentis ) — «перешагивающий», «выходящий за пределы», в философии термин « трансцендентный » образован от глагола transcendo — «переступаю», «перешагиваю».
Трансцендентальное и трансцендентное
Термины «трансцендент аль ное» и « трансцендентное » были чётко разграничены Кантом . До него они употреблялись философами как синонимы. Иногда и после Канта эти термины использовались взаимозаменяемо .
Кант описывает как трансцендент аль ное такое познание, которое возможно до опыта — априори . Оно противопоставляется трансцендентному — это познание, которое невозможно даже до опыта, например, Бог, бессмертие души и т. п.; которое принципиально недоступно для рассудочного познания, а может быть лишь предметом веры. Трансцендент аль ное же находится за пределами опыта в том смысле, что предшествует ему; оно имеет целью сделать возможным опытное познание .
В частности, Кант сформулировал «трансцендентальную эстетику» (так называется раздел его книги « Критика чистого разума »), к области исследования которой он отнёс «априорные формы чувственности» — пространство и время . В этом контексте он определил пространство как «только форма всех явлений внешних чувств», а время — «непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенное также условие внешних явлений» . Пространство и время относятся к области трансцендентального, так как характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир.
Трансцендентальное познание, по Канту, противопоставляется эмпирическому или, скорее, дополняет его .
Бертран Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное, в отличие от трансцендентного, имманентно нашему сознанию и находится у нас «в голове», однако оно не подлежит наблюдению. [ источник не указан 1386 дней ]
В средневековой философии
В схоластике своеобразным прототипом и первым употреблением слова «трансцендентальное» были трансценденталии ( лат. transcendentalia ) — предельно общие, философские категории, посредством которых определялось все сущее. Трансценденталии — это разновидность универсалий . Так Фома Аквинский выделил 6 трансценденталий: сущее , единое, истинное, благое , вещь и нечто. В философии Дунса Скотта трансценденталии также являлись синонимами философских категорий .
У Канта
В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания , которые обусловливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время , трансцендентальными формами рассудка — категории ( субстанция , причинность и др.), трансцендентальными формами разума — регулятивные идеи чистого разума (идеи Бога, души, мира как целого). Трансцендентальное ( априорное ) противостоит, с одной стороны, эмпирическому ( опытному , апостериорному ), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе . Соответственно, субъекту познания присуще трансцендентальное единство апперцепции . К области трансцендентальной диалектики Кант относит неразрешимые [ прояснить ] вечные [ прояснить ] философские вопросы о начале мира, Боге и нашей свободе.
Трансцендентальное познание, по Канту, — это познание априорных условий возможного опыта. Именно оно является задачей трансцендентальной философии :
Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией .
После Канта
После Канта слово «трансцендентальное» приобрело необычайную популярность. Гуссерль говорил о трансцендентальной редукции , а Деррида о трансцендентальном означаемом .
В XIX веке понятие «трансцендентальное» подхватили американские романтики-трансценденталисты , которые понимали под этим словом нечто изначальное, неиспорченное, девственное и близкое к природе. Словосочетание "трансцендентальный негодяй" употребляет Чернышевский в романе "Что делать?" ( 1863 ), где трансцендентальный означает крайнюю степень .
У архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в работе «Дух, душа, тело» под трансцендентальным подразумеваются духовные способности человека, которые являются скрытыми и находятся у него на уровне подсознания. Также Войно-Ясенецкий прилагает эпитет «трансцендентальный» к духовному, умопостигаемому миру.
Связанные термины
- Трансценденция
- Трансцендентальная аналитика
- Трансцендентальная диалектика
- Трансцендентальная логика
- Трансцендентальная медитация
- Трансцендентальная иллюзия
- Трансцендентальная философия ( )
- Трансцендентальная эстетика
- ( , , )
- Трансцендентальный идеализм
Организации и сочинения
- « »
- « »
- « Система трансцендентального идеализма »
Примечания
- ↑ // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Румянцева Т. Г. // Новейший философский словарь. 12 апреля 2012 года.
- ↑ .
- И. Лапшин . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Кант И. 2 декабря 2006 года. // Сочинения. — Т. 3. — М., 1964. — С. 121.
- Катречко С. Л. // Кантовский сборник. — 2012. 11 апреля 2020 года.
- . Дата обращения: 19 февраля 2012. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
- Круглое А. Н. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации // Вопросы философии . 1999. № 11
- 14 июля 2014 года. / Онлайн словарь по Истории философии
- Чернышевский Н.Г. Что делать? Гл.2. VII
- Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). . Дата обращения: 26 августа 2014. 24 августа 2014 года.
Ссылки
- А.Н. Круглов. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- 2021-12-09
- 2