Interested Article - Эфир (стихия)

Эфи́р (от др.-греч. αἰθήρ — «эфир, верхний воздух» ; лат. aether ) — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии , физике и алхимии . Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» ( πέμπτον σῶμα , quintum corpus ; «пятое простое тело»), «пятая сущность» ( quinta essentia , «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики Анаксагор , Эмпедокл .

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях ( элементах ) — воде , земле , огне и воздухе . Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь , совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше ( ), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Этот термин сохранился в и средневековой философии . Его употребляет Лукреций .

Понятие «эфир» также употребляется духовными писателями: Святителем Игнатием (Брянчаниновым) (называет душу «эфирным телом») и Святителем Феофаном Затворником (писал, что «оболочка души из тонкой невещественной стихии эфира»).

Квинтэссенция

Символическое изображение основных элементов : эфир на самом верху. Из книги Роберта Фладда 1617 г.

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элемент

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией , их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас , чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной) . Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни . Души умерших в оккультизме называются элементёры , это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья , гунами , индо-китайским понятием прана , ци — то есть «дыхание, жизнь» . Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме « Пятый элемент », где пятым элементом была любовь героев , которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович .

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются некроманты , подобная магическая система есть в играх Might and Magic , Diablo , Lineage 2 , и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовки

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: Свет и Тьма, Добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы ), и т. п. Особенно такая систематика развита в ролевых играх компьютерных , настольных и коллекционных карточных , также прослеживается в стихиях ( мастях ) карт Таро и в произошедших от них игральных картах .

Юникод

В Юникоде есть алхимический символ эфира ( лат. quinta essentia ).

Кодировка по Unicode и HTML
Графема Unicode HTML
Код Название Шестнадцатеричное Десятичное Мнемоника
🜀 U+1F700 ALCHEMICAL SYMBOL FOR QUINTESSENCE 🜀 🜀

См. также

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. Агриппа Неттесгеймский . Глава XVI. О разумах и духах, и об их трех видах, и их различных именах, и об инфернальных и подземных духах // = De Occulta Philosophia Libri III. — Гренобль , 1531. 4 сентября 2017 года.
  3. Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звезды. // : [ 22 мая 2015 ] = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2 .
  4. Поль Седир . Царство астрала // : Теория развития ясновидения и девинация (гадание) как практическое применение : [ 21 мая 2015 ] = Les Miroirs magiques : 1894, 3-е изд. 1907 : [пер. с фр. ] / Пер. А. В. Трояновского , 1907. — Вязьма : Издание В. Н. Запрягаева, типография Р. Писаревской, 1907. — 117 с.
  5. Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0 .
  6. (англ.) , Witherington A. . — (англ.) , 2008. — P. 148. — 270 p.
  7. (англ.) , Rayner J. R. . — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  8. См., например, от 10 июня 2015 на Wayback Machine серии Might and Magic
  9. Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Современный писатель, 1995. — Т. 1.
Источник —

Same as Эфир (стихия)