Сикстинская мадонна
- 1 year ago
- 0
- 0
Сиксти́нская капе́лла ( лат. Sacellum Sixtinum ; итал. Cappella Sistina ) — бывшая домовая церковь в Ватикане . Построена в 1473 — 1481 годах архитектором по заказу папы римского Сикста IV , откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения , используемый также для проведения конклавов , на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы — один из наиболее значительных хоров современной Римско-католической церкви .
Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Большая капелла» ( итал. Cappella Maggiore ), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший примерно из двухсот членов — кардиналов , представителей различных религиозных орденов и знатных семейств. Римский папа Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи , с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II , чьи войска представляли потенциальную опасность для восточных берегов Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли , а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Прямоугольное в плане помещение украшено настенными росписями, выполненными в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли , Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II . 31 октября 1512 года папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. 31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь 500-летнего юбилея этого события.
А в 1536—1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска « Страшный суд » создавалась по заказу папы Павла III . С конца XV века в Капелле проходят конклавы . Первым конклавом, прошедшим здесь, был конклав 1492 года , на котором избрали Александра VI . Капелла была освящена 15 августа 1483 года — в праздник Вознесения Богоматери .
После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци ) в Рим пригласили группу флорентийских художников, которые вместе с умбрийскими мастерами в 1481—1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Боттичелли , Перуджино , Гирландайо и Козимо Росселли при участии своих помощников: Пинтуриккьо , Синьорелли , Бартоломео делла Гатта , Давида Гирландайо , Пьеро ди Козимо , Бьяджо д'Антонио . Эти фрески , которых первоначально было 16, содержали множество портретных фигур — в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни.
Стены опоясывают два цикла:
Фрески Перуджино «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея», расположенные на алтарной стене, были сколоты со стены, чтобы освободить место для « Страшного суда » Микеланджело. Фрески на восточной стене (у входа, напротив алтаря) «Вознесение Христа» Гирландайо и «Спор у тела Моисея» Синьорелли были повреждены из-за падения архитрава в 1522 году и перерисованы. Работу выполнили соответственно и .
Сикстинский плафон Микеланджело
Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело , созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения . Со сложнейшей задачей, поставленной папой Юлием II перед Микеланджело — тот называл себя скульптором, а не живописцем, и ранее ему не приходилось осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер справился в рекордные сроки.
Страшный суд
«Страшный суд» ( итал. Giudizio universale ) — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы. Художник работал над ней четыре года — с 1536-го по 1541-й. Он вернулся в Сикстинскую капеллу через двадцать пять лет после завершения росписи её потолка . Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис . «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.
В конце 1514 года папа Лев X , намереваясь связать свое имя с Сикстинской капеллой, заказал Рафаэлю Санти картоны для шпалер на сюжеты « Деяний Святых Апостолов » для оформления капеллы. Десять шпалер (по пять с каждой стороны) должны были украсить нижнюю часть боковых стен капеллы. Их сюжеты, взятые из Евангелий и книги Деяний Святых Апостолов из истории Святых Петра и Павла, согласно заданной программе, соответствуют фрескам в срединном регистре Сикстинской капеллы с историями Христа и Моисея, выполненным флорентийскими и умбрийскими художниками в 1481—1483 годах. По замыслу папы шпалеры также должны были связать историю Апостолов с историей от Сотворения мира до первого завета Бога людям (Скрижали Закона Моисея), изображённой Микеланджело на плафоне капеллы (1508—1512), а также с темой преемственности пришествия Христа, «передачи ключей» апостолу Петру и истории папства. Шпалеры изготавливали в 1517—1519 годах в Брюсселе на мануфактуре Питера Кука ван Альста при участии Бернарта ван Орлея .
Шпалеры вывешивали в капелле в особо торжественных случаях. В настоящее время они экспонируются в отдельном зале вместе с поздними картинами Рафаэля: «Мадонна ди Фолиньо» (1511), «Коронование Девы Марии» (1502—1504) и «Преображение» (1519—1520) в Пинакотеке Ватикана , в затемнённом помещении при мягком свете (попеременно, всегда семь из десяти). В самой капелле на их месте написаны в технике фрески условные «занавеси».
При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как Папская капелла ( итал. cappella pontificia, cappella papale ; часто именуется просто «Сикстинской капеллой», итал. cappella Sistina ), — один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви. Папская капелла, задуманная (после исторического перерыва) как продолжение средневековой папской Schola cantorum , была основана Сикстом IV в 1471 году (под названием «Collegio dei Cappellani cantori») и первоначально состояла из 24 членов. Первую мессу с новым хором Сикст отслужил на Успение Богородицы 15 августа 1483 года. К XVI веку членство в папской капелле стало чрезвычайно почётным (и прибыльным) для музыкантов всей католической Европы — здесь служили Жоскен Депре , Кристобаль де Моралес , Дж. М. Нанино и другие. Несколько крупных композиторов эпохи Возрождения, работавших здесь в XVI — первой половине XVII века, объединяются понятием Римской школы . Нынешнее название « Cappella musicale pontificia Sistina » установилось с XIX века.
Современная «Сикстинская капелла» — большой концертный хор, исполняющий не только сочинения композиторов Римской школы , но и вообще любую хоровую музыку, в том числе, композиторов XX и XXI веков. С историческим прототипом связывают его лишь два принципа: гендерное ограничение (только мужчины и мальчики) и отсутствие инструментального сопровождения пения.
Фрески Сикстинской капеллы несколько раз подвергались реставрации, самая недавняя из которых проводилась с 1980 по 1994 год. Эта последняя реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, вызвав противоречивые отклики, критику и споры.